«Средь шумного бала...» |
06 Марта 2014 г. |
Традиция проведения балов появилась в России при Петре I. В допетровской России ничего похожего не было. По старинной традиции женщины из знатных семей вели замкнутый образ жизни на особой, женской половине дома. На пирах допетровской Руси порой пели песельники, но танцев не было. Как свидетельствовал С. Маскевич, поляк, побывавший в России в начале XVII века, «над танцами нашими они смеются, считая неприличным плясать честному человеку». Впервые 25 ноября 1718 г. Петром I был обнародован указ об ассамблеях – вольных собраниях или съездах, которые делаются не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить... Обычно для ассамблеи «очищались» четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров, что значило, в следующий раз ассамблея будет проходить у него в доме. На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн, литавр и скрипок. Непривычную к танцам русскую публику учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно. Не сразу далось нашим предкам и искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами, как вспоминали современники, все сидели как немые. Дамы по одной стене, кавалеры – по другой. Во время ассамблей гостям предлагали угощения: чай, кофе, мед, варенье и другие напитки. Таким образом, ассамблеи стали первыми в России балами. После смерти Петра I закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. К середине XVIII в. русское общество вполне овладело хорошими манерами и выучилось отменно танцевать, так что русские балы могли теперь поспорить с любым европейским, а в чём-то и превзойти их. Танцевали минует, полонез, гавот. Бал имел свою последовательность танцев и свой этикет. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные кроме танцев развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей-музыкантов, живые картины, даже любительский спектакль. Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старинному стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. В XIX в. бальный этикет усложнился, а танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку, вальс, польку. Большинство танцев были быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами в женском костюме, отказом от жесткого давящего корсета и тяжёлого каркаса для юбок. В это время получили большое распространение общедоступные балы для различных слоёв населения. Даже продавцы из магазинов, домашняя прислуга, портнихи и белошвейки могли ходить на такие балы. Здесь можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников и т.д. Иркутске к началу XIX века купцы и чиновники, составляющие «благородное» общество, вели роскошную жизнь, щеголяли нарядами, выписанными из Петербурга и Парижа, устраивали балы, вечера и маскарады. До середины XIX века жительницы Иркутска предпочитали носить платки и накидки. Новую моду с собой привезли жёны декабристов. Поэтому с середины XIX века наши землячки одевались примерно так же, как жительницы центральных регионовРоссии. В 16–18 лет девушки начинали выезжать в свет и допускались на «взрослые балы». На свой первый бал девушки надевали простое белое платье, с розовой или голубой лентой. Успех на балу обеспечивали не только костюм, причёска, но и цвет лица, грациозность талии. Поэтому девушки накануне бала обычно ничего не ели, кроме хлеба с чаем, корсеты передвигали на самые дальние планшетки, ели мел и даже пили разведенный уксус, дабы приобрести «интересную бледность» (Из воспоминаний И.И. Терновой). Балы в Иркутске получают известную популярность. Зимой долгие вечера сокращали частыми балами. Особенно «прославились» балы во время правления губернатора Трескина. В его доме они устраивались раз в году в день его рождения — 21 января. К этому времени в Иркутск съезжались гости из разных мест, в том числе и бурятские тайши («Иркутские губернские ведомости». 1867). Сибирский писатель Иван Калашников оставил нам свои воспоминания об иркутских балах того времени: «Бал открывался польским, где вместе с музыкою пели казацкие певчие. Затем матрадуры, вальсы. В позднейшие годы взошли на сцену и кадрили». По приезде в Иркутск генерал-губернатора М.М. Сперанского иркутские балы совершенно изменили свой характер. При некоторой схожести иркутского бала с балом столичным, были и свои отличия, на которые указывали заезжие путешественники: «Вечера страх как утомительны. Дамы, коих наряд по большей части схожи с картинками «Московского телеграфа», сидят отдельно от мужчин в особенной комнате, с хозяйкою. Столичных же гостей иногда шокировало то, что многие иркутские барышни за богато накрытым столом щелкали орешки или могли прийти на бал без перчаток». Общественные балы давались иногда в Портновском саду, или в Комендантской роще. Но там не было фонтанов. И вот чей-то гениальный ум придумал поставить за решёткой сада две пожарные трубы, рукава от них держали полицейские и солдаты. Посетители были в восторге от импровизированных фонтанов. Но каково было полицейским, целую почти ночь стоявшим под проливным дождём! В конце ХIХ – начале XX вв. иркутский бал уже мало чем отличается от балов, которые устраивались в других крупных городах. Балы проходили в доме генерал-губернатора, в зале Городской думы, в Общественном собрании, но запрещалось проводить танцевальные увеселения и маскарады в здании Городского театра, так как считалось, что «такие увеселения в театральном здании только унижают идею общественного театра». Стали популярными также балы-базары в пользу каких-либо обществ или учреждений, например, в пользу общества для оказания пособий учащимся Восточной Сибири. В начале XX века, наряду с танцами, ставшими неотъемлемой принадлежностью любого бала, в Иркутске появляются и более современные танцы. И с легкой руки купца Второва, в Иркутске в моду входят «ситцевые балы», на которые приглашенные дамы должны были являться не только в ситцевых нарядах, но даже и в туфельках, сшитых из этой ткани. И появляется еще одно иркутское нововведение — семейные балы. Л. И. Тамм упоминает в своих «записках» о семейных балах: «На семейных балах проводились лотереи-аллегри, которые сопровождались шуточными призами. Призами служили смешные открытки, воздушные шарики, духи, альбомы. Хотя эти лотереи были беспроигрышными, сборы от них в благотворительные общества поступали солидные». Особой популярностью среди иркутян пользовались танцевальные вечера, куда также можно было прийти всей семьей. Эти танцевальные вечера напоминают современные конкурсы бальных танцев, которые, как и в прошлые века, организовывались преподавателями танцевальных школ для привлечения будущих учеников. Помимо танцев обязательной принадлежностью танцевальных вечеров в Иркутске были всевозможные игры. Из воспоминаний Л. Тамм: «В большом зале Собрания молодёжь танцевала и играла в «Почту». Каждому участнику игры прикрепили на грудь искусственный цветок, дали карандаши и бумагу. Одетые под «почтальонов» девушки разносили письма от одного «цветка» к другому. Одним из разновидностей балов в Иркутске, пользовавшихся неизменной популярностью, были балы-маскарады. Впервые маскарады появились во времена Петра I. Под маской «Генерала» мог скрываться и гвардейский офицер, и мелкий чиновник, а под маской «Свобода» — жена генерал-губернатора или воспитательница Девичьего института. В 1870 г. в Иркутске также наблюдалось сильное увлечение маскарадами. Здесь, как и везде, были своего рода маскарадные моды. Обязательной принадлежностью маскарадов были маскарадные костюмы и маски, за которые полагались призы. Мужчины предпочитали на маскарадах костюмы звездочетов, мушкетеров, гусаров, клоунов, монахов; женщины – «домино», крестьянские платья или платья венецианок». Чаще всего маскарады организовывались для выручки средств на различные благотворительные мероприятия. Также распространены были выпускные балы. Выпускница Института благородных девиц Галина Колесникова в своих воспоминаниях писала: «Выпускной бал... — одно из самых выдающихся событий в годовом круге институтской жизни... Среди гостей было много офицеров и даже генерал-губернатор. В актовом зале светло и нарядно... Под звуки полонеза открылись двери и грациозно входят девушки, во всем белом — плывут лебеди... «Белые лебеди» становятся напротив группы кадетов и юнкеров, выстроившихся у стен. Начинается вальс...» Во времена гражданкой войны балы практически не устраивали. Но всё же балы были «в честь доблестных воинов – соратников по борьбе с большевиками... в честь японских войск и в честь прибытия генерала Гайды и француза Жанена» (Л. Тамм). Каким был выпускной бал в 1918 году Галина Колесникова описала в своих воспоминаниях: «Время было тревожное, в Сибири разгоралась Гражданская война. В нашем институте все экзамены были отменены. Даже выпускные... Вместо выпускного бала придумали прощание в столовой за чашкой чая...» Девушки вальсировали под музыку, которую извлекали сокурсницы, «приложив к губам расчёски, обёрнутые папиросной бумагой, наигрывали вальс. Другие девушки постукивали в такт расписными деревянными ложками... Уверена, что такого выпускного бала не было ни у одного поколения институток. Ни в одном институте благородных девиц!» После революции балов как таковых уже не устраивали. В основном слушали в здании Общественного собрания музыку и стихи, молодёжь посещала различные школы и курсы. Возобновить традицию иркутских балов решили в 90-х годах ХХ века. Владимир Жемчужников, иркутский писатель, вспоминал: И вот вечером 24 февраля 1996 года прошел блистательный, как в старые добрые времена, городской бал. Было весело, шумно, и как говорят актеры, волнительно. Среди гостей, собравшихся по личному приглашению мэра, было немало людей пожилых, заслуженных, с богатыми трудовыми биографиями. Вот они-то ветераны по-особому остро воспринимали необычность момента — за всю свою долгую жизнь они впервые оказались на балу. Через два дня прозаик Жемчужников неожиданно для себя самого сочинил вальс «На балу у иркутского мэра». ...Если выпал такой дивный вечер — Нет причин, чтобы хмурить чело. Пусть кружит, веселит чудо-праздник, Ах, как нам не хватало его... Впервые этот вальс на музыку композитора В. Зоткина прозвучал в исполнении известного певца Николая Нестерова на городском балу в 1997 г. Сейчас ежегодно проходят выпускные балы у губернатора Иркутской области, на который собираются выпускники-медалисты со всего региона. Материал основан на фондах ОКЛиБ.
|
|