Как Иркутск стал односторонним |
22 Марта 2013 г. |
Сегодня многие из водителей автотранспорта, не помнят, или вообще не знают, что например улицы Дзержинского, Карла Маркса, Гоголя, Лермонтова и многие другие когда-то имели двухстороннее движение, а молодежь и вообще не знает, как это было. Вспоминает бывший таксист КУРКОВ Владимир: «Своё первое водительское удостоверение я получил в 1966 году и уже примерно через пару лет стал работать водителем в таксопарке. В те времена односторонними были только улицы Дзержинского и Красной Звезды (ныне Сухэ-Батора). Но примерно году в 1973-м весь город стал с односторонним движением. Для нас - таксистов это не было неожиданностью. Об этом с нами проводили беседы сотрудники ГАИ УВД, которые приходили к нам в колонны, об этом мероприятии говорили по радио и телевидению. К одностороннему движению мы быстро привыкли. Ездить стало на много удобнее проще и безопасней.» Рассказывает родоначальник одностороннего движения первых двух улиц в Иркутске, майор милиции в отставке Вепров Николай Константинович: «После окончания в 1952 году Омского танкового училища, меня молодого техника – лейтенанта бронетанковых войск для дальнейшего продолжения службы в рядах Советской Армии направляют в ГДР, в Берлин, заместителем командира танковой роты по технической части , где я и продолжал служить до 1957 г. А когда в результате хрущёвского сокращения армии в звании старшего техника-лейтенанта был уволен в запас, то по воле случая оказался в городе Иркутске. Устроился на работу, а 1968 году после успешной защиты диплома в Иркутском политехническом институте , партийными органами был направлен в ГАИ УВД ИО и стал служить инспектором дорожно-патрульной службы во взводе РУД, а в1969г. с получением звания капитан, был назначен на должность старшего инспектора по организации безопасности дорожного движения и пешеходов в Иркутске. В мои новые обязанности входили: установка светофорных объектов и металлических ограждений на проезжей части, разметка дорожного полотна, установка дорожных знаков и др. В моём распоряжении была грузовая автомашина ГАЗ – 51 «хозяйка» и один гражданский работник ЭЛДУ горисполкома - это некто Забоев, с которым мы до 1971 года установили около десяти светофоров, обслуживал которые закреплённый за ними электрик горсвета Чен Юн Тай. Каждый год с наступлением тёплых дней, вручную, кистями мы с Забоевым производили разметку проезжей части, в основном в центре Кировского района. Специальной техники для нанесения разметки ещё не было. Надо сказать, что это был адский труд – в жару махать кистью на дороге.» Далее, он говорит, что однажды во время разметки, когда машины лезли со всех сторон, ему пришла в голову, как он сказал, гениальная мысль-- а не пустить ли нам транспорт в одну сторону... Сказано – сделано, и уже в 1963 году ему удалось осуществить свою идею перевести на одностороннее движение всего две улицы - Дзержинского и Красной звезды. До остальных иркутских улиц руки не дошли, да и совсем не просто это было сделать - одному человеку. Нужно было уговорить городское руководство. Поэтому можно с уверенностью сказать, что одностороннее движение в Иркутске существует с 1963 года, и пусть это были всего две улицы, но этот факт вошёл в историю. Николай Константинович 8 февраля отметил своё 85-летие. Видимо сама Судьба, а иначе это просто назвать невозможно, объединила и соединила нас, таких разных, в нужное время и в нужном месте. Все мы в начале 1971 года оказались сотрудниками отделения организации безопасности дорожного движения в отделе ГАИ УВД Иркутского Облисполкома. Евсеев Виктор и Турутанов Валерий пришли в отделение сразу после окончания Иркутского Государственного политехнического института, Князьков Савелий и Киселев Андрей, ваш покорный слуга, – два старших техника- лейтенанта после окончания военных училищ и службы в армии, как и Вепров, были уволены по сокращению в запас, и после десятилетней работы в народном хозяйстве, но уже с дипломами инженеров - механиков были приглашены в ГАИ УВД. Валерия Прямычкина привёл его друг детства Турутанов. Всех нас приняли на должность инженеров. Это была «могучая кучка», а иначе и не назовёшь, от нас зависело многое. Раньше в городе любое строительство производилось хаотически, беспорядочно, а с марта 1971 года все строительные организации большие и малые, а их в Иркутске было не счесть, без согласования с Госавтоинспекцией не могли и просто не имели права построить ни один дом или протянуть через проезжую часть какой либо кабель. Со всеми заинтересованными строительными организациями была проведена научно – практическая конференция, на которой до их сведения был доведён порядок производства различных строительных работ. Нарушители штрафовались. Но это была одна часть нашей работы – навести более или менее порядок в организации строительных работ в городе, связанных в какой – то степени с проезжей частью улиц, тротуаров, дорог и т.д. И порядок был наведён. Наши требования были жёсткие и выполнялись неукоснительно. Но не это было главным – надо было что – то делать с организацией движения всего автотранспорта в городе, количество которого неуклонно росло и уже появлялись предвестники пробок. Посовещавшись между собой, мы решили город перевести на одностороннее движение. Для этого необходимо было провести огромный комплекс различных мероприятий и согласований. Сначала мы о задумке доложили своему начальнику полковнику Харченко Николаю Константиновичу, который нас похвалил за идею, поддержал и обещал всяческую поддержку. Вскоре на курсы повышения квалификации в МАДИ был отправлен инженер Турутанов, после его возвращения туда же поехал Евсеев, а потом и я. Работа закипела. Однажды, как бы случайно, в коридорах горсовета мы встретились с председателем Салацким Николаем Францевичем, который завёл нас к себе в кабинет и стал «колоть», что мы тут делаем, так как обычно по делам мы заходили в горсовет по одному, а тут сразу трое. Рассказали о нашей мечте. Он долго и вдумчиво смотрел схемы ещё в черновиках, задавал различные вопросы, даже внёс кое-где свои коррективы, всё понял, и обещал всяческую поддержку. Но тут же предупредил, чтобы денег не просили, так как их нет. Мы обещали не просить. Но главное было сделано - мэр был на нашей стороне, а это уже половина успеха. В конце - концов было готово несколько листов ватмана, на которых в цвете были показаны все направления нового одностороннего движения в нашем городе. Но это была половина успеха, надо было еще убедить руководителей автобусных предприятий, руководство таксомоторного парка, руководителей других предприятий и организаций, имеющих на своем балансе автотранспорт, а их в городе было немало. Надо было еще убедить и советско-партийное руководство города, а это было совсем не просто. Однако мы одолели все препоны. И, как говорится, мы пошли в народ. Всё новое приживается очень трудно и долго, срабатывают стереотипы. Но мы надеялись на успех. После длительных переговоров с руководителями телевидения и радио мы получили «зеленую улицу» и регулярно стали выступать со своей идеей введения одностороннего движения в Иркутске по телевидению в программе «Приангарье» и по иркутскому радио. Не остались без нашего внимания и областные газеты «Советская молодежь» и «Восточно-Сибирская правда». Параллельно мы организовали беседы во всех автохозяйствах областного центра. А пока суд да дело, за разговорами, в городе шла на первый взгляд незаметная, но трудная и скрупулёзная работа. Везде, по всему городу согласно новой дислокации устанавливали дорожные знаки и таблички , которые до поры до времени закрывали или тряпками, или бумагой, чтобы они не мешали водителям и не бросались в глаза. Работа шла, правда медленно, но уверенно. И вот когда город уже практически был готов к переходу на одностороннее движение, встал буквально на «дыбы» некто Кузаков Николай Константинович, в то время занимавший пост заместителя Председателя городского Совета депутатов трудящихся по транспорту, т.е. был заместителем самого Салацкого Николая Францевича. «Только через мой труп,-» сказал Кузаков. Но мы перешагнули и через это. Начальник ГАИ Харченко Н.К. попросил Салацкого уговорить упрямца. И вот в его кабинете собрались почти все авторы проекта одностороннего движения, куда пригласили и Кузакова. Разговор длился более часа, и вот когда он вошёл казалось бы в тупик, Салацкий нашёл беспроигрышный ход, сказав: «Вот вы сидите, два руководителя, два Николая Константиновича, и не можете договориться. Давайте просто проведём эксперимент, а там будет видно! На этом остановились, и назначили день «Ч». В один из понедельников в 6.00 весь личный состав Отдельного Дивизиона Дорожно-Патрульной службы, весь личный состав областного отдела ГАИ УВД, госавтоинспекторы Кировского, Октябрьского, Ленинского, Свердловского районов вышли на перекрёстки города, где висели новые дорожные знаки, к этому времени их уже освободили от бумаги, а старые вообще убрали. На каждом перекрёстке стоял сотрудник ГАИ с жезлом и показывал направление нового движения. В первый день проведения эксперимента все организаторы договорились в 14.00 встретиться у Салацкого в кабинете. Все собрались, а Н. К. Кузаков задерживался. Минут через 20 заскакивает в дверь кабинета, без пиджака, возбуждённо — радостный, и с порога: «А что я Вам говорил, ребята-- как всё хорошо, просто прекрасно!». Он забыл, что был ярым и единственным противником эксперимента. Таким образом наш опыт с односторонним движением успешно существует в Иркутске уже 40 лет, а началось всё с двух улиц -- чему уже целых 50 ! Но сегодня при том количестве автотранспорта в городе Иркутске уже сейчас необходимо срочно предпринимать какие-то новые меры. Город стоит в пробках. В Иркутской области планируется, ещё только планируется, разработать стратегию развития автомобильных дорог аж до 2030 года. А что делать сегодня и как будем ездить завтра-- ни слова. На мой взгляд старого гаишника, надо безотлагательно, пока ещё будет разрабатываться стратегия, необходимо уже этой весной все дороги и улицы города, именно все без исключения, в срочном порядке, привести в более менее приличное состояние, заасфальтировать, где-то расширить, спрямить, отсыпать и заасфальтировать. И ещё необходимо волевое решение нашего уважаемого мэра города господина Кондрашова: запретить выезжать по нечётным дням недели автомобилям с чётными номерами, и наоборот, т.е. вторник, четверг и суббота для автомобилей с чётными госномерами и наоборот. И сразу в городе количество автомобилей резко уменьшится, ровно в два раза. Это пока стратегия будет разрабатываться. Только вот ОБДПС ГАИ придётся поднапрячься, а то последнее время, особенно после увеличения денежного довольствия их в городе днём с огнём не найдёшь. И ещё, по моему, на организацию движения в городе ни областная, ни городская Госавтоинспекция с некоторых пор никакого влияния и внимания не оказывает. И куда только новый комбат полковник Кривоносов смотрит. Или, может быть, я ошибаюсь?
|
|