Как провожают пароходы |
20 Марта 2013 г. |
Паровая «электричка»
Суда, курсирующие по водоемам Прибайкалья – это епархия Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП), как поезда по рельсам – епархия ВСЖД. Но вот последняя буква в аббревиатуре ВСРП превратилась в архаизм ещё в 1984 г., когда осенью встал на мёртвый прикол «Комсомолец», последнее в регионе (наверное, не только в регионе, но и во всей Сибири) судно с паровой машиной. Потеря этого судна особо тяжела для жителей обоих берегов Байкала. Подводнокрылая «Комета» - это экспресс, за полсуток без остановок проносящийся по фарватеру – почти точно 600 км по лоции - от порта Байкал, где кончается сохранившийся радиальный отрезок КБЖД, до Северобайкальска, где рельсы БАМ прикасаются к озеру. Графики и маршруты больших теплоходов определяются сейчас туристским рынком. А «Комсомолец», подчинявшийся ВСРП, играл роль пригородной электрички и товарняка. С 1933 г. бесперебойно обслуживая транзитную линию от истока Ангары до северной оконечности озера, устья Верхней Ангары, пароход степенно и неторопливо совершал пятисуточные круговые маршруты, пять раз пересекая Байкал на прямом рейсе и шесть – на обратном, заходя в 12 остановочных пунктов, сшивая иркутский и бурятский берега озера. В 1960-х-1970-х годах к ряду береговых населенных пунктов можно было добраться лишь по воде (грунтовые взлётно-посадочные полосы имелись, помнится, лишь в Нижнеангарске, Байкальском, в Хужире и Онгурёнах), с тех пор некоторые из них стали досягаемы и по земле (строительство БАМ, развитие сети автодорог), но грузо-почтово-пассажирская значимость общедоступного водного транспорта в общем осталась и явно будет возрастать по мере развития туристической индустрии на озере. Кроме местных жителей, деловых пассажиров и крупногабаритных грузов, пароход за навигацию с июня по конец декабря перевозил, по официальным данным, до восьми тысяч туристов из разных концов страны и из-за рубежа, на палубе устанавливалось до 50 палаток - по песне Пахмутовой: «вперёд, как парусный флот, палаточный город плывёт». Он ходил точно, как корабельный хронометр, будучи явно самым надёжным средством сообщения на Байкале и единственным всепогодным судном. Повторно, выборочно прочтя очерк–эссе Широбокова «Мой Байкал – наш Байкал» (Игорь Иннокентьевич явно заслуженно удостоен за очерк премии ТАСИС), я обнаружил ещё один, антропогенный бренд Байкала – всепроникающий запах соляра, дизельного топлива, на котором ходят грузопассажирские и рыболовные суда. Дым «Комсомольца», пока пароход ходил на угле, был единственным таким на всём байкальском флоте с запахом серы от сжигания черемховского каменного угля – как от титанов в вагонах дальних поездов до электрификации Транссиба, где вода постоянно грелась углём. Наперекор ветрам Ветры на Байкале имеют групповые названия и персональные имена. Преобладающие и сменяющие друг друга продольные («проходные») – северо-восточный «верховик» («верховка», «север», «сивер», а севернее полуострова Святой Нос – «ангара»), приходящие по долине Верхней Ангары в торец озера и его юго-западной антипод «култук». Поперечные ветры («горные», «горняшки»), дующие не так долго, но зато самые опасные для судов, заблаговременно не предсказуемые, порывистые и достигающие ураганной силы со скоростью, превышающей возможности измерения стандартными приборами – 40 м/с и более, - это «сарма», «харахаиха», «бугульдейка», «покатуха», - а на самом юге ещё одна «ангара»… Вот цитата из книги «Здравствуй, Байкал!» известного краеведа Валентина Брянского: «Погодная картина на озере может быть осложнена одновременным действием главных ветров. Видимо, к такому случаю следует отнести гибель научно-исследовательского судна «Шокальский» в районе мыса Красный Яр [середина западного берега озера.А.К.], происшедшую в утренние часы 2 августа 1983 года примерно в 1 км от берега на глазах многочисленных очевидцев. На фоне сильной «горной» (в воздух поднимало привязанные к деревьям моторные лодки с моторами, вытащенные на берег при резком усилении ветра) на воде при одновременном действии продольных ветров образовался исключительно редко наблюдаемый на Байкале смерч, который и перевернул неустойчиво державшееся на высоких волнах судно [весьма надёжный катер типа «ярославец».А.К.]. Некоторое время оно держалось наплаву вверх килем (части команды и научных сотрудников удалось выбраться на днище), совершая круговые движения, пока не затонуло [погибли все находившиеся на судне. А.К.]. Скорость ветра при этом достигла 40 м/с». Автору довелось ходить по практически всей акватории Байкала на разных плавсредствах: на деревянном плоту с шестами по бухтам Чивыркуйского залива, на брезентовых байдарках вдоль северо-восточного берега, на рыбацких моторных и весельных лодках, катерах«ярославцах» (это основные суда на озере, в середине 1990-х годов их количество достигло, помнится, трёхсот), винтовых и водомётных рейсовых теплоходах, подводнокрылой «Комете», - соответственно, есть что с чем сравнить в смысле противостояния байкальским ветрам-волнам. Не раз (и не два…) пришлось отстаиваться на разных судах в закрытых бухтах и за мысами от ветров разного вида – и считанными часами при налёте горняшки, и сутками при продольных ветрах, но на «Комсомольце» - ни разу! Во время одного из рейсов на этом пароходе довелось попасть в ситуацию сочетания килевой и бортовой качки (вероятно, сложение продольного и поперечного ветров) при высоте волн явно не меньше трёх метров (на Байкале бывает и четыре), когда потребовалось задраить иллюминаторы в каютах, все люки верхней палубы, закрыть вентиляционные решётки машинного отделения. При этом само судно показало себя великолепно: при пульсирующей нагрузке винта машина работала ровно, а при постоянном перекладывании руля, чтобы принимать удары волн попеременно то одной, то другой скулой, судно шло стабильно. В конце июля 1971 года, когда небывалый дождевой паводок разрушил часть железнодорожного полотна на стыке Бурятии и Иркутской области и пароход челночил на разрыве рельс, - он опоздал в Нижнеангарск, помнится, лишь на несколько часов и исхитрился вернуться в порт Байкал по расписанию. Печальный и незаслуженный конец До 1964 г. пароход ходил на угле, потом на мазуте. Причин – точнее, целей - перехода на жидкое топливо было несколько. Мазут – несомненно, более удобное топливо: потребляемая – и, соответственно, загружаемая – масса меньше раза в два-три, чем у угля, закачать мазут по шлангу легче и быстрее, чем засыпать уголь краном (для этого требовалось продолжительная швартовка в Танхое, где рельсы подходят к причальной стенке), подача в топку – паровой форсункой, а не лопатой. Второе как следствие первого – увеличение полезного объёма и тоннажа судна за счёт ликвидации угольной ямы (вместо неё – компактный бак-цистерна), что позволило устроить дополнительные каюты, а на корме крепить большегабаритные грузы. На борту (в том числе – палубным палаточникам) стало много комфортабельнее без вездесущей угольной пыли и золы. А конец «Комсомольца» был странным и нелепее некуда. Насколько известно, какая-то приезжая высокая комиссия «открыла», что из-за реконструкции у парохода приподнялся центр тяжести, он потерял остойчивость и должен был уже давно перевернуться. (Мои коллеги и я неоднократно ходившие на пароходе до и после реконструкции, не можем припомнить, чтобы размах бортовой качки у него заметно увеличился…) В 1984 г. «Комсомолец» сняли с эксплуатации и поставили на прикол в порту Байкал, сразу же срезали часть палубных механизмов, потом надстроек («ломать – не строить: душа не болит»). Что было дальше, известно лишь со слов компетентных свидетелей. Из порта корпус парохода отбуксировали в Чертугеевский залив водохранилища, там корпус продолжали резать для разных надобностей, а потом, в конце 1990-х, остатки парохода (корпус-то у него был сделан из толстой стали на века!) использовали при строительстве коммерческого суперкомфортабельного, для VIPпассажиров судна со скромненьким именем «Империя»… Ныне по озеру ходят и носятся разные теплоходы, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке, катера, лодки, принадлежащие ВСРП, организациям и частным лицам, но настоящего всепогодного общего судна – увы, нет. А что дальше? Вот цитата из книжки «Байкальская история» Владимира Жемчужникова, по мне наиболее компетентного среди иркутских писателей в этом деле: «…в течение пятидесяти лет выручал отдыхающую публику достохвальный пароход «Комсомолец», переоборудованный из рыболовного траулера и, кстати, вполне успешно противостоявший всем стихиям. Два таких судна… могли бы хоть на ближайшее время хоть в какой-то степени послужить громоотводом нарастающего [книжка выпущена в 1995 г. - А.К.] туристского бума». Водные круизы по морям, по Волге, по великим сибирским рекам продолжительностью от нескольких дней до 2-3 недель, с короткими высадками в городах, возле исторических мест – это популярно, доступно, традиционно, это навсегда – это себя оправдывает хоть так, хоть сяк. Создать систему подобных круизов на Байкале явно целесообразно, спрос потребителей здесь гарантирован – от особо важных, пятизвёздочных персон (некоторым нужен адреналин короткого погружения в экзотику, хождения в народ) до публики палаточно-палубного пошиба, от иностранцев до иркутян и жителей прибрежных посёлков, тамошнего рабочего народа. Жемчужников описывает ряд трагедий на Байкале, когда «студёная пучина поглотила судно вместе с командой… тонули небольшие малопригодные для здешних суровых условий рейдово-маневровые катера, которым не стоило бы доверять работу в открытом море... Восточно-Сибирское пароходство… идёт на большой риск, из года в год отправляя в туристские рейсы до бухты Песчаной теплоходы речного типа, которые курсируют вдоль берега Байкала как бы крадучись, с опаской, с постоянной оглядкой на метеосводку. До поры до времени на этой линии все обходится, только, помилуй Бог, не накликать бы беду». Организованный водный вид туризма существенно более экологичен, чем любой наземный: уменьшается пожароопасность и фактор беспокойства вдоль троп, подавляющая часть бытовых отходов будет сразу же собираться на плавучих базах. Корпуса судов должны быть типа доброго старого «Комсомольца», палуба должна быть вместительной и удобной для установки палаток, ходовые машины лучше бы сделать пусть на жидком топливе или газе, но паровыми – и надёжно, и экзотично.
|
|