НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Возрождается производство слуцких поясов

27 Февраля 2014 г.

tkach

Возвращение народных ремёсел к жизни – важный шаг к обретению национального самосознания. Всем интересно рассматривать древние предметы бытового обихода и расшитые костюмы в музеях, но не каждый возьмет на себя смелость возродить забытое искусство. Корреспондент «Российской газеты» встретился именно с таким человеком.

Никто из современных белорусов не носит слуцкий пояс, но каждый о нем знает. Их ткали в XVIII веке. Аксессуар был доступен только очень богатым людям - выходцам из высшего сословия. По красоте эта деталь белорусского мужского костюма была настолько яркой и неповторимой, что со временем пояс стал одним из национальных символов страны. Он был воспет классиком белорусской литературы Максимом Богдановичем в стихотворении «Слуцкие ткачихи». Оригинальные изделия в Беларуси хранятся в считанных экземплярах. Это раритет. Более богатые коллекции собраны в Москве - в Государственном историческом музее, Польше. На государственном уровне в Беларуси в 2011 году была поставлена задача: возродить традиции изготовления слуцких поясов, наладить выпуск их точных копий и художественных стилизаций. И вот первые результаты.

Искусно и дорого

Путем проб и ошибок, через сомнения и надежды удалось повторить древнюю технологию на современном оборудовании. Сейчас в Слуцке готовы воссоздать пояс для каждого желающего. Как пришли ученые и промышленники к заветной цели, рассказал Борис Лазуко, один из авторов концепции возрождения забытого искусства, директор Музея древнебелорусской культуры Национальной академии наук Беларуси. С Борисом Андреевичем мы раскрываем тяжелую книгу большого формата под названием "Беларускi народны арнамент", изданную в 1953 году Советом промышленной кооперации БССР.

Этот труд - собрание образцов национального ткачества и вышивки - лучшего, что было создано народом в крестьянских хатах. И тут же, в конце книги, - несколько листов с узорами слуцких поясов, атрибута высокой культуры шляхты. В ту пору, в конце сталинской эпохи, ни о какой реабилитации "панского" искусства не могло быть и речи. Но составитель альбома Михаил Кацер, как он сам рассказывал Борису Лазуко, доказал, что пояс - тоже произведение именно народа, ведь сделано руками тогдашних пролетариев, рабочих мануфактуры, основанной князьями Радзивиллами и ставшей знаменитой благодаря мастерам Яну и Леону - отцу и сыну - Маджарским, армянским ремесленникам, приехавшим из Украины. Кацер в 1953 году описал пояса как "высокохудожественные, тонкие по мастерству, получившие всемирную известность". Это была чистая правда.

Действительно, слуцкие пояса вскоре после основания мануфактуры стали копировать во многих местах Белоруссии, Украины, Польши, даже во французском Лионе. Многие благородные мужчины хотели иметь это дорогое украшение. Но не всем оно было по карману. Позже аксессуары с узорами, взятыми из персидских поясов и дополненные белорусскими мотивами, стали предметом коллекционирования. Из собрания коммерсанта Петра Щукина слуцкие раритеты попали в московский Государственный исторический музей. Его сотрудница Л. Якунина в 1960 году опубликовала каталог в вышедшем в Минске альбоме "Слуцкiя паясы". Впервые в советском искусствоведении феномен белорусского ткачества был изучен и поставлена проблема сохранения этих предметов. С тех пор, пожалуй, все чаще стало звучать словосочетание "слуцкий пояс", как один из образов Белоруссии.

Из гардероба Радзивиллов

Борис Лазуко посвящает меня в истоки традиции ношения поясов:

- Во всем мире их знают как кунтушовые, поскольку они были обязательным элементом костюма, характерного для аристократии Речи Посполитой, в том числе и белорусской. Его носила не только шляхта, но и богатое мещанство. Кунтушовый костюм состоял из двух основных частей: собственно кунтуша и одетого под него жупана. Они шились из дорогих, подобранных по цвету тканей - шелковых, тонких шерстяных. Поясами подпоясывались кунтуш либо жупан. Роль пояса в наряде аристократии была очень важной: он являлся своего рода знаком зажиточности, богатства, принадлежности человека к элите общества, символом многовековых традиций.

Как все это выглядело в натуре, можно увидеть на старинных портретах и манекенах, которые выставлены в Музее истории слуцких поясов. Кунсткамера организована на современном производстве аксессуаров - в РУП "Слуцкие пояса". В экспозиции в натуральную величину стоят фигуры Яна Маджарского, главы мануфактуры, и Михала Казимежа Радзивилла Рыбоньки, владельца производства. Подле сидит супруга Радзивилла - Франтишка Уршуля, знаменитая писательница, драматург, чьи произведения, к слову, ставятся сейчас на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы в Минске.

stanokС Борисом Андреевичем из музея мы переходим в цех. Здесь стоит станок, на котором ткут современные слуцкие пояса. Чтобы он здесь появился, пришлось потратить немало интеллектуальных сил и денежных средств. Борис Лазуко вспоминает, с чего начиналось возрождение промысла:

- У меня давно была идея сделать копию пояса. Но как? Для этого нужны были специалисты, которые могли бы перевести технологический язык ручного ткачества XVIII века на современный. Для этого требовалась команда. После того как Музей древнебелорусской культуры посетил министр культуры и я показал ему оригинальный слуцкий пояс, рассказал о задумке повторить его в наши дни, министр предложил подать проект в фонд Президента по поддержке культуры и искусства. Одновременно я стал искать технологов, которые бы взялись за практическую сторону дела. Объездил много предприятий - в Могилеве, Орше, Бресте, Минске, Речице, Витебске, но нигде не было оборудования, которое подходило бы для повторения древней ткаческой технологии. Неужели современным белорусам не под силу то, что делали их предки триста лет тому назад?! Мне не давала покоя эта мысль. Проблема заинтересовала многих. Была разработана и принята госпрограмма возрождения технологии и традиций слуцких поясов. Инициативу поддержал Президент Беларуси. С 2012 года началась работа по претворению идеи в жизнь. И теперь у нас на руках есть точное повторение пояса, изготовленное на фабрике "Слуцкие пояса" - в том же городе, рядом с тем местом, где начиналась уникальная традиция.

До чего дошел прогресс

Искусство изготовления современного пояса не только тонкое, но и дорогое. Используют шелковые, золотые, серебряные нити - все, как в старину. Уникальный станок, единственный в мире, сконструирован в Германии с учетом разработок белорусских ученых. Рядом, в музее, стоит реконструированный станок XVIII века. Можем сравнить, до чего дошел прогресс. Теперь, если в машине обнаружился некий сбой, то из Слуцка по Интернету связываются с немецкой фирмой, и там - таковы условия гарантии - быстро перенастраивают систему. В Слуцк поступает сигнал о готовности к работе - и она снова продолжается.

Современная копия слуцкого пояса изготавливается за 60 часов (в XVIII веке на это уходило от 3-4 месяцев до полугода). Уникальный станок работает в две смены. Производство автоматизированное, а вот контролируют его уже местные специалисты, среди которых, возможно, есть наследники знаменитых слуцких мастеров (по документам известны фамилии мастеров XVIII столетия, повторяющиеся среди современных жителей Слуцка). В отличие от традиций прошлого, когда кунтушовые пояса ткали исключительно мужчины, теперь здесь работают и женщины.

Сейчас слуцкий пояс ткут по образцу, который хранится в минском Музее древнебелорусской культуры. Точная копия - с золотыми и серебряными нитями - стоит около 5-6 тысяч долларов. Но есть возможность заказать и подешевле, до 2-3 миллионов белорусских рублей, - в варианте экономкласса используется искусственный шелк, а элементы из драгметаллов заменяются на метанит - материал, имитирующий золото и серебро. Но на вид разница незаметна - только специальный анализ может определить замену.

Смущает цена? Борис Лазуко напоминает, что в XVIII веке слуцкий пояс был настолько дорог, что мог стоить желающему его приобрести целого имения с сотнями душ или был равен годовому окладу офицера. А у того, кто сейчас не может позволить себе приобрести целое сокровище, есть возможность купить фрагмент копии пояса. Без подарка из Слуцка вы не уедете, гарантирует директор фабрики "Слуцкие пояса" Лариса Тарасова:

- Мы не только освоили изготовление копий поясов, но и выпуск тканей с их орнаментацией. Из них шьем вещи, рассчитанные на вкусы и финансовые возможности разных покупателей. Все эти сувениры можно купить в киоске при Музее истории слуцких поясов. А еще жители Слуцка и гости города отныне могут познакомиться с тем, как когда-то ткались знаменитые пояса и увидеть воочию, как это делается сейчас.

К копии пояса прилагается специально выполненная шкатулка. Владельцу выдается сертификат, свидетельствующий, что в ваших руках - действительно вещь сделанная в XXI веке в Слуцке по образцу, вытканному на мануфактуре XVIII столетия. У покупателя в руках оказывается эксклюзивный подарок на память о Слуцке и Беларуси. Смысл возрождения старинной технологии: превратить аксессуар в материальный, а не только легендарный символ страны.

Кстати

До нынешнего года в Слуцке не было ни одного целого оригинального слуцкого пояса. Однако благодаря инициативе сотрудников местного краеведческого музея, при поддержке предпринимателей, у минского коллекционера приобрели раритет. Эксперты Национального художественного музея Беларуси подтвердили: пояс настоящий - двусторонний, четырехцветный с серебряными и золотыми нитями.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.