ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Забытая война

Изменить размер шрифта

alt

 

Музей Первой мировой войны в Царском Селе будут делать модные на своем поле компании по музейному проектированию Ralph Appelbaum Associates и Star Media. Над вопросом о том, почему нет музея, посвященного войне, в которой погибло два миллиона наших соотечественников, размышляет "Российская Газета".

Минкультуры России в целом одобрило концепцию экспозиции, но попросило ее доработать. И поручило это Российскому военно-историческому обществу (РВИО). Что не устроило Министерство культуры, почему Первую мировую считают "забытой" войной? Почему сбылись пророчества Григория Распутина? Об этом наш разговор с научным руководителем РВИО Михаилом Мягковым.

alt

Чиновники попросили художников "определить эмоциональные "реперные точки" - наиболее запоминающиеся посетителям музея моменты". И привели примеры: "бронепоезд "Хунхуз", женский батальон смерти. А я бы добавила сюжет об отношениях Николая II и Распутина. Только что вышел на экраны новый фильм, где Депардье в роли старца Григория предупреждает Машкова в роли царя: "Не объявляй мобилизацию - падет трон!"...

Михаил Мягков: Многие события, связанные с Распутиным, мифологизированы. Достоверных документов, что старец именно перед войной эти самые слова говорил Николаю II, нет. Но у царя действительно были серьезные опасения на счет вступления в войну. Есть воспоминания, к примеру, послов Великобритании и Франции, начальника Генерального штаба русской армии, военного министра и других действующих лиц той истории. Николай вначале подписал документ, объявляющий всеобщую мобилизацию, потом отозвал его. В конце концов, дал ему ход. Он колебался, потому что выступить против Германской империи с ее мощной армией - очень тяжелое решение. Но вот вопрос: возможно ли было свернуть с этого пути? Думаю, что к 1914 году - уже нет. Обязательства перед союзниками - Англией и Францией - прежде всего. Особые отношения с православными братскими балканскими народами, с Сербией. Что-то можно было изменить раньше, во второй половине XIX века, когда Россия оказывала серьезное давление на Германию, когда заключались договоры с Францией, когда разрастался боснийский кризис. Историки могут сегодня выдвигать разные версии, но избежать того, что произошло в августе 1914 года, Николай II уже не мог. Гипотеза о том, что Распутин мог предотвратить вступление России в Первую мировую войну, выглядит несостоятельной, поскольку на будущую бойню работали пропагандистские и военные машины фактически всех европейских государств. Весь мир подошел тогда к роковой черте.

Почему до сих пор нет нормального музея, посвященного войне, в которой погибло два миллиона наших соотечественников? Спроси прохожего на улице, кроме Брусиловского прорыва и газа иприта, ничего и не вспомнит про Первую мировую. Может быть, крупные советские и военные бонзы предпочитали замалчивать свое участие в царской войне?

Михаил Мягков: Действительно, для наших современников - это "неизвестная" война, хотя через нее прошли миллионы русских людей. Россия - единственная европейская страна, на территории которой нет ни одного памятника, посвященного жертвам той войны. Сегодняшние школьники на вопрос о ней вспоминают в лучшем случае о том, что она была "империалистической". Да, в советское время Первая мировая находилась в тени других и также эпохальных событий - революции, Гражданской и Великой Отечественной войн.

А насчет бонз... Скажем, маршал Георгий Жуков вовсе и не скрывал свое участие в войне 1914-1918 годов. В июне 1945 года он дал интервью иностранным корреспондентам, где с большой охотой и энтузиазмом рассказал о том, как ходил в ночной рейд в Первую мировую: взяли трех немецких солдат и офицера. Будущий маршал тогда отличился и очень этим гордился. Но политические и идеологические установки упоминать о Первой мировой по минимуму, к примеру, в мемуарах крупных военачальников, были. Поэтому перед теми, кто будет собирать экспонаты нового музея, стоит сложная задача: найти оставшиеся свидетельства простых участников войны.

И еще. Преемственность, хотели или нет того идеологи, все же была. Совсем недавно я с удивлением прочитал в газете за 1943 год заметку о том, как в одном из офицерских клубов читают две лекции для тех, кто уходит на фронт. Первая - "Сталинская наука побеждать", а следом вторая - "Традиции русского офицерства". А солдатский орден Славы трех степеней стал, по сути, преемником Георгиевского креста.

На сайте Российского военно-исторического общества написано: создавая композицию нового музея, нужно освободиться от идеологических установок. Это что значит?

Михаил Мягков: Начиная с 20-х годов минувшего века наши историки во главе со знаменитым Покровским считали Первую мировую войной империалистической, а Россию называли чуть ли не ее инициатором. Позже оценки стали более-менее сбалансированными, ответственность за развязывание войны в большей степени возложили на Германию. С этим согласились и английские, и французские, и даже немецкие ученые. Впрочем, до недавних пор освещение Первой мировой в учебниках и монографиях оставалось под прессом советской историографии. Хотя, нужно быть справедливым, в советское время работало множество замечательных историков, немало сделавших для того, чтобы Первая мировая была представлена без каких-то идеологических рамок. В 90-е пришла другая идеология. Ученым это очень мешает. Нужно просто больше знать о войне и ее героях.

Для музея выбрано место - Ратная палата в Царском Селе. Почему именно здесь?

Михаил Мягков: В 1911 году Елена Третьякова, вдова Сергея Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев. Царь распорядился на основе этой коллекции построить "Государеву Ратную палату" - Музей Славы русского оружия. В 1917 году он открылся, а в 1919 году был упразднен по понятным причинам.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе располагались госпитали, где сестрами милосердия служили царские дочери, и казармы. Есть кладбище, это место историческое, если говорить церковным языком, намоленное.

Какие фонды, кроме того, что подарила Третьякова, могут быть использованы в экспозиции?

Михаил Мягков: Сразу скажу, ни один из музеев нашей страны не обладает целостным экспозиционным комплексом, посвященным событиям 1914-1918 года. Коллекция Государственного Исторического музея по Первой мировой войне комплектовалась начиная с 1917 года. В результате работы "Комиссии для сбора трофеев и увековечения настоящей войны в памяти народа" ("Трофейная комиссия" 1917 года) были получены трофеи русской армии, в числе которых германские и австрийские знамена, памятные медальоны германских и австрийских солдат и офицеров, ключи от города Эрзерум. После закрытия Военно-исторического музея в 1927 году его собрание вошло в состав Исторического музея. Там реликвии полковых музеев Российской империи, материалы об участии в боевых операциях Первой мировой прославленных лейб-гвардии полков. Очень интересные фотографии, сделанные офицерами Финляндского и Преображенского полков в Восточной Пруссии, Галиции, Польше. Много карт, например, карта театра военных действий от 23 августа 1914 года, найденная у убитого австрийского офицера генштаба.

Правда, что во время Первой мировой в армии служили специальные фронтовые художники?

Михаил Мягков: Действительно, из Военно-артиллерийского музея в ГИМ попала часть уникальной коллекции живописных работ, выполненных бригадой фронтовых живописцев. Они фиксировали мельчайшие детали театра военных действий в годы войны.

Чего не хватает?

Михаил Мягков: Для создания полноценной экспозиции - много чего. Практически нет полевой униформы, в том числе российской, недостаточно изобразительных и документальных материалов о некоторых ключевых событиях, например, о событиях на Западном фронте, о русских экспедиционных силах на Западном, Салоникском и Месопотамском фронтах.

Поэтому, прежде чем музей заработает, нужно будет провести множество выставок и конференций, к примеру, по изучению памятников, хранящихся в фондах государственных музеев и в частных коллекциях. Исторический музей берет на себя обязательство в августе-сентябре 2014 года организовать полномасштабную научную музейную выставку по Первой мировой.

Что не устроило Министерство культуры РФ во время недавней презентации концепции музея? Им она показалась скучной?

Михаил Мягков: Ну почему же? За дело взялись настоящие профессионалы: Ralph Appelbaum Associates и кинокомпания Star Media сделали Еврейский музей и центр толерантности в Москве, который открылся в Москве год назад и получил премию газеты TheArtNewspaperRussia в номинации "Музей года". Историки согласны с авторами концепции: музей должен выполнять образовательную и научно-познавательную задачи. Поэтому особое внимание уделят забытым страницам войны, забытым битвам и победам русской армии. Не Брусиловским же прорывом единым... Кто знает о наших победах в Восточной Пруссии, об удачных Варшавско-Ивангородской, Эрзерумской и других операциях, о событиях, связанных с обороной крепости Осовец. Вооружение - это особая песня. Шутка ли сказать, начинали войну солдаты, которые были приучены смотреть только вперед, на противника, а к концу войны они вынуждены были уже смотреть в небо, не появится ли самолет-бомбардировщик.

Минкультуры упомянуло об эмоциях. Будет здорово, если все интерактивные "изюминки" музея заработают в общем резонансе: посетители выставки должны выйти из него со своим ощущением дыхания той войны. Опыт создания эмоционально наполненных экспозиций в мире есть, например, в Лондонском Имперском военном музее. А если будет сопереживание, то захочется оставить в музее и частицу истории собственной семьи. Это очень важно для новой композиции. Я уверен, что если постараться, каждый найдет у себя среди старых бумаг письмо, фотографию, открытку, пожелтевшую страничку из записной книжки той эпохи... Будет эмоциональный подъем, людям захочется поделиться воспоминаниями о своих предках в интерактивной книге памяти. Думаю, что это поможет нам при создании базы данных воевавших и погибших в Первой мировой войне. Это подтолкнет наше общество к заинтересованному поиску своих корней.

А у Военно-исторического общества есть замечания?

Михаил Мягков: Мы считаем, что нужен акцент на вопросах, почему Россия вступила в войну, чем нам сегодня гордиться, какие герои Первой мировой могут стать символами современной национальной идеи? Оживили бы экспозицию и разделы "Дети и война", "Женщины на войне", "Сестры милосердия", "Тыл"...

Вот вы говорите об именах-символах, которые впишутся в современное понимание патриотизма. Кого вы имеете в виду?

Михаил Мягков: Сегодня мы можем пересчитать их по пальцам: генералы Брусилов, Алексеев... Но есть еще генералы Щербачев, Селивачев, Слюсаренко, Плеве, которых, к сожалению, никто не помнит. Юденич, который воевал на Кавказе и не проиграл ни одного сражения! А его в свое время называли Суворовым Первой мировой войны. Мало кто знает и о простых героях, полных Георгиевских кавалерах. Сейчас трудно себе представить, что один человек может в отважной схватке зарубить более десятка вражеских солдат. А такой герой был. Это казак Кузьма Крючков.

Персона

Михаил Мягков - профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО - Университета МИД России. В 1993-м году окончил Российский Государственный гуманитарный университет, в 1997-м - Институт военной истории Минобороны России.

Доктор исторических наук, тема диссертации "Проблемы послевоенного устройства Европы в американо-советских отношениях 1941-1945 гг".

В Институте всеобщей истории РАН заведует Центром истории войн и геополитики, член Совета Ассоциации историков Второй мировой войны. Научный руководитель Российского военно-исторического общества.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.