Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
Нужна ли современному российскому обществу память о политических репрессиях? Некоторые — например, авторы проекта нового единого учебника истории — считают, что не нужна. Но есть и те, кто полагает иначе.
Фонд "Мемориал" (Санкт-Петербург) и Living History Forum (Стокгольм) при поддержке Swedish International Development Cooperation Agency (Стокгольм) решили реализовать проект "Роль исторической памяти в развитии прав человека". В рамках этого проекта до 15 октября 2013 года пройдет конкурс под названием "Уроки памяти политических репрессий в России ХХ века. Методика и практика освоения прошлого для развития прав человека". На нем, как предполагается, будут представлены не только письменные исследования, но и экспозиционно-выставочные, социокультурные, экскурсионно-экспедиционные проекты. О том, на какой результат рассчитывают организаторы, рассказал один из членов жюри конкурса, доктор культурологии, профессор СПбГУКИ, писатель Александр Ласкин.
— В чем смысл такого конкурса?
— Мы, можно сказать, проводим своего рода социологический эксперимент: если не будет достаточного количества откликов, то эта тема перестала быть актуальной и жгучей. Придет много работ — значит, прошлое для наших соотечественников не закрыто… Очевидно, что российское общество становится все более потребительским, все более озабоченным собственным настоящим, чем нашей общей историей… Вот нам и хочется узнать: какому количеству людей так же небезразличны эти сюжеты, как они небезразлична нам самим…
Участвовать могут люди самых разных профессий — учителя истории и литературы, преподаватели вузов, музейные работники, библиотекари, руководители краеведческих и поисковых клубов, журналисты… За каждой работой мы надеемся увидеть биографию автора. Ведь если человек приходит к этой теме, то не потому, что объявили очередной конкурс, а потому, что так он выражает свою позицию, свое отношение к истории, к жизни, к современной ситуации, наконец.
Еще одно отличие этого конкурса — в том, что мы не ставим хронологических ограничений. Существует "утешительная" точка зрения, что репрессии – это только Большой террор 1937-1940 гг. Конечно, это не так. История репрессий – история государственной несправедливости в нашей стране – охватывает весь двадцатый век. Иногда режим становился мягче, действовал, так сказать, "точечней", но этой своей функции не оставлял. Как говорил Мандельштам, "нигде не ценят стихи, как у нас: у нас за них убивают". Конечно, тут возможны уточнения в зависимости от эпохи: не расстреливают, а ссылают; не ссылают, а пытаются осложнить жизнь…
– Рассчитывает ли вы на то, что в конкурсе примет участие молодежь?
– Конечно, этого мы ждем больше всего. Правда, нынешних молодых история интересует мало. Особенно ее печальные страницы. Ну, было и было. Да и слишком много с тех пор прошло лет. Сталин, Хрущев, Брежнев – для них герои учебников. А как у нас иногда учатся? Прочел – забыл. По этой части у меня, как у вузовского преподавателя, есть немалый опыт. Мне приходилось встречать студентов, которые были убеждены, что Октябрьская революция произошла в 1941 году… Это, конечно, беда. Люди видят не дальше своего носа – на какие-нибудь десять-двадцать лет назад. Видимо, Министерство образования считает, что это в порядке вещей – иначе бы каждый год не сокращало часы на историю и литературу.
– Ваш конкурс как-то коррелирует с инициативой Минобразования по созданию единого учебника по истории?
— Такого учебника еще никто не видел, но по некоторым высказываниям понятно, что речь идет о неком позитивном варианте истории. Кажется, мы что-то такое уже читали? Да это же "Краткий курс истории ВКП/б/"! Вот уже существующий образец единого учебника истории… С подобной точкой зрения наш конкурс никак не коррелирует… Наверное, приятно думать, что страна двигалась от победы к победе, от свершения к свершению, но для этого придется слишком многое забыть… И, вообще, это чистой воды мифологизация… Мифологизировать – значит упрощать. Сводить математику до уровня арифметики…
– Заявки на конкурс принимаются с весны этого года. Много ли уже поступило?
– Честно скажу: пока реализуется худший сценарий. Заявок намного меньше, чем хотелось бы. И нового, самостоятельно добытого материала — тоже немного. Нас это расстраивает. Казалось бы, живешь ты где-нибудь в Казани и занимаешься историей семьи Василия Павловича Аксенова. Ну так опирайся не на книги, вышедшие в Москве, а на подшивки газеты "Красная Татария", где работала мать писателя, Евгения Гинзбург! Еще можно покопаться в местных архивах. Возможно, именно там найдешь какую-то малую подробность, незначительный штрих, но и он что-то дополнит в общей картине. Это, конечно, один из многих примеров...
Разумеется, нам интересны судьбы не только знаменитых, но и рядовых людей. Тут особый интерес представляют частные архивы. Я уверен, что много важного еще хранится где-нибудь на антресолях. Конечно, история политических репрессий – тайная, скрытая от посторонних глаз, но ведь люди возвращались из лагерей, писали письма и дневники…
– А какие призы для лауреатов предусмотрены? Намечается ли публикация проектов-победителей?
– Победители в номинациях получат диплом международного конкурса и в декабре 2013 года будут приглашены в Швецию, где специально для них готовится культурная программа. В Швеции, кстати, история государственной несправедливости – одна из самых коротких в мире. Уж в XX веке — точно. Но, судя по всему, у шведов есть чувство опасности – иначе чем объяснить то, что ими накоплен большой опыт изучения политических репрессий в нашей стране. Что касается развития проектов, то есть идея продолжить работу с лучшими участниками после завершения конкурса. К тому же, самые интересные работы будут опубликованы на сайтах www.memorial-nic.org и www.cogita.ru.
– А как вы сами стали членом жюри конкурса?
– В январе этого года петербургский "Мемориал" устроил презентацию моего документального романа "Дом горит, часы идут" — думаю, в тот вечер мы с руководителями "Мемориала" отчетливо поняли, что работаем на одном поле. Эта книга — о русском дворянине студенте Николае Блинове, который погиб, защищая евреев, в житомирском погроме 1905 года. Конечно, словосочетание "права человека" утвердилось значительно позже (по крайней мере, для России), но Николая Блинова можно назвать правозащитником. Он умер, пытаясь встать на защиту фундаментальных прав — права не быть убитым, права жить так, как считаешь нужным, молиться тем богам, которых выбрал…
Если мы вспомнили этот сюжет, то надо еще раз повторить: мы живем в стране с самой долгой и тяжелой историей государственной несправедливости. Правда, и такого количества попыток противостоять несправедливости, думаю, нигде больше нет.
Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.