НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Когда "громыхают одни победы", теряется значимость их цены

30 Апреля 2015 г.

Как в наши дни следует рассказывать детям о войне? Успех патриотического воспитания возможен, когда подрастающее поколение будет знать малую историю своей семьи — и еще, если ему не будут лгать, считает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

— Евгений Абрамович, современное российское государство не на шутку озабочено проблемой военно-патриотического воспитания — только вот, пока что-то не видно его впечатляющих результатов. Как лучше быть тем, кто взял на себя ответственность за молодое поколение?

— Во-первых, правильно, что усилилось внимание не только к юбилею Победы, но и в принципе к этой странице нашей истории. Потому что, действительно, уж коль скоро воспитывать уважение к своей стране, то, конечно, на ее наиболее мощных и славных страницах. И то, что еще недавно о Великой Отечественной войне в учебниках говорилось вскользь и скороговоркой — это, конечно, надо преодолевать.

Но вот что хорошо надо понимать: это уже другой разговор, чем разговор с предыдущим поколением. Речь уже даже не о дедушках и бабушках. Речь о такой исторической дистанции, на которой от нас когда-то находилась гражданская война, например. Даже больше.

— Мы с вами учились в глубоко советской школе. Что называется, "как сейчас помню": война была гораздо ближе к нам, ветеранов было несравнимо больше, они были гораздо моложе, и ценность Победы никто никогда в жизни не ставил под сомнение. Но как же все это было скучно!

— Конечно, ветеранов сегодня совсем уже мало. И это вообще неправильный путь, когда человека в глубоко пожилом возрасте заставляют часами рассказывать. Слова – не главное. Лучше прийти к ветерану домой и помочь. Принести какие-то гостинцы, просто помочь в этой жизни. Мало ли у стариков проблем! Современный вариант тимуровского движения: глубоко пожилому человеку заслуженному – просто помочь. И заодно – пообщаться.

Собственно, это и есть главная идеология сегодняшнего воспитания и образования — диалоговая ситуация, интерактивная. Не кто-то стоит и вещает подростку, у чего сегодня эффективность не очень высока — а включение его самого в "проектную деятельность", если выражаться педагогическим языком.

И еще. По тому опыту, который есть у меня и вокруг меня (а я во многих таких акциях участвую, вижу, поддерживаю), наиболее эффективна сегодня в разных форматах, проектах и конкурсах, в школах и вне школ такая практика, чтобы все начиналось с малой родины, со своей семьи, с семейного опыта.

Надо понимать, что наше время — это время достаточно хорошо сохранившейся документации. Это все-таки не то же самое, что у наших предков сто лет назад, у которых не было фотографий их предков.

— А много ли сохранилось в семьях? Даже как-то верится с трудом.

— В семьях сохранилось достаточно много. А для наших детей, которые лучше нас владеют компьютером, взять и сделать в Интернете страничку о своей родне на войне, со сканированием, перелистыванием, интересным дизайном — это увлекательная работа. Которая одновременно приносит гордость от того, что ты это делаешь не про кого-то, а про своего прадеда.

И вот эти подлинные документы — в эпоху интернета, где гуляет куча всякой информации — подлинность фотографий, фронтового письма, истории собственной семьи и т. д. — производит наиболее сильное впечатление. И делает детей и подростков участниками этого постижения истории.

И еще: особенность подросткового возраста в том, что они верят друг другу куда больше, чем взрослым. Это работает лучше всего. Это производит очень сильное впечатление не только на самого подростка, который это готовит, но и на остальных в классе. Потому что личная подлинность и личная человеческая интонация ценятся ими очень сильно. И несколько таких презентаций одноклассников могут оказаться более важными и нужными, чем пафос взрослых.

Когда речь идет о своей семье или хотя бы о своем городке — о том, что происходило непосредственно здесь, будь то на фронте или в тылу — тогда дети начинают иначе смотреть на свои улицы, дома и т. д.

Второй момент, который мне кажется очень важным — отказ от, простым языком говоря, шапкозакидательства.

— К сожалению, у нас это дело далеко не изжито.

— Да, когда "громыхают одни победы", перестает быть значимой их цена. Поэтому, несмотря на то, что есть особенности восприятия боли, смерти и т. д. детьми, тем не менее, необходимо говорить о жертвах войны и о том, что это не только праздник, но праздник со слезами на глазах. И эти слезы не должны вытираться. Чтобы не получилось, что война — это такое, очень веселое занятие, красивое и победное.

Нет, война — это страшно, и надо прилагать все возможные усилия, чтобы ее избежать. Но коль надо защищать свою страну, свой дом, своих близких — это другой вопрос. Вот эта идеология очень важна.

А сейчас, как мне кажется, многие увлекаются чисто парадной стороной: парады, красивые бои, увлекательные игры, где все взрывается и стреляет. И теряется цена войны, вот эти страшные вещи, которые были не только на фронте, но и в тылу: голод, труд с утра до ночи, в том числе детский. Все для Победы, но какой ценой.

Очень важно, чтобы эта громыхающая история, что, вот война — это так здорово, красиво, победительно, и мы сильнее всех, и давайте еще! — вот этого чтобы не было. Чтобы дети наши понимали, что надо всеми силами стараться сохранить мир. И что ради этого и была война — чтобы дальше был мир. Что миром кончается любая война, и надо этот мир строить. Что да, должна быть сильная страна — но во имя мира.

И я считаю, что, действительно, наш вклад в победу во Второй мировой войне столь значим, что Россия вполне может акцентировать на этом внимание и говорить о национальной Отечественной войне. Другое дело, что, конечно, есть много сложных моментов войны.

— А как с ними быть?

— Здесь надо сказать: понятно, что в военной истории и в истории Советского Союза этого периода есть много непростых моментов. И для меня главный критерий очень простой. Он заключается в том, что не надо врать!

Никогда не надо врать детям. Это не значит, что нужно им рассказывать вещи, не адекватные возрасту. Есть возрастное восприятие и понимание для каждого возраста. Но это не значит, что надо врать.

Старшеклассники, поверьте, это люди, которые уже постигают все — и предательство, и любовь, и дружбу, и жизнь, и смерть, и рождение, и счастье, и несчастье. Ранняя юность — это период самых острых, больных вопросов. Ребята вполне способны воспринимать сложность этого мира и жить в этом сложном мире. Поэтому упрощать ситуацию не надо. Они все равно столкнутся с гораздо более сложным миром, чем то, что им будет выдумывать, пусть даже из благих соображений, преподаватель или кто-то еще, кто будет говорить с ними о войне.

В эти дни, когда речь идет о юбилее Победы, простительно и понятно, что, действительно, прежде всего отмечается Победа. Конечно, в этот день будут салюты, и праздника больше, чем трагедии. Но это не единственный день в году. Надо понимать, что после 9 мая будет следующий день. И на следующий год снова и снова в обществе будут звучать вопросы войны, никуда они не денутся.

И надо хорошо понимать, что в нынешнем информационном пространстве не только школа, урок и учебник — а часто и не столько учебник, урок и учитель, сколько вообще все, что происходит вокруг нас, является средой образования и воспитания. Телевидение, Интернет, игры компьютерные и кино, и все, что хотите.

— Если говорить об искусстве, то как раз последние фильмы художественные, сделанные при государственной поддержке, оставляют впечатление очень спорное. Опять занялись нравоучениями.

— Кино, театр, игры интерактивные, среда Интернета — это проблема совершенно нерешенная в нашей стране. Необходимо, чтобы все-таки учитывались особенности нынешнего поколения, язык, наиболее привычные для них коммуникативные формы. Потому что очень часто из благих соображений что-то делается, но подростки этого не воспринимают, для них это скучно, непонятно, слишком пафосно, торжественно и т. д.

Фильмы, которые были сняты сразу после войны — это было одно. Фильмы 1960-х гг., которые были фильмами моей юности, и 1970-х гг. — "Летят журавли" и все остальное — это был уже другой разговор о войне, чем во время войны и сразу после нее. Следующие фильмы — такие как "А зори здесь тихие", пронзительные картины, тоже были сняты уже по-другому и, в общем, про другое. Хотя все про то же, про ту же войну и ту же Победу, и главные вещи там были те же, но уже другой язык. Не "громокипящие картины", а камерная и пронзительная история девушек.

А вот сегодня таких примеров я не знаю, и это, пожалуй, самое серьезное. И принятием программ патриотических такие проблемы не решаются. Здесь что-то должно произойти в самом сознании. Должна быть найдена эта нота, щемящая, достойная и адекватная нынешнему времени. Это очень трудная задача для настоящих художников, и – неподъемная для тех халтурщиков, которые готовы взять большие деньги господдержки и быстро, к дате их реализовать.

Ну, а образование у нас чрезвычайно разнообразное, как раньше, так и сейчас. Есть те учителя, кто "отчитывается". И их казенные и барабанные мероприятия наносят вред, выхолащивая то, что делает страну страной и поколение поколением. А есть те, кто на самом деле ищет и добирается до истины, попускает это через себя, и ребята это чувствуют. Они очень чутки и к фальши и к правде.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!