Иоанн Кронштадтский |
19 Августа 2011 г. |
Отец Иоанн Кронштадтский наряду со святым апостолом Петром, святым благоверным великим князем Александром Невским и блаженной Ксенией признан одним из святых покровителей Санкт-Петербурга. При жизни священник всенародно почитался за свой дар исцеления, а имя чудотворца прочно ассоциируется с помощью бедным и излечением страдающих от алкоголизма.
Иоанн Ильич Сергиев, или святой праведный Иоанн Кронштадский, родился 19 октября 1829 года в семье дьяка местной церкви в глухой архангельской деревушке Суре. Опасаясь, что хилый младенец не доживёт и до утра, родители сразу же окрестили его. Иоанн рос болезненным ребёнком и однажды даже чуть не умер от оспы. В своей автобиографии Иоанн Кронштадский описывает своего отца Илью Михайловича Сергиева и мать Федору Власьевну как чрезвычайно набожных людей, воспитывавших его в духе глубокой религиозности. На скудные семейные сбережения десятилетний Иоанн учился в Церковно-приходском училище Архангельска, но, несмотря на усердие, не имел тяги к учебе и мучился при мысли, что родители напрасно тратят на него последние гроши. Внезапно к нему пришло озарение — он стал понимать уроки и стал одним из лучших учеников. Благодаря блестящему окончанию семинарии в 1851 году, Иоанн получил возможность продолжить образование в Санкт-Петербургской духовной академии. В этот же год скончался его отец, и чтобы помочь матери и сёстрам, будущий пастырь хотел отказаться от учёбы и сразу же поступить на работу дьяконом или пономарём, однако мать настояла, чтобы сын продолжил образование. Иоанн одновременно с учёбой устроился в администрацию академии переписчиком бумаг и всё своё месячное жалованье, составлявшее десять рублей, посылал домой. У будущего священника не было близких друзей. Спустя десятилетия его бывшие однокурсники едва помнили этого странного юношу, который постоянно твердил о смирении. В последний год обучения в академии он впал в необъяснимую депрессию и, как позже сам признавался, смог выйти из неё только благодаря непрестанной молитве. Благодаря служебной должности у Иоанна была собственная комната, что являлось большой редкостью для рядового слушателя академии. Здесь он мог уединяться для глубокой молитвы и самостоятельных занятий. Иоанн не только очень вдумчиво читал патристику и богословие, но и изучал философию, историю, латынь, литературу, физику, математику, иностранные языки. В то время у него возник интерес к святоотеческой литературе, особенно к творениям св. Иоанна Златоуста, а также митрополита Филарета Московского. Он почувствовал своё истинное призвание. Однажды Иоанну, ещё во время его обучения в академии, привиделся сон, будто он заходит в апсиду большого собора и выходит через его южные врата, предназначенные не для мирян, а для церковнослужителей. Именно в этом неведомом молодому священнику соборе ему предстоит прослужить всю свою жизнь. Иоанн женился на дочери протоиерея Константина Несвицкого, служившего в Андреевском соборе в Кронштадте. Именно этот собор, в котором он прежде никогда не бывал, и приснился святому. После венчания с Елизаветой Константиновной Иоанн был рукоположен в сан диакона, а в конце 1855 года — в сан иерея. Как пишет Надежда Киценко, биограф Иоанна Кронштадского, профессор истории в Государственном университете штата Нью-Йорк в Олбани (США), сведения об этом периоде жизни отца Иоанна весьма скупы и представляют собой либо более поздние воспоминания, либо пересказ с чужих слов; однако после начала священнического служения появляется возможность приоткрыть завесу над внутренним миром отца Иоанна благодаря его дневнику. В краткой официальной биографии пастыря сказано: «У меня нет и не было детей». В дневнике от 19 октября 1866 года — спустя десять лет после женитьбы и рукоположения — находим следующую запись размышлений Иоанна о своем коллеге. Он пишет, «что де, живу девственником — не то, что ты». Несмотря на предположения некоторых биографов о том, что отец Иоанн избрал стезю сознательного воздержания, прямых указаний на это он нигде не оставил. Даже в самом начале своего священства (1856—1858) Кронштадский не упоминает молодую жену. Его дневники заполнены размышлениями о Священном Писании. Ни жена, ни другие члены семьи не оставили на этот счёт никаких свидетельств. Поэтому все утверждения о целомудренных взаимоотношениях супругов не более чем вымысел, пусть и подкреплённый солидной аргументацией со ссылками на Отцов Церкви, проповедовавших, что половое влечение противоречит истинной природе человека и даже любовь Адама и Евы была платонической. Воздержание святых от близости в законном браке (так называемый «духовный брак») высоко ценилось и на Востоке, и на Западе. Кроме того, по церковным канонам, и мирянам, и духовенству запрещалось вступать в половую связь накануне причастия, а священникам накануне служения литургии. Несмотря на нарушение данного ограничения городскими священниками, которые ежедневно служили литургию, для таких ревнителей благочестия, как отец Иоанн, оно продолжало быть значимым. Это могло стать главной причиной девственности Иоанна Кронштадского. Батюшка приучал себя думать о Господе всякий раз, когда он думал о жене, записывая в дневник: «Если жену не любишь — как Бога будешь любить?» Во время учёбы в школе Иоанн ходил только босиком, экономя на обуви. Его понятия о расточительстве как о проявлении тяги к мирским благам резко контрастировали с представлениями столичных купцов и богатых людей. На деньги, потраченные впустую на наряды, безделушки, обильный стол и прочее, можно было одеть и накормить обездоленных, считал отец Иоанн. Для него не существовало такого определения, как «праведно нажитое добро». Помощь бедным была не желательна, а обязательна. «Иначе не спасётесь», — предостерегал Иоанн Кронштадский. Он разработал модель «работного дома» (Дома трудолюбия), в котором бедняки получали практическую помощь, а богатые могли бы проявить свою благотворительность. Работники дома сначала склеивали поля шляп, мяли коноплю и занимались примитивным трудом в обмен на еду, ночлег и скромное жалованье. Затем круг профессий расширился, наладилось обучение профессиям сапожника и плотника. Открылись специальные мастерские и жилые помещения для женщин, которых отец Иоанн старался уберечь от занятий проституцией. Конечно, отдавая много сил и времени на обустройство Дома трудолюбия, священник не забывал и о духовном воспитании своей паствы. В 1867 году, задолго до появления рассказа Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», отец Иоанн обвинил композиторов, сочиняющих музыку, которая порождает мирские мысли и страсти, вместо того чтобы умиротворять, очищать и укреплять душу «в благодати Божией». Он ненавидел «светские театры и журналы — за то, что в них никогда не слышно имени Отца и Сына и Святого Духа; никогда не говорится о великом деле искупления греха, а всё одна светская суета, пустословие светское». Если оптинские старцы Амвросий и Макарий порицали людей в форме притч, иносказательно, то отец Иоанн рубил с плеча всю правду-матку. Например, Иоанн Кронштадский писал: «Офицеры кронштадские на исповедь и к причастию не ходят. Вот плод вольнодумства! Вот плод театров, клубов, обедов, маскарадов! Развращение души! Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». При воспоминании о баржах с потопленными офицерами во время Гражданской войны, становится по-настоящему страшно. Сбылось проклятие! Вот только наряду с белогвардейской костью истребили и племя священнослужителей. Известность к отцу Иоанну пришла в 1883 году, после публикации в столичной газете «Новое время» открытого письма благодарных прихожан, исцелённых молитвами батюшки. «Чуть более половины этих писем пришло от женщин, которые, как правило, просили за других, в большинстве случаев за своих родственников, — пишет Надежда Киценко. — Мужчины чаще, чем женщины, сознавались в своих «греховных болезнях». Примерно четыре тысячи писем — это просьбы об исцелении от самых разнообразных недугов. Иногда курьёзных, как просьбы избавить швею от глухоты или чиновника — от быстрой утомляемости глаз. Несмотря на собственный мистический опыт, отец Иоанн призывал к трезвой рефлексии и сосредоточенности во время молитвы, обращался к разуму и к личной инициативе верующих. Подобные обращения священника позволили исследователю Саймону Диксону назвать их «протестантской» тенденцией в русском православии». Похороны священника Иоанна Кронштадского, скончавшегося 20 декабря 1908 года, стали значительным событием. Источники свидетельствуют, что все билеты на поезд из Санкт-Петербурга в Кронштадт были распроданы, а все экипажи, сани и кибитки в Ораниенбауме арендованы. Гроб с телом 79-летнего пастыря перевезли по льду в Ораниенбаум в сопровождении 94-го Енисейского полка и нескольких военных оркестров, исполнявших традиционный для XIX века гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Отца Иоанна предали земле не в Кронштадте, где он прослужил 53 года, а в женском монастыре, основанном им в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадский был дважды канонизирован: в 1964 году — Русской православной церковью за рубежом и в 1990 году — Московским патриархатом.
|
|