НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Когда ждать новые учебники истории?

18 Марта 2014 г.

student-2

Какие изменения будут внесены в новые учебники истории? Когда ждать новых книг в школах? Почему история стала одним из самых популярных предметов? На эти и другие вопросы «Российской газете» отвечает проректор РГГУ по учебной работе, председатель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по истории для ЕГЭ Александр Безбородов.

– Скоро в школы придут новые учебники истории. Что поменяется в ЕГЭ по этому предмету?

Александр Безбородов: В этом году ничего. Другое дело - 2015 год. Вопросы ЕГЭ должны соответствовать тем идеям, которые заложены в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Предстоит большая работа, и не только по терминологии. Будут изменения по существу. Например, иначе теперь трактуется понятие "застой в брежневскую эпоху", что не всегда справедливо для 1960-х - 1970-х годов, а также первой половины 1980-х годов.

Когда Хрущева сменил Брежнев, еще не были до конца преодолены последствия Карибского кризиса. А 1975 год - это уже подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, когда в международных отношениях наметилось потепление. Это же совершенно разные эпохи, и нельзя определять их одним словом "застой".

– То есть эти события будут даны в вопросах отдельно?

Александр Безбородов: Да. Некоторые вопросы будут детализированы. Сейчас обсуждается необходимость блока тестов, которые проверяют знание фактов и нацелены на запоминание. Так ли уж они нужны? Некоторые эксперты считают подобные задания примитивными и предлагают подумать над тем, как их совместить с другими.

– Хотела бы уточнить: новые учебники школа получит к следующему учебному году?

Александр Безбородов: Не уверен. Президент дал срок - один год. И забегания вперед в таком сложном вопросе не очень желательны. Другое дело КИМы - контрольно-измерительные материалы. А проще - тесты. Их скорректируют в соответствии с концепцией. Все новшества будут отражены в демоверсии ЕГЭ-2015, мы как раз разрабатываем ее.

Так что если в школы в этом году придут учебники, не вполне учитывающие концепцию, ЕГЭ их дополнит. И тут очень многое зависит от педагогов. 60 тысяч учителей истории и обществознания пройдут через систему повышения квалификации, для них будут написаны пособия по трудным вопросам истории.

– Когда брошюры будут готовы?

Александр Безбородов: Надеюсь, к концу 2014 года учебные пособия школы получат.

– Современная история пишется буквально на наших глазах. Отсюда вопрос: как часто должны обновляться учебники истории? К примеру, нынешние события, связанные с Украиной, войдут в учебники в следующем году?

Александр Безбородов: Одни ученые говорят, что должно пройти не менее 50 лет, прежде чем события станут историей. Другие считают, что это время - 25 лет. Есть те, кто полагает: вот мы с вами сейчас разговариваем, это уже история. Но у кого более адекватное восприятие - у нас сегодня или у тех, кто будет рассматривать эти события через 50 лет?

– Скажите, а какой период истории интересует сегодня молодежь больше всего?

Александр Безбородов: Война 1812 года, Великая Отечественная война. Сейчас очень популярны полевые театрализованные представления, а все это усиливает интерес к прошлому. Роль государства в историческом, патриотическом воспитании должна быть определяющей. Без этого немыслим никакой единый курс истории, иначе появятся "патриоты" с битами в руках.

Исторические факты - упрямая, но хитрая вещь. Их можно трактовать по-разному, и без глубокого знания истории ты можешь стать жертвой манипуляторов.

– Так, может, историю надо преподавать не по учебникам, а по первоисточникам?

Александр Безбородов: В старших классах надо пользоваться и учебниками, и источниками. И самая сложная в ЕГЭ часть ориентирует именно на это. Я бы добавил в школьную программу часы на изучение Конституции Российской Федерации. Ученики сплошь и рядом "плывут", отвечая на вопросы, связанные с этим документом.

Вообще история - это пространство для самообразования. Надо самому читать, разбираться, уметь понимать верно источники. Но даже в профильном вузе получить глубокие знания по истории нелегко. Не говоря уже о школе, где на историю отводится два урока в неделю.

– Прозвучало предложение: ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, поскольку россияне разучились грамотно и связно говорить по-русски. Не стоит ли это сделать и в ЕГЭ по истории?

Александр Безбородов: Согласен. Послушаешь молодежь: "как бы", "на самом деле", "короче"... Сплошь компьютеризмы и англицизмы. Общение с помощью безграмотных СМС. Снижается не только общий уровень культуры - теряются навыки разговора, логических связок.

Компетентно

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

- На создание нового учебника и всего комплекса учебно-методических материалов уйдет минимум полтора-два года. К началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, и в каждой школе она будет использоваться как основа для преподавания истории. Одновременно школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, преподавания литературы с преподаванием истории России.

Мы сейчас проводим экспертизу всех учебников, которые входят в федеральный перечень. Там сейчас 11 линеек по истории России. Пока не будет нового единого учебника, будут использоваться в школе только те линейки, которые полностью соответствуют этой концепции.

Василий Зверев, профессор кафедры истории российской государственности РАНХиГС при президенте РФ:

- Допускаю, что при изменении КИМов по истории могут возникнуть технологические сложности. Но необходимость в едином подходе к датам, понятиям, фамилиям, персоналиям возникла давно. Считаю очень правильным линейное преподавание истории в школе, потому что в 9-м классе ученики еще не готовы к пониманию современной истории. А в 11-м уже можно давать этот материал.

Не исключаю, что в ЕГЭ по истории может появиться устная часть. Но сразу возникает вопрос: как объективно оценить ответ ученика. Что оценивать? Красноречие, аргументацию, причинно-следственные связи? Кто будет проверять устный ответ - регионы или федеральный центр?

Цифры и факты

В курсе российской истории хуже всего школьники и студенты знают:

- послевоенный период (1945 - 1955 годы)

- совнархозовскую реформу

- хрущевскую оттепель

- историю литературы, в том числе - советской

ЕГЭ по истории сдавали выпускники:

2011 году - 151 859

2012 году - 164 267

2013 год - 164 219

2014 году - около 170 тысяч

Сколько стоит репетитор к ЕГЭ по истории (за занятие):

- профессионал, выпускник МГИМО, МГУ, РАГС, МГЮА, РГГУ - 2000 руб.

- специалист, выпускник пединститутов, гуманитарных факультетов - 1000-1500 руб.

- студент - 500-1200 руб.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!