НА КАЛЕНДАРЕ

Как в разное время искали пьяных водителей за рулем?

Николай Козин, pnp.ru   
21 Октября 2022 г.

86 лет назад в мире впервые был принят закон, регламентирующий максимальное содержание алкоголя в крови водителей транспортных средств. Страной-первопроходцем стала Норвегия, а вслед за ней борьба с любителями прокатиться за рулем подшофе распространилась и на весь остальной мир. Как определяли алкогольное опьянение до изобретения алкотестеров, кому человечество обязано выявлением взаимосвязи между концентрацией этанола в крови и степенью нетрезвости и в каких странах до сих пор можно легально садиться за руль после бутылочки-другой пива или бокала вина?

Как менялась с годами система тестирования водителей на алкоголь?

Метод Видмарка

Двенадцать лет — именно столько прошло с момента изобретения бензинового двигателя до первого в истории человечества штрафа за езду в нетрезвом виде. В официальных документах даже сохранилось имя «первооткрывателя» — им в 1897 году стал 25-летний таксист из Лондона Джордж Смит. Его арестовали после того, как он врезался на своем такси в здание, как его подвергли медицинскому освидетельствованию (как умели и могли в то время), а потом оштрафовали на 25 шиллингов — примерно 95 рублей в пересчете на современные деньги.

Любопытно, к слову, что самый первый закон, однозначно приравнивающий состояние «опьянения водителя кареты, повозки, а также паровой машины на дорогах или в других общественных местах» к нарушению порядка, появился во все той же Англии еще в 1872 году. А вот водительские права как таковые — только в 1903-м. И то, по свидетельствам печатных изданий тех лет, долгое время они использовались только как средство идентификации водителей и учета транспортных средств — то есть подтверждать право обладания правами было не нужно.

Впрочем, даже несмотря на наличие закона, сама система медицинского освидетельствования водителей на предмет алкогольного опьянения долгое время оставалась, мягко говоря, несовершенной. Так, первые несколько лет органы правопорядка, в принципе, могли руководствоваться только внешними критериями: наличие алкогольных «ноток» в дыхании водителя или же его способностью (либо неспособностью) пройти по прямой линии. Однако с развитием гражданского общества такие зримые признаки опьянения перестали удовлетворять судебную систему. И возникла потребность в более определенных, желательно количественных, подлежащих измерению критериях.

Как отмечают авторы научной статьи «История медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения», опубликованной в журнале «Сеченовский вестник» в 2011 году, такой критерий появился благодаря работам шведского физиолога Эрика Матео Прохета Видмарка.

«Видмарк был первым, кто в двадцатые годы двадцатого века связал выраженность клинических симптомов острого алкогольного опьянения с уровнем этанола в крови, дав тем самым в руки правосудия надежный количественный критерий для оценки состояния опьянения, — отмечается в статье. — Никто раньше него не имел возможности исследовать этот феномен из-за отсутствия метода определения этанола в крови, хотя химические реакции окисления для обнаружения и количественного измерения уровня этанола известны уже более 100 лет».

Первой биологической средой, которая использовалась для тестирования людей (в том числе водителей) на алкогольное опьянение, была моча: ее можно было без проблем и особых неудобств набрать в больших количествах. В 1922 году Видмарк опубликовал описание метода, позволявшего количественно определять уровень этанола в капиллярной крови из пальца. Этот метод, несмотря на его постепенное вытеснение более совершенными технологиями и процедурами, тем не менее верой и правдой прослужил наркологам всего мира почти до конца 20-го века. А в Черногории, например, использовался еще в 2010-х.

«Клиника» против «химии»

С тех пор развитие технологии тестирования водителей на алкоголь во всем мире пошло двумя путями. Одни страны (в том числе, например, Советской Союз) отдавали предпочтение клиническому методу — то есть таким способам определения, при которых значение играет сам факт наличия алкоголя в биологических жидкостях: крови или моче. Другие — химико-токсикологическому, при котором степень вины водителя определяется по тому, превышает алкоголь в его организме предельно допустимую концентрацию или нет. Кое-где, впрочем, — как в России 1990-х — использовали еще и третий, комбинированный путь: медицинское освидетельствование сопровождалось обязательным анализом биосред на алкоголь с занесением в протокол результатов измерений.

Впервые закон, содержащий понятие «предельно допустимая концентрация алкоголя», был принят в Норвегии в 1936 году. Согласно ему, пороговой величиной считалось 0,5 грамма алкоголя на литр — это, соответственно, 0,5 промилле. Спустя пять лет, в 1941-м, аналогичные законы были приняты в Швеции и Дании.

«В дальнейшем, с развитием более избирательных методов определения этанола в жидких средах, все страны Запада приняли подобные законы, содержащие, однако, разные значения ПДК, — уточняется в статье. — Первой из них, помимо Скандинавских стран, была Великобритания (1967 г., 0,8 грамма на литр). Ее успех в отношении снижения числа аварий на дорогах стимулировал к принятию аналогичного закона Канаду (1969), а к 1978 году большинство штатов США имели узаконенный порог 1,0 грамма на литр».

Изначально, выбирая значения предельно допустимых концентраций, все страны опирались на результаты актуальных на тот момент клинических исследований — а все ПДК, соответственно, лежали в диапазоне концентраций от «клиническая картина опьянения может быть обнаружена» до «клиническая картина опьянения присутствует обязательно».

Наука, впрочем, не стояла на месте. И спустя всего несколько лет появилось множество исследований, наглядно показывающих и доказывающих, что действующие пороговые величины завышены, а снижение навыков вождения может происходить и при более низких концентрациях алкоголя в крови. Разные страны немедленно отреагировали на это корректировками законодательства. В Швеции и Дании, например, ПДК в 1990 году были понижены до 0,21 грамма на литр, что фактически означало полный запрет на любое употребление алкоголя перед поездкой за рулем. В Штатах отреагировали чуть мягче: там пороговые величины были понижены с 1,0 промилле до 0,8.

От нулевой толерантности до полной свободы

К сегодняшнему дню законодательства разных стран более или менее стабилизировались. Однако от государства к государству понятие предельно допустимой концентрации все равно может различаться — и подчас достаточно сильно.

Так, кое-где до сих пор действует «нулевой уровень» толерантности к алкоголю. Быть трезвыми как стеклышко водителей обязывают, в частности, законы Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. Раньше такая мера действовала и в Хорватии, однако там законодательство смягчили под напором туристической отрасли и установили пороговое значение алкоголя в 0,5 промилле. Однако сделано это было с оговоркой: если водитель, в крови которого присутствует алкоголь в концентрации ниже ПДК, устроит аварию, в его отношении также будет действовать правило нулевой толерантности — со всеми вытекающими последствиями.

0,2 промилле допускаются в Китае, Польше, Швеции, Эстонии и Норвегии. Следует отметить, что это ничтожное количество алкоголя, лишь немного превышающее естественные значения. И превысить местные ПДК можно, выпив, например, половину бокала пива.

0,3 промилле — предельно допустимая концентрация алкоголя, принятая в России. Так, впрочем, было не всегда: в 2010 году Правительство приняло предложенный на тот момент президентом Дмитрием Медведевым «сухой закон» для водителей, отменявший пороговые значения. Депутаты проголосовали «за» практически единогласно, однако уже в 2013-м новую норму вынужденно отменили из-за ее неэффективности: по данным ГИБДД, число аварий, произошедших по вине пьяных водителей, за время ее применения выросло на 3,5%, а количество жертв таких ДТП увеличилось на 15%.

Помимо России, ПДК в 0,3 промилле действует в Японии, Уругвае и Индии.

0,5 промилле — пороговая величина, принятая в большинстве стран мира. Подобной нормы для водителей единодушно придерживаются Австрия, Бельгия, Болгария, Италия, Хорватия, Швейцария, Люксембург, Португалия, Сербия, Франция, Дания, Финляндия, Исландия, Таиланд, Австралия, Гонконг, Перу, Аргентина и Коста-Рика. А также Турция, Греция, Израиль и Южная Африка.

А вот наказания за превышение нормы в разных странах приняты разные. В Италии, попавшись пьяным за рулем, можно получить штраф в 2000 евро, а, например, в Португалии — всего до 400. Впрочем, в зависимости от тяжести последствий — особенно если алкогольное опьянение привело к аварии — может дойти и до уголовного дела.

В России, согласно статье 12.8 КоАП РФ, водитель будет признан нетрезвым, если количество алкоголя составит более 0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе, или 0,3 промилле в крови.

При этом первым наказанием водителю, превышающему обозначенные в законе показатели, будет лишение прав на 1,5-2 года и штраф 30 тысяч рублей. При повторном обнаружении такого водителя в течение года — уголовное наказание по ст. 264.1 УК РФ.

По этой статье предусмотрено наказание в виде: штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Наконец, в странах третьего мира — Малайзии, Кении, Уганде, Сингапуре и других — для выпивающих за рулем царит настоящий рай: там законом разрешена предельная концентрация алкоголя в крови в 0,8 промилле.

Как не остаться без прав

В современной России процедура проверки водителя на состояние алкогольного опьянения строго регламентирована Постановлением Правительства от 26 июня 2008 года «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов». В соответствии с ним:

  • - произвести первичную проверку водителя может любой инспектор ДПС, у которого возникли сомнения в адекватности сидящего за рулем. Основаниями для проверки могут служить поведение, не соответствующее обстановке, неустойчивость позы, резкое изменение окраски кожных покровов лица, нарушение речи; запах алкоголя изо рта;
  • - перед тем как приступить к проверке (попросить водителя «подышать в трубочку»), инспектор обязан составить протокол об отстранении подозреваемого от управления транспортным средством. При этом протокол в обязательном порядке составляется либо под видеозапись, либо в присутствии понятых;
  • - водитель, в свою очередь, может как согласиться с показаниями устройства, либо потребовать освидетельствования в медицинском учреждении. При этом отказ от первичной проверки при помощи алкотестера не влечет за собой каких-либо последствий, а вот уклонение от медосвидетельствования приравнивается к пьяному вождению.

Свои нюансы есть и у самой процедуры «дыхания в трубочку». Так, то самое постановление регламентирует, что алкотестер, который использует сотрудник ГИБДД, должен быть в обязательном порядке:

- поверен;

  • - внесен в госреестр типов средств, которые утверждены в качестве средств измерений;
  • - разрешен к применению Федеральной службой по надзору;
  • - способен обеспечивать запись результатов процедуры на чеке.

А сам отбор проб воздуха должен производиться в строгом соответствии с инструкцией по использованию конкретного алкотестера. Если какой-то пункт инструкции инспектором нарушен (а их можно без труда отыскать в Интернете), результаты проверки не могут считаться достоверными и исчерпывающими. В случае, если у водителя есть сомнения в правильности действий сотрудника ГИБДД, никто не запрещает ему снимать происходящее на камеру.

Медицинское освидетельствование, в свою очередь, регламентируется новым приказом Минздрава от 24 ноября 2021 года «Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)». В соответствии с ним водитель может пройти освидетельствование в любой медицинской организации вне зависимости от ее организационно-правовой формы, имеющей медицинскую лицензию. При этом сбор биологического агента (мочи) и ее отправка в лабораторию не должны занимать более десяти дней, а само исследование — не больше трех. Автоэксперты советуют: от первичного освидетельствования желательно не отказываться — лучше, если водитель уверен в собственной правоте, потребовать полноценный медицинский анализ. Правда, если его результат окажется отрицательным, никакой компенсации ждать не стоит: максимум — инспектор просто извинится.

Часто в сводках ДТП фигурируют нетрезвые водители, действия которых приводят не только к материальному ущербу, но и человеческим жертвам. Ведь алкоголь влияет и на скорость реакции, и в целом на поведение человека. Иных градусы так могут изменить, что бывает и не узнать. И законами и тестерами ситуацию, конечно, можно менять, вводить предельные нормы, следить, чтобы не нарушали. Но и сами люди должны соображать, насколько садиться за руль в пьяном виде опасно.

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».