НА КАЛЕНДАРЕ

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

По инф. polit.ru   
31 Мая 2023 г.

Практически в каждом населенном пункте можно найти привлекающее к себе внимание здание. Конечно, много таких объектов в Москве. Есть здесь один удивительный дом, который входит в список 150 самых уникальных домов мира. Это Дом Мельникова. Какова история строительства  необычного сооружения? Об этом можно узнать из книги Павла Кузнецова. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

Экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке был спроектирован и построен в 1927–1929 годах архитектором для себя и своей семьи: жены-домохозяйки Анны Гавриловны и детей-школьников — Людмилы и Виктора. В этом доме Мельников прожил 45 лет, до конца своей жизни.

Здание было построено как показательный дом по «системе Мельникова», которую архитектор предлагал для применения в массовом строительстве. Дом представляет собой два цилиндрических объема разной высоты (8 м и 11 м), на 1/3 врезанных друг в друга.

«Цилиндрический дом» — именно так называлось это здание современниками на момент окончания строительства. В нем использована особая кирпичная кладка стен с окнами-сотами, оригинальные междуэтажные перекрытия-мембраны без колонн и хитроумная система вентиляции и отопления. В местах стыков цилиндров по обеим сторонам дома симметрично расположены две печные трубы из красного неоштукатуренного кирпича, сильно выделяющиеся на фоне белых фасадов. С 1950-х годов они не задействованы в отопительной системе дома, а играют роль вытяжной вентиляции.

Первое, что видит посетитель, подходя к дому с переулка, — выразительный симметричный фасад со сплошным витражным остеклением, на флангах поддержанный пилонами, тянущимися на всю высоту здания. Пилоны не только создают архитектурное обрамление фасада, но также играют важную инженерную роль — внутри них скрыты вентиляционные каналы подачи свежего воздуха. Вход в дом расположен по центральной оси фасада. Венчает фасад надпись рельефными буквами по штукатурке: «Константин Мельников архитектор». Пожалуй, подобное можно увидеть лишь еще в одном собственном доме архитектора в мире — надпись F. L. Wright architect находится над входом в дом и студию Фрэнка Ллойда Райта в Оук-Парке (Чикаго, США). Но если в случае с Райтом такая вывеска была обоснована целями рекламы — здесь он принимал клиентов, то у Мельникова, заказчиками которого были государство и подконтрольные государству профсоюзы, такого рода потребность в саморекламе отсутствовала.

Архитектурная интрига начинается буквально от входной двери. Центральной осью первого этажа является коридор, расположенный по линии «север — юг» и соединяющий оба цилиндра, но он не ведет к входной двери, а упирается в стену столовой. Получается, что, попадая в дом, посетитель, следуя замыслу архитектора, сразу направляется направо, в прихожую, легко теряя таким образом ориентацию в пространстве.

Первое, на что, как правило, обращают внимание посетители Дома, — контраст между чистой авангардной формой здания снаружи и уютной обстановкой дореволюционного мещанского быта внутри. Вся мебель в доме относится к XIX — началу XX века. Вместо ожидаемого советского конструктивизма или минимализма Баухауза в столовой обнаруживаются резные кресла итальянской работы с белыми кружевными накидками на них и инициалами «А» и «К» (Анна и Константин), вышитыми рукой Анны Гавриловны. Будучи отдельным помещением, столовая в то же время является пространством, плавно перетекающим в коридор и далее — в кухню. Два широких сквозных проема без дверей во всю высоту стен обеспечивают эффект единого сложного пространства.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

  • Вид столовой и коридора 1-го этажа. На заднем плане — В. Мельников. 1984 г. Фото Р. Котельникова

На первом этаже находятся, как обозначено на плане самим Мельниковым, «помещения временного пребывания»: прихожая, коридор, столовая, кухня, туалет, ванная, две небольшие комнаты детей для школьных занятий. Синий и желтый треугольники на потолке обозначают комнаты мальчика и девочки соответственно. Здесь же — большая гардеробная (в последние годы — спальня Виктора Мельникова), комната хозяйки (в последние годы — кабинет Виктора), чуланчик под лестницей.

На втором этаже расположены гостиная (кабинет К. С. Мельникова) и спальня.

Гостиная до войны играла активную социальную роль: неслучайно на фотографии 1930-х годов запечатлено пианино. После войны отлученный от профессии Константин Мельников отдал мастерскую сыну Виктору, ставшему к тому времени профессиональным художником, а сам организовал свое рабочее место в гостиной. Нависающий над гостиной гигантский выступ цилиндра мастерской, под который посетитель попадает, входя с лестницы, позволяет ощутить масштаб и красоту созданного Мельниковым пространства и в то же время психологически адаптироваться к нему после подъема по длинному лестничному пролету.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

  • Общий вид гостиной от окна. Начало 1930-х гг. Интерьер спальни. Начало 1930-х гг.

Гостиная — это 50-метровое пространство с высотой потолков почти 5 м и гигантским окном-витриной от пола до потолка. Открывающиеся внутрь рамы почти во всю высоту окна обеспечивают потрясающий эффект полной интеграции внутреннего пространства гостиной с внешним миром.

Единственное восьмиугольное окно на глухой западной стене гостиной когда-то пропускало в дом лучи заходящего солнца, отраженные от куполов церкви Николы в Плотниках. Рядом с ним находится необычная по форме печь, напоминающая по виду супрематический художественный объект. Она была сложена самим К. С. Мельниковым в военное время для локального отопления гостиной. Ее место не случайно — своим дымовым каналом она подключена к одной из двух уличных печных труб в точке пересечения двух цилиндров.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

Особое отношение Мельникова к вопросам человеческого сна нашло свое отражение в проекте спальни дома: «...Одну треть жизни человек спит. Если взять 60 лет — 20 лет сна; 20 лет путешествий в область загадочных миров без сознания, без руководства, касаясь неизведанных глубин, источников целительных таинств, а может быть — чудес, да, может быть, и чудес».

Спальня изначально была общей для взрослых и детей. Не сохранившиеся до настоящего времени кровати-пьедесталы «вырастали» из пола. Больше никакой мебели в спальне не было. Кровать родителей была отделена от кроватей сына и дочери только ширмами-перегородками, существующими и ныне. Единственно возможная расстановка кроватей родителей и детей — в форме буквы «Т» в плане: двуспальное ложе родителей перпендикулярно к кроватям детей. Таким образом достигалась полная визуальная изоляция спящих друг от друга. Стены, пол, потолок и даже пьедесталы для сна — всё было покрыто отшлифованной до блеска штукатуркой медно-золотистого цвета, а все возможные углы помещения скруглены. Изначальная окраска спальни была утрачена во время войны, после того как большой цилиндр дома в результате взрыва немецкой бомбы 23 июля 1941 года остался без оконных стекол.

  • Книгу Павла Кузнецова «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» представляет издательство DOM publishers.
  • Дом Мельникова — шедевр архитектурного авангарда, спроектированный Константином Мельниковым в Москве. Это редкий пример частного городского дома архитектора в СССР. Свой экспериментальный дом-мастерскую Мельников планировал использовать как прототип, применяемый в массовом домостроении. Неповторимое объемно-пространственное решение этого здания и запоминающиеся фасады с шестиугольными окнами-сотами позволяют отнести Дом Мельникова к самым узнаваемым архитектурным памятникам в мире.
  • Это издание посвящено не только истории строительства дома и его существования в XX веке, но и истории его реставрации. В книге опубликованы новейшие исследования, ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Современные фотографии позволят узнать о восстанавливаемой мемориальной обстановке дома.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Хочу напомнить
    Сегодня в нашем «Перевале» необычная стихотворная страничка. Она посвящена не лирике, как обычно, а суровой прозе жизни. Хотя и в стихах. Но злободневных. Или, как писали раньше в советской прессе, «на злобу дня».
  • Талант без границ
    155 лет назад родился Александр Куприн.
  • Невыдуманные истории
    Нашего постоянного автора Виктора Калинкина нет особой нужды представлять читателям «Моих годов». Он уже неоднократно отмечался со своими «произведениями малых форм» и в «Перевале», и в специальных литературных полосах «Окно «Перевала». Это хорошо запомнившиеся читателям и получившие их восторженные отклики рассказы «Сирота», «Юркина любовь» и другие. Сегодня мы представляем его новые произведения из серии «Невыдуманные истории».
  • «Сложно и понятно»: вспомним Юрия Трифонова
    Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
  • Выборы и жизнь
    «Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и неполная.
  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.