НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Куда лететь и зачем?

10 Апреля 2015 г.

kosmos

Куда лететь и зачем? Российская космонавтика ищет ответы на непростые вопросы.

В преддверии Дня космонавтики «Труд» предоставляет слово двум авторитетным специалистам, знаковым фигурам ракетно-космической отрасли, не для праздничного тоста. Отечественная космонавтика — на исторической развилке. В эти дни перспективные проекты в области пилотируемой космонавтики будут представлены президенту РФ. Говорят, подготовлены весьма масштабные, яркие, интересные предложения. Но, как недавно выразился вице-премьер Дмитрий Рогозин, главная проблема российской космической отрасли — целеполагание.

Куда лететь, зачем, какие стратегические цели ставить в освоении космического пространства? На сей счет в последние годы было много дискуссий, несколько утвержденных программ с вереницей поправок к ним. Есть приятные цифры. Россия продолжает удерживать первое место в мире по количеству космических пусков: в прошлом году наши ракеты стартовали 38 раз, это рекорд в российской истории (в США — 23, всего в мире — 92; для сравнения: в 1982-м СССР осуществил 108 запусков). В том же 2014-м Россия вывела на орбиту 80 аппаратов (тоже рекорд). Долгожданным событием стали испытательные запуски новой ракеты «Ангара» — легкого и тяжелого класса. А в пилотируемой космонавтике россияне продолжают полеты на МКС. Прибавьте к этому структурные реформы, перестройку управления отраслью...

Но главные цели так и не ясны даже профессионалам, работающим в отрасли десятилетиями. Окидывая взглядом громадье новых планов, вспомним о планах недавних. Где, например, корабль «Клипер», еще десятилетие назад широко представленный общественности как прорывной проект? Не видно и с помпой анонсированного межорбитального буксира многократного использования «Паром», который предполагалось запустить в 2009-м...

Возможно, судьба новых проектов окажется счастливее. Однако для этого предстоит кардинально перестроить работу отрасли. «Если продолжать все делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда», — заявил недавно космонавт, первый замдиректора ЦНИИмаш Сергей Крикалев на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

Что же тревожит специалистов сегодня, спустя 54 года после знаменитой гагаринской весны? Для предметного разговора «Труд» пригласил действующего космонавта и ветерана отрасли, руководившего соответствующим министерством в советскую эпоху.

Павел ВИНОГРАДОВ — замруководителя Летно-космического центра РКК «Энергия», Герой России. За его плечами три командировки на орбиту общей продолжительностью полтора года, семь выходов в открытый космос. 60-летие встретил полтора года назад на МКС. Инженер, конструктор, имеет два высших технических образования. «Наша космонавтика, — говорит он, — по многим направлениям продолжает вяло пробуксовывать. Нет впечатляющих, амбициозных идей, преобладает инерционный подход. Мы сильно отстали в освоении дальнего космоса, нет ярких проектов и в околоземном пространстве. Темпы абсолютно не космические. Нового пилотируемого корабля так и нет. Ракета «Ангара» наконец полетела, но это пример немыслимого долгостроя — более 20 лет, это машина из 80-х. Здесь сравнение с американцами не в нашу пользу: США энергично делают тяжелый носитель, который позволит отправлять корабли и на Марс, и на Луну. А нам, оказывается, такая ракета до 2028 года вовсе не нужна. А ведь интересных задач много. Они обсуждаются и... откладываются в долгий ящик. Например, создание посещаемой станции на окололунной орбите. Или современная обсерватория в точке Лагранжа на полпути между Луной и Землей, где радары могли бы заранее предупредить землян о приближении опасного астероида».

Прав Павел Виноградов. Но почему нет дерзких проектов? Да в первую очередь потому, что только очень компетентные люди могут предлагать прорывные идеи и брать на себя риски. Большинство же сегодняшних руководителей предпочитают заниматься модернизацией или же продвигаться небольшими шажками. Для них задачей номер один становится «оптимизация расходов» и получение прибыли. «Эффективные менеджеры» нередко приходят, чтобы разогнать, разрушить, сэкономить. Так не должно быть. Хотелось бы надеяться, что время дилетантов заканчивается. Уже понятно, что в такой наукоемкой отрасли, как космонавтика, без настоящих профессионалов на верхних этажах управления не обойтись. Именно из-за их отсутствия в руководящих кабинетах столько интересных проектов было загублено за последние годы.

«Бюрократическая трясина, перестраховка, феноменальная неэффективность управления тормозят и губят дело, — считает Павел Владимирович. — Так, чтобы включить новый эксперимент в научную программу на МКС, требуются годы и огромная пробивная энергия. Знаю случай, когда ученый, устав от волокиты, подался в Южную Корею. Там на все про все уходит три месяца. Эти же эксперименты отправятся на МКС, но уже под флагом Кореи...»

Борис БАЛЬМОНТ — один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии. «От выбора стратегии развития, а также структуры управления отраслью зависят и будущие успехи или неудачи на звездном пути, и место России в мировой космонавтике, — говорит специалист. — Недавно новый руководитель Роскосмоса Игорь Комаров прямо заявил: у нас задача одна — быть первыми. Но для этого необходимо объединить усилия предприятий, КБ, НИИ на главных направлениях. А тут пока творятся странные вещи. Куда уж дальше, если Роскосмос судится с РКК «Энергия», пытаясь получить деньги за неисполненные контракты. А что творится на строительстве космодрома Восточный! То объявляется о систематических хищениях, то о забастовках рабочих, месяцами не получающих зарплату. В СССР всякое бывало, но подобное представить в космической отрасли было просто невозможно. Конечно, сегодня в экономике иные правила. Но в космонавтике, в госсекторе необходима жесткая вертикаль управления. Да и Рос-космос, по моему убеждению, должен быть федеральным ведомством, государственным органом, а не госкорпорацией.

Другой принципиальный вопрос — борьба с параллелизмом, дублированием на предприятиях. Решено покончить с этим: дескать, зачем тратить лишние деньги. Но очень плохо, если под этим лозунгом окончательно вытравится конкуренция в отрасли. Вспомним советский опыт: пилотируемый корабль создавался и у Королева, и у Челомея, ракетные двигатели — и у Глушко, и у Кузнецова: Дух такой состязательности не должен совсем исчезнуть.

Пора заканчивать с шараханьем из одной крайности в другую при определении стратегического курса. То сверхтяжелый носитель нам нужен, то не очень. То провозглашаем скорое сворачивание работы на МКС, то затем продлеваем наше участие в проекте до 2024 года. То собираемся создать свою национальную космическую станцию, то заявляем, что нужна еще одна международная: Впечатление, что на штурвале отрасли нет сильной и опытной руки. А процесс структурных преобразований непомерно затянулся. Позволю себе еще одну параллель с прошлым. Когда полвека назад было воссоздано Министерство общего машиностроения, то уже через месяц вся эта огромная промышленная махина, все предприятия заработали в единой упряжке на полную мощь...

Приведу пример недальновидности стратегов нашей космической отрасли. В США сейчас строится крупнейший в авиации самолет Roc, предназначенный для запуска ракет из стратосферы. Размах крыльев — 117 метров, максимальный вес — 540 тонн. Это значительно больше Ан-225 «Мрия», созданного в СССР в рамках проекта многоразового «Бурана». Первый полет американского гиганта намечен на конец нынешнего года, а запуск ракеты с самолета — на 2016-й. У нас были в этой области неплохие разработки, предложения по проекту «Воздушный старт». В том числе и касающиеся запуска космических кораблей из стратосферы по суборбитальной траектории. Но за многие годы никакого интереса и поддержки эти проекты не нашли — ни у чиновников Роскосмоса, ни у частных инвесторов. При таком тоскливом равнодушии наше отставание в мировой космонавтике будет нарастать«.

P.S. Да, можно посочувствовать нынешнему главе Роскосмоса, экс-президенту «АвтоВАЗа» 50-летнему Игорю Комарову, которому поручили вытащить незнакомую ему ракетно-космическую отрасль из кризиса и провести в ней давно обещанные реформы. Он работает по 16 часов в сутки, собирает экспертные советы, мотается по предприятиям, решает огромное количество оперативных вопросов: Но главное сегодня — определить вектор развития. А потенциальные возможности для новых серьезных достижений за пределами Земли у России по-прежнему есть.

По инф.vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: