НА КАЛЕНДАРЕ

Легенды и тайны Берендеева болота: есть ли там своя «Несси»?

Тимур Сагдиев, cyrillitsa.ru   
26 Февраля 2023 г.

Берендеево болото находится в Ярославской области, близ города Переславль-Залесский. Приезжавший в Переславль драматург Александр Островский в пьесе «Снегурочка» создал яркий образ страны «счастливых берендеев». О «Берендеевом царстве» писал побывавший на торфоразработках Михаил Пришвин. Но Берендеево болото не только обогатило русскую литературу – оно само представляет собой кладезь тайн.

Легенды и тайны Берендеева болота: обитает ли там существо типа «Несси»?

  • Фото с сайта autoeng.ru

Тайна названия

Берендеево болото – далеко не самое крупное в Европейской части России. Его длина 10 км, ширина – 4-5 км, площадь – около 70 квадратных км. В образовании болота учёные не видят ничего необычного: после ухода ледника в котловине между холмов осталось озеро, которое заболотилось около 3-4 тысяч лет назад, превратившись в торфяник. Люди впервые поселились здесь 8 тысяч лет назад, в эпоху мезолита.

Откуда взялось название болота и расположенного поблизости посёлка Берендеево, неизвестно. Исследователь топонимики Подмосковья Бертиль Вагнер считает, что в русском языке могло существовать прозвище Берендей, образованное либо от названия игрушки-«берендейки», либо от глагола «берендить» (у Даля «берендерить») — «мешать, спорить, перечить, препятствовать, тревожить, бить, колотить, сечь».

Но большинство исследователей выводят топоним из названия народа берендеев. Так называлось тюркское по происхождению племя (первоначально «баяндыр»), заключившее союз с русскими в эпоху Киевской Руси. В летописях берендеи упоминаются в составе союза «чёрных клобуков» вместе с родственными торками, которые тоже служили русским князьям.

Берендеи владели не менее чем шестью укрепленными поселениями на реке Рось (ныне территория Украины), но летописи перестают упоминать их ещё в домонгольский период. Есть гипотеза, что часть народа могла переселиться на северо-восток Руси, в Залесье. Предположительно, поселение берендеев в Ростово-Суздальском княжестве возникло при князе Юрии Долгоруком.

Основанный переселенцами городок Берендеев, по преданию, стоял на возвышенности у Берендеева болота. По свидетельству начала XIX века, здесь находили остатки деревянной и каменной мостовых. Так что сказочный «царь Берендей», возможно, не совсем вымышленная фигура. Правда, надёжных данных, позволяющих связать население Залесья с тюрками-берендеями, всё же нет. В исторических документах упоминается лишь вполне русский Гридин городок, жители которого занимались бурлачеством.

Согласно ещё одной версии, название болота происходит от слов «бер» («медведь» в ряде индоевропейских языков) и «деять». Археолог-любитель Александр Бакаев, живший в Берендееве, полагает, что берендеи – значит «бером деянные». Их можно считать кем-то вроде скандинавских воинов-берсерков, укрывавшихся медвежьими шкурами. Воинские культы, связанные с медвежьим тотемом, вполне могли существовать у славян (в сказках упоминается богатырь Медведко – получеловек-полумедведь). Ещё в неолите в Залесье жили носители Волосовской культуры, у которых был развит культ медведя и встречались скульптурные изображения человеко-медведя. В одном из захоронений, раскопанных на Берендеевом болоте, был обнаружен череп подростка рядом с челюстями медведя. Данной версии «созвучно» название холма Волчья гора, который вклинивается в Берендеево болото полуостровом. Волк – ещё один зверь-тотем, «хозяин» воинских культов.

Капище Синей бабы

Согласно преданию, в районе Волчьей горы стояла каменная баба или же целое языческое капище. Возможно, это был идол берендеев, подобный половецким каменным бабам, сохранившимся в степях Украины. Впрочем, древние меряне, населявшие когда-то Ярославщину, тоже поклонялись богине-матери.

Жители Залесья рассказывают легенды о женщине Матрёне (Марте), окаменевшей от горя после того, как утонул её сын. Её проклятие якобы и превратило Берендеево озеро в болото. По другой версии, это была жена царя Берендея, которого заманила на дно озера русалка. Кроме того, идола называют «каменной Рогнедой».

Письменные свидетельства о каменной бабе относятся к 1830 и 1869 годам, а устные – к более позднему периоду. Идол якобы умел «предсказывать погоду» – перед дождём на нём собирались капли влаги. Деревенские женщины, собирая клюкву на болоте, делали приношения каменной бабе.

Как рассказывал житель села Черницы (Чернецкое) Фёдор Щетинин, каменную бабу взорвали при постройке железной дороги.

«Эта «каменная баба-яга» была величиной с русскую печь, имела человеческое лицо, две косы, женскую грудь. Весь камень был серого цвета, косы же синего», — передаёт рассказ Щетинина краевед Ангелина Финошина, автор книги «Загадочна и таинственна страна берендеев».
Предположительно, в 1930-х годах разрушенный идол пошёл на устройство моста под деревней Василисино. Есть также версия, что бабу разбили в 1943 году немцы – узники лагеря для военнопленных, которые пустили камень на фундамент бани. От идола осталась лишь яма диаметром 18 шагов в 100 метрах от избы Анны Кутиной в Чернецком.

В 1940-70-х годах сотрудники краеведческих музеев предпринимали попытки найти Синюю бабу, но удалось обнаружить лишь груду валунов синего цвета. Некоторые из них по форме напоминали зверей и человека. Возможно, каменная баба была одним из таких валунов, которые пользовались почитанием местных жителей (культ синих камней остался от древних мерян). В самом болоте находили идолов из известняка, относящихся к эпохе мезолита.

Чудище Берендеева болота

Подобно многим легендарным водоёмам, людская молва «заселила» Берендеево болото собственным подобием «Несси». В интернете можно встретить рассказы о якобы обитающем в трясине загадочном существе. Его описывают как зверя с толстым хвостом и головой рептилии, размером с крупного пса или тюленя. Чудище живёт в воде, но иногда «перелетает» из одной части болота в другую. В этом монстре видят экземпляр русского «коркодела», «гивоита» или «ящера» — существа из средневековых легенд, которое наводило страх на наших предков. В Новгороде ручки деревянных ковшей делали в форме головы этого создания. Когда-то Ящеру приносили человеческие жертвы – людей, которых топили в озёрах. Правда, на Берендеевом болоте свидетельств подобных жертвоприношений не обнаружено, несмотря на то, что торфяник хорошо сохраняет органические останки. Не попадалось и скелетов самого зверя. Стоит отметить, что заболоченная местность – неподходящяя экосистема для крупного водного хищника, даже для крупной амфибии вроде исполинской саламандры. Кроме того, в период активных торфоразработок с 1920-х до 1990-х годов никаких чудовищ на Берендеевом болоте не ловили.

***

В мире есть много загадочных мест. Тайны хранят их история, необычная природа, бытующие легенды, поверья и прочее. Вот и Берендеево болото имеет свои загадки. Кто как открывает для себя этот водоем. Люди, увлеченные магией, например, называет Берендеево болото – местом силы. А необычные истории обычно бывают на руку местному населению. Приезжают заинтересованные туристы, которые оставляют деньги в бюджете и обеспечивают рабочие места.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».