НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-08-07-13-40
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их...
2025-04-16-00-37-32
13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
2025-04-15-06-26-33
Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
2025-04-16-01-06-40
Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
2025-04-17-11-31-24
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был...

Как Иркутск стал односторонним

22 Марта 2013 г.

 

alt

 

Сегодня многие из водителей автотранспорта, не помнят, или вообще не знают, что например улицы Дзержинского, Карла Маркса, Гоголя, Лермонтова и многие другие когда-то имели двухстороннее движение, а молодежь и вообще не знает, как это было.

Вспоминает бывший таксист КУРКОВ Владимир:

«Своё первое водительское удостоверение я получил в 1966 году и уже примерно через пару лет стал работать водителем в таксопарке. В те времена односторонними были только улицы Дзержинского и Красной Звезды (ныне Сухэ-Батора). Но примерно году в 1973-м весь город стал с односторонним движением. Для нас - таксистов это не было неожиданностью. Об этом с нами проводили беседы сотрудники ГАИ УВД, которые приходили к нам в колонны, об этом мероприятии говорили по радио и телевидению. К одностороннему движению мы быстро привыкли. Ездить стало на много удобнее проще и безопасней.»

Рассказывает родоначальник одностороннего движения первых двух улиц в Иркутске, майор милиции в отставке Вепров Николай Константинович:

«После окончания в 1952 году Омского танкового училища, меня молодого техника – лейтенанта бронетанковых войск для дальнейшего продолжения

службы в рядах Советской Армии направляют в ГДР, в Берлин, заместителем командира танковой роты по технической части , где я и продолжал служить до 1957 г. А когда в результате хрущёвского сокращения армии в звании старшего техника-лейтенанта был уволен в запас, то по воле случая оказался в городе Иркутске. Устроился на работу, а 1968 году после успешной защиты диплома в Иркутском политехническом институте , партийными органами был направлен в ГАИ УВД ИО и стал служить инспектором дорожно-патрульной службы во взводе РУД, а в1969г. с получением звания капитан, был назначен на должность старшего инспектора по организации безопасности дорожного движения и пешеходов в Иркутске.

В мои новые обязанности входили: установка светофорных объектов и металлических ограждений на проезжей части, разметка дорожного полотна, установка дорожных знаков и др. В моём распоряжении была грузовая автомашина ГАЗ – 51 «хозяйка» и один гражданский работник ЭЛДУ горисполкома - это некто Забоев, с которым мы до 1971 года установили около десяти светофоров, обслуживал которые закреплённый за ними электрик горсвета Чен Юн Тай. Каждый год с наступлением тёплых дней, вручную, кистями мы с Забоевым производили разметку проезжей части, в основном в центре Кировского района. Специальной техники для нанесения разметки ещё не было. Надо сказать, что это был адский труд – в жару махать кистью на дороге.»

Далее, он говорит, что однажды во время разметки, когда машины лезли со всех сторон, ему пришла в голову, как он сказал, гениальная мысль-- а не пустить ли нам транспорт в одну сторону... Сказано – сделано, и уже в 1963 году ему удалось осуществить свою идею перевести на одностороннее движение всего две улицы - Дзержинского и Красной звезды. До остальных иркутских улиц руки не дошли, да и совсем не просто это было сделать - одному человеку. Нужно было уговорить городское руководство. Поэтому можно с уверенностью сказать, что одностороннее движение в Иркутске существует с 1963 года, и пусть это были всего две улицы, но этот факт вошёл в историю.

Николай Константинович 8 февраля отметил своё 85-летие.

Видимо сама Судьба, а иначе это просто назвать невозможно, объединила и соединила нас, таких разных, в нужное время и в нужном месте. Все мы в начале 1971 года оказались сотрудниками отделения организации безопасности дорожного движения в отделе ГАИ УВД Иркутского Облисполкома.

Евсеев Виктор и Турутанов Валерий пришли в отделение сразу после окончания Иркутского Государственного политехнического института, Князьков Савелий и Киселев Андрей, ваш покорный слуга, – два старших техника- лейтенанта после окончания военных училищ и службы в армии, как и Вепров, были уволены по сокращению в запас, и после десятилетней работы в народном хозяйстве, но уже с дипломами инженеров - механиков были приглашены в ГАИ УВД. Валерия Прямычкина привёл его друг детства Турутанов. Всех нас приняли на должность инженеров.

Это была «могучая кучка», а иначе и не назовёшь, от нас зависело многое.

Раньше в городе любое строительство производилось хаотически, беспорядочно, а с марта 1971 года все строительные организации большие и малые, а их в Иркутске было не счесть, без согласования с Госавтоинспекцией не могли и просто не имели права построить ни один дом или протянуть через проезжую часть какой либо кабель.

Со всеми заинтересованными строительными организациями была проведена научно – практическая конференция, на которой до их сведения был доведён порядок производства различных строительных работ. Нарушители штрафовались.

Но это была одна часть нашей работы – навести более или менее порядок в организации строительных работ в городе, связанных в какой – то степени с проезжей частью улиц, тротуаров, дорог и т.д. И порядок был наведён. Наши требования были жёсткие и выполнялись неукоснительно. Но не это было главным – надо было что – то делать с организацией движения всего автотранспорта в городе, количество которого неуклонно росло и уже появлялись предвестники пробок. Посовещавшись между собой, мы решили город перевести на одностороннее движение. Для этого необходимо было провести огромный комплекс различных мероприятий и согласований.

Сначала мы о задумке доложили своему начальнику полковнику Харченко Николаю Константиновичу, который нас похвалил за идею, поддержал и обещал всяческую поддержку. Вскоре на курсы повышения квалификации в МАДИ был отправлен инженер Турутанов, после его возвращения туда же поехал Евсеев, а потом и я. Работа закипела.

Однажды, как бы случайно, в коридорах горсовета мы встретились с председателем Салацким Николаем Францевичем, который завёл нас к себе в кабинет и стал «колоть», что мы тут делаем, так как обычно по делам мы заходили в горсовет по одному, а тут сразу трое. Рассказали о нашей мечте. Он долго и вдумчиво смотрел схемы ещё в черновиках, задавал различные вопросы, даже внёс кое-где свои коррективы, всё понял, и обещал всяческую поддержку. Но тут же предупредил, чтобы денег не просили, так как их нет. Мы обещали не просить. Но главное было сделано - мэр был на нашей стороне, а это уже половина успеха.

В конце - концов было готово несколько листов ватмана, на которых в цвете были показаны все направления нового одностороннего движения в нашем городе. Но это была половина успеха, надо было еще убедить руководителей автобусных предприятий, руководство таксомоторного парка, руководителей других предприятий и организаций, имеющих на своем балансе автотранспорт, а их в городе было немало. Надо было еще убедить и советско-партийное руководство города, а это было совсем не просто. Однако мы одолели все препоны. И, как говорится, мы пошли в народ. Всё новое приживается очень трудно и долго, срабатывают стереотипы. Но мы надеялись на успех.

После длительных переговоров с руководителями телевидения и радио мы получили «зеленую улицу» и регулярно стали выступать со своей идеей введения одностороннего движения в Иркутске по телевидению в программе «Приангарье» и по иркутскому радио. Не остались без нашего внимания и областные газеты «Советская молодежь» и «Восточно-Сибирская правда». Параллельно мы организовали беседы во всех автохозяйствах областного центра. А пока суд да дело, за разговорами, в городе шла на первый взгляд незаметная, но трудная и скрупулёзная работа. Везде, по всему городу согласно новой дислокации устанавливали дорожные знаки и таблички , которые до поры до времени закрывали или тряпками, или бумагой, чтобы они не мешали водителям и не бросались в глаза. Работа шла, правда медленно, но уверенно. И вот когда город уже практически был готов к переходу на одностороннее движение, встал буквально на «дыбы» некто Кузаков Николай Константинович, в то время занимавший пост заместителя Председателя городского Совета депутатов трудящихся по транспорту, т.е. был заместителем самого Салацкого Николая Францевича. «Только через мой труп,-» сказал Кузаков. Но мы перешагнули и через это. Начальник ГАИ Харченко Н.К. попросил Салацкого уговорить упрямца. И вот в его кабинете собрались почти все авторы проекта одностороннего движения, куда пригласили и Кузакова. Разговор длился более часа, и вот когда он вошёл казалось бы в тупик, Салацкий нашёл беспроигрышный ход, сказав: «Вот вы сидите, два руководителя, два Николая Константиновича, и не можете договориться. Давайте просто проведём эксперимент, а там будет видно! На этом остановились, и назначили день «Ч».

В один из понедельников в 6.00 весь личный состав Отдельного Дивизиона Дорожно-Патрульной службы, весь личный состав областного отдела ГАИ УВД, госавтоинспекторы Кировского, Октябрьского, Ленинского, Свердловского районов вышли на перекрёстки города, где висели новые дорожные знаки, к этому времени их уже освободили от бумаги, а старые вообще убрали. На каждом перекрёстке стоял сотрудник ГАИ с жезлом и показывал направление нового движения.

В первый день проведения эксперимента все организаторы договорились в 14.00 встретиться у Салацкого в кабинете. Все собрались, а Н. К. Кузаков задерживался. Минут через 20 заскакивает в дверь кабинета, без пиджака, возбуждённо — радостный, и с порога: «А что я Вам говорил, ребята-- как всё хорошо, просто прекрасно!». Он забыл, что был ярым и единственным противником эксперимента. Таким образом наш опыт с односторонним движением успешно существует в Иркутске уже 40 лет, а началось всё с двух улиц -- чему уже целых 50 !

Но сегодня при том количестве автотранспорта в городе Иркутске уже сейчас необходимо срочно предпринимать какие-то новые меры. Город стоит в пробках. В Иркутской области планируется, ещё только планируется, разработать стратегию развития автомобильных дорог аж до 2030 года. А что делать сегодня и как будем ездить завтра-- ни слова.

На мой взгляд старого гаишника, надо безотлагательно, пока ещё будет разрабатываться стратегия, необходимо уже этой весной все дороги и улицы города, именно все без исключения, в срочном порядке, привести в более менее приличное состояние, заасфальтировать, где-то расширить, спрямить, отсыпать и заасфальтировать. И ещё необходимо волевое решение нашего уважаемого мэра города господина Кондрашова: запретить выезжать по нечётным дням недели автомобилям с чётными номерами, и наоборот, т.е. вторник, четверг и суббота для автомобилей с чётными госномерами и наоборот. И сразу в городе количество автомобилей резко уменьшится, ровно в два раза. Это пока стратегия будет разрабатываться. Только вот ОБДПС ГАИ придётся поднапрячься, а то последнее время, особенно после увеличения денежного довольствия их в городе днём с огнём не найдёшь. И ещё, по моему, на организацию движения в городе ни областная, ни городская Госавтоинспекция с некоторых пор никакого влияния и внимания не оказывает. И куда только новый комбат полковник Кривоносов смотрит. Или, может быть, я ошибаюсь?

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?