НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-08-07-13-40
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их...
2025-04-16-00-37-32
13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
2025-04-15-06-26-33
Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
2025-04-16-01-06-40
Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
2025-04-17-11-31-24
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был...

Как провожают пароходы

20 Марта 2013 г.

 

alt

Паровая «электричка»

 

Суда, курсирующие по водоемам Прибайкалья – это епархия Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП), как поезда по рельсам – епархия ВСЖД. Но вот последняя буква в аббревиатуре ВСРП превратилась в архаизм ещё в 1984 г., когда осенью встал на мёртвый прикол «Комсомолец», последнее в регионе (наверное, не только в регионе, но и во всей Сибири) судно с паровой машиной. Потеря этого судна особо тяжела для жителей обоих берегов Байкала. Подводнокрылая «Комета» - это экспресс, за полсуток без остановок проносящийся по фарватеру – почти точно 600 км по лоции - от порта Байкал, где кончается сохранившийся радиальный отрезок КБЖД, до Северобайкальска, где рельсы БАМ прикасаются к озеру. Графики и маршруты больших теплоходов определяются сейчас туристским рынком. А «Комсомолец», подчинявшийся ВСРП, играл роль пригородной электрички и товарняка. С 1933 г. бесперебойно обслуживая транзитную линию от истока Ангары до северной оконечности озера, устья Верхней Ангары, пароход степенно и неторопливо совершал пятисуточные круговые маршруты, пять раз пересекая Байкал на прямом рейсе и шесть – на обратном, заходя в 12 остановочных пунктов, сшивая иркутский и бурятский берега озера.

В 1960-х-1970-х годах к ряду береговых населенных пунктов можно было добраться лишь по воде (грунтовые взлётно-посадочные полосы имелись, помнится, лишь в Нижнеангарске, Байкальском, в Хужире и Онгурёнах), с тех пор некоторые из них стали досягаемы и по земле (строительство БАМ, развитие сети автодорог), но грузо-почтово-пассажирская значимость общедоступного водного транспорта в общем осталась и явно будет возрастать по мере развития туристической индустрии на озере.

Кроме местных жителей, деловых пассажиров и крупногабаритных грузов, пароход за навигацию с июня по конец декабря перевозил, по официальным данным, до восьми тысяч туристов из разных концов страны и из-за рубежа, на палубе устанавливалось до 50 палаток - по песне Пахмутовой: «вперёд, как парусный флот, палаточный город плывёт». Он ходил точно, как корабельный хронометр, будучи явно самым надёжным средством сообщения на Байкале и единственным всепогодным судном.

Повторно, выборочно прочтя очерк–эссе Широбокова «Мой Байкал – наш Байкал» (Игорь Иннокентьевич явно заслуженно удостоен за очерк премии ТАСИС), я обнаружил ещё один, антропогенный бренд Байкала – всепроникающий запах соляра, дизельного топлива, на котором ходят грузопассажирские и рыболовные суда. Дым «Комсомольца», пока пароход ходил на угле, был единственным таким на всём байкальском флоте с запахом серы от сжигания черемховского каменного угля – как от титанов в вагонах дальних поездов до электрификации Транссиба, где вода постоянно грелась углём.

Наперекор ветрам

Ветры на Байкале имеют групповые названия и персональные имена. Преобладающие и сменяющие друг друга продольные («проходные») – северо-восточный «верховик» («верховка», «север», «сивер», а севернее полуострова Святой Нос – «ангара»), приходящие по долине Верхней Ангары в торец озера и его юго-западной антипод «култук». Поперечные ветры («горные», «горняшки»), дующие не так долго, но зато самые опасные для судов, заблаговременно не предсказуемые, порывистые и достигающие ураганной силы со скоростью, превышающей возможности измерения стандартными приборами – 40 м/с и более, - это «сарма», «харахаиха», «бугульдейка», «покатуха», - а на самом юге ещё одна «ангара»…

Вот цитата из книги «Здравствуй, Байкал!» известного краеведа Валентина Брянского: «Погодная картина на озере может быть осложнена одновременным действием главных ветров. Видимо, к такому случаю следует отнести гибель научно-исследовательского судна «Шокальский» в районе мыса Красный Яр [середина западного берега озера.А.К.], происшедшую в утренние часы 2 августа 1983 года примерно в 1 км от берега на глазах многочисленных очевидцев. На фоне сильной «горной» (в воздух поднимало привязанные к деревьям моторные лодки с моторами, вытащенные на берег при резком усилении ветра) на воде при одновременном действии продольных ветров образовался исключительно редко наблюдаемый на Байкале смерч, который и перевернул неустойчиво державшееся на высоких волнах судно [весьма надёжный катер типа «ярославец».А.К.]. Некоторое время оно держалось наплаву вверх килем (части команды и научных сотрудников удалось выбраться на днище), совершая круговые движения, пока не затонуло [погибли все находившиеся на судне.  А.К.]. Скорость ветра при этом достигла 40 м/с».

Автору довелось ходить по практически всей акватории Байкала на разных плавсредствах: на деревянном плоту с шестами по бухтам Чивыркуйского залива, на брезентовых байдарках вдоль северо-восточного берега, на рыбацких моторных и весельных лодках, катерах«ярославцах» (это основные суда на озере, в середине 1990-х годов их количество достигло, помнится, трёхсот), винтовых и водомётных рейсовых теплоходах, подводнокрылой «Комете», - соответственно, есть что с чем сравнить в смысле противостояния байкальским ветрам-волнам. Не раз (и не два…) пришлось отстаиваться на разных судах в закрытых бухтах и за мысами от ветров разного вида – и считанными часами при налёте горняшки, и сутками при продольных ветрах, но на «Комсомольце» - ни разу! Во время одного из рейсов на этом пароходе довелось попасть в ситуацию сочетания килевой и бортовой качки (вероятно, сложение продольного и поперечного ветров) при высоте волн явно не меньше трёх метров (на Байкале бывает и четыре), когда потребовалось задраить иллюминаторы в каютах, все люки верхней палубы, закрыть вентиляционные решётки машинного отделения. При этом само судно показало себя великолепно: при пульсирующей нагрузке винта машина работала ровно, а при постоянном перекладывании руля, чтобы принимать удары волн попеременно то одной, то другой скулой, судно шло стабильно.

В конце июля 1971 года, когда небывалый дождевой паводок разрушил часть железнодорожного полотна на стыке Бурятии и Иркутской области и пароход челночил на разрыве рельс, - он опоздал в Нижнеангарск, помнится, лишь на несколько часов и исхитрился вернуться в порт Байкал по расписанию.

Печальный и незаслуженный конец

До 1964 г. пароход ходил на угле, потом на мазуте. Причин – точнее, целей - перехода на жидкое топливо было несколько. Мазут – несомненно, более удобное топливо: потребляемая – и, соответственно, загружаемая – масса меньше раза в два-три, чем у угля, закачать мазут по шлангу легче и быстрее, чем засыпать уголь краном (для этого требовалось продолжительная швартовка в Танхое, где рельсы подходят к причальной стенке), подача в топку – паровой форсункой, а не лопатой. Второе как следствие первого – увеличение полезного объёма и тоннажа судна за счёт ликвидации угольной ямы (вместо неё – компактный бак-цистерна), что позволило устроить дополнительные каюты, а на корме крепить большегабаритные грузы. На борту (в том числе – палубным палаточникам) стало много комфортабельнее без вездесущей угольной пыли и золы.

А конец «Комсомольца» был странным и нелепее некуда. Насколько известно, какая-то приезжая высокая комиссия «открыла», что из-за реконструкции у парохода приподнялся центр тяжести, он потерял остойчивость и должен был уже давно перевернуться. (Мои коллеги и я неоднократно ходившие на пароходе до и после реконструкции, не можем припомнить, чтобы размах бортовой качки у него заметно увеличился…) В 1984 г. «Комсомолец» сняли с эксплуатации и поставили на прикол в порту Байкал, сразу же срезали часть палубных механизмов, потом надстроек («ломать – не строить: душа не болит»). Что было дальше, известно лишь со слов компетентных свидетелей. Из порта корпус парохода отбуксировали в Чертугеевский залив водохранилища, там корпус продолжали резать для разных надобностей, а потом, в конце 1990-х, остатки парохода (корпус-то у него был сделан из толстой стали на века!) использовали при строительстве коммерческого суперкомфортабельного, для VIPпассажиров судна со скромненьким именем «Империя»… Ныне по озеру ходят и носятся разные теплоходы, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке, катера, лодки, принадлежащие ВСРП, организациям и частным лицам, но настоящего всепогодного общего судна – увы, нет.

А что дальше?

Вот цитата из книжки «Байкальская история» Владимира Жемчужникова, по мне наиболее компетентного среди иркутских писателей в этом деле: «…в течение пятидесяти лет выручал отдыхающую публику достохвальный пароход «Комсомолец», переоборудованный из рыболовного траулера и, кстати, вполне успешно противостоявший всем стихиям. Два таких судна… могли бы хоть на ближайшее время хоть в какой-то степени послужить громоотводом нарастающего [книжка выпущена в 1995 г. - А.К.] туристского бума».

Водные круизы по морям, по Волге, по великим сибирским рекам продолжительностью от нескольких дней до 2-3 недель, с короткими высадками в городах, возле исторических мест – это популярно, доступно, традиционно, это навсегда – это себя оправдывает хоть так, хоть сяк. Создать систему подобных круизов на Байкале явно целесообразно, спрос потребителей здесь гарантирован – от особо важных, пятизвёздочных персон (некоторым нужен адреналин короткого погружения в экзотику, хождения в народ) до публики палаточно-палубного пошиба, от иностранцев до иркутян и жителей прибрежных посёлков, тамошнего рабочего народа.

Жемчужников описывает ряд трагедий на Байкале, когда «студёная пучина поглотила судно вместе с командой… тонули небольшие малопригодные для здешних суровых условий рейдово-маневровые катера, которым не стоило бы доверять работу в открытом море... Восточно-Сибирское пароходство… идёт на большой риск, из года в год отправляя в туристские рейсы до бухты Песчаной теплоходы речного типа, которые курсируют вдоль берега Байкала как бы крадучись, с опаской, с постоянной оглядкой на метеосводку. До поры до времени на этой линии все обходится, только, помилуй Бог, не накликать бы беду».

Организованный водный вид туризма существенно более экологичен, чем любой наземный: уменьшается пожароопасность и фактор беспокойства вдоль троп, подавляющая часть бытовых отходов будет сразу же собираться на плавучих базах. Корпуса судов должны быть типа доброго старого «Комсомольца», палуба должна быть вместительной и удобной для установки палаток, ходовые машины лучше бы сделать пусть на жидком топливе или газе, но паровыми – и надёжно, и экзотично.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?