НА КАЛЕНДАРЕ

Почему в Петербурге однажды обрушился Египетский мост?

По инф. polit.ru   
19 Августа 2023 г.

Санкт-Петербург занимает пятое место по количеству мостов в мире. Сейчас мосты города служат не просто переправами, а еще и «временными порталами»: пересекая их, мы зачастую попадаем из одного века в другой, оказываясь окруженными архитектурой XVIII, XIX, XX веков. «Легендарным» в Петербурге можно назвать почти любой мост. Ведь с каждым связана какая-либо история или легенда.

Почему в Петербурге однажды обрушился Египетский мост?

  • Фото с сайта tvspb.ru

Автор книги «Легендарные мосты. Истории и легенды о петербургских мостах» экскурсовод Лилия Сергеева рассказывает невероятные истории об одном из главных символов северной столицы. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент книги.

«Мосты повисли над водами...»

Наряду с арочными чугунными мостами инженерами-мостостроителями XIX века были предложены и оригинальные конструкции цепных мостов. Простейшие висячие мосты были известны с давних времен, но идея более совершенных постоянных мостов такого типа возникла и была воплощена именно в Петербурге. В 1809 году выпускник Академии художеств А. Витберг обратил внимание на старые деревянные разводные мосты на Крюковом канале, пролеты их уже не разводили, но цепи продолжали оставаться на месте. Это и натолкнуло Витберга на мысль, что к цепям можно крепить саму проезжую часть, а не разводные пролеты. Идея эта впоследствии была доработана, и в 20-е годы XIX века по проектам и под руководством инженеров Г. М. Треттера и В. А. Христиановича в числе других (а всего было построено шесть висячих мостов) на Фонтанке были возведены Египетский и Цепной (Пантелеймоновский) мосты.

Пантелеймоновский, находящийся близ Летнего сада, стал продолжением нынешней улицы Пестеля, тогда Пантелеймоновской, названной так по Пантелеймоновской церкви, основанной еще в 1722 году в честь победы над шведами у мыса Гангут. Сражение состоялось в день памяти Святого Пантелеймона — целителя, поэтому церковь, улица и позже мост получили его имя. Но долгое время мост так и называли — Цепной. В 1833–1834 годах здесь недалеко проживал А. С. Пушкин со своей супругой Натальей Гончаровой. Письма ей из Болдина он адресовал не иначе как «В С. Петербурге у Цепного моста против Пантелеймона в доме Оливье».

Цепной мост был яркой достопримечательностью Петербурга. Находясь в живописном месте с уже сформировавшимся ансамблем вокруг — Летний сад, Инженерный замок, особняки и доходные дома на набережных, — мост стал прекрасным дополнением и украшением этой части города. Почти завершен был масштабный проект Карла Росси, который при постройке Михайловского дворца (сейчас Русский музей) осуществил перепланировку большого пространства от Фонтанки до Екатерининского (Грибоедова) канала, оставалось лишь соединить район Марсова поля с оживленной Литейной частью. Инженеры и архитекторы-мостостроители справились с задачей на «отлично».

Опорами для цепей на мосту служили высокие чугунные колонны, которые вместе с верхней частью — антаблементом — составляли арочный портал, украшенный цветочным позолоченным орнаментом. Все чугунные и кованые детали моста были изготовлены на заводе Берда и предварительно подвергались испытаниям на разрыв особой машиной. А береговые устои были собраны из гранитных плит с каналов вокруг Михайловского (Инженерного) замка — они к тому моменту были засыпаны. Работы эти проводились под руководством знаменитого каменотеса Самсона Суханова.

Оформление Цепного моста было выполнено в популярном в то время египетском стиле, который получил свое, пожалуй, более яркое выражение в построенном два года спустя втором висячем мосту на реке Фонтанке.

Увлечению египетским стилем предшествовали определенные исторические события, а именно — египетский поход Наполеона в 1798–1801 годах. После него египтомания захватила постепенно весь мир. Многие памятники архитектуры стали украшаться подобием иероглифов и фигурами разных загадочных существ. Причиной тому был не столько сам военный поход, сколько работа многочисленных ученых, отправившихся вместе с армией Наполеона в Египет. Благодаря их деятельности познания об этой стране умножились, а египетский стиль получил широкое распространение не только во Франции. В 1809 году английский дипломат и путешественник Уильям Гамильтон опубликовал альбом гравюр «Египетские памятники», материалами которого вдохновлялись многие художники и архитекторы, в том числе и в России. Египетский мост был создан как раз во время расцвета интереса к египетскому искусству, поэтому и был оформлен должным образом.

Египетский мост был возведен в створе нынешнего Лермонтовского проспекта и был не менее красив, чем Цепной. Коричневые ворота моста, на которых держались цепи, поддерживались колоннами, выполненными в египетском стиле. Они были декорированы позолоченными листьями лотоса, рельефным орнаментом, изображавшим разных животных, и фигурами, напоминающими египетские иероглифы; в верхней части ворот можно было видеть чугунных орлов, также покрытых позолотой.

Больше всего притягивали внимание к мосту его сфинксы. Установленные на постаментах, что располагаются на береговых устоях, они и сейчас украшают уже давно перестроенный мост. В наши дни сфинксы окрашены в зеленый цвет с позолоченными элементами. Тогда же фигуры мифических существ были окрашены в желтый цвет, а к их убору на голове крепились фонари.

Стоит сделать поправку: сфинксы на Египетском мосту созданы скульптором П. П. Соколовым скорее в греческом, нежели в египетском стиле. Утонченные и женственные, они мало напоминают нам мощные и грозные фигуры у пирамид в Фивах. Египтяне приписывали сфинксам силу и могущество богов и чаще всего устанавливали их парами у входа в храм или дворец для защиты от злых духов. В древнегреческих же мифах сфинкс — это существо женского пола, обитающее на скале вблизи Фив. Оно подстерегало заплутавших путников и задавало им хитроумные загадки, которые никто не мог отгадать. За это сфинкс душил и пожирал своих жертв, наводя тем самым ужас на жителей окрестных земель. Согласно мифу, так продолжалось до тех пор, пока на загадки не ответил Эдип, освободивший фиванцев от чудовища и получивший в жены Иокасту. Скорее всего, скульптор выбрал образ женственных античных сфинксов из-за их строгой и в то же время привлекательной внешности, соответствовавшей позднему классицизму — распространенному в то время в России архитектурному стилю.

Считается также, что лица этих скульптур копируют лицо императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Ее красотой восхищались многие современники, сам А. С. Пушкин писал:

Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновенный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.

Египетский мост выделялся на фоне довольно скучной застройки набережных в той части реки и являл собой тот самый образ сказочного моста-портала, будто ведущего в какое-то другое, неведомое и загадочное пространство и время.

Почему в Петербурге однажды обрушился Египетский мост?

  • Фото с сайта shnyagi.net

Цепные мосты были излюбленным местом прогулок горожан. Из-за особенности конструкции мосты эти раскачивались, что очень образно описала художница А. П. Остроумова-Лебедева:

«Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определенный и веселый. Бывало, идешь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему идут ломовые или идет войско».

Говорили также и о том, что мосты эти «пели». Звенья цепи терлись друг о друга и издавали особый звук.

В «Петербургской газете» 18 января 1901 года писали:

«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?»

Почему именно «погребальную песню», по мнению журналистов газеты, пел мост — неизвестно, но слова эти оказались пророческими. 20 января 1905 года при проходе эскадрона конно-гренадерского полка Египетский мост рухнул, о чем рассказывалось уже в другой газетной заметке:

«Сегодня в 12½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции».

Некоторые петербуржцы винили в обрушении моста некую Марию, проживавшую тогда неподалеку. По легенде, Мария недолюбливала военных (то ли в молодости была обманута одним из них, то ли просто надоело их шумное соседство) и имела славу дурного глаза. Однажды, увидев в окно проходящий по мосту полк, она произнесла: «Да чтоб вы провалились!» — после чего послышался сухой треск, а вслед за ним ржание лошадей и крики людей. За считаные минуты мост со всеми, кто на нем находился, рухнул в замерзшую реку.

На самом деле было проведено расследование и выяснено, что мост обрушился из-за «раковин» — пустот в нескольких звеньях. Когда кони военных строевым шагом двигались по мосту, был создан резонанс, бракованные звенья сломались и привели к разрушению моста. Современные специалисты считают причиной обрушения недостаточную прочность металла на холоде. С тех пор в воинских уставах перед движением по мосту отдается команда «идти не в ногу».

Долгое время после этого происшествия одиноко смотрели на воду сфинксы с береговых устоев — единственное уцелевшее украшение моста. Рядом был возведен временный деревянный мост, и лишь в 1954–1956 годах инженером В. В. Демченко и архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Однопролетный металлический — он был дополнен обелисками с фонарями-торшерами, украшенными орнаментом в египетском стиле. Эти обелиски и фигуры мифических существ по-прежнему величественно охраняют мост, оправдывая его название.

17 декабря 2022 года сфинксы были возвращены на мост после очередной реставрации. Специалисты обработали фигуры фосфатическим составом, нанесли новое покрытие, защищающее от коррозии и петербургской непогоды, а также обновили позолоту.

***

К слову, со сфинксами Египетского моста связана одна городская легенда. Согласно ей, если девушка потрет лапу какого-нибудь из сфинксов, то ее будет ждать удача в любви. Кто хочет, может проверить.

  • Книгу Лилии Сергеевой «Легендарные мосты. Истории и легенды о петербургских мостах» представляет издательство «Бомбора».
  • Санкт-Петербург занимает пятое место по количеству мостов в мире после Гамбурга, Берлина, Амстердама и Венеции. 443 моста, 443 уникальных проекта и истории, кроющиеся за их строительством и «повседневной жизнью». Пётр I строил Петербург как свой «парадиз» (рай на земле), и мостостроители города порой должны были совершать настоящие чудеса, изобретая и воплощая проекты невероятных по красоте и мощи сооружений, которые возводили в этой непростой местности.
  • Сейчас мосты Петербурга служат не просто переправами, а еще и «временными порталами»: пересекая их, мы зачастую попадаем из одного века в другой, оказываясь окруженными архитектурой XVIII, XIX, XX веков. «Легендарным» в Петербурге можно назвать почти любой из них. Ведь с каждым связана какая-либо история или легенда, а зачастую удивительна сама судьба возникновения и дальнейшего существования тех или иных переправ.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Год квадробера». Новые слова минувшего года
    Слова как приметы времени, отражающие некие новые тенденции и настроения в обществе. Своей коллекцией-2024 делится публицист, политолог, доцент ИГУ Сергей Шмидт.
  • «Искусство – нечто таинственное, божественное…». Из интервью Г. Свиридова
    Почему я вновь и вновь обращаюсь к событиям, которые в моей журналистской судьбе случились много, много лет назад? Что движет автором? – спросите вы. Память – отвечу я. Память и желание напомнить нам всем великие имена, великих творцов. Покинув мир живых, они оставили нам богатейшее наследство. Свой талант, воплощенный в музыке, живописи, поэзии, фильмах… Они заслуживают памяти.
  • 2025-й: три в одном
    Каждый год приносит круглые даты в мировой и отечественной истории. Даже если не уходить в седую древность и не стремиться охватить необъятное (то есть буквально все, что заслуживает внимания), то в 2025-м можно назвать как минимум три юбилея всероссийского масштаба.
  • Пенсии – снова недоиндексация
    Насколько повысят пенсию в начале 2025 года? Таким вопросом задавались пенсионеры, работавшие раньше в бюджетной сфере. Большинство из них получают пособие по старости на уровне прожиточного минимума, то есть менее 20 тысяч рублей.
  • Окно в природу
    Останцы Так вообще-то принято называть отдельно стоящие высокие скалы, излюбленные кабаргой для отстоя. Но есть и другое толкование. Как-то раз услышал от одного таежника и теперь сам пользуюсь этим словом – оно неплохо подходит для старых горелых пней, часто торчащих в тайге.
  • Подвиг сапера
    Мы продолжаем цикл материалов, посвященных журналистам, писателям и поэтам Приангарья, воевавших в годы Великой Отечественной войны. В боях с фашистской Германией пали более двух тысяч советских журналистов, писателей, поэтов. В скорбном списке пятеро наших земляков. Сегодня мы расскажем об одном из них – Герое Советского Союза Романе Гавриловиче Иванове.
  • За шторой, с этой стороны... (Окончание)
    Новогодняя история Владимир Максимов (Начало).
  • В ритме жизни. Стихи из дневника
    2017_11_22 И ветер стих, и снегопад иссяк, Мухтар скулит, ему нужна прогулка.
  • Доверяй, но проверяй (Странички будущей книги «Зачем редактору топор?»)
    Как быстро всё-таки летит время! И хотя мы говорим не о символистском журнале «Перевал», первый номер которого вышел в 1906 г., и не о литературной группе «Перевал» вековой давности, в которую входили Пришвин, Платонов, Катаев и др., а о нашем ежемесячном выпуске, созданном в 2013 г. Любовью Сухаревской (увы, вскоре ушедшей из жизни; а 27 марта сего года ей могло бы исполниться 75), лёт времени всё равно ощущается остро. В течение года «Перевалом» занимался Владимир Максимов, а в сентябре 2014 г. «эстафету» от него принял Сергей Корбут. Десять лет, 125 выпусков, 220 авторов – арифметика внушительная. Ныне Сергей Владимирович решил уйти в «отставку», сосредоточиться на собственном творчестве. В знак благодарности опытному редактору сегодня обе полосы выпуска отданы в его полное распоряжение.
  • С Новым годом!
    Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Мои года». Хочу рассказать вам об одном замечательном человеке, живущем в нашем Иркутске. Зовут его Владимир Борисович Ходжаев, ему недавно исполнилось 93 года.
  • Герой гагаринской эпохи Борис Волынов
    Дважды Герою Советского Союза, почетному гражданину Иркутска и Иркутской области Борису Волынову исполнилось 90 лет.
  • За шторой, с этой стороны...
    Новогодняя история. Автор Владимир Максимов.
  • Праздник Рождества Христова: католики и православные
    Рождество Христово – великий христианских праздник воспоминаний рождения сына Божьего Иисуса Христа в г. Вифлееме. Православная церковь празднует Рождество Иисуса Христа в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая – 25 декабря по старому стилю.
  • Страшно / любимый человек
    21 декабря исполнилось 145 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.
  • Рассказы Вольдемара Антипина
    Черный Он оправдывал свою кличку на все сто: весь, без единого пятнышка, был черным, как уголь. Поджарое красивое тело, широкая мощная грудь. Плоский гладкий лоб, острые небольшие усики и круто закрученный хвост крутым калачом. Большие глаза на черном фоне сурово поблескивали, а мощная шея бодро держала его благородных форм голову. Суровый взгляд глаз был обманчив: собака была покладиста, спокойна, послушна и умна. Ее хозяин, Николай, не сюсюкал с Черным, был ровен в отношениях с ним. Собака его хорошо понимала, слушалась беспрекословно, выполняла команды «лежать», «сидеть», «в машину», «вперед». Умный был пес. Уважение охотников команды он заслужил сразу своей самостоятельностью, незлобивостью, внимательным взглядом суровых глаз, трудолюбием и сообразительностью.
  • Примирение – не значит забвение
    105 лет назад завершался переломный год в Гражданской войне.
  • «Кого надо, того и убили». Часть 5
    Идеальная мишень По многочисленным свидетельствам, в последние годы жизни Киров был дружен со Сталиным – часто приезжал в гости, они вместе отдыхали, «гоняли чаи». Сталин даже называл Кирова «братом». Из этого некоторые исследователи делают вывод, что Сталин не мог приказать убить Кирова. Ой ли… Что означала для Сталина дружба и могла ли она стать для него препятствием в такого рода делах? Да, возможно, и Сталину было непросто «отдать» лучшего друга. Но чего не сделаешь ради «укрепления диктатуры пролетариата» и «разгрома троцкистско-фашистских шпионов, диверсантов, вредителей и двурушников», а в переводе на человеческий язык – для укрепления личной власти?
  • От такой ностальгии хочется вон… или светлый пожар Светланы Михеевой
    В газете «Мои года» прошла публикация кандидата искусствоведения Тамары Бусаргиной о книге прозы Светланы Михеевой «Каплин дом». Действительно, искусствовед призван увидеть нечто приемлемое во всякой невнятной картине и сделать расшифровку для широкой публики… Я тоже прочла эту повесть, еще в январе этого года, но публикации тогда не сделала. А теперь полагаю, что мой текст стал актуален.
  • Алиса Фрейндлих: путь на сцену
    Юность звезды театра и кино, встретившей на прошлой неделе 90-летний юбилей.
  • «Чайный король Сибири» Павел Пономарев
    180 лет назад в Знаменском предместье Иркутска родился известный меценат Павел Андреевич Пономарев, еще при жизни получивший от современников звучное звание «чайный король Сибири». Он прожил недолгую, но яркую жизнь, оставив потомкам богатое наследие. Чем же ответили потомки ему?