Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их...
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был...
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/elka_24_12-13 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Традиция встречать Новый Год c украшенными вечнозелёными деревьями теряется во тьме времён: некоторые историки относят её начало к эпохе Древнего Рима. Как видоизменялась эта традиция в соответствии с «духом времени», можно проследить по достоверным свидетельствам более позднего периода.
Что придумал Пётр Первый?Традиция наряжать ёлки в России сложилась при Петре Первом, который позаимствовал её у немцев. У них же сохранилось и первое письменное упоминание об этом обычае, датированное 1605 годом: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».
Вернувшись из первой поездки за границу, 20 декабря 1699 года молодой царь повелел считать началом нового года 1 января (до этого в России он начинался 1 сентября) и предписал вешать на домах «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». О том, чтобы ставить ёлки внутри дома, речи не было. Усерднее всех царский указ стали исполнять содержатели кабаков: по прикреплённым к фасадам и крышам елям их было видно издалека, так что сложилось народное название питейных заведений — «ёлки».
Откуда взялась звезда на макушке? Наряженная ёлка первоначально служила атрибутом праздника Рождества, а потому её вершину венчали восьмиконечной Вифлеемской Звездой, по библейскому преданию ознаменовавшей рождение Божественного Младенца.
В советские времена восьмиконечную Вифлеемскую Звезду заменили на пятиконечную. Это навершие для новогодней ёлки популярно и сегодня.
Съедобные украшения. Вот характерное описание типичного декора европейских ёлок конца XVIII начала XIX вв. из сказки Гофмана «Щелкунчик»: стоявшая посредине комнаты ёлка была увешана «золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти». В России этому обычаю к 1840 году помогли распространиться швейцарские кондитеры, которые загодя начинали продавать нарядные деревца и сладости с соответствующей символикой.
Что предшествовало электрическим гирляндам? С самых давних пор ёлки украшали настоящими свечками. В бедных домах их прикрепляли прямо к веткам горячим воском, однако уже к XIX веку появились специальные прищепки для свечек. В середине того же века свечки стали вставлять в стеклянные разноцветные фонарики.
Давняя традиция ёлочной иллюминации, создающей подобающую празднику сказочную атмосферу, сегодня гораздо безобидней с точки зрения пожарной безопасности.
Первые фигурки. Праздничные лакомства из фруктов, золочёные орехи, нити бус из разноцветных леденцов, яблоки и другие фрукты, завёрнутые в цветную фольгу, мало-помалу стали дополнять фигурными пряниками и фигурной выпечкой из сладкого и солёного теста, покрытой разноцветной глазурью. Они изображали персонажей евангельского сюжета: ангелов, ягнят, осликов, к которым в России стали добавляться местные, «русские» животные — свиньи, гуси, коровы.
От галантереи — к игрушкам. С конца 1840 годов среди богатой петербургской знати началось соперничество — чья ёлка украшена богаче и наряднее. Для декорирования стали использовать дорогие ткани: шёлк, муслин, кашемир, а также ювелирные украшения — бусы, серьги, кольца. Затем добавились игрушки, которые прежде просто дарили к празднику: куклы и солдатики, всадники, лошадки, барабаны.
В конце XIX века ёлки уже украшали игрушками, изготовленными специально для этой цели.
Когда придумали ёлочные шары? Впервые они появились только в середине XIX века. Поначалу их, а затем и другие стеклянные игрушки, выпускал лишь один завод в Тюрингии. К XX веку эти украшения стали настолько популярны, что их начали выпускать повсеместно, в том числе и в нашей стране.
С чего и когда начинались советские ёлки. В период с1929 по 1935 год новогодние ёлки оказались под запретом, но за 4 дня до Нового 1935, запрет был отменён. Первые выпущенные в СССР новогодние игрушки имели пропагандистский характер: шары с серпами и молотами, фигурки красноармейцев. Во время войны штамповали жестяные фигурки животных, делали украшения из проволоки.
Советские ёлочные игрушки были выразительны, что не удивительно после 6 лет запрета на новогодние ёлки, и весьма разнообразны: тут и дружба народов, и покорение космоса, и обращение к классике, и красивые шары.
Ракеты и овощи. После войны в честь полётов в космос на советских ёлках стали появляться фигурки космонавтов, спутников и ракет, позднее, в связи с началом массового производства автомобилей — игрушки-машины, а при Хрущёве в новогодний обиход вошла и тема сельского хозяйства — стеклянные помидоры, морковки, кукуруза, а также ягоды и фрукты.
{gallery}TXTS/2013/elka_24_12-13{/gallery}
Зимние сказки позднего социализма. После 1966 года производство ёлочных игрушек наконец поставили на поток. В 70-е годы прошлого века для украшения ёлок можно было приобрести символы зимы (сосульки, снежинки, льдинки, просто нарядные подвески), а также различные фигурки, в том числе на сказочные сюжеты. Их делали из раскрашенного стекла и прессованного рельефного картона, покрытого фольгой и раскрашенного.
Сегодня убранство новогодней ёлки отражает настроение и состояние души ее хозяев. Недостатка в украшениях нет: от концептуальных одноцветных шаров до изысканных фарфоровых фигурок и статуэток в стиле ретро.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?