НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Чем наша Боярская Дума хуже современных парламентов?

24 Декабря 2015 г.

Год уже почти подходит к концу, и за чередой стремительно развивающихся событий мы совсем забыли о двух важных для мировой истории круглых датах. Именно в этом году исполняется 800 лет со дня появления первой в мире конституции и 750 лет со дня появления первого в мире парламента.

И то и другое произошло в одной стране. Но как вы думаете, в какой?.. Оказывается, именно в той стране, в которой сейчас конституции как таковой нет – в Англии.

В 1215 году король Иоанн Безземельный, правление которого было крайне неудачным – страна потеряла почти все свои французские владения – подписал «Великую хартию вольностей» (Magna Carta): историки называют ее первой в мире конституцией. Была впервые предпринята попытка подчинить короля закону.

Власть монарха ограничивалась в судебной и налоговой сферах, а для наблюдения за действиями короля учреждался комитет из 25 баронов. Одним словом, олигархия в средневековом варианте.

В 1265 году, при Генрихе III, сыне Иоанна Безземельного, в Англии возник первый в мире парламент – первоначально в виде высшей судебной инстанции, которая позже трансформировалась в палату лордов.

С тех пор история Англии изобилует примерами противоборства короля и парламента. Король Карл I, правивший в XVII веке, не хотел делиться властью с парламентом, за что поплатился жизнью на эшафоте. Хотя, собственно, с чего ему было ей делиться – он же король. Однако оказалось, что у короля попросту не было денег на войны с соседними государствами и на то, чтобы собрать армию для подавления внутренних восстаний.

Ситуация странная. В таких случаях король был вынужден обращаться к парламенту. А парламент состоял из представителей «новых помещиков» и буржуазии и действовал в их интересах. И он даже не собирался давать всю полноту власти королю. Сначала принял «Великую ремонстрацию», резко ограничивавшую королевскую власть, а впоследствии палата общин постановила, что если король не созывает парламент в течение трех лет, то парламент имеет право собраться сам, без королевского разрешения.

Так называемый Долгий парламент предъявил королю требования, чтобы господствующая в государстве церковь подчинялась не королю, а парламенту (читай, крупным промышленникам и землевладельцам), и чтобы министры были ответственны перед парламентом, то есть выходили в отставку, если парламент отвергнет их мероприятия.

Другой король, Яков II, продолжил бороться с парламентом. В результате через три года он был свергнут, и те, с кем он боролся, призвали на помощь правителя Нидерландов Вильгельма Оранского с его войском. Парламент провозгласил его английским королем (причем Вильгельм остался в то же время и правителем Нидерландов) и заставил нового английского короля Вильгельма III подписать «Билль о правах».

По этому закону подати и другие денежные сборы мог устанавливать только парламент. Вопросы о наборе армии и отпуске денег на ее содержание решал тоже парламент. Иначе говоря, устанавливалось, что важнейшие вопросы должен решать не король, а парламент.

Еще более ослабил королевскую власть закон о престолонаследии 1701 года, по которому после Вильгельма престол должен был перейти к князькам из Ганновера, маленького немецкого княжества. Этим же законом было установлено, что решения короля получают силу только в том случае, если на документе имеется подпись премьер-министра.

Все министры были обязаны проводить в жизнь решения парламента. В дальнейшем установился такой порядок: в случае несогласия с этими решениями министр уходил в отставку. Реальная власть окончательно перешла от короля к парламенту.

Место в палате общин мог купить каждый богатый человек. Купив одно из обезлюдевших «гнилых» местечек, его собственник приобретал вместе с ним место в парламенте. Продажными были не только места в парламенте, но и сами депутаты, проводившие дела за взятки и вымогавшие у министров подачки за поддержку кабинета.

Английская модель государственного устройства, сложившаяся с тех времен и позже, с ростом Британской империи, распространившаяся по всему миру – отсутствие реальной власти у короля и сильные позиции парламента, представляющего аристократию и финансовые элиты.

Обладает ли сегодня британская королева реальной властью – вопрос дискуссионный, хотя таких полномочий нет, пожалуй, ни у одного главы государства в мире.

Сегодня английская модель политического устройства – хотя и не совсем понятно, на каком основании – принята в той или иной форме почти в каждой стране. И похоже, что мало кто задумывается над тем, насколько эта модель себя оправдывает и насколько она приемлема, насколько вообще нужна именно в его стране, обладающей своими традициями и своей культурой.

Западная, в первую очередь англосаксонская, модель политического устройства успешна вовсе не потому, что она идеальна по своей форме и содержанию, а потому, что центральные банки этих стран могут создавать валюту, не подкрепленную реальным содержанием.

Русская модель, наоборот, подразумевает полноту власти у главы государства и подчиненную роль совещательного органа (парламента). Наша Боярская Дума исторически была советом мудрых людей (бояре, по Татищеву, – «мудрые головы»), советом старейшин. Так было и во многих других древних культурах, и в самой Англии, где когда-то существовал витенагемот, буквально – «собрание мудрых людей», послуживший прообразом парламента.

Между советом мудрых, опытных людей и представителями интересов крупного промышленного и финансового капитала, согласитесь, существует большая разница. Первые думают головой и имеют целью заботу о благосостоянии народа и процветании государства, вторые думают кошельком своих хозяев и заботятся об их интересах под видом заботы о народе.

Чем наша Боярская Дума была хуже современных парламентов? Дума, по крайней мере, от слова «думать», а парламент – от слова «говорить». Боярская Дума имела функции совещательного органа и не оспаривала власть царя, а в Англии парламент контролировал действия короля.

Сегодня английский парламент обладает большой властью. Он фактически осуществляет контроль за деятельностью правительства, которое несет коллективную ответственность перед парламентом, и может потребовать отставки того или иного министра.

Высшая судебная инстанция Великобритании – судебная коллегия палаты лордов, состоящая из лорда-канцлера и судебных лордов. Высшим судебным должностным лицом является лорд-канцлер, он же глава совета правительства по правовым вопросам и спикер палаты лордов. В Апелляционный суд входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд – главный судья, а также до 18 лордов – апелляционных судей.

Таким образом, парламент сосредотачивает в себе нити управления тремя ветвями власти.

Если считалось, что король или наш русский царь представлял власть от Бога, был его наместником на земле, то чью власть представляют наследные лорды и члены парламента в западных странах? Банкиров и владельцев корпораций?.. Впрочем, у них слова «господь» и «лорд» пишутся и звучат одинаково.

Король – исторический наследник титула князя или воеводы – был нужен аристократии и олигархической верхушке для прикрытия своего реального управления и в качестве козла отпущения для перекладывания на него вины за свои ошибки. В русской же истории у царя были совсем другие функции – это был самодержный правитель, получивший власть от Бога.

И разве должны были им управлять люди, которым разными путями удалось набить свои карманы большим количеством денег? А купечество у нас стояло на иерархической лестнице ниже дворянства – государевых слуг. Дело даже не в титуле главы государства – царь, генсек или президент, а в том, какими реальными полномочиями он обладает. Просто у них там своя модель, а у нас своя.

Когда в нашей Думе целые фракции блокируют законопроект о национализации Центрального банка, то в чьих интересах они действуют? Или когда депутаты не могут в должной форме принять изменения, ужесточающие наказание за сепаратизм, когда тянут с рассмотрением законопроекта о защите прав потребителей и указании цены товара не за упаковку, а за литр, килограмм и т. д.?

И это лишь немногие примеры. Конечно, говорить о том, что нам вообще не нужна Дума в ее нынешнем виде, нецелесообразно, но вот как сделать так, чтобы в нее входили только те, кто радеет о благе народа, а не о финансовых интересах своих спонсоров – вопрос актуальный. Ситуация эта проистекает из того, что само понятие партии обязано своим происхождением объединению некой группы людей для реализации через парламент своих интересов, а вовсе не интересов простого народа.

Что же касается конституции, 800-летие которой мы отмечаем в этом году, то, если вспомнить историю ее появления в нашем государстве, мы обнаружим, что в начале XX века, когда в отдельных либерально-революционных кругах активно велись разговоры о необходимости ее принятия, в других кругах она воспринималась совершенно иначе – как фактор, который существенно ограничит власть государя и приведет в итоге к низвержению исторически сложившейся формы русской государственной власти.

Если изучить, например, переписку Николая II и Александры Федоровны накануне и после «отречения», то последняя не раз высказывает свое негативное отношение к конституции, которую полагает ограничивающей самодержавие, данное Богом, или сравнивает с «ужасом».

Наконец, у той же Великобритании конституции как таковой фактически нет, есть всего лишь совокупность законодательных актов разных эпох начиная с 1215 года. Такое положение вещей фактически подразумевает огромный простор для действий как внутри, так и вовне государства.

Времена идут, но очень многое остается наследием прошлых лет, и люди далеко не всегда склонны думать над тем, откуда проистекает существующее положение вещей. Многие явления не вечны, а появились когда-то, и мыслящий человек может задуматься об их реальном предназначении и способах усовершенствования с учетом новых реалий.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!