НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Забытая война

17 Декабря 2013 г.

alt

 

Музей Первой мировой войны в Царском Селе будут делать модные на своем поле компании по музейному проектированию Ralph Appelbaum Associates и Star Media. Над вопросом о том, почему нет музея, посвященного войне, в которой погибло два миллиона наших соотечественников, размышляет "Российская Газета".

Минкультуры России в целом одобрило концепцию экспозиции, но попросило ее доработать. И поручило это Российскому военно-историческому обществу (РВИО). Что не устроило Министерство культуры, почему Первую мировую считают "забытой" войной? Почему сбылись пророчества Григория Распутина? Об этом наш разговор с научным руководителем РВИО Михаилом Мягковым.

alt

Чиновники попросили художников "определить эмоциональные "реперные точки" - наиболее запоминающиеся посетителям музея моменты". И привели примеры: "бронепоезд "Хунхуз", женский батальон смерти. А я бы добавила сюжет об отношениях Николая II и Распутина. Только что вышел на экраны новый фильм, где Депардье в роли старца Григория предупреждает Машкова в роли царя: "Не объявляй мобилизацию - падет трон!"...

Михаил Мягков: Многие события, связанные с Распутиным, мифологизированы. Достоверных документов, что старец именно перед войной эти самые слова говорил Николаю II, нет. Но у царя действительно были серьезные опасения на счет вступления в войну. Есть воспоминания, к примеру, послов Великобритании и Франции, начальника Генерального штаба русской армии, военного министра и других действующих лиц той истории. Николай вначале подписал документ, объявляющий всеобщую мобилизацию, потом отозвал его. В конце концов, дал ему ход. Он колебался, потому что выступить против Германской империи с ее мощной армией - очень тяжелое решение. Но вот вопрос: возможно ли было свернуть с этого пути? Думаю, что к 1914 году - уже нет. Обязательства перед союзниками - Англией и Францией - прежде всего. Особые отношения с православными братскими балканскими народами, с Сербией. Что-то можно было изменить раньше, во второй половине XIX века, когда Россия оказывала серьезное давление на Германию, когда заключались договоры с Францией, когда разрастался боснийский кризис. Историки могут сегодня выдвигать разные версии, но избежать того, что произошло в августе 1914 года, Николай II уже не мог. Гипотеза о том, что Распутин мог предотвратить вступление России в Первую мировую войну, выглядит несостоятельной, поскольку на будущую бойню работали пропагандистские и военные машины фактически всех европейских государств. Весь мир подошел тогда к роковой черте.

Почему до сих пор нет нормального музея, посвященного войне, в которой погибло два миллиона наших соотечественников? Спроси прохожего на улице, кроме Брусиловского прорыва и газа иприта, ничего и не вспомнит про Первую мировую. Может быть, крупные советские и военные бонзы предпочитали замалчивать свое участие в царской войне?

Михаил Мягков: Действительно, для наших современников - это "неизвестная" война, хотя через нее прошли миллионы русских людей. Россия - единственная европейская страна, на территории которой нет ни одного памятника, посвященного жертвам той войны. Сегодняшние школьники на вопрос о ней вспоминают в лучшем случае о том, что она была "империалистической". Да, в советское время Первая мировая находилась в тени других и также эпохальных событий - революции, Гражданской и Великой Отечественной войн.

А насчет бонз... Скажем, маршал Георгий Жуков вовсе и не скрывал свое участие в войне 1914-1918 годов. В июне 1945 года он дал интервью иностранным корреспондентам, где с большой охотой и энтузиазмом рассказал о том, как ходил в ночной рейд в Первую мировую: взяли трех немецких солдат и офицера. Будущий маршал тогда отличился и очень этим гордился. Но политические и идеологические установки упоминать о Первой мировой по минимуму, к примеру, в мемуарах крупных военачальников, были. Поэтому перед теми, кто будет собирать экспонаты нового музея, стоит сложная задача: найти оставшиеся свидетельства простых участников войны.

И еще. Преемственность, хотели или нет того идеологи, все же была. Совсем недавно я с удивлением прочитал в газете за 1943 год заметку о том, как в одном из офицерских клубов читают две лекции для тех, кто уходит на фронт. Первая - "Сталинская наука побеждать", а следом вторая - "Традиции русского офицерства". А солдатский орден Славы трех степеней стал, по сути, преемником Георгиевского креста.

На сайте Российского военно-исторического общества написано: создавая композицию нового музея, нужно освободиться от идеологических установок. Это что значит?

Михаил Мягков: Начиная с 20-х годов минувшего века наши историки во главе со знаменитым Покровским считали Первую мировую войной империалистической, а Россию называли чуть ли не ее инициатором. Позже оценки стали более-менее сбалансированными, ответственность за развязывание войны в большей степени возложили на Германию. С этим согласились и английские, и французские, и даже немецкие ученые. Впрочем, до недавних пор освещение Первой мировой в учебниках и монографиях оставалось под прессом советской историографии. Хотя, нужно быть справедливым, в советское время работало множество замечательных историков, немало сделавших для того, чтобы Первая мировая была представлена без каких-то идеологических рамок. В 90-е пришла другая идеология. Ученым это очень мешает. Нужно просто больше знать о войне и ее героях.

Для музея выбрано место - Ратная палата в Царском Селе. Почему именно здесь?

Михаил Мягков: В 1911 году Елена Третьякова, вдова Сергея Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев. Царь распорядился на основе этой коллекции построить "Государеву Ратную палату" - Музей Славы русского оружия. В 1917 году он открылся, а в 1919 году был упразднен по понятным причинам.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе располагались госпитали, где сестрами милосердия служили царские дочери, и казармы. Есть кладбище, это место историческое, если говорить церковным языком, намоленное.

Какие фонды, кроме того, что подарила Третьякова, могут быть использованы в экспозиции?

Михаил Мягков: Сразу скажу, ни один из музеев нашей страны не обладает целостным экспозиционным комплексом, посвященным событиям 1914-1918 года. Коллекция Государственного Исторического музея по Первой мировой войне комплектовалась начиная с 1917 года. В результате работы "Комиссии для сбора трофеев и увековечения настоящей войны в памяти народа" ("Трофейная комиссия" 1917 года) были получены трофеи русской армии, в числе которых германские и австрийские знамена, памятные медальоны германских и австрийских солдат и офицеров, ключи от города Эрзерум. После закрытия Военно-исторического музея в 1927 году его собрание вошло в состав Исторического музея. Там реликвии полковых музеев Российской империи, материалы об участии в боевых операциях Первой мировой прославленных лейб-гвардии полков. Очень интересные фотографии, сделанные офицерами Финляндского и Преображенского полков в Восточной Пруссии, Галиции, Польше. Много карт, например, карта театра военных действий от 23 августа 1914 года, найденная у убитого австрийского офицера генштаба.

Правда, что во время Первой мировой в армии служили специальные фронтовые художники?

Михаил Мягков: Действительно, из Военно-артиллерийского музея в ГИМ попала часть уникальной коллекции живописных работ, выполненных бригадой фронтовых живописцев. Они фиксировали мельчайшие детали театра военных действий в годы войны.

Чего не хватает?

Михаил Мягков: Для создания полноценной экспозиции - много чего. Практически нет полевой униформы, в том числе российской, недостаточно изобразительных и документальных материалов о некоторых ключевых событиях, например, о событиях на Западном фронте, о русских экспедиционных силах на Западном, Салоникском и Месопотамском фронтах.

Поэтому, прежде чем музей заработает, нужно будет провести множество выставок и конференций, к примеру, по изучению памятников, хранящихся в фондах государственных музеев и в частных коллекциях. Исторический музей берет на себя обязательство в августе-сентябре 2014 года организовать полномасштабную научную музейную выставку по Первой мировой.

Что не устроило Министерство культуры РФ во время недавней презентации концепции музея? Им она показалась скучной?

Михаил Мягков: Ну почему же? За дело взялись настоящие профессионалы: Ralph Appelbaum Associates и кинокомпания Star Media сделали Еврейский музей и центр толерантности в Москве, который открылся в Москве год назад и получил премию газеты TheArtNewspaperRussia в номинации "Музей года". Историки согласны с авторами концепции: музей должен выполнять образовательную и научно-познавательную задачи. Поэтому особое внимание уделят забытым страницам войны, забытым битвам и победам русской армии. Не Брусиловским же прорывом единым... Кто знает о наших победах в Восточной Пруссии, об удачных Варшавско-Ивангородской, Эрзерумской и других операциях, о событиях, связанных с обороной крепости Осовец. Вооружение - это особая песня. Шутка ли сказать, начинали войну солдаты, которые были приучены смотреть только вперед, на противника, а к концу войны они вынуждены были уже смотреть в небо, не появится ли самолет-бомбардировщик.

Минкультуры упомянуло об эмоциях. Будет здорово, если все интерактивные "изюминки" музея заработают в общем резонансе: посетители выставки должны выйти из него со своим ощущением дыхания той войны. Опыт создания эмоционально наполненных экспозиций в мире есть, например, в Лондонском Имперском военном музее. А если будет сопереживание, то захочется оставить в музее и частицу истории собственной семьи. Это очень важно для новой композиции. Я уверен, что если постараться, каждый найдет у себя среди старых бумаг письмо, фотографию, открытку, пожелтевшую страничку из записной книжки той эпохи... Будет эмоциональный подъем, людям захочется поделиться воспоминаниями о своих предках в интерактивной книге памяти. Думаю, что это поможет нам при создании базы данных воевавших и погибших в Первой мировой войне. Это подтолкнет наше общество к заинтересованному поиску своих корней.

А у Военно-исторического общества есть замечания?

Михаил Мягков: Мы считаем, что нужен акцент на вопросах, почему Россия вступила в войну, чем нам сегодня гордиться, какие герои Первой мировой могут стать символами современной национальной идеи? Оживили бы экспозицию и разделы "Дети и война", "Женщины на войне", "Сестры милосердия", "Тыл"...

Вот вы говорите об именах-символах, которые впишутся в современное понимание патриотизма. Кого вы имеете в виду?

Михаил Мягков: Сегодня мы можем пересчитать их по пальцам: генералы Брусилов, Алексеев... Но есть еще генералы Щербачев, Селивачев, Слюсаренко, Плеве, которых, к сожалению, никто не помнит. Юденич, который воевал на Кавказе и не проиграл ни одного сражения! А его в свое время называли Суворовым Первой мировой войны. Мало кто знает и о простых героях, полных Георгиевских кавалерах. Сейчас трудно себе представить, что один человек может в отважной схватке зарубить более десятка вражеских солдат. А такой герой был. Это казак Кузьма Крючков.

Персона

Михаил Мягков - профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО - Университета МИД России. В 1993-м году окончил Российский Государственный гуманитарный университет, в 1997-м - Институт военной истории Минобороны России.

Доктор исторических наук, тема диссертации "Проблемы послевоенного устройства Европы в американо-советских отношениях 1941-1945 гг".

В Институте всеобщей истории РАН заведует Центром истории войн и геополитики, член Совета Ассоциации историков Второй мировой войны. Научный руководитель Российского военно-исторического общества.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.