Праздник праздников |
30 Апреля 2013 г. |
Неделей ваий называется воскресный день шестой и последней седьмицы Святой Четыредесятницы. Господь входил в Иерусалим. Народ восторженно встречал его, сопровождал и устилал путь Спасителя ветвями пальмовых деревьев, или вайями. Это воскресенье называли иначе цветным или вербным (на Руси пальмовые ветви заменялись ветвями вербы, потому как это дерево прежде других распускалось). Событие это Церковь называла царским входом в Иерусалим. Спасителю оказывали почти всеобщее служение и преданность как царю и Господу. Однако через пять дней после восторженных криков «Осанна!» тот же самый народ начал кричать: «Распни его!» А потом была Голгофа и гора Елеонская. Туда спешил народ. Все бежали за город смотреть на казнь. Там, на Голгофе, распинали Учителя из Вифлиема. В полночь у Христиан начинается Пасхальная утреня. Торжественным крестным ходом вокруг храма празднуется Пасха Христова. Что же значит слово «Пасха»? Пасха – это «переведение»: от небытия – к бытию, от ада – на небо, от смерти и тления – к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к её первоначальным истокам и начинается служба. И время самое горячее наступало перед Великим праздником Христианским. Нужно испечь тысячи просфор на предстоящие две недели – страстную и светлую. Загодя с самой ночи ставится тесто. Пекутся просфоры под молитву. Читается псалтырь. Пекари заступают на работу в понедельник страстной седьмицы рано утром, затемно, а выходят из пекарни только в Великий четверг литургии. А что же такое просфора, зачем её вкушают? Удивительная история дошла до нас, как отрок Варфоломей (так в миру звали преподобного Сергия Радонежского) научился читать. Никак не мог он понять грамоты и за это частенько бранили его и родители и учителя. Варфоломей со слезами на глазах молился богу, просил, чтобы он вразумил его. Однажды он искал в поле разбежавшихся лошадей и увидел святого старца, который молча молился под дубом. Старец духовным взором своим увидел в отроке его великое будущее и спросил, что он хочет. Варфоломей рассказал старцу о своей беде и попросил помощи. Старец поднял руки к небу и вознёс молитву, а затем дал юноше маленький кусочек просфоры со словами, что даёт ему знаменье благодати Божией. И благодать Божия свершилась. Ольга Леонова, сотрудник пресс-центра Смоленской епархии весьма подробно рассказала, что же такое просфора. «В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (оливковое масло), воск для свечей – всё, что нужно для богослужения. Эти приношения (по-гречески просфора) или пожертвования принимали диаконы, имена принёсших вносились в особый список, который с молитвой провозглашали во время освещения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена эти также упоминались в молитвах. Вот из этих добровольных приношений (просфор) отделялась частица для переложения в Тело и Кровь Христову, из воска делались свечи. Спустя какое-то время просфорой стали называть только хлеб, употребляемый при свершении литургии. И, наконец, вместо обыкновенного хлеба стали выпекать специальные просфоры в церкви. Кто держал просфору в руках, тот, конечно, видел, что она состоит из двух частей. Каждая часть изготавливается из теста отдельно одна от другой, а затем их соединяют вместе. На верхнюю часть ставят печать, изображающую четырёхконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HI KA (по-гречески победа). Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего в естество человека и являющегося высшим началом в нём. Просфора готовится из муки от зёрен бесчисленного множества колосьев, что означает и человеческое естество, и человечество в целом, состоящее из множества людей. Нижняя часть просфоры – это земной состав человека и человечества. Верхняя часть с печатью – это духовное начало в человеке и человечестве, в котором таинственно присутствует Дух Божий. При изготовлении просфор добавляется святая вода и дрожжи. Святая вода знаменует благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающего жизнь всякому созданию. Разделение просфоры на две части обозначает невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и не слитном единстве. Поэтому и изготовляются отдельно верхняя и нижняя части просфоры одна от другой, но затем соединяются и становятся одним целым. Вкушать просфору следует натощак, чтобы ни одна крошка не упала на землю. Упавшие крошки надо собрать и так же съесть. Просфору можно заранее разрезать на кусочки и высушить и потом вкушать каждое утро. Если просфора заплесневела, отнесите её в храм, там есть специальное место для сжигания». Перед принятием просфоры и святой воды есть молитва - Господи Боже Мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь. Но вернёмся вновь к Воскресению Христову (к Пасхе). Светлое Христово Воскресение – торжество торжеств. Самый большой Христианский праздник. Установлен он был ещё во времена Апостолов. От них и передано нам Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» - «Воистину воскресе!» Празднование Пасхи продолжается 40 дней. Это ровно столько дней пребывал Христос с учениками после Своего Вознесения. И с древнееврейского слово «Пасха» тоже означает «переход, прохождение мимо, избавление, освобождение от беды». Моисей по велению Божию навёл десять козней на Египет, чтобы заставить фараона отпустить еврейский народ из рабства. Евреи, празднуя Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Смерть прошла мимо жилищ евреев, и они были освобождены от рабства и получили обетованную землю. Христиане, отмечая новозаветную Пасху, празднуют избавление всего человечества от рабства дьявола и дарование жизни и вечного блаженства. В день Воскресения Христова сходит Благодатный огонь. Это явление отмечено уже несколько столетий назад (IV в.). Свет озарил Гроб Господень вскоре после воскресения Христа. Это увидел один из апостолов – Пётр. Латинский монах Бернард (865 г.) упоминал: « В святую Субботу, которая есть конец Пасхи, служба начинается рано и поётся «Господи помилуй» до тех пор, пока с пришествием Ангела возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом». Пасха – Праздник праздников, потому и богослужение отличается величием и необычайною торжественностью.
|
|