НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Юнкерсы» над Иркутском

07 Февраля 2014 г.

alt
9 февраля в России отмечается День гражданской авиации России. Именно в этот день в 1923 году в нашей стране появился воздушный флот, в чьи задачи вошло перевозить пассажиров, почту и разного рода грузы. 9 февраля Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым маршрутом в истории гражданской авиации России, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров. Появление пассажирского флота обусловило появление ещё нескольких структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролёт». А технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота. В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, — «Аэрофлот».

К 1925 году в России наш воздушный флот начал обретать крепкие крылья: появились первые советские самолёты и моторы, созданы кадры российских пилотов и появилась мысль о перелёте Москва – Монголия – Китай.  Скептики не верили в успех русских самолётов.

В перелёте участвовали: два самолёта «P-1», построенные на нашем заводе по типу английского «DH 9–A», с отечественным мотором по типу американского «Либерти» в четыреста лошадиных сил; один самолёт «P-2» нашей постройки, по типу английского «DH 9–A», мотор «Сидней – Пума» в двести сорок лошадиных сил; один самолёт ЦАГИ типа «АК-1», построенный на нашем заводе, с мотором «Сельмсон» в сто шестьдесят лошадиных сил; кроме того, летели два «Юнкера», с моторами «БМВ» в сто восемьдесят лошадиных сил.

Знаменитым лётчикам – Громову, Екатову, Волковойнову и Полякову не терпелось поскорее сесть в кабины своих самолётов. Экспедицией руководил сам Шмидт – знаменитый полярный исследователь.

altДо Восточной Сибири долетели без приключений: техника работала безотказно. На пути от Новониколаевска до Иркутска было пять посадочных площадок: Анжерка, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск, Канск и две добавочные: Зима и Черемхово. За Нижнеудинском до самого Иркутска самолётам пришлось лететь в густом молочном тумане. Летели группой, и была опасность от столкновения самолётов в воздухе.

В этой экспедиции участвовала журналистка Зинаида Рихтер. Вот записи из её дневников: «Иркутск – наш последний город в стране; дальше уже Монголия. Наконец мы подошли к самой интересной и наиболее рискованной части перелета: через Байкал, Монголию, Гоби. Аэродром в Иркутске – в восемнадцати верстах от города. Несмотря на это, нас встретили многочисленные толпы иркутян... Было пущено несколько поездов, подвозивших делегации.

В Иркутске предполагали пробыть дня три для проработки дальнейшего маршрута, проверки моторов, которые, надо сказать, до сих пор работали безупречно. Но из-за непогоды вместо трёх дней пришлось пробыть в Иркутске десять. С северо-запада шёл циклон. Старый хитрый Байкал обрадовался случаю позабавиться и играл с нами, как кошка с мышью. В Иркутске нам пришлось в буквальном смысле слова «ожидать у моря погоды».

Всё было готово к отлёту. Шмидт назначил на завтра вылет. Оживленно собирались в путь и поехали на аэродром (за восемнадцать вёрст). Но чистое с вечера небо к утру снова заволоклось тучами, моросил дождь. Вылететь не представлялось возможности. Разочарованные мы возвращались в город. И это повторялось, чуть ли не каждый день. Задержка из-за непогоды на пороге Монголии была особенно досадна. Плохим утешением были для нас уверения иркутян, что над Байкалом погода меняется иногда по нескольку раз в день.

Метеорологические капризы в районе Байкала, быстро меняющие своё направление ветры, неизученные восходящие и нисходящие воздушные потоки, туманы – всё делает перелёты через озеро рискованными. За Байкалом начинаются снеговые вершины Хамар-Дабанского хребта. Преодолев одно препятствие, лётчикам придётся преодолевать другое – не менее трудное. В облаках, в тумане, самолёты могут наскочить на скалу и разбиться «всмятку», как говорят пилоты. Было предложение установить дежурство пароходов на Байкале, но лётчики признали это лишним.

На собрании лётчики постановили лететь группой и выработали такой маршрут: через Байкал на Танхой, перерезать хребет у Мысовой, далее идти на Селенгинск – Усть-Кяхту, Алтан-Булак, Улан-Батор. Ввиду того, что за Байкалом начинаются горы, идти не ниже двух тысяч пятьсот метров. Двадцать девятого июня, в день предполагающегося вылета из Иркутска, небо было безнадёжно серое; с вечера, не переставая, моросил дождь.

Сообщение о погоде, полученные за ночь, не были утешительны. Впереди – в Верхнеуденске, Кяхте, Улан-Баторе – низкая облачность, дождь. Нас задерживала только непогода, к вылету всё было готово: машины просмотрены, вымыты, вычищены, словно сейчас с завода. К вечеру 29-го прояснилось, в разрывах облаков засветились звёзды. Во втором часу ночи собрались ехать на аэродром. Дорога идёт по берегу Ангары. Туман, поднимающийся от реки, заволакивал всё вокруг.

altНа аэродроме возле зачехлённых самолётов, несмотря на отдалённость от города, собралось много провожающих. Ждали, пока поднимется туман. В нескольких саженях от аэродрома – деревня Боково, в одной из изб телефонная станция. Запросили Лиственничную. Ответ утешительный:

– Хамар-Дабан виден, тумана нет.

В девятом часу затрещали пропеллеры. Взлетели, но у Полякова, который шёл впереди, не ладилось магнето, и он вернулся. Нам тоже пришлось идти на посадку. Через четверть часа снова вылетели, но теперь в воздухе было другое: со всех сторон на нас ползли тучи. Самолётам, вылетевшим раньше, наверное, удалось проскочить через Байкал. Потеряли из виду Полякова, вернулись к Иркутску и снова в «Гранд-Отеле».

Из Верхнеудинска по телеграфу сообщили, что Волковойнов и Громов, пройдя облака и дождь, миновали горный хребет, благополучно приземлились на аэродроме Верхнеудинска.Из Улан-Батора сообщили, что над городом густой туман и посадка невозможна. Шмидт принял меры, чтобы задержать где-нибудь в пути Томашевского и Екатова. Он распорядился по телефону, чтобы в Усть-Кяхте или Троицко-Савске ракетами задержали лётчиков.

Однако его телеграммы запоздали. Над Алтан-Булаком Екатов и Томашевский пролетели в четырнадцать часов пять минут, а Троицко-Савск миновали за пять минут до получения депеши. Екатов и Томашевский решили пробиться в Улан-Батор наперекор стихии. В Иркутске мы провели ещё одну бессонную ночь: дежурили на телеграфе, с нетерпением ожидая сведений о Томашевском и Екатове.

В четвёртом часу утра пришла телеграмма от Томашевского. Не долетев ста двадцати километров до Улан-Батора, он из-за порчи бензопровода вынужден был сесть в долине реки Хараголо. Екатов вестей не подавал.

Наконец утром телеграф сообщил, что Екатов, несмотря на отвратительную погоду, благополучно и с большим искусством сел на аэродроме в Улан-Баторе. Густой туман не помешал ему взять правильное направление на Улан-Батор, но сильный дождь заставил его всё же сесть в степи, в восьмидесяти верстах от столицы, где не было ни телеграфа, ни телефона. Пришлось ему с механиком Маликовым провести ночь в юрте монгольских пастухов.

Томашевский и механик Камышев тоже ночевали у монгольских пастухов близ Монга-Туя, в ста шестидесяти километрах от Улан-Батора.

alt…На следующий день «Юнкерсы», задержавшиеся в Иркутске, снова попытались перелететь через Байкал. Мы высоко над Иркутском – с коричневым собором в центре, с кожевенными фабриками за чертою города; под нами зелёное плоскогорье и голубая быстрая Ангара. Рядом с окном кабины, не отставая от нас, плывёт снежно-белое облако.

Мы то снижаемся к земле, то снова взмываем ввысь. Наконец Найденову удаётся найти спокойное течение, и дальше мы уже несёмся плавно. Впереди уже синеет Байкал, а на другом его берегу громоздятся горы и тучи. Мы над Байкалом. В синей глубине отражаются ослепительные вершины, а слева, над самой водой, стелется волнистый туман. Найденов сосредоточен, напряженно вслушивается в шумное дыхание мотора и часто оглядывается назад, как бы измеряя пройденное пространство. Спустя сорок минут мы достигли противоположного берега Байкала и полетели над клубившимися облаками.

Изредка из белой пены высовывалась горная вершина. После трёхчасового пребывания в воздухе, под нами начали появляться разрывы, «окна в облаках», в которых виднелись освещённые солнцем конусообразные горы: с одной стороны – песчаные, с другой – заросшие кедрами и соснами. Летим над монгольскими холмами и долинами… Алтан-Булак. Через несколько минут мы были на монгольской земле.

...После Иркутска два самолёта сели где-то в монгольской степи, два залетели в Верхнеудинск, а два оставшиеся приземлились в Алтан-Булаке. Позднее сюда прилетели самолёты из Верхнеудинска. Мы видели в мечтах воздушный путь соединяющий Монголию и СССР. Нам предстоял путь над пустыней Гоби…

До Пекина не долетел только один самолёт Полякова, он потерпел аварию неподалёку от Китайской стены, но лётчик и механик остались живы. В Пекине экспедиция разделилась на две группы. Три самолёта полетели вглубь Китая, а два «P-1» совершили второй в мире исключительный перелёт: Пекин - Токио.

Американцы достигли Токио на лучших самолётах «Дуглас», но из четырех достигли цели только два, итальянцы летели на двенадцати самолётах, но в Токио приземлился лишь один, полёт француза Пелье-Дуази закончился катастрофой ещё на китайской земле. Это результаты полётов стран, где авиационная техника выше нашей. Наш перелёт подчеркивает исключительный успех советских лейтенантов».

***

Участники перелёта, пилоты и механики, были награждены орденами Красного Знамени. Чествовали экспедицию в золото-малиновом зале Большого театра. Со дня отлёта из Москвы прошло три месяца и одиннадцать дней. Все в сборе, живы и невредимы. Ни разу за весь длинный и трудный перелёт до Китая нашим самолётам не пришлось менять ни одной части. Исключительный интерес этого перелёта основан на разнотипности самолётов, построенных на наших авиационных заводах.

По Сибири за экспедицией шёл с пассажирскими поездами вагон-база с запасными моторами и частями. В Иркутске всё перегрузили на автомобили, на которых база проделала весь путь через Монголию и пустыню частью на машинах, частью на верблюдах. Они догоняли нас лишь в городах, но особой нужды в той не ощущалось.

Наши отважные летчики преодолели все препятствия и проложили великий воздушный путь через весь азиатский континент.

P. S. В этом же году рождаются ГВФ Восточной Сибири. Наши гражданские лётчики прокладывают трассы на Север в Якутию, Бодайбо, Киренск, Алдан. Памятник первооткрывателю Отто Кальвице стоит в Иркутске у входа в ЦПКио. Наша газета рассказывала о первом Герое Советского Союза Иване Доронине, который участвовал в спасении челюскинцев, а после продолжал летать по неизведанным трассам Восточной Сибири. В годы Великой Отечественной войны гражданские лётчики из Иркутска летали к партизанам с прифронтовых баз Ленинградской области и Карелии. В мирное время продолжались открытия дальних перелётов на новых пассажирских самолётах «Аэрофлота».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.