НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Как Иркутск стал односторонним

22 Марта 2013 г.

 

alt

 

Сегодня многие из водителей автотранспорта, не помнят, или вообще не знают, что например улицы Дзержинского, Карла Маркса, Гоголя, Лермонтова и многие другие когда-то имели двухстороннее движение, а молодежь и вообще не знает, как это было.

Вспоминает бывший таксист КУРКОВ Владимир:

«Своё первое водительское удостоверение я получил в 1966 году и уже примерно через пару лет стал работать водителем в таксопарке. В те времена односторонними были только улицы Дзержинского и Красной Звезды (ныне Сухэ-Батора). Но примерно году в 1973-м весь город стал с односторонним движением. Для нас - таксистов это не было неожиданностью. Об этом с нами проводили беседы сотрудники ГАИ УВД, которые приходили к нам в колонны, об этом мероприятии говорили по радио и телевидению. К одностороннему движению мы быстро привыкли. Ездить стало на много удобнее проще и безопасней.»

Рассказывает родоначальник одностороннего движения первых двух улиц в Иркутске, майор милиции в отставке Вепров Николай Константинович:

«После окончания в 1952 году Омского танкового училища, меня молодого техника – лейтенанта бронетанковых войск для дальнейшего продолжения

службы в рядах Советской Армии направляют в ГДР, в Берлин, заместителем командира танковой роты по технической части , где я и продолжал служить до 1957 г. А когда в результате хрущёвского сокращения армии в звании старшего техника-лейтенанта был уволен в запас, то по воле случая оказался в городе Иркутске. Устроился на работу, а 1968 году после успешной защиты диплома в Иркутском политехническом институте , партийными органами был направлен в ГАИ УВД ИО и стал служить инспектором дорожно-патрульной службы во взводе РУД, а в1969г. с получением звания капитан, был назначен на должность старшего инспектора по организации безопасности дорожного движения и пешеходов в Иркутске.

В мои новые обязанности входили: установка светофорных объектов и металлических ограждений на проезжей части, разметка дорожного полотна, установка дорожных знаков и др. В моём распоряжении была грузовая автомашина ГАЗ – 51 «хозяйка» и один гражданский работник ЭЛДУ горисполкома - это некто Забоев, с которым мы до 1971 года установили около десяти светофоров, обслуживал которые закреплённый за ними электрик горсвета Чен Юн Тай. Каждый год с наступлением тёплых дней, вручную, кистями мы с Забоевым производили разметку проезжей части, в основном в центре Кировского района. Специальной техники для нанесения разметки ещё не было. Надо сказать, что это был адский труд – в жару махать кистью на дороге.»

Далее, он говорит, что однажды во время разметки, когда машины лезли со всех сторон, ему пришла в голову, как он сказал, гениальная мысль-- а не пустить ли нам транспорт в одну сторону... Сказано – сделано, и уже в 1963 году ему удалось осуществить свою идею перевести на одностороннее движение всего две улицы - Дзержинского и Красной звезды. До остальных иркутских улиц руки не дошли, да и совсем не просто это было сделать - одному человеку. Нужно было уговорить городское руководство. Поэтому можно с уверенностью сказать, что одностороннее движение в Иркутске существует с 1963 года, и пусть это были всего две улицы, но этот факт вошёл в историю.

Николай Константинович 8 февраля отметил своё 85-летие.

Видимо сама Судьба, а иначе это просто назвать невозможно, объединила и соединила нас, таких разных, в нужное время и в нужном месте. Все мы в начале 1971 года оказались сотрудниками отделения организации безопасности дорожного движения в отделе ГАИ УВД Иркутского Облисполкома.

Евсеев Виктор и Турутанов Валерий пришли в отделение сразу после окончания Иркутского Государственного политехнического института, Князьков Савелий и Киселев Андрей, ваш покорный слуга, – два старших техника- лейтенанта после окончания военных училищ и службы в армии, как и Вепров, были уволены по сокращению в запас, и после десятилетней работы в народном хозяйстве, но уже с дипломами инженеров - механиков были приглашены в ГАИ УВД. Валерия Прямычкина привёл его друг детства Турутанов. Всех нас приняли на должность инженеров.

Это была «могучая кучка», а иначе и не назовёшь, от нас зависело многое.

Раньше в городе любое строительство производилось хаотически, беспорядочно, а с марта 1971 года все строительные организации большие и малые, а их в Иркутске было не счесть, без согласования с Госавтоинспекцией не могли и просто не имели права построить ни один дом или протянуть через проезжую часть какой либо кабель.

Со всеми заинтересованными строительными организациями была проведена научно – практическая конференция, на которой до их сведения был доведён порядок производства различных строительных работ. Нарушители штрафовались.

Но это была одна часть нашей работы – навести более или менее порядок в организации строительных работ в городе, связанных в какой – то степени с проезжей частью улиц, тротуаров, дорог и т.д. И порядок был наведён. Наши требования были жёсткие и выполнялись неукоснительно. Но не это было главным – надо было что – то делать с организацией движения всего автотранспорта в городе, количество которого неуклонно росло и уже появлялись предвестники пробок. Посовещавшись между собой, мы решили город перевести на одностороннее движение. Для этого необходимо было провести огромный комплекс различных мероприятий и согласований.

Сначала мы о задумке доложили своему начальнику полковнику Харченко Николаю Константиновичу, который нас похвалил за идею, поддержал и обещал всяческую поддержку. Вскоре на курсы повышения квалификации в МАДИ был отправлен инженер Турутанов, после его возвращения туда же поехал Евсеев, а потом и я. Работа закипела.

Однажды, как бы случайно, в коридорах горсовета мы встретились с председателем Салацким Николаем Францевичем, который завёл нас к себе в кабинет и стал «колоть», что мы тут делаем, так как обычно по делам мы заходили в горсовет по одному, а тут сразу трое. Рассказали о нашей мечте. Он долго и вдумчиво смотрел схемы ещё в черновиках, задавал различные вопросы, даже внёс кое-где свои коррективы, всё понял, и обещал всяческую поддержку. Но тут же предупредил, чтобы денег не просили, так как их нет. Мы обещали не просить. Но главное было сделано - мэр был на нашей стороне, а это уже половина успеха.

В конце - концов было готово несколько листов ватмана, на которых в цвете были показаны все направления нового одностороннего движения в нашем городе. Но это была половина успеха, надо было еще убедить руководителей автобусных предприятий, руководство таксомоторного парка, руководителей других предприятий и организаций, имеющих на своем балансе автотранспорт, а их в городе было немало. Надо было еще убедить и советско-партийное руководство города, а это было совсем не просто. Однако мы одолели все препоны. И, как говорится, мы пошли в народ. Всё новое приживается очень трудно и долго, срабатывают стереотипы. Но мы надеялись на успех.

После длительных переговоров с руководителями телевидения и радио мы получили «зеленую улицу» и регулярно стали выступать со своей идеей введения одностороннего движения в Иркутске по телевидению в программе «Приангарье» и по иркутскому радио. Не остались без нашего внимания и областные газеты «Советская молодежь» и «Восточно-Сибирская правда». Параллельно мы организовали беседы во всех автохозяйствах областного центра. А пока суд да дело, за разговорами, в городе шла на первый взгляд незаметная, но трудная и скрупулёзная работа. Везде, по всему городу согласно новой дислокации устанавливали дорожные знаки и таблички , которые до поры до времени закрывали или тряпками, или бумагой, чтобы они не мешали водителям и не бросались в глаза. Работа шла, правда медленно, но уверенно. И вот когда город уже практически был готов к переходу на одностороннее движение, встал буквально на «дыбы» некто Кузаков Николай Константинович, в то время занимавший пост заместителя Председателя городского Совета депутатов трудящихся по транспорту, т.е. был заместителем самого Салацкого Николая Францевича. «Только через мой труп,-» сказал Кузаков. Но мы перешагнули и через это. Начальник ГАИ Харченко Н.К. попросил Салацкого уговорить упрямца. И вот в его кабинете собрались почти все авторы проекта одностороннего движения, куда пригласили и Кузакова. Разговор длился более часа, и вот когда он вошёл казалось бы в тупик, Салацкий нашёл беспроигрышный ход, сказав: «Вот вы сидите, два руководителя, два Николая Константиновича, и не можете договориться. Давайте просто проведём эксперимент, а там будет видно! На этом остановились, и назначили день «Ч».

В один из понедельников в 6.00 весь личный состав Отдельного Дивизиона Дорожно-Патрульной службы, весь личный состав областного отдела ГАИ УВД, госавтоинспекторы Кировского, Октябрьского, Ленинского, Свердловского районов вышли на перекрёстки города, где висели новые дорожные знаки, к этому времени их уже освободили от бумаги, а старые вообще убрали. На каждом перекрёстке стоял сотрудник ГАИ с жезлом и показывал направление нового движения.

В первый день проведения эксперимента все организаторы договорились в 14.00 встретиться у Салацкого в кабинете. Все собрались, а Н. К. Кузаков задерживался. Минут через 20 заскакивает в дверь кабинета, без пиджака, возбуждённо — радостный, и с порога: «А что я Вам говорил, ребята-- как всё хорошо, просто прекрасно!». Он забыл, что был ярым и единственным противником эксперимента. Таким образом наш опыт с односторонним движением успешно существует в Иркутске уже 40 лет, а началось всё с двух улиц -- чему уже целых 50 !

Но сегодня при том количестве автотранспорта в городе Иркутске уже сейчас необходимо срочно предпринимать какие-то новые меры. Город стоит в пробках. В Иркутской области планируется, ещё только планируется, разработать стратегию развития автомобильных дорог аж до 2030 года. А что делать сегодня и как будем ездить завтра-- ни слова.

На мой взгляд старого гаишника, надо безотлагательно, пока ещё будет разрабатываться стратегия, необходимо уже этой весной все дороги и улицы города, именно все без исключения, в срочном порядке, привести в более менее приличное состояние, заасфальтировать, где-то расширить, спрямить, отсыпать и заасфальтировать. И ещё необходимо волевое решение нашего уважаемого мэра города господина Кондрашова: запретить выезжать по нечётным дням недели автомобилям с чётными номерами, и наоборот, т.е. вторник, четверг и суббота для автомобилей с чётными госномерами и наоборот. И сразу в городе количество автомобилей резко уменьшится, ровно в два раза. Это пока стратегия будет разрабатываться. Только вот ОБДПС ГАИ придётся поднапрячься, а то последнее время, особенно после увеличения денежного довольствия их в городе днём с огнём не найдёшь. И ещё, по моему, на организацию движения в городе ни областная, ни городская Госавтоинспекция с некоторых пор никакого влияния и внимания не оказывает. И куда только новый комбат полковник Кривоносов смотрит. Или, может быть, я ошибаюсь?

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.