НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Три века Лавры

03 Апреля 2013 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/lavra_300 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

alt

В эти дни свое 300-летие празднует Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Этот монастырь-парадокс, "пустынь" в столице, вобрал в своей истории самые сильные драмы времени и дал удивительных святых. О прошлом и настоящем Лавры - в репортаже "Российской газеты".

 

Трудно найти человека, которого бы в Александро-Невскую лавру впервые привел религиозный интерес. Обычно - культурный. Не видеть лаврского Трезини - все равно что не видеть шпиля Петропавловской крепости - как-то неловко.

 

Говорят, что и первыми строителями Невского проспекта были лаврские монахи. А щебень от спроектированного Теодором Швертфегером треснувшего и разобранного при Елизавете Троицкого собора пошел на усыпку проспекта.

И до сих пор Невский - особая тема в жизни Лавры. "Трудно быть монахом на Невском проспекте", любит повторять наместник монастыря епископ Кронштадский Назарий.

Монастыри обычно возникают в пустынях - не в географических, в демографических. В пустом, безлюдном месте. Именно в них, убегая "от мира", поселяются настоящие монахи. Те из них, аскетические подвиги которых становятся известны, привлекают к себе желающих спасаться таким же образом, так собирается монастырь.

Но Александро-Невская лавра возникла по воле царя. Образец учебного, лечебного, исправительного учреждения по замыслу царя не очень-то удался.

Пожалуй, только образ монастыря - центра просвещения удалось удержать. Царственная сень только с виду благолепна. История Лавры совпала не только с началом новой столицы, но и с плачевным синодальным периодом жизни Русской православной церкви. Эпоха бесцеремонного вторжения государства в церковную жизнь и регулирования ее странным образом оказалась в диалоге с советским временем. Опыт синодального периода охотно взяли на вооружение гонители Церкви в XX веке и востребовали из него многие формы государственного контроля за Церковью.

Церковью в тот период управлял не независимый Патриарх, а государственное ведомство - Священный синод во главе с обер-прокурором. Ставшая нарицательной фигура обер-прокурора Победоносцева, которой теперь так попрекают Церковь, - апогей всего этого.

Главное же, что рождает Церковь - святость и святые, - возникало эти два века не благодаря, а вопреки синодальному устройству церковной жизни.

С Лаврой были связаны путь и судьба преподобного Феодора Ушакова, дяди знаменитого адмирала и тоже святого ( только в чине праведности) Федора Ушакова. В начале XIX века получил большую известность лаврский старец Алексий, к нему перед отправлением в Таганрог приезжал Александр I , войдя в келью, увидел черный гроб и, говорят, услышал от схимника: "Смотри, вот постель моя. И не моя только..."

Но особенных святых подарила Лавра XX веку.

Кроме расстрелянных в 1922-м новомучеников митрополита Петроградского Вениамина вместе с архимандритом Сергием (Шеиным) ( членом IV Государственной Думы) и мирян Юрия Новицкого (профессора кафедры уголовного права Петроградского университета) и Ивана Ковшарова (юрисконсульта Лавры) Церковь особенно чтит преподобного Серафима Вырицкого.

Это был святой, как теперь бы сказали, "из буржуа", причем "из нуворишей".

Мальчик из крестьянской семьи, довольно рано оказавшийся ее кормильцем вместо умершего отца, Василий Муравьев начинал как рассыльный в одной из лавок Гостиного двора, а закончил выпускником высших коммерческих курсов, коммерсантом, заготавливающим и продающим пушнину за границу - в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию.

На фотографиях начала прошлого века респектабельные господин и дама: Василий Муравьев и его жена - посетители международных выставок.

Но все это время удачливый коммерсант оставался глубоко верующим человеком и пребывал под духовным руководством старца Варнавы Гефсиманского. А в 1920 году супруги Муравьевы, пожертвовав на нужды монастырей все свое имение, ушли в монастырь.

В тяжелые для Лавры времена он был сначала казначеем, а потом и духовником. Исповедовал братию в неотапливаемом соборе с проступившим инеем на стенах. На исповеди и беседы к нему, кстати, приходил отец современной физиологии академик Иван Павлов.

Тяжело заболев от постоянного переохлаждения и неимоверных физических и душевных перегрузок, постриженный в схиму отец Серафим в 1930 году по настоянию врачей и благословлению епископа переехал жить в Вырицу. Вместе с ним по благословению отправилась и схимонахиня Серафима (его бывшая жена Ольга Ивановна).

Это произошло за 2 года до того, как "гефсиманской" ночью 18 февраля 1932 года было арестованы все монашествующие Ленинграда - более 500 иноков. К 1933 году число действующих храмов в Петербурге сократилось с 495 до 61, монастыри были полностью разгромлены, колокольный звон запрещен.

А в Вырицу устремился нескончаемый людской поток - от епископов до простых богомольцев со всей России. Сотни посетителей ежедневно с утра до ночи.

Схимонаха Серафима почитали выдающийся астроном, академик Сергей Глазенап, один из создателей современной фармакологической школы профессор Михаил Граменицкий, физик с мировым именем Владимир Фок, биолог Леон Орбели, профессор-гомеопат Сергей Фаворский.

Именно преподобному Серафиму Вырицкому приписывают знаменитый духовный стих, знакомый почти каждому православному верующему XXI века: "Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было... Знай и помни всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притyпится, когда ты наyчишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования дyши твоей, - все от Меня это было".

{gallery}TXTS/2013/lavra_300{/gallery}

Лавра в цифрах

  • 10 тысяч кв. м помещений было отреставрировано в Лавре с начала восстановительных работ.
  • 63 кв. м золота было закуплено для реставрации.
  • 284 окна, 46 из которых находятся в Свято-Троицком соборе, заменили в Александро-Невской лавре за время реставрации.
  • За время 15-летнего существования иконописно-реставрационной мастерской Лавры было создано 11 иконостасов, расписаны 3 храма, 1 часовня, сделано 12 проектов храмового убранства. Более 1000 икон написано работниками иконописной мастерской Александро-Невской лавры.

Справка "РГ"

В 1996 году в Александро-Невской лавре начался процесс возрождения монашеской общины. Окончательная передача всех зданий Лавры Церкви состоялась в 2000 году. Наместником Лавры с 1996 года стал архимандрит (с 2009 года - епископ Выборгский, с 2013-го - епископ Кронштадтский) Назарий (Лавриненко), активно занимающийся восстановлением Лавры.

Победа на три века

"Виктори" - с этого в буквальном смысле победоносного слова началась история Александро-Невской Лавры.

Петр I еще в 1710 году дал такое название местности, выбранной им для строительства монастыря. Обитель на берегу речки, получившей в последствии название "Монастырка", с первых лет существования Петербурга и поныне является ее "градообразующим" объектом, наравне с Петропавловской крепостью и другими старейшими постройками северной столицы, созданными гением Доменико Трезини. Почему Петр Великий столь уверенно окрестил эту точку на немой тогда карте зарождавшегося города, дает ответ бытовавшая тогда легенда - здесь отряд новгородцев и ладожцев во главе с князем Александром Невским наголову разбил шведское войско. Однако днем рождения Лавры считается 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1713 года, когда была отслужена первая Литургия в Благовещенской церкви - первой постройке монастыря. С тех пор святой благоверный Александр Невский считается небесным покровителем града Петрова, а слово "победа" сопровождает его все три с лишним века его яркой и драматической истории: это единственный город из когда-либо имевших статус столицы государства российского, в который никогда не ступала нога неприятеля.

Вскоре после основания монастыря, комплекс которого Трезини спроектировал уже в 1715 году, вокруг обители возникло поселение. Это был город в городе, развивавшийся синхронно с ним, и неслучайно, гласят местные апокрифы, первые камни первой же и главной улицы - Невского проспекта - укладывали насельники.

Монастырь изначально был связан с просвещением - уже в 1720 году здесь открылась школа для детей священнослужителей, шесть лет спустя преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, которая уже в короткое царствование Павла I, получила статус Духовной Академии. Тогда же Александро-Невский монастырь получил и статус Лавры, согласно императорскому указу "наравне с Киево-Печерскою и Троицко-Сергиевскою". Но сама история Академии началась раньше - а 1721 году, когда Петр основал здесь Славянскую школу: самодержец, превративший единственную православную державу Европы, в передовое государство, закономерно "модернизировал" и Церковь. "Реформатором, победившим в себе революционера", справедливо называет Петра Великого Санкт-Петербургский церковный вестник "Вода Живая". "Петр стремился превратить ее в инструмент идеологического обеспечения новой политической линии " прорубания окна в Европу. Церковь должна была стать современной, а в среде духовенства необходимо было воспитать прослойку людей, сведущих в богословии по-европейски". Именно в петровскую эпоху в храмах новой столицы появились кафедры, с которых произносились проповеди: и именно в Александро-Невской обители сочинение проповедей впервые в России стало обязательным особым послушанием. С именем Петра I связано ключевое событие в истории Лавры - 29 мая 1723 года император, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. О том, какую роль сыграла Александро-Невская Лавра в истории РПЦ, красноречиво говорит такой факт: из шести патриархов Русской Церкви, в избранных после восстановления патриаршества осенью 1917 года, четверо были выпускниками основанной при лавре академии.

К моменту революции 1917 г. Александро-Невская Лавра находилась на вершине своего двухвекового развития. Сотни людей ежедневно приходили в Свято-Троицкий собор преклонить колени перед мощами святого благоверного князя Александра Невского, образом Владимирской Божией Матери, принадлежавшим по преданию самому князю, иконой Нерукотворного Спаса с частицей ризы Господней и другими лаврскими святынями. В обители находилось 15 церквей. Численность братии составляла к февральской революции 113 человек. Лавра была богата не только духовно. Капитал монастыря в это время достигалпочти двух миллионов рублей, а доходы в 1915 г. равнялись 699,3 тыс., уступая лишь Киево-Печерской Лавре. К январю 1917 года доход только от сдачи недвижимости в аренду составил 369 тыс. рублей, а от кладбищ - 181 тыс. Обители принадлежали сдаваемые в аренду 14 жилых домов на близлежащих проспектах и улицах, десятки хозяйственных помещений в центре столицы. Кроме того, собственностью обители являлись 103 земельных участка близ столицы.

С первых же дней Октябрьской революции стал завязываться непримиримый конфликт Церкви с новой властью. Антиклерикальная политика большевиков базировалась на двух тезисах: мировоззренческой несовместимости марксизма с религиозной верой и отношении к Церкви как к союзнице царизма и эксплуататорского строя. Первой гонениям подверглась - как носительница государственной религии Российской империи Русская православная Церковь (затем от богоборческой власти в неменьшей степени пострадали все остальные конфессии). Причем изначально материальный аспект гонений едва ли не превалировал над духовным. Декрет о земле II съезда Советов и основанный на нем декрет о земельных комитетах касался и наделов храмов и монастырей. Национализация частных банков повлекла утрату хранившихся там вкладов духовенства. 31 декабря 1917 года был опубликован проект закона об отделении Церкви от государства, и первым из духовных пастырей протест выразил Петроградский митрополит Вениамин, отправив открытое письмо в Совнарком. На слово священнослужителя большевики ответили делом: антицерковные акции в Петрограде резко усилились, причем основной удар новая власть нанесла нанести по центру церковной жизни столицы - Александро-Невской Лавре, ведь в ее стенах находилась и резиденция митрополита. 14 января 1918 года поступило официальное уведомление от наркома государственного призрения Александры Коллонтай: "Вследствие постановления народного комиссара о реквизиции всех жилых и пустующих помещений со всем инвентарем и ценностями, принадлежащих Александро-Невской Лавре, настоящим предписывается Вам сдать все имеющиеся у Вас дела по управлению домами, имуществами и капиталами Лавры".Летом 1919 года двухмиллионный лаврский капитал бал национализирован. Первоначально наступление шло на имущество, церковные ценности и святыни монастыря. Тогда же часть ценностей из Древлехранилища и ризницы была передана в музейный фонд - это, как показали последующие события, спасло их от уничтожения.

Самое масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года - в рамках капании по борьбе с голодом. Официально провозглашалось, что собранные ценности пойдут на нужды голодающих, которых в стране в это время даже по официальным данным насчитывалось несколько миллионов. В действительности, как известно из архивных документов, на спасение умирающих была выделена меньшая часть конфискованного - большая пошла на военные нужды и на укрепление режима. Но в узком кругу большевистское руководство не скрывало своих человеконенавистнических намерений: "борясь с голодом", оно закрыло Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и принялось грабить "учреждения культа" и уничтожать его служителей и сочувствующих им. Председатель Совнаркома Владимир Ленин был предельно откровенен, обращаясь к Политбюро: "Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются… тысячи трупов, мы можем (и по этому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".

28 апреля 1922 года из Свято-Троицкого собора и ризницы было вывезено 650 серебряных предметов, в том числе 434 ризы, 74 лампады, 37 венчиков с драгоценными камнями, 3 жемчужные ризы, 8 золотых украшений с надгробия Александра Невского. Из Свято-Духовской Лавры церкви изъяли 84 серебряные ризы, 8 венчиков; из Благовещенской - 21 серебряную ризу, 2 венка, 3 жемчужные ризы и 1 золотую; из Федоровской - 22 серебряные ризы и 2 лампады; из Исидоровской - 18 серебряных риз и 3 лампады; из Никольской кладбищенской - 17 серебряных риз; из Тихвинской - 23 серебряные ризы (в том числе 3 с драгоценными камнями); из Лазаревской - 104 серебряные ризы; из Скорбященской надвратной - 13 серебряных риз и 9 венчиков. Всего 28 апреля власти изъяли около 1070 драгоценных предметов, которые почти все пошли на переплавку или были разворованы.

Но этим дело не закончилось: 8 мая 1922 года. Большой президиум Петроградского губисполкома постановил "произвести вскрытие мощей Александра Невского", поручив "организацию вскрытия председателю губкомиссии по изъятию церковных ценностей в Петрограде". Кощунственная процедура происходила "в присутствии представителей верующих, рабочих организаций и красноармейских частей".

Правда, тогда ящичек с мощами после осмотра был снова запечатан и помещен в алтаре собора Александро-Невской Лавры, где и хранился до осени 1922 года. А к пятилетию октябрьского переворота большевики снова озаботились святыней, вознамерившись ее уничтожить. Только благодаря активному и самоотверженному вмешательству сотрудников музея истории религии и атеизма мощи удалось спасти: они стали экспонатом. Пребывая в музейном статусе, пережили советскую власть, и в 1989 году благополучно вернулись в Лавру. (Возрождение монастырской обители началось в 1996 году).

Также благодаря подвижничеству музейщиков - людей разных сословий и убеждений, но объединенных пониманием необходимости уберечь от уничтожения сокровища отечественной духовной культуры, - удалось спасти серебряную раку, в которой до 1922 года хранились мощи . Серебряный ковчег, изготовленный придворными мастерами в елизаветинскую эпоху по эскизам Георга Грота и Якоба Штелина, сейчас в целости и сохранности находится в Эрмитаже, почетно занимая отдельный зал в Зимнем дворце (Зал этот хоть и именуется с дореволюционных времен Концертным, но с 1917 года там не проводится никаких "массовых мероприятий"). А малый серебряный саркофаг в 1922 году после реквизиции бесследно исчез - его в музей не передали.

Помимо кампании по изъятию ценностей большевики ставили задачу уничтожить единство духовенства и "подогревали" начавшийся обновленческий раскол. В марте провозглашен переход церковной власти к так называемому Высшему церковному управлению, которое лишило сана Патриарха Тихона. Александро-Невская Лавра оказалась центром антиобновленческого движения: решительно воспротивившийся обновленцам и отлучивший их руководителей от Церкви митрополит Петроградский Вениамин был арестован. Судебный процесс над ним замысливался большевиками как репетиция расправы над патриархом. В августе 1922 года митрополит Вениамин был расстрелян.

С конца 20-х годов Лавра существовала уже не как монастырь, а как приход. Троицкий собор был закрыт в 1934 году, в 1936-м - последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь. Здания Лавры с тех пор сохранялись как памятник архитектуры, в ее помещениях находились самые различные структуры - от предприятий ВПК до гражданских проектных бюро. Благодаря статусу памятника, Лавра даже в советское время сохранила внешний облик и саму "память стен".

Кстати, о памяти - духовной и материальной: есть еще одна грань трехвекового существования Александро-Невской Лавры, теснейшим образом связанная как с военной и политической истории страны, так и с историей культуры - расположенные на ее территории кладбища и захоронения в храмах. Санкт-Петербург - единственный город в России, где удалось спасти кладбище с трехвековой историей - Лазаревское, называемое теперь "Некрополь XVIII века". Его взяло под свою защиту общество "Старый Петербург", которое было создано в первые годы советской власти. Это общество организовывало Музей дворянского быта, Музей купеческого быта, Музей церковного быта - "музейным щитом" интеллигенция (верующая и атеистическая) спасала историю от разрушительной жестокости временщиков. Общество взяло под свою эгиду и Лазаревское кладбище, также объявленное музеем- за него вступились Максим Горький, Самуил Маршак, Михаил Зощенко. Тихвинское кладбище Лавры пребывало в запустении до середины 30- годов, пока в 1935 году не "вспомнили", здесь похоронены Достоевский, Чайковский, Глинка. По решению городских властей под руководством архитектора Льва Ильина - одного из основателей уничтоженного общества "Старый Петербург" - разработали план его мемориализации. Здесь, в "Некрополе мастеров искусств" с тех пор хоронят деятелей культуры. А бывшее Казачье кладбище, где уже с 1918 года большевики хоронили свих активистов и потому с советского времени именуемому "Коммунистической площадкой", стало местом последнего упокоения общественных деятелей советского и постсоветского времени. Здесь покоятся начальник ленинградской Дороги жизни Михаил Нефедов и начальник строительства Дороги Победы, проложенной после прорыва блокады, Иван Зубков. Мемориальные кладбища Лавры являются объектами Музея городской скульптуры.

Память не умирает. И история продолжается.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.