НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-08-07-13-40
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их...
2025-04-16-00-37-32
13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
2025-04-15-06-26-33
Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
2025-04-16-01-06-40
Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
2025-04-17-11-31-24
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был...

Печальник земли Русской

17 Января 2014 г.

alt
14 сентября 2011 года бывшим президентом Д. Медведевым был подписан Указ, что 2014 год будет объявлен Годом великого и главного святого земли русской – Преподобного Сергия Радонежского. Отмечать будем значимую дату - его 700-летие.

Ещё в 1998 г. была выдвинута идея ректора политехнического института С.Б. Леонова воздвигнуть храм в честь просветителя всех учащихся Сергия Радонежского. Был поставлен и освещён Владыкой Вадимом поклонный крест. Храма пока нет. Неужели Великий Подвижник не удостоится такой почести?

О чём говорит предание

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии, жене Кирилла, дал Бог сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость. Благоверный иерей Михаил нарёк младенцу в крещении имя Варфоломей, потому что в этот день праздновалась память святого Варфоломея. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, отдали его учиться грамоте. А школ грамотности в то время было очень мало, учреждались они под попечительством духовенства. Именно со стремлением к учению свзяны предания о детских годах Сергия Радонежского.

Вместе с Варфоломеем учились и два его брата: старший Стефаний и младший Пётр. Братья были успешны в учёбе, а вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель его наказывал, товарищи упрекали и даже насмехались над ним. А ребёнок проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от людей, плакал о своей неспособности. Ну не давалась ему грамота! Однажды отец послал его в поле искать жеребят, в то время сынишка уже умел обращаться с лошадьми.

…Далеко забрели в тот день жеребята. Мальчик долго бродил по полям, по лесу, вышел к берегу Ростовского озера. И увидел старца – черноризца, который стоял под дубом и читал молитвы. Отрок поклонился и стал ожидать окончания молитвы. Наконец, старец обратился к мальчику:

– Что тебе надобно, чадо?

Тут-то всё Варфоломей и рассказал сквозь слёзы о своей беде и попросил, чтобы Господь Бог открыл ему книжное учение.

Старец из своего ковчежка взял частицу просфоры. Благословил ею Варфоломея и велел съесть:

– Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотой лучше братьев и товарищей.

Домой привёл отрок старца, а тот в молельной велел читать ему псалмы. Ребёнок отговаривался неумением, но всё-таки нехотя начал. И тут все были поражены, как хорошо у него пошло чтение. Когда старец собрался уходить, то напоследок сказал родителям: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведёт вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Обеднели князья Ростовские

Тяжким бременем лежало иго татарское на плечах народа. Князья то и дело ходили в Орду на поклон к ханам монгольским.

Не избежали этих скорбей и родители Варфоломея. Жили они просто, люди были тихие, спокойные. Уклад жизни их был крепок, а быт почти крестьянский. Они всегда охотно принимали в своём доме бедных странников и помогали им.

Отец Варфоломея прежде владел большим имением в Ростовской области, был боярином и богатство было большое, но в конце жизни впал в бедность. Обеднел, конечно, от тяжких податей, от нападений татар, от издержек на путешествия в Орду с князем. Воевода Ростовский тоже притеснял и разорял основательно. Вот и решились родители Варфоломея переселиться в другое место – за семьдесят вёрст от Москвы, в г. Радонеж (ныне это село Городец). Случилось это около 1328 года, когда семья уже сильно обеднела. Сыновья стали обзаводиться семьями, после женитьбы старшего сына Стефана женился младший Пётр. А у Варфоломея другая мечта была, он не раз говорил отцу о своём желании:

– Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь.

Но отец был против:

– Помедли, чадо. Вот проводи нас в могилу, тогда уж никто не возбранит тебе исполнить своё заветное желание.

Пришло время и постаревшие родители ушли в Покровско – Хотьковский монастырь. Там и нашли для себя последние дни успокоения. Варфоломей похоронил родителей. Молитву об упокоении душ их он соединил с делами милосердия: каждый день кормил нищих и раздавал бедным остатки небольшого имущества, оставшегося от родителей. И сделал Варфоломей решительный шаг. На 21 году своей жизни – отдал брату Петру всё, что ещё осталось от родителей, и оставил мир.

Основание Троице-Сергиевой лавры

Ушёл Варфоломей в Хотьковскую обитель, где к тому времени старший брат Стефан был монахом. Варфоломей просит, умоляет брата оставить гостеприимную обитель, чтобы пойти искать места для пустынножительства.

Край в те времена был покрыт непроходимыми лесами. Селений было мало вокруг. В десяти вёрстах от Хотькова братья нашли небольшое возвышавшееся место в виде маковки. Вот поэтому оно и было названо Маковицею. Глубокие дебри окружали её со всех сторон, и рука человеческая её не касалась. Выбрали место на берегу реки Кочуры. Отшельники начали рубить лес, переносили тяжёлые брёвна на своих «боярских» плечах. Построили келейку и малую церквицу. А затем Стефан, не выдержав отшельнической жизни, ушёл в Москву, оставив Варфоломея одиноким. В одной из обителей близ Радонежа жил старец – игумен Митрофан. Иногда он стал посещать отшельника. И в 1337 году 7 октября Митрофан освятил церковь и постриг Варфоломея, дав ему имя Сергия.

Пустынная жизнь

Для Сергия началась трудная пустынная жизнь с лишениями, с безмолвием, борьба со страстями, с унынием и страхом. В это время ему было 23 года. Молодой подвижник молитвою укреплял свой дух. Научился владеть своими мыслями, терпеливо переносил голод и стужу. Зверей много рыскало по лесу. Однажды огромный голодный медведь подошёл к его келье. Пустынник накормил его, увидел, как он ослабел от голода. Пожалел, принёс из кельи краюшку хлеба. Мохнатый гость мирно съел её, а потом стал частенько навещать Сергия.

Бывало, что блаженный о себе и не заботился – голодным оставался: а если всего лишь один кусок хлеба был, он и тот его зверю бросал. В тот день он не ел, а голодал, но не мог обмануть и без еды отпустить мохнатого.

alt…Три года в совершенном одиночестве провёл Сергий. Но слух о нём распространился окрест. Стали стекаться к нему за благословением, а некоторые пожелали жить рядом. Он всех принимал. Так постепенно образовывалась обитель. Построили двенадцать келий под соснами и елями. Между пнями от срубленных деревьев развели огород. Тихо и сурово жили. Сергий сам подавал пример – таскал брёвна, кроил и шил одежду, носил воду в гору с реки, варил пищу, хлебы пёк. Плотничал. Летом и зимой ходил в одной и той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Крепок был, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах.

В 1345 г. обитель оформилась как Троице-Сергиев монастырь, впоследствии Троице-Сергиева лавра. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая пример. Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита московского Алексия Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Повелел твёрдо следовать заповедям и святых отцов: ничем никому собственным не владеть, ничто своим не называть, но всё общим считать.

Служащие в обители всем с радостью подавали и пищу, и питьё в изобилии. Люди знали в точности, где всё необходимое находится в храмах - пища и питьё, хлеб и варенья.

Доброе слово святителя дорого ценили и князья русской земли. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться великому князю московскому (например, ростовского князя – в 1356 г., нижегородского – в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича.

К великой скорби скончался митрополит Алексий. В церкви начались раздоры. В это же самое время пришли смутные времена на всю Русь. Отношение России к татарам было уже не прежнее. Русь собиралась и усиливалась. Великий князь Московский Димитрий уже не оказывал татарскому хану покорности. В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал он ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло. Летом заложил свой стан в устье реки Воронеж, и здесь поджидал Ягелло. Время для Димитрия было очень опасным.

Димитрий 18 августа с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Русь собиралась. Объединились Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем. Впервые собрали и двинули все свои силы. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла. Докладывали они о движении врага, предупреждали, что надо торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном, но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.

— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо шепнул князю: «Ты победишь».

Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру, на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде.

20 августа Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, по рязанской земле подступили к Дону. Когда 6 сентября его достигли, то заколебались: ждать ли татар, переправляться ли? Димитрий, вопреки советам, перешёл Дон. Назад путь был отрезан. Победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперёд, Бог и Святая Троица помогут!»

И наступило 8 сентября 1380 года.

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

* * *

В 1888 году в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии был пожертвован деревянный восьмиконечный крест длиною около аршина в серебряном вызолоченном окладе. На нём учёные и любители старины разобрали надпись: «Сим крестом благословил игумен Сергий князя Димитрия на погана царя Мамая и река: сим побеждай врага. В лето 1380 августа 27 дня».

Кончина преподобного Сергия

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г. Накануне кончины в последний раз он призвал братию и обратился со словами завещания: – «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…». К лику святых он был причислен в 1452 году.

Всей мощью своей, талантом, непоколебимой верой отец Сергий помог единению Руси. Всем сердцем, всей душою, помышлениями своими желал он укрепления и процветания родины.

Будем же чаще всматриваться в этот чудный образ. И слова святителя Платона вспомним: «с преподобным и сам преподобен будеши».

И надеяться будем, что воссияет храм во имя Сергия Радонежского на том месте, где сейчас одиноко стоит поклонный крест.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?