НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Загадки Древней Руси

31 Января 2014 г.

alt

Петрозаводску – столице Карелии – недавно исполнилось триста лет, но земли, на которых он стоит, имеют историю куда более древнюю и таят множество поражающих историков загадок. Одна из таких загадок связана с происхождением Руси. Вот уже много столетий обсуждается эта проблема и научный поиск идёт непрестанно. И цель этой статьи – представить некоторые современные теории по  этоиму  сложному и весьма запутанному вопросу. Воззрения эти порою неожиданны и могут показаться спорными, однако знать их необходимо.

Начальные историко-географические абзацы великой «Повести временных лет», известнейшей русской летописи, посвящены «событиям всемирной истории в её средневековом понимании»: разделению Земли между сыновьями Ноя и расселению народов по их наделам. Тут читаем: «Иафет же получил страны северные и западные... В странах же Иафета сидят р у с ь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, литва, угра, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и прусы, чудь сидят близь моря Варяжского... Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, р у с ь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие...».

altИнтересно: в отрывке этом «русь» упомянута дважды и словом этим называются народы, жившие по разные стороны от Финского залива. Первая «русь» соседит с чудью (сегодня это эстонцы). Мы будем называть её для удобства «южнобалтийской». Вторая же «русь» соседствует с варяжскими народами. Будем называть её  «северобалтийской». Нет сомнения, что обе руси – и северо-и южнобалтийская – были этнически родственны. О том, что слово «Русь» может обозначать, высказано «тысяча и одно предположение». «Русь» производили от имени речки Роси и города Русы. От древнесеверного drot (дружина) и от финского ruotsi (так финны называют шведов). От древнескандинавского roder (гребец) и от сирийского hros...

Польский историк Хенрик Ловмяньский высказал в книге «Русь и норманны» любопытную мысль относительно этого имени: «Не могло ли оно восходить к корню raud «красный», «рыжий» и указывать на какую-то особенность территории». Это предположение Ловмяньского находит своё логическое продолжение в книге петербургского географа и историка Виктора Паранина «Историческая география летописной Руси», изданной, кстати, в Петрозаводске в издательстве «Карелия», в которой автор изложил новую теорию происхождения древней Руси.

Паранин обратил внимание на бытовавшую некогда в Восточной Европе систему для обозначения сторон горизонта и ориентации в пространстве. Называлась она «цветовой», а основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался красным цветом, север – чёрным, восток – синим (голубым), а запад – белым. Далее надо было определить язык, в котором могло возникнуть имя, соответствующее изложенным принципам. Поиск привёл к прибалтийско-финским языкам. При этом оказалось, что в одном из них, карельском, нашлись дивные слова: ruskej – «красный», и ряд производных: rusko – «заря», «румянец»; ruskotaa – «краснеть» и т. д. Никто до той поры (и до Паранина) толком над этим не задумывался. Очевидной стала лингвистическая основа слова «русь» как цветового символа южного элемента какой-то территориальной системы. Какой же именно? Для ответа на этот вопрос Паранин обратился к знаменитому карело-финскому эпосу «Калевала».

Главное эпическое время его – бронзовый век, рубеж эпохи бронзы и железа, примерно 100-й год до Рождества Христова. Основной же сюжет эпоса заключается в борьбе за обладание чудесной мельницей Сампо между героями, обитающими в южной Калевале (Вяйнеле), с жителями Похьелы (то есть Севера). По этому поводу знаток фольклора академик Борис Александрович Рыбаков заметил в статье «Сампо и сейды»: «Возможно, что битва за Сампо – не столкновение финнов и карел с лапландцами (саамами), а соперничество родственных между собой южных финно-карельских племен с северными тоже финно-карельскими племенами, веровавшими в того же верховного бога Укко, что и южане».

Обратите внимание: столкновение юга с севером, «красного» с «черным», ruskej с musta! Это – решающее для понимания будущей судьбы этнонима «русь» положение. Что оно означает? Во внутриплеменной борьбе южной части единого племени с северной (запечатленной в «Калевале», где борьба эта обрела вид битвы за Сампо), в борьбе «красного» с «чёрным», южная часть обособляется от северной – и при этом берет себе новое имя, как раз и связанное с ее географическим положением, то есть, «южная», «красная», ruskej – «русь»...

Продолжая развивать идею связи географического положения северобалтийской руси с политическим ее статусом, Паранин продолжает ее характеристику в таких словах: «Южная её часть, расположенная на крупном острове посреди залива, в одном из вариантов называлась Русью в силу своего положения. В Руси находился престол князей, властвовавших над варягами. Об этой Руси свидетельствует автор «Повести временных лет», утверждающий, что Рюрик был из варягов, звавшихся русью...».

Словом, Виктор Паранин вполне ясно назвал географический адрес «варяжской, северобалтийской руси». Это – южная часть древней Карельской земли, что находится, между прочим, на территории как нынешней Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга, а раньше представляла собою остров.

Но что же тогда вторая, южнобалтийская русь? Какой народ мог претендовать на родство с северобалтийской русью и на общую судьбу их начального этнического имени? У Паранина по этому поводу ясно высказанных предположений нет. Между тем ответ на поставленный вопрос лежит буквально на поверхности географической карты. Южнобалтийская русь – ни что иное, как народ, ставший позже именоваться ижорой, ижорцами.

По современным историко-лингвистическим и археологическим воззрениям, определённая часть корелы в конце, как полагают, I-го тысячелетия по Р. Х. отпочковалась от основной массы и осела на берегах Невы, южнее и западнее её, и образовала там самостоятельную этническую единицу – племя ижоры. Ижора и на самом деле по сию пору называет себя карелами, веря в то, что летописная корела и впрямь была её предком. Можно предположить, что переселение ижоры с «острова русов» на южное побережье Невы и Балтики могло начаться и раньше, то есть даже не позднее середины I-го тысячелетия по РХ.

altВ этом свете представляется возможным выстроить довольно ясную хронологическую схему территориального и общественного развития Карельско-Ижорского региона от послеледниковой поры до рубежа I и II тысячелетий по Р. Х.

– в послеледниковое время (около 18 000 лет до Р. Х.) земли нынешней Карелии начинает заселять первобытный человек; – к середине I тысячелетия до РХ по мнению специалистов лингвистов складывается языковая основа карельского племени;

– примерно с 100 года до РХ (то есть, с рубежа эпох бронзы и железа) растут столкновения южной и северной частей племени корелы, ставшие основой сюжета «Калевалы»;

– к середине первого тысячелетия по РХ южная часть корелы уже отделяется от северной и обретает имя «русь»; в эту же пору южный приневский и балтийский берега заселяются частью северобалтийской руси, приносящей туда имя «старшей сестры»;

– со второй половины I тысячелетия по РХ район Карельского перешейка и южных невско-балтийских берегов плотно заселяется и практически осваивается.

Теперь естественно поставить вопрос о том, как произошло, что «две руси» по прошествии какого-то времени сменили своё общее имя на два разных – «корелу» и «ижору». Приведу тут еще один отрывок из книги Виктора Паранина:

«...После призвания варягов во главе с Рюриком обширная страна, попавшая под их управление, стала называться Русью, что было естественно и понятно, ибо по отношению к земле варягов она занимала южное положение. Очевидно, в Приладожье, откуда мы выводим Рюрика, существовала страна с именем «Русь», однако вовсе не это было определяющим в наименовании земель, подчинившихся варягам, а южное направление варяжской экспансии. Позже, когда Олегом был взят Киев, название «Русь» распространилось и на Среднее Поднепровье. Это тоже было отражением развития Русского государства в южном направлении строго по меридиану».

Северобалтийская русь, таким образом, отдала свое этническое имя тем многочисленным племенам (преимущественно – славянским), что жили к югу от Балтики и были со временем объединены в единое государство русами – князьями-варягами... Такие прецеденты в истории уже встречались. В 697-м году по РХ орды хана Аспаруха напали на балканских славян, основали там Болгарское царство и отдали новым подданным этническое имя, которое они принесли на Балканы с волжского Булгара...

Что же до племени русь, то часть его продолжала жить на Карельском перешейке (он же – «остров русов»), по прошествии времени вернувшись, видимо, к имени, которым владела раньше. Таким образом «северобалтийская русь» вновь стала «корелой» и имя ее зафиксировала, датированная 1066-м годом, берестяная грамота N 590, найденная в новгородском Нутном раскопе: «Литва встала на корелу». А ещё через восемьдесят лет, в 1143-м году, корелу упомянула и «Новгородская первая летопись». Ошибка многих современных учёных в том, что они так прочно привязывают историю корелы к первому летописному упоминанию, что можно подумать, будто до 1143 года та вовсе и не существовала.

Историки высказывают по крайней мере три предположения, откуда происходит племенное этническое имя ижоры. Считают, что «Ингрия» может происходить от финско-карельского Inkeri maa («прекрасная земля»). От этого имени пошло название левого притока Невы – Ижоры (Inkeri, Ingeri). Позже шведы «привязали» к этому имени свою, шведскую, «землю»: land. И получился топоним-гибрид: Ingermanland, «Ингерманландия», нечто вроде «Земля прекрасной земли»...

Другие выводят Ингрию из личного имени князя: Игорь, или Ингвар. Епископ Иоаким в утерянной, но процитированной русским историком Василием Никитичем Татищевым летописи сообщает: «Имел Рюрик несколько жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норвежского князя, и когда та родила сына Игоря, дал ей обещанный при море град с Ижарою в вено (то есть, в дар, подносимый при женитьбе)».

Ещё одна версия связывает имя Ингрии с Ингигерд, женой Ярослава Мудрого, скандинавкой родом, дочерью шведского короля. Ей, опять-таки, в качестве свадебного подарка дана была Ладога (Альдейгьюборг по-шведски) и «все то ярлство, что к ней принадлежит», то есть и южные невские берега, где тогда жила русь-ижора. Имя «ижора» впервые встречается в русских летописях только в 1228-м году, хотя ещё за полвека до того «Ингрию» упомянул в своей булле папа Александр III.

Итак, «две руси» исчезли. Осталась одна, новая Русь – сначала – Старо-Ладожская, потом – Новгородская, а затем известная всем – Киевская. Потом она стала просто Русью, а еще позже – Россией.

Источник: yandex.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.