Пожелание от Сталина |
03 Апреля 2013 г. |
Страницы биографии
Иван Васильевич Доронин родился 23 апреля 1903 года в селе Каменка Саратовской области. В армии с 1920-го. В 1924 году был откомандирован в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. В сентябре 1924 года переведён в Севастопольскую военно-авиационную школу морских лётчиков, которую окончил в 1925 году. Служил лётчиком в ВВС Черноморского флота. С 1930-го летал командиром транспортного самолёта, совершал регулярные рейсы на авиалинии Иркутск-Якутск-Бодайбо. Первым проложил воздушную трассу из Иркутска в Усть-Среднекан на Колыме, в пути при практически нулевой видимости преодолел Верхоянский хребет. В 1930 году участвовал в экспедиции, исследовавшей Карское море. Для участия в экспедиции по спасению челюскинцев вместе с М. Водопьяновым и В. Голышевым в сложных метеоусловиях совершил перелёт Хабаровск-Ванкарем протяжённостью около 6000 км. За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза. В 1939 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Продолжал работать на авиазаводе заместителем начальника по лётной части. Жил в Москве. Умер 2 февраля 1951 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Полковник. Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Краcной Звезды, медалями. Его именем названы улицы в Астрахани и Москве, школа в городе Балаково Саратовской области. Забытое постановление Иркутского горсовета\\подзаг\\ «Отмечая исключительные заслуги перед СССР лётчика Восточно-Сибирского краевого гражданского воздухофлота Героя Советского Союза тов. Доронина, принявшего непосредственное участие с другими лётчиками в спасении челюскинцев, горсовет постановляет: 1.Присвоить 4-й средней школе имя Героя Советского Союза пилота Доронина И. В. 2.Переименовать улицу Дёгтевскую в лицу Доронина. Поручить горкомхозу в соответствии с этим разработать план благоустройства улицы. Председатель горсовета Н. В. Камбалин Ответственный секретарь Росляков» Однажды таблички с именем Ивана Васильевича Доронина с этой улицы были сняты, у неё появилось другие название — Российская. По-соседству осталась улица имени другого пилота — Чкалова, хотя к Иркутску он отношения не имеет. Трагедия в Чукотском море Пароход «Челюскин», получив повреждения, вмёрз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней. На борту находилась полярная экспедиция Отто Юльевича Шмидта. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов и «Челюскин» затонул. На дрейфующий лёд успело сойти 104 человека — среди них 10 женщин и двое детей. При высадке погиб завхоз Борис Могилевич. На мыс Дежнева в посёлок Уэлен радист Эрнст Кренкель направил первое послание SOS. На следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению. Решили принять экстренные меры — пробиться к льдине на собачьих упряжках, но это не удалось. Надежда осталась на авиацию. По железной дороге из Москвы во Владивосток отправили два дирижабля. Полярные асы Маврикий Слепнёв и Сигизмунд Леваневский направились в Соединённые Штаты, где их ждали закупленные советским правительством у «Пан-Америкэн Компани» два самолёта «Флейстер». Красноярский полярный лётчик Василий Молоков поспешил во Владивосток. Из Москвы в Иркутск добирался Михаил Водопьянов. В это время в Хабаровске садились самолёты «Ю-13» с иркутскими экипажами: пилоты Виктор Голышев с бортмехаником Яковом Савиным, Иван Доронин с Владимиром Фёдоровым. Западные газеты выражали лишь сочувствие: «Самолёты отправляются на верную гибель, их ждёт обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности». Или уже оплакивали Шмидта: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чьё имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана». Мир не верил в спасение челюскинцев, но событий ждал с напряжением. Спасение челюскинцев В Главсевморпути летал бывший военный лётчик Анатолий Ляпидевский. Летняя экспедиция управления находилась на Чукотке. Здесь и застало Ляпидевского известие о случившемся. Герой Советского Союза Михаил Водопьянов в книге «Друзья в небе» вспоминает об этих событиях: «13 февраля 1934 года Ляпидевский, сидя на койке в каморке начальника культбазы в бухте Лаврентия, бренчал на гитаре, когда ворвался облепленный с головы до ног снегом начальник контрольно-пограничного пункта Небольсин. Размахивая радиограммой, он кричал: «Челюскин» утонул! Сто четыре человека высадились на льдину! Ляпидевский начинает регулярные рейсы в поисках лагеря Шмидта. Каждый сопряжён со смертельным риском. До 4 марта от совершил 28 полётов, но лагерь обнаружить не удалось. Очередная радиограмма более чем тревожная: после нового сжатия льдов обломлена подготовленная взлётно-посадочная полоса, новый аэродром 150 на 450 метров. Вопрос: можно ли на «АНТ-4» приземлиться? Ляпидевский отрабатывает взлёт-посадку на прибрежном льду. Вроде получается — есть надежда. 5 марта 1933 года в ясный, безоблачный день в воздух поднялись четверо: Л. Ляпидевский, второй пилот Е. Конкин, бортмеханик М. Руковский и штурман Л. Петров. Льдину обнаружили. Челюскинец — механик парохода Александр Погосов — вспоминал: «Радистка из посёлка Уэлен Людмила Шредер сообщила, что самолёт Ляпидевского направляется к нам. Он появился неожиданно и сразу пошёл на снижение, достаточно точно сел на узкий пятачок. Выпрыгнувший лётчик был весь запорошен изморосью, пыжиковая маска срослась ледяными струпьями — сказывался более чем двухчасовой полёт в открытой кабине. Где люди? -Вместо приветствия закричал он. Людей не было. Позже выяснилось, что на пути пассажиров развернулась широкая полынья, пришлось возвращаться в лагерь за шлюпкой. Пока мы разгружали самолёт, подоспели челюскинцы. Впереди степенно шёл Шмидт. Теперь я верю, что мы будем спасены, - услышал я его слова. Первыми вывезли женщин и детей. Посадку в самолёт снимал кинооператор Шафран.» Ляпидевский делал ещё несколько попыток подлететь к льдине. После одного их полётов, возвращаясь, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада экипаж потерпел аварию. Самолёт был сильно повреждён и к дальнейшим полётам совершенно непригоден. Однако, добравшись до рации, Ляпидевский дал радиограмму: «Москва. Кремль. Сталину» В высокопарных выражениях он высказал свою готовность к дальнейшему выполнению заданий правительства. В это время на Ванкарем, куда с Уэлена перенесли основную спасательную станцию, садились на лёгких самолётах С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин. Было ясно, но холодно — ниже 40 градусов. Люди ждали самолёты возле палатки, которую так и окрестили аэровокзалом. Иван Доронин совершил более десятка рейсов и завершал авакуацию попавших в беду. Последними с ним улетали с льдины Отто Шмидт и капитан ледокола Владимир Воронин. 13 апреля 1934 года ледовый лагерь перестал существовать после очередного сжатия льдов. 20 апреля 1934 года был издан указ о присвоении нового звания в СССР Героя Советского Союза лётчикам, принимавшим участие в спасении экспедиции и команды ледокола «Челюскин». Ими стали: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Николай Каманин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов и иркутянин Иван Доронин. Первым героям вручали ордена Ленина и грамоты. Москва. Кремль. 23 июня 1934 года Из воспоминаний Анатолия Васильевича Ляпидевского: «Михаил Иванович Калинин пригласил меня к столу и бросил такую фразу: «Начнём с вас, товарищ Ляпидевский». Чуть позже я понял её смысл. Нам прикрепили ордена Ленина, поскольку медаль Золотая Звезда была учреждена только в 1939 году. Когда выходили из Кремля, радист Кренкель обратился ко мне: Дай, Толя, посмотрю, что за грамоты вам дали, может быть, я тоже буду Героем Советского Союза. Взял он грамоту, внимательно её обследовал и говорит: Вот видишь, потом много будет героев, сотни, тысячи, а у тебя, Толя номер 001. Больше первого героя не будет. На следующий день в Георгиевском зале состоялся приём по случаю нашего награждения. Наш стол стоял в центре, прямо напротив президиума. Первым поднялся Куйбышев. Он провозгласил тост в мою честь. Я поблагодарил, как полагается. Сидим мы вместе с Васей Молоковым, я ему потихоньку говорю: Мы потом выпьем у себя в «Гранд-отеле», а сейчас давай налегать на минеральную воду, чтобы, не дай Бог, конфуза не вышло. Так и сделали. Сидим, пьём, и тут обратили внимание, что несколько хлебных шариков летят на наш стол. Вижу, Ворошилов строго пальцем грозит в мою сторону, но при этом улыбается. И вдруг поднимается из-а стола Сталин и направляется прямо ко мне. В руках у него бутылка с вином и большой бокал. Подошёл, остановился рядом. Мы, естественно, вскочили, вытянулись в струнку. А он говорит: Раз торжество, то надо пить не нарзан, а вино. Пью за ваше здоровье! Мне передал бокал и стоит с бутылкой в руках. Я забеспокоился: - Как же так, Иосиф Виссарионович, а вы из чего будете пить? -Ничего, я из бутылки выпью. И действительно, шутливо приложился к горлышку... Повернулся Сталин и к Доронину: -Выпью и за тебя, сибиряк, там тоже несладко, холодно, я-то бывал в Сибири на этапах и в ссылке. Удачи тебе. И пошёл за стол правительства. P.S. До поступления в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского Иван Васильевич Доронин продолжал летать по воздушным трассам Восточной Сибири и Севера.
|
|