Печальник земли Русской |
17 Января 2014 г. |
Ещё в 1998 г. была выдвинута идея ректора политехнического института С.Б. Леонова воздвигнуть храм в честь просветителя всех учащихся Сергия Радонежского. Был поставлен и освещён Владыкой Вадимом поклонный крест. Храма пока нет. Неужели Великий Подвижник не удостоится такой почести? О чём говорит предание 3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии, жене Кирилла, дал Бог сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость. Благоверный иерей Михаил нарёк младенцу в крещении имя Варфоломей, потому что в этот день праздновалась память святого Варфоломея. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, отдали его учиться грамоте. А школ грамотности в то время было очень мало, учреждались они под попечительством духовенства. Именно со стремлением к учению свзяны предания о детских годах Сергия Радонежского. Вместе с Варфоломеем учились и два его брата: старший Стефаний и младший Пётр. Братья были успешны в учёбе, а вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель его наказывал, товарищи упрекали и даже насмехались над ним. А ребёнок проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от людей, плакал о своей неспособности. Ну не давалась ему грамота! Однажды отец послал его в поле искать жеребят, в то время сынишка уже умел обращаться с лошадьми. …Далеко забрели в тот день жеребята. Мальчик долго бродил по полям, по лесу, вышел к берегу Ростовского озера. И увидел старца – черноризца, который стоял под дубом и читал молитвы. Отрок поклонился и стал ожидать окончания молитвы. Наконец, старец обратился к мальчику: – Что тебе надобно, чадо? Тут-то всё Варфоломей и рассказал сквозь слёзы о своей беде и попросил, чтобы Господь Бог открыл ему книжное учение. Старец из своего ковчежка взял частицу просфоры. Благословил ею Варфоломея и велел съесть: – Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотой лучше братьев и товарищей. Домой привёл отрок старца, а тот в молельной велел читать ему псалмы. Ребёнок отговаривался неумением, но всё-таки нехотя начал. И тут все были поражены, как хорошо у него пошло чтение. Когда старец собрался уходить, то напоследок сказал родителям: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведёт вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Обеднели князья Ростовские Тяжким бременем лежало иго татарское на плечах народа. Князья то и дело ходили в Орду на поклон к ханам монгольским. Не избежали этих скорбей и родители Варфоломея. Жили они просто, люди были тихие, спокойные. Уклад жизни их был крепок, а быт почти крестьянский. Они всегда охотно принимали в своём доме бедных странников и помогали им. Отец Варфоломея прежде владел большим имением в Ростовской области, был боярином и богатство было большое, но в конце жизни впал в бедность. Обеднел, конечно, от тяжких податей, от нападений татар, от издержек на путешествия в Орду с князем. Воевода Ростовский тоже притеснял и разорял основательно. Вот и решились родители Варфоломея переселиться в другое место – за семьдесят вёрст от Москвы, в г. Радонеж (ныне это село Городец). Случилось это около 1328 года, когда семья уже сильно обеднела. Сыновья стали обзаводиться семьями, после женитьбы старшего сына Стефана женился младший Пётр. А у Варфоломея другая мечта была, он не раз говорил отцу о своём желании: – Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь. Но отец был против: – Помедли, чадо. Вот проводи нас в могилу, тогда уж никто не возбранит тебе исполнить своё заветное желание. Пришло время и постаревшие родители ушли в Покровско – Хотьковский монастырь. Там и нашли для себя последние дни успокоения. Варфоломей похоронил родителей. Молитву об упокоении душ их он соединил с делами милосердия: каждый день кормил нищих и раздавал бедным остатки небольшого имущества, оставшегося от родителей. И сделал Варфоломей решительный шаг. На 21 году своей жизни – отдал брату Петру всё, что ещё осталось от родителей, и оставил мир. Основание Троице-Сергиевой лавры Ушёл Варфоломей в Хотьковскую обитель, где к тому времени старший брат Стефан был монахом. Варфоломей просит, умоляет брата оставить гостеприимную обитель, чтобы пойти искать места для пустынножительства. Край в те времена был покрыт непроходимыми лесами. Селений было мало вокруг. В десяти вёрстах от Хотькова братья нашли небольшое возвышавшееся место в виде маковки. Вот поэтому оно и было названо Маковицею. Глубокие дебри окружали её со всех сторон, и рука человеческая её не касалась. Выбрали место на берегу реки Кочуры. Отшельники начали рубить лес, переносили тяжёлые брёвна на своих «боярских» плечах. Построили келейку и малую церквицу. А затем Стефан, не выдержав отшельнической жизни, ушёл в Москву, оставив Варфоломея одиноким. В одной из обителей близ Радонежа жил старец – игумен Митрофан. Иногда он стал посещать отшельника. И в 1337 году 7 октября Митрофан освятил церковь и постриг Варфоломея, дав ему имя Сергия. Пустынная жизнь Для Сергия началась трудная пустынная жизнь с лишениями, с безмолвием, борьба со страстями, с унынием и страхом. В это время ему было 23 года. Молодой подвижник молитвою укреплял свой дух. Научился владеть своими мыслями, терпеливо переносил голод и стужу. Зверей много рыскало по лесу. Однажды огромный голодный медведь подошёл к его келье. Пустынник накормил его, увидел, как он ослабел от голода. Пожалел, принёс из кельи краюшку хлеба. Мохнатый гость мирно съел её, а потом стал частенько навещать Сергия. Бывало, что блаженный о себе и не заботился – голодным оставался: а если всего лишь один кусок хлеба был, он и тот его зверю бросал. В тот день он не ел, а голодал, но не мог обмануть и без еды отпустить мохнатого. …Три года в совершенном одиночестве провёл Сергий. Но слух о нём распространился окрест. Стали стекаться к нему за благословением, а некоторые пожелали жить рядом. Он всех принимал. Так постепенно образовывалась обитель. Построили двенадцать келий под соснами и елями. Между пнями от срубленных деревьев развели огород. Тихо и сурово жили. Сергий сам подавал пример – таскал брёвна, кроил и шил одежду, носил воду в гору с реки, варил пищу, хлебы пёк. Плотничал. Летом и зимой ходил в одной и той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Крепок был, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах. В 1345 г. обитель оформилась как Троице-Сергиев монастырь, впоследствии Троице-Сергиева лавра. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая пример. Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита московского Алексия Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Повелел твёрдо следовать заповедям и святых отцов: ничем никому собственным не владеть, ничто своим не называть, но всё общим считать. Служащие в обители всем с радостью подавали и пищу, и питьё в изобилии. Люди знали в точности, где всё необходимое находится в храмах - пища и питьё, хлеб и варенья. Доброе слово святителя дорого ценили и князья русской земли. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться великому князю московскому (например, ростовского князя – в 1356 г., нижегородского – в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича. К великой скорби скончался митрополит Алексий. В церкви начались раздоры. В это же самое время пришли смутные времена на всю Русь. Отношение России к татарам было уже не прежнее. Русь собиралась и усиливалась. Великий князь Московский Димитрий уже не оказывал татарскому хану покорности. В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал он ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло. Летом заложил свой стан в устье реки Воронеж, и здесь поджидал Ягелло. Время для Димитрия было очень опасным. Димитрий 18 августа с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Русь собиралась. Объединились Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем. Впервые собрали и двинули все свои силы. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла. Докладывали они о движении врага, предупреждали, что надо торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему: — Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном, но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические. После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой. — Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо шепнул князю: «Ты победишь». Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру, на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. 20 августа Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, по рязанской земле подступили к Дону. Когда 6 сентября его достигли, то заколебались: ждать ли татар, переправляться ли? Димитрий, вопреки советам, перешёл Дон. Назад путь был отрезан. Победа или смерть. Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперёд, Бог и Святая Троица помогут!» И наступило 8 сентября 1380 года. По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало. Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили». * * * В 1888 году в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии был пожертвован деревянный восьмиконечный крест длиною около аршина в серебряном вызолоченном окладе. На нём учёные и любители старины разобрали надпись: «Сим крестом благословил игумен Сергий князя Димитрия на погана царя Мамая и река: сим побеждай врага. В лето 1380 августа 27 дня». Кончина преподобного Сергия Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г. Накануне кончины в последний раз он призвал братию и обратился со словами завещания: – «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…». К лику святых он был причислен в 1452 году. Всей мощью своей, талантом, непоколебимой верой отец Сергий помог единению Руси. Всем сердцем, всей душою, помышлениями своими желал он укрепления и процветания родины. Будем же чаще всматриваться в этот чудный образ. И слова святителя Платона вспомним: «с преподобным и сам преподобен будеши». И надеяться будем, что воссияет храм во имя Сергия Радонежского на том месте, где сейчас одиноко стоит поклонный крест.
|
|