«Юнкерсы» над Иркутском |
07 Февраля 2014 г. |
К 1925 году в России наш воздушный флот начал обретать крепкие крылья: появились первые советские самолёты и моторы, созданы кадры российских пилотов и появилась мысль о перелёте Москва – Монголия – Китай. Скептики не верили в успех русских самолётов. В перелёте участвовали: два самолёта «P-1», построенные на нашем заводе по типу английского «DH 9–A», с отечественным мотором по типу американского «Либерти» в четыреста лошадиных сил; один самолёт «P-2» нашей постройки, по типу английского «DH 9–A», мотор «Сидней – Пума» в двести сорок лошадиных сил; один самолёт ЦАГИ типа «АК-1», построенный на нашем заводе, с мотором «Сельмсон» в сто шестьдесят лошадиных сил; кроме того, летели два «Юнкера», с моторами «БМВ» в сто восемьдесят лошадиных сил. Знаменитым лётчикам – Громову, Екатову, Волковойнову и Полякову не терпелось поскорее сесть в кабины своих самолётов. Экспедицией руководил сам Шмидт – знаменитый полярный исследователь.
В этой экспедиции участвовала журналистка Зинаида Рихтер. Вот записи из её дневников: «Иркутск – наш последний город в стране; дальше уже Монголия. Наконец мы подошли к самой интересной и наиболее рискованной части перелета: через Байкал, Монголию, Гоби. Аэродром в Иркутске – в восемнадцати верстах от города. Несмотря на это, нас встретили многочисленные толпы иркутян... Было пущено несколько поездов, подвозивших делегации. В Иркутске предполагали пробыть дня три для проработки дальнейшего маршрута, проверки моторов, которые, надо сказать, до сих пор работали безупречно. Но из-за непогоды вместо трёх дней пришлось пробыть в Иркутске десять. С северо-запада шёл циклон. Старый хитрый Байкал обрадовался случаю позабавиться и играл с нами, как кошка с мышью. В Иркутске нам пришлось в буквальном смысле слова «ожидать у моря погоды». Всё было готово к отлёту. Шмидт назначил на завтра вылет. Оживленно собирались в путь и поехали на аэродром (за восемнадцать вёрст). Но чистое с вечера небо к утру снова заволоклось тучами, моросил дождь. Вылететь не представлялось возможности. Разочарованные мы возвращались в город. И это повторялось, чуть ли не каждый день. Задержка из-за непогоды на пороге Монголии была особенно досадна. Плохим утешением были для нас уверения иркутян, что над Байкалом погода меняется иногда по нескольку раз в день. Метеорологические капризы в районе Байкала, быстро меняющие своё направление ветры, неизученные восходящие и нисходящие воздушные потоки, туманы – всё делает перелёты через озеро рискованными. За Байкалом начинаются снеговые вершины Хамар-Дабанского хребта. Преодолев одно препятствие, лётчикам придётся преодолевать другое – не менее трудное. В облаках, в тумане, самолёты могут наскочить на скалу и разбиться «всмятку», как говорят пилоты. Было предложение установить дежурство пароходов на Байкале, но лётчики признали это лишним. На собрании лётчики постановили лететь группой и выработали такой маршрут: через Байкал на Танхой, перерезать хребет у Мысовой, далее идти на Селенгинск – Усть-Кяхту, Алтан-Булак, Улан-Батор. Ввиду того, что за Байкалом начинаются горы, идти не ниже двух тысяч пятьсот метров. Двадцать девятого июня, в день предполагающегося вылета из Иркутска, небо было безнадёжно серое; с вечера, не переставая, моросил дождь. Сообщение о погоде, полученные за ночь, не были утешительны. Впереди – в Верхнеуденске, Кяхте, Улан-Баторе – низкая облачность, дождь. Нас задерживала только непогода, к вылету всё было готово: машины просмотрены, вымыты, вычищены, словно сейчас с завода. К вечеру 29-го прояснилось, в разрывах облаков засветились звёзды. Во втором часу ночи собрались ехать на аэродром. Дорога идёт по берегу Ангары. Туман, поднимающийся от реки, заволакивал всё вокруг.
– Хамар-Дабан виден, тумана нет. В девятом часу затрещали пропеллеры. Взлетели, но у Полякова, который шёл впереди, не ладилось магнето, и он вернулся. Нам тоже пришлось идти на посадку. Через четверть часа снова вылетели, но теперь в воздухе было другое: со всех сторон на нас ползли тучи. Самолётам, вылетевшим раньше, наверное, удалось проскочить через Байкал. Потеряли из виду Полякова, вернулись к Иркутску и снова в «Гранд-Отеле». Из Верхнеудинска по телеграфу сообщили, что Волковойнов и Громов, пройдя облака и дождь, миновали горный хребет, благополучно приземлились на аэродроме Верхнеудинска.Из Улан-Батора сообщили, что над городом густой туман и посадка невозможна. Шмидт принял меры, чтобы задержать где-нибудь в пути Томашевского и Екатова. Он распорядился по телефону, чтобы в Усть-Кяхте или Троицко-Савске ракетами задержали лётчиков. Однако его телеграммы запоздали. Над Алтан-Булаком Екатов и Томашевский пролетели в четырнадцать часов пять минут, а Троицко-Савск миновали за пять минут до получения депеши. Екатов и Томашевский решили пробиться в Улан-Батор наперекор стихии. В Иркутске мы провели ещё одну бессонную ночь: дежурили на телеграфе, с нетерпением ожидая сведений о Томашевском и Екатове. В четвёртом часу утра пришла телеграмма от Томашевского. Не долетев ста двадцати километров до Улан-Батора, он из-за порчи бензопровода вынужден был сесть в долине реки Хараголо. Екатов вестей не подавал. Наконец утром телеграф сообщил, что Екатов, несмотря на отвратительную погоду, благополучно и с большим искусством сел на аэродроме в Улан-Баторе. Густой туман не помешал ему взять правильное направление на Улан-Батор, но сильный дождь заставил его всё же сесть в степи, в восьмидесяти верстах от столицы, где не было ни телеграфа, ни телефона. Пришлось ему с механиком Маликовым провести ночь в юрте монгольских пастухов. Томашевский и механик Камышев тоже ночевали у монгольских пастухов близ Монга-Туя, в ста шестидесяти километрах от Улан-Батора.
Мы то снижаемся к земле, то снова взмываем ввысь. Наконец Найденову удаётся найти спокойное течение, и дальше мы уже несёмся плавно. Впереди уже синеет Байкал, а на другом его берегу громоздятся горы и тучи. Мы над Байкалом. В синей глубине отражаются ослепительные вершины, а слева, над самой водой, стелется волнистый туман. Найденов сосредоточен, напряженно вслушивается в шумное дыхание мотора и часто оглядывается назад, как бы измеряя пройденное пространство. Спустя сорок минут мы достигли противоположного берега Байкала и полетели над клубившимися облаками. Изредка из белой пены высовывалась горная вершина. После трёхчасового пребывания в воздухе, под нами начали появляться разрывы, «окна в облаках», в которых виднелись освещённые солнцем конусообразные горы: с одной стороны – песчаные, с другой – заросшие кедрами и соснами. Летим над монгольскими холмами и долинами… Алтан-Булак. Через несколько минут мы были на монгольской земле. ...После Иркутска два самолёта сели где-то в монгольской степи, два залетели в Верхнеудинск, а два оставшиеся приземлились в Алтан-Булаке. Позднее сюда прилетели самолёты из Верхнеудинска. Мы видели в мечтах воздушный путь соединяющий Монголию и СССР. Нам предстоял путь над пустыней Гоби… До Пекина не долетел только один самолёт Полякова, он потерпел аварию неподалёку от Китайской стены, но лётчик и механик остались живы. В Пекине экспедиция разделилась на две группы. Три самолёта полетели вглубь Китая, а два «P-1» совершили второй в мире исключительный перелёт: Пекин - Токио. Американцы достигли Токио на лучших самолётах «Дуглас», но из четырех достигли цели только два, итальянцы летели на двенадцати самолётах, но в Токио приземлился лишь один, полёт француза Пелье-Дуази закончился катастрофой ещё на китайской земле. Это результаты полётов стран, где авиационная техника выше нашей. Наш перелёт подчеркивает исключительный успех советских лейтенантов». *** Участники перелёта, пилоты и механики, были награждены орденами Красного Знамени. Чествовали экспедицию в золото-малиновом зале Большого театра. Со дня отлёта из Москвы прошло три месяца и одиннадцать дней. Все в сборе, живы и невредимы. Ни разу за весь длинный и трудный перелёт до Китая нашим самолётам не пришлось менять ни одной части. Исключительный интерес этого перелёта основан на разнотипности самолётов, построенных на наших авиационных заводах. По Сибири за экспедицией шёл с пассажирскими поездами вагон-база с запасными моторами и частями. В Иркутске всё перегрузили на автомобили, на которых база проделала весь путь через Монголию и пустыню частью на машинах, частью на верблюдах. Они догоняли нас лишь в городах, но особой нужды в той не ощущалось. Наши отважные летчики преодолели все препятствия и проложили великий воздушный путь через весь азиатский континент. P. S. В этом же году рождаются ГВФ Восточной Сибири. Наши гражданские лётчики прокладывают трассы на Север в Якутию, Бодайбо, Киренск, Алдан. Памятник первооткрывателю Отто Кальвице стоит в Иркутске у входа в ЦПКио. Наша газета рассказывала о первом Герое Советского Союза Иване Доронине, который участвовал в спасении челюскинцев, а после продолжал летать по неизведанным трассам Восточной Сибири. В годы Великой Отечественной войны гражданские лётчики из Иркутска летали к партизанам с прифронтовых баз Ленинградской области и Карелии. В мирное время продолжались открытия дальних перелётов на новых пассажирских самолётах «Аэрофлота».
|
|