НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Печальник земли Русской

17 Января 2014 г.

alt
14 сентября 2011 года бывшим президентом Д. Медведевым был подписан Указ, что 2014 год будет объявлен Годом великого и главного святого земли русской – Преподобного Сергия Радонежского. Отмечать будем значимую дату - его 700-летие.

Ещё в 1998 г. была выдвинута идея ректора политехнического института С.Б. Леонова воздвигнуть храм в честь просветителя всех учащихся Сергия Радонежского. Был поставлен и освещён Владыкой Вадимом поклонный крест. Храма пока нет. Неужели Великий Подвижник не удостоится такой почести?

О чём говорит предание

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии, жене Кирилла, дал Бог сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость. Благоверный иерей Михаил нарёк младенцу в крещении имя Варфоломей, потому что в этот день праздновалась память святого Варфоломея. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, отдали его учиться грамоте. А школ грамотности в то время было очень мало, учреждались они под попечительством духовенства. Именно со стремлением к учению свзяны предания о детских годах Сергия Радонежского.

Вместе с Варфоломеем учились и два его брата: старший Стефаний и младший Пётр. Братья были успешны в учёбе, а вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель его наказывал, товарищи упрекали и даже насмехались над ним. А ребёнок проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от людей, плакал о своей неспособности. Ну не давалась ему грамота! Однажды отец послал его в поле искать жеребят, в то время сынишка уже умел обращаться с лошадьми.

…Далеко забрели в тот день жеребята. Мальчик долго бродил по полям, по лесу, вышел к берегу Ростовского озера. И увидел старца – черноризца, который стоял под дубом и читал молитвы. Отрок поклонился и стал ожидать окончания молитвы. Наконец, старец обратился к мальчику:

– Что тебе надобно, чадо?

Тут-то всё Варфоломей и рассказал сквозь слёзы о своей беде и попросил, чтобы Господь Бог открыл ему книжное учение.

Старец из своего ковчежка взял частицу просфоры. Благословил ею Варфоломея и велел съесть:

– Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотой лучше братьев и товарищей.

Домой привёл отрок старца, а тот в молельной велел читать ему псалмы. Ребёнок отговаривался неумением, но всё-таки нехотя начал. И тут все были поражены, как хорошо у него пошло чтение. Когда старец собрался уходить, то напоследок сказал родителям: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведёт вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Обеднели князья Ростовские

Тяжким бременем лежало иго татарское на плечах народа. Князья то и дело ходили в Орду на поклон к ханам монгольским.

Не избежали этих скорбей и родители Варфоломея. Жили они просто, люди были тихие, спокойные. Уклад жизни их был крепок, а быт почти крестьянский. Они всегда охотно принимали в своём доме бедных странников и помогали им.

Отец Варфоломея прежде владел большим имением в Ростовской области, был боярином и богатство было большое, но в конце жизни впал в бедность. Обеднел, конечно, от тяжких податей, от нападений татар, от издержек на путешествия в Орду с князем. Воевода Ростовский тоже притеснял и разорял основательно. Вот и решились родители Варфоломея переселиться в другое место – за семьдесят вёрст от Москвы, в г. Радонеж (ныне это село Городец). Случилось это около 1328 года, когда семья уже сильно обеднела. Сыновья стали обзаводиться семьями, после женитьбы старшего сына Стефана женился младший Пётр. А у Варфоломея другая мечта была, он не раз говорил отцу о своём желании:

– Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь.

Но отец был против:

– Помедли, чадо. Вот проводи нас в могилу, тогда уж никто не возбранит тебе исполнить своё заветное желание.

Пришло время и постаревшие родители ушли в Покровско – Хотьковский монастырь. Там и нашли для себя последние дни успокоения. Варфоломей похоронил родителей. Молитву об упокоении душ их он соединил с делами милосердия: каждый день кормил нищих и раздавал бедным остатки небольшого имущества, оставшегося от родителей. И сделал Варфоломей решительный шаг. На 21 году своей жизни – отдал брату Петру всё, что ещё осталось от родителей, и оставил мир.

Основание Троице-Сергиевой лавры

Ушёл Варфоломей в Хотьковскую обитель, где к тому времени старший брат Стефан был монахом. Варфоломей просит, умоляет брата оставить гостеприимную обитель, чтобы пойти искать места для пустынножительства.

Край в те времена был покрыт непроходимыми лесами. Селений было мало вокруг. В десяти вёрстах от Хотькова братья нашли небольшое возвышавшееся место в виде маковки. Вот поэтому оно и было названо Маковицею. Глубокие дебри окружали её со всех сторон, и рука человеческая её не касалась. Выбрали место на берегу реки Кочуры. Отшельники начали рубить лес, переносили тяжёлые брёвна на своих «боярских» плечах. Построили келейку и малую церквицу. А затем Стефан, не выдержав отшельнической жизни, ушёл в Москву, оставив Варфоломея одиноким. В одной из обителей близ Радонежа жил старец – игумен Митрофан. Иногда он стал посещать отшельника. И в 1337 году 7 октября Митрофан освятил церковь и постриг Варфоломея, дав ему имя Сергия.

Пустынная жизнь

Для Сергия началась трудная пустынная жизнь с лишениями, с безмолвием, борьба со страстями, с унынием и страхом. В это время ему было 23 года. Молодой подвижник молитвою укреплял свой дух. Научился владеть своими мыслями, терпеливо переносил голод и стужу. Зверей много рыскало по лесу. Однажды огромный голодный медведь подошёл к его келье. Пустынник накормил его, увидел, как он ослабел от голода. Пожалел, принёс из кельи краюшку хлеба. Мохнатый гость мирно съел её, а потом стал частенько навещать Сергия.

Бывало, что блаженный о себе и не заботился – голодным оставался: а если всего лишь один кусок хлеба был, он и тот его зверю бросал. В тот день он не ел, а голодал, но не мог обмануть и без еды отпустить мохнатого.

alt…Три года в совершенном одиночестве провёл Сергий. Но слух о нём распространился окрест. Стали стекаться к нему за благословением, а некоторые пожелали жить рядом. Он всех принимал. Так постепенно образовывалась обитель. Построили двенадцать келий под соснами и елями. Между пнями от срубленных деревьев развели огород. Тихо и сурово жили. Сергий сам подавал пример – таскал брёвна, кроил и шил одежду, носил воду в гору с реки, варил пищу, хлебы пёк. Плотничал. Летом и зимой ходил в одной и той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Крепок был, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах.

В 1345 г. обитель оформилась как Троице-Сергиев монастырь, впоследствии Троице-Сергиева лавра. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая пример. Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита московского Алексия Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Повелел твёрдо следовать заповедям и святых отцов: ничем никому собственным не владеть, ничто своим не называть, но всё общим считать.

Служащие в обители всем с радостью подавали и пищу, и питьё в изобилии. Люди знали в точности, где всё необходимое находится в храмах - пища и питьё, хлеб и варенья.

Доброе слово святителя дорого ценили и князья русской земли. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться великому князю московскому (например, ростовского князя – в 1356 г., нижегородского – в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича.

К великой скорби скончался митрополит Алексий. В церкви начались раздоры. В это же самое время пришли смутные времена на всю Русь. Отношение России к татарам было уже не прежнее. Русь собиралась и усиливалась. Великий князь Московский Димитрий уже не оказывал татарскому хану покорности. В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал он ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло. Летом заложил свой стан в устье реки Воронеж, и здесь поджидал Ягелло. Время для Димитрия было очень опасным.

Димитрий 18 августа с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Русь собиралась. Объединились Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем. Впервые собрали и двинули все свои силы. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла. Докладывали они о движении врага, предупреждали, что надо торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном, но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.

— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо шепнул князю: «Ты победишь».

Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру, на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде.

20 августа Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, по рязанской земле подступили к Дону. Когда 6 сентября его достигли, то заколебались: ждать ли татар, переправляться ли? Димитрий, вопреки советам, перешёл Дон. Назад путь был отрезан. Победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперёд, Бог и Святая Троица помогут!»

И наступило 8 сентября 1380 года.

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

* * *

В 1888 году в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии был пожертвован деревянный восьмиконечный крест длиною около аршина в серебряном вызолоченном окладе. На нём учёные и любители старины разобрали надпись: «Сим крестом благословил игумен Сергий князя Димитрия на погана царя Мамая и река: сим побеждай врага. В лето 1380 августа 27 дня».

Кончина преподобного Сергия

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г. Накануне кончины в последний раз он призвал братию и обратился со словами завещания: – «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…». К лику святых он был причислен в 1452 году.

Всей мощью своей, талантом, непоколебимой верой отец Сергий помог единению Руси. Всем сердцем, всей душою, помышлениями своими желал он укрепления и процветания родины.

Будем же чаще всматриваться в этот чудный образ. И слова святителя Платона вспомним: «с преподобным и сам преподобен будеши».

И надеяться будем, что воссияет храм во имя Сергия Радонежского на том месте, где сейчас одиноко стоит поклонный крест.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.