НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Как провожают пароходы

20 Марта 2013 г.

 

alt

Паровая «электричка»

 

Суда, курсирующие по водоемам Прибайкалья – это епархия Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП), как поезда по рельсам – епархия ВСЖД. Но вот последняя буква в аббревиатуре ВСРП превратилась в архаизм ещё в 1984 г., когда осенью встал на мёртвый прикол «Комсомолец», последнее в регионе (наверное, не только в регионе, но и во всей Сибири) судно с паровой машиной. Потеря этого судна особо тяжела для жителей обоих берегов Байкала. Подводнокрылая «Комета» - это экспресс, за полсуток без остановок проносящийся по фарватеру – почти точно 600 км по лоции - от порта Байкал, где кончается сохранившийся радиальный отрезок КБЖД, до Северобайкальска, где рельсы БАМ прикасаются к озеру. Графики и маршруты больших теплоходов определяются сейчас туристским рынком. А «Комсомолец», подчинявшийся ВСРП, играл роль пригородной электрички и товарняка. С 1933 г. бесперебойно обслуживая транзитную линию от истока Ангары до северной оконечности озера, устья Верхней Ангары, пароход степенно и неторопливо совершал пятисуточные круговые маршруты, пять раз пересекая Байкал на прямом рейсе и шесть – на обратном, заходя в 12 остановочных пунктов, сшивая иркутский и бурятский берега озера.

В 1960-х-1970-х годах к ряду береговых населенных пунктов можно было добраться лишь по воде (грунтовые взлётно-посадочные полосы имелись, помнится, лишь в Нижнеангарске, Байкальском, в Хужире и Онгурёнах), с тех пор некоторые из них стали досягаемы и по земле (строительство БАМ, развитие сети автодорог), но грузо-почтово-пассажирская значимость общедоступного водного транспорта в общем осталась и явно будет возрастать по мере развития туристической индустрии на озере.

Кроме местных жителей, деловых пассажиров и крупногабаритных грузов, пароход за навигацию с июня по конец декабря перевозил, по официальным данным, до восьми тысяч туристов из разных концов страны и из-за рубежа, на палубе устанавливалось до 50 палаток - по песне Пахмутовой: «вперёд, как парусный флот, палаточный город плывёт». Он ходил точно, как корабельный хронометр, будучи явно самым надёжным средством сообщения на Байкале и единственным всепогодным судном.

Повторно, выборочно прочтя очерк–эссе Широбокова «Мой Байкал – наш Байкал» (Игорь Иннокентьевич явно заслуженно удостоен за очерк премии ТАСИС), я обнаружил ещё один, антропогенный бренд Байкала – всепроникающий запах соляра, дизельного топлива, на котором ходят грузопассажирские и рыболовные суда. Дым «Комсомольца», пока пароход ходил на угле, был единственным таким на всём байкальском флоте с запахом серы от сжигания черемховского каменного угля – как от титанов в вагонах дальних поездов до электрификации Транссиба, где вода постоянно грелась углём.

Наперекор ветрам

Ветры на Байкале имеют групповые названия и персональные имена. Преобладающие и сменяющие друг друга продольные («проходные») – северо-восточный «верховик» («верховка», «север», «сивер», а севернее полуострова Святой Нос – «ангара»), приходящие по долине Верхней Ангары в торец озера и его юго-западной антипод «култук». Поперечные ветры («горные», «горняшки»), дующие не так долго, но зато самые опасные для судов, заблаговременно не предсказуемые, порывистые и достигающие ураганной силы со скоростью, превышающей возможности измерения стандартными приборами – 40 м/с и более, - это «сарма», «харахаиха», «бугульдейка», «покатуха», - а на самом юге ещё одна «ангара»…

Вот цитата из книги «Здравствуй, Байкал!» известного краеведа Валентина Брянского: «Погодная картина на озере может быть осложнена одновременным действием главных ветров. Видимо, к такому случаю следует отнести гибель научно-исследовательского судна «Шокальский» в районе мыса Красный Яр [середина западного берега озера.А.К.], происшедшую в утренние часы 2 августа 1983 года примерно в 1 км от берега на глазах многочисленных очевидцев. На фоне сильной «горной» (в воздух поднимало привязанные к деревьям моторные лодки с моторами, вытащенные на берег при резком усилении ветра) на воде при одновременном действии продольных ветров образовался исключительно редко наблюдаемый на Байкале смерч, который и перевернул неустойчиво державшееся на высоких волнах судно [весьма надёжный катер типа «ярославец».А.К.]. Некоторое время оно держалось наплаву вверх килем (части команды и научных сотрудников удалось выбраться на днище), совершая круговые движения, пока не затонуло [погибли все находившиеся на судне.  А.К.]. Скорость ветра при этом достигла 40 м/с».

Автору довелось ходить по практически всей акватории Байкала на разных плавсредствах: на деревянном плоту с шестами по бухтам Чивыркуйского залива, на брезентовых байдарках вдоль северо-восточного берега, на рыбацких моторных и весельных лодках, катерах«ярославцах» (это основные суда на озере, в середине 1990-х годов их количество достигло, помнится, трёхсот), винтовых и водомётных рейсовых теплоходах, подводнокрылой «Комете», - соответственно, есть что с чем сравнить в смысле противостояния байкальским ветрам-волнам. Не раз (и не два…) пришлось отстаиваться на разных судах в закрытых бухтах и за мысами от ветров разного вида – и считанными часами при налёте горняшки, и сутками при продольных ветрах, но на «Комсомольце» - ни разу! Во время одного из рейсов на этом пароходе довелось попасть в ситуацию сочетания килевой и бортовой качки (вероятно, сложение продольного и поперечного ветров) при высоте волн явно не меньше трёх метров (на Байкале бывает и четыре), когда потребовалось задраить иллюминаторы в каютах, все люки верхней палубы, закрыть вентиляционные решётки машинного отделения. При этом само судно показало себя великолепно: при пульсирующей нагрузке винта машина работала ровно, а при постоянном перекладывании руля, чтобы принимать удары волн попеременно то одной, то другой скулой, судно шло стабильно.

В конце июля 1971 года, когда небывалый дождевой паводок разрушил часть железнодорожного полотна на стыке Бурятии и Иркутской области и пароход челночил на разрыве рельс, - он опоздал в Нижнеангарск, помнится, лишь на несколько часов и исхитрился вернуться в порт Байкал по расписанию.

Печальный и незаслуженный конец

До 1964 г. пароход ходил на угле, потом на мазуте. Причин – точнее, целей - перехода на жидкое топливо было несколько. Мазут – несомненно, более удобное топливо: потребляемая – и, соответственно, загружаемая – масса меньше раза в два-три, чем у угля, закачать мазут по шлангу легче и быстрее, чем засыпать уголь краном (для этого требовалось продолжительная швартовка в Танхое, где рельсы подходят к причальной стенке), подача в топку – паровой форсункой, а не лопатой. Второе как следствие первого – увеличение полезного объёма и тоннажа судна за счёт ликвидации угольной ямы (вместо неё – компактный бак-цистерна), что позволило устроить дополнительные каюты, а на корме крепить большегабаритные грузы. На борту (в том числе – палубным палаточникам) стало много комфортабельнее без вездесущей угольной пыли и золы.

А конец «Комсомольца» был странным и нелепее некуда. Насколько известно, какая-то приезжая высокая комиссия «открыла», что из-за реконструкции у парохода приподнялся центр тяжести, он потерял остойчивость и должен был уже давно перевернуться. (Мои коллеги и я неоднократно ходившие на пароходе до и после реконструкции, не можем припомнить, чтобы размах бортовой качки у него заметно увеличился…) В 1984 г. «Комсомолец» сняли с эксплуатации и поставили на прикол в порту Байкал, сразу же срезали часть палубных механизмов, потом надстроек («ломать – не строить: душа не болит»). Что было дальше, известно лишь со слов компетентных свидетелей. Из порта корпус парохода отбуксировали в Чертугеевский залив водохранилища, там корпус продолжали резать для разных надобностей, а потом, в конце 1990-х, остатки парохода (корпус-то у него был сделан из толстой стали на века!) использовали при строительстве коммерческого суперкомфортабельного, для VIPпассажиров судна со скромненьким именем «Империя»… Ныне по озеру ходят и носятся разные теплоходы, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке, катера, лодки, принадлежащие ВСРП, организациям и частным лицам, но настоящего всепогодного общего судна – увы, нет.

А что дальше?

Вот цитата из книжки «Байкальская история» Владимира Жемчужникова, по мне наиболее компетентного среди иркутских писателей в этом деле: «…в течение пятидесяти лет выручал отдыхающую публику достохвальный пароход «Комсомолец», переоборудованный из рыболовного траулера и, кстати, вполне успешно противостоявший всем стихиям. Два таких судна… могли бы хоть на ближайшее время хоть в какой-то степени послужить громоотводом нарастающего [книжка выпущена в 1995 г. - А.К.] туристского бума».

Водные круизы по морям, по Волге, по великим сибирским рекам продолжительностью от нескольких дней до 2-3 недель, с короткими высадками в городах, возле исторических мест – это популярно, доступно, традиционно, это навсегда – это себя оправдывает хоть так, хоть сяк. Создать систему подобных круизов на Байкале явно целесообразно, спрос потребителей здесь гарантирован – от особо важных, пятизвёздочных персон (некоторым нужен адреналин короткого погружения в экзотику, хождения в народ) до публики палаточно-палубного пошиба, от иностранцев до иркутян и жителей прибрежных посёлков, тамошнего рабочего народа.

Жемчужников описывает ряд трагедий на Байкале, когда «студёная пучина поглотила судно вместе с командой… тонули небольшие малопригодные для здешних суровых условий рейдово-маневровые катера, которым не стоило бы доверять работу в открытом море... Восточно-Сибирское пароходство… идёт на большой риск, из года в год отправляя в туристские рейсы до бухты Песчаной теплоходы речного типа, которые курсируют вдоль берега Байкала как бы крадучись, с опаской, с постоянной оглядкой на метеосводку. До поры до времени на этой линии все обходится, только, помилуй Бог, не накликать бы беду».

Организованный водный вид туризма существенно более экологичен, чем любой наземный: уменьшается пожароопасность и фактор беспокойства вдоль троп, подавляющая часть бытовых отходов будет сразу же собираться на плавучих базах. Корпуса судов должны быть типа доброго старого «Комсомольца», палуба должна быть вместительной и удобной для установки палаток, ходовые машины лучше бы сделать пусть на жидком топливе или газе, но паровыми – и надёжно, и экзотично.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.