И деяния Господь принимает, и намерения |
27 Декабря 2012 г. |
Истории бывают разные. Сегодня хочу рассказать о Петропавловском храме, который стоял когда-то на главной площади Глазковского предместья. Теперь здесь расположилась маленькая деревянная церквушка – молельня. Рядом, в нескольких метрах, высится выструганный до блеска Поклонный крест высотою около четырёх метров.
Ненадолго вернёмся в прошлое. Что же представляло собой упомянутое предместье? Занимало оно пространство от Иркута до района, где ныне находится Политехнический университет. Это была деревня, возникшая одновременно с основанием Иркутска. Затем стала она полноправной частью города (в 1920 году предместье было переименовано в Свердловское). Первое сообщение о жителях этого района принадлежит знаменитому Спафарию, побывавшему в Иркутском остроге в 1675 г. В документах того времени упоминается Ефим Глазков, потомки которого, вероятно, заселили этот район и дали ему своё имя. На планах XIX века Глазково представлено всего одной улицей в полторы версты. Но после пожаров в Иркутске левобережная часть становится постоянным местом жительства. Здесь на средства купца Я.С. Малкова уже была построена каменная Николо-Иннокентьевская церковь, а население увеличилось до 800 человек. К 1917 году численность жителей переваливает за 9000. Уже выстроено шесть воинских деревянных церквей во имя Святых Апостолов Петра и Павла. На строительство каменных церквей средств не хватало, но военные храмы строились всё-таки в местах дислокации войск в лагерях, куда в летнее время выезжали военные части на сборы. Скрижали истории История храма весьма печальна. Сколько неслыханных мучений и глумлений претерпел он! Но вера есть, что восстановится и придут к нему прихожане. Разделить эту историю можно на два периода: первый – существование как военной лагерной церкви, второй – как приходской градо–Иркутской Глазковской. Царское правительство, а также местное военное и епархиальное начальство осознавало огромную роль религиозно-нравственного воспитания солдат, поэтому в местах дислокации войск всегда старались построить военные церкви. Шла Русско-Японская война. Восточно-Сибирская стрелковая дивизия участвовала в боях за Порт – Артур. В 1906 году, когда война закончилась, в конце июля дивизия была направлена из Приморья к новому месту дислокации. С 1910 года дивизия стала именоваться Сибирской. Новое место дислокации было определено ей на станции Михалёво в Иркутской губернии. Здесь же стояла 7-ая Сибирская стрелковая артиллерийская бригада и 5-й Сибирский сапёрный батальон. (В семейном альбоме сохранились фотографии моего самого ближайшего родственника – Якова Васильевича Михайлова в солдатской форме. Тогда он был совсем молодым. На фотографиях указаны только даты – 1912 (1913 г.), т.е. сделаны они сто лет тому назад.
Знакомому историку отдала я эти снимки на экспертизу. Подумала, может быть специалист по «дням ушедшим» откроет какие-то подробности.
Сбегал Игорь Николаевич в архив и принёс мне распечатки к этим архи фактам.
- На групповом снимке (снизу второй Я.В.Михайлов) рядовые и унтер-офицеры телеграфной роты 29 сапёрного батальона. Подразделение до начала Первой Мировой войны дислоцировалось в Приморье в селе Спасском и входило в состав 35 армейского корпуса. На груди унтер-офицера медали – за храбрость 4 степени и в честь 300-летия дома Романовых (1913 г.).
Восточно-Сибирские сапёрные батальоны в 1911 – 1914 гг. переименованы в Сибирские.
На втором снимке (Я.В.Михайлов справа) рядовые инженерных войск (на пряжках изображены имперские орлы с топорами в лапах. Военнослужащие состоят в 7 Сибирском сапёрном батальоне (погонные шифровки). Этот батальон до передислокации в Сибирь квартировался на станции Спасская Приморья.
И подумала я, что может быть мой родственник – Яков Васильевич Михайлов – солдат сапёрного батальона телеграфной роты имел самое прямое отношение к станции Михалёво Иркутской области. А если это так, значит посещал он и лагерную церковь Святых Апостолов Петра и Павла. И позволила себе опубликовать эти старинные фотографии). В 1910 году при казармах была возведена деревянная церковь, освещённая в честь святых Апостолов Петра и Павла, так как по воинской традиции все военные храмы освящались во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, Святого Николая Чудотворца, Святого Апостола Андрея Первозванного, святых Апостолов Петра и Павла. После революции Иркутск не обошла судьба всей России. В нашем городе в начале XX века существовало 50 православных церквей и 3 монастыря. Большинство из них было разрушено до основания. Эта участь не обошла и церковь. Многие иркутяне не знали о существовании этого храма. Ещё раз повторюсь, история Петропавловской церкви необычна и в то же время схожа со многими разрушенными храмами Иркутска. В 1918 году, согласно приказу по Военному ведомству, все священники были уволены, и церковь святых Апостолов Петра и Павла была закрыта. Её передали с разрешения ликвидационной комиссии большевиков приходскому совету Николо-Иннокентьевской Церкви для восстановления в предместье г. Иркутска. Закладка храма на Главной площади Глазковского предместья на углу улиц Кругобайкальской и Гоголевской состоялась в октябре 1918 года. Был освящён первый камень и заложен в фундамент, создан комитет по постройке и открыт счёт для перечисления пожертвований. Но никаких сведений о восстановлении Петропавловского храма за 1919 год не найдено. И уже в 1920 году, когда в Иркутске утвердилась Советская власть, она тут же приняла решение о роспуске домовых церковных приходов. Это касалось и Петропавловского храма, хотя он вроде бы ещё строился. И даже документ архивный есть, что в 1920 году в июне комитет по постройке просит поспешить с освящением храма, что и совершено 5 июля 1920 года архиепископом Иркутским Анатолием. Власти спешили и хотели занять это здание под госпиталь. Но в 1930 году церковь закрыли и передали Свердловскому совету безбожников. Все ценные предметы были изъяты властью распоряжением Ленина. Вот неполный список изъятого: 25 – дарохранителец, потир, кадил, риз с икон, крестов, крышек от Евангелей, весом серебра лома 1ф. 3 зол. и 48 долей золота. Петропавловская церковь была единственной церковью в городе, приход которой начал действовать с самого начала установления советской власти в соответствии с Декретом «Об отделении церкви от государства». И почти все десять лет существования храма как приходского в условиях открытого гонения были для прихожан временами твёрдого стояния в вере. Последние два года старостой храма была Софья Платоновна Граве (сестра известного изобретателя «катюши», генерала Ивана Платоновича Граве). В 1938 году Софья Платоновна была арестована и постановлением УНКВД Иркутской области осуждена на 8 лет лишения свободы. Реабилитирована была в 1958 году. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе Ни одно государство в мире, кажется, не испытало столько бед, как Россия. Двадцатый век стал особым. Грянула революция. Смута властвовала в душах и умах русских людей. Сколько храмов было порушено?! В том числе и в Иркутске. Сколько священнослужителей расстреляно и замучено в застенках в двадцатые-тридцатые годы? Иркутская Голгофа насчитывает не десятки и даже не сотни имён иркутских церковно – священнослужителей, подвергшихся гонениям и репрессиям в этот период. В архиве РУ ФСБ РФ по Иркутской области выявлено 105 архивно-уголовных дел. В них содержатся сведения о 154 церковно – священнослужителях (архиереях, священниках, диаконов, псаломщиках) и монахов Иркутской епархии. Осуждены они были на разные сроки для отбывания наказаний за антисоветскую деятельность в концлагерях. Большинство было расстреляно. Картина репрессий духовенства 2-й трети XX века была страшной. Вот несколько имён великомучеников, безвинно погибших в эти годы. Священник Вениамин Петрович Лазарев Иркутской Иннокентьевской церкви (Глазковское предместье). Приговорён к расстрелу с конфискацией всего личного имущества. Священник Иркутской Иннокентьевской церкви (в Глазково) Иннокентий Петрович Образцов. Умер в тюремной больнице от паралича сердца. Приговорён к расстрелу. Диакон Иркутской Иннокентьевской церкви Георгий Кузьмич Соснин – расстрелян. Архимандрит Михайло – Архангельской церкви (скитской церкви в Ново-Ленино) Порфирий--расстрелян. Такая же участь постигла священников Николая Алексеевича Додонова, Фёдора Савельевича Куторева (все из скитской Ново-Ленинской церкви) и др. Нет сил продолжать этот печальный список. Такая же мученическая судьба была уготована и самым простым церковным служителям: уборщикам, сторожам, пекарям. (Абсурд! Ну, казалось бы, какую неугодную советским властям пропаганду или тайную шпионскую сеть плетёт пекарь?! Ведь он загодя, с самой ночи, готовит тесто, а во время работы молча трудится и слушает Псалтырь. Просфоры пекутся под молитву, которую всегда читает назначенный послушник или служитель.
Самое горячее время перед великими праздниками. Например, перед Пасхой, испекаются тысячи просфор на предстоящие две недели – страстную и светлую. Ещё нужно испечь Артосы – особые большие пасхальные куличи на всю Святую седьмицу.
Пекари заступают на работу в понедельник страстной седьмицы рано утром, затемно, а выходят из пекарни только в Великий четверг литургии. Спят они урывками, прикорнув у стола). А разве забыли мы шестидесятые годы? Не счесть, сколько в это время порушено церквей. Особенно прославился своими «боготворческими» деяниями Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. Много дров нарубил. Великая личная победа нужна была Никите Сергеевичу после победных военных лет, связанных с прославленными маршалами. Для своего триумфа он остановил свой выбор на развале тысячелетней Русской церкви и объявил ей войну. Торжественно, перед всем миром пообещал, что скоро покажет по телевиденью последнего русского попа. И вот уже взорваны, закрыты, переоборудованы под склады и машинно-тракторные станции тысячи соборов и храмов. Упразднена большая часть высших учебных заведений. Почти все монастыри разорены, множество священников вновь оказалось в тюрьмах, вспоминая дерзновенные слова Апостола Павла: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Произведения русских и зарубежных живописцев на библейские сюжеты продавались за границу. Так исчезли некоторые картины Левитана, Поленова. Антирелигиозная пропаганда в эти годы была совершенно дикой и остервенелой. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе Но вернёмся к Петропавловскому Глазковскому храму. Напомню, что после установления Советской власти в Иркутске в Петропавловской церкви служба шла ежедневно вплоть до 1929 года. Но постановлением ВСКИК церковь закрыли. Убрали с крыш купола, и в здании разместили пионерский клуб. Какое-то время здесь была почта, а до 1987 года здесь складировали ядохимикаты. В 1987 году строение решили реконструировать под театр – студию народной драмы. Однако при детальном анализе выяснилось, что ядохимикаты привели древесину в негодность. Здание демонтировали и остатки вывезли за город. Здесь они и сгорели. Двадцать лет территория храма пустовала, была источником мусора. И лишь в последнее время церковь святых Апостолов Петра и Павла стали восстанавливать. Сейчас построили церковь и открыли церковно – приходскую школу. По сохранившимся чертежам демонтированный храм можно воссоздать в первоначальном виде. Вспомним, как в начале двадцатого века святой Праведный Иоанн Кранштадский обратился к народу: «Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония». Так давайте, наконец-то, прислушаемся к этим словам. Ведь развалившийся СССР тому яркий пример. Восстанавливая храмы, мы восстанавливаем могущество Российского Государства, укрепляем веру людей русских и делаем народ наш непоколебимым и сильным. Церковь святых Апостолов Петра и Павла может явиться примером восстановления православной церкви. Приход, где ранее стоял Петропавловский храм, небольшой, в молельню всего-то может поместиться около сорока-пятидесяти человек. Официально он начал складываться в 2005 году после благословения архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима, зарегистрирован был после 7 июля 2008 года. Здание нынешней церквушки временное, но проектная документация на строительство храма разрабатывается. И хотя Петропавловского храма ещё не существует, но приход молится. И люди, живущие окрест, знают об этом и приходят сюда послушать отца Алексия и помочь с благоустройством, т.е. отдают благотворительной работе своё свободное время. Эти труды Господь принимает всегда и благословляет. Ведь смотрит он на сердце человека, на его намерения, а намерения эти всегда искренни и чисты. Конечно, эти движения души могут показаться каплей в море, но ведь духовная радость от своей посильно проделанной работы необыкновенна. Возрождение храма! Это ли не великое дело? Легко бросить купюру в коробку для пожертвований, но взять в руки стамеску, рубанок или какой другой инструмент (метлу, швабру) и обустроить необходимое место для хотя бы одного из помещений церкви – это уже другое. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Не страшимся своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час также, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздаёт достойное; и тому даёт, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует, и труд ценит, и расположение хвалит». Строится храм – место, где пребывает господь, и где мы можем встретиться с ним, придя на литургию. И вскоре колокола зазвучат радостно и торжественно. Знаем уже имена благодетелей – предпринимателей, которые в наше время продолжили и подхватили в XXI веке традиции русского меценатства. Так, помогли восстановлению одного из храмов иркутских – Харлампиевскому - Анатолий Яковлевич Косяков, Виктор Владимирович Бронштейн, Олег Анатольевич Геевский, Алексей Владимирович Дорошенко и бывший губернатор Иркутской области Дмитрий Фёдорович Мезенцев. В восстановление и возрождение Петропавловского храма ежемесячно вносят свою посильную лепту большинство людей. Кто-то жертвует деньги, кто-то в дар приносит труд рук своих, кто-то молится. А это порою важнее материальных вложений. Ведь «Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним душу» (И.Крестьянкин). Особая работа Слушаю рассказ своего знакомого с интересом. Ещё недавно он был студентом. Теперь уже на государственной службе участковым врачом. - Прошло уже лет двадцать, я помню себя мальчишкой – школьником. Мы недалеко жили от Свердловского рынка и с друзьями – приятелями частенько, как на экскурсии, бегали на этот рынок. Здесь много чего можно было посмотреть. В коробках, клетках, ящиках и просто на рядах, за пазухами продавал люд много чего диковинного – кошек, собак, птиц певчих, щеглов, кенарей, голубей. Около голубей иногда толпа собиралась. Спорили, торговались.Территорию рынка огораживал крепкий, высокий дощатый забор. Любопытно было нам, пацанам, что же скрывается за этой загородкой. И не единожды мы брали «штурмом» этот деревянный заслон. Взбирались на самую верхотуру, половчее устраивались на перекладине и оглядывали «секретную» огороженную территорию. К сожалению, ничего, кроме груды мусора и будок с собаками, на захламленном до безобразия участке не видели. Так всё и забылось. Квартиру нам дали в другом районе, и мы уехали в Университетский. Но вдруг совсем недавно позвонил мне бывший однокурсник: - Витёк, а как ты отнесёшься к моему, может быть, довольно странному предложению? Праздник Великий православный близится, а все мы люди русские и религию свою худо-бедно, но знаем. Не секрет ведь, сколько церквей советская власть порушила! И хорошо, что многие из них стали восстанавливаться. Известно ли тебе, что на территории Свердловского рынка когда-то храм стоял Петропавловский. Сейчас там приход начал работать, церквушку маленькую поставили. Витя, давай поможем, посильную лепту внесём – подготовим церковь к празднику. И я тут же вспомнил тот Свердловский рынок, огораживающий его высоченный забор, за ним груду мусора и собак в будках. Согласился я не раздумывая. И ещё однокурсницу по мединституту, нашу коллегу Машу, уговорил. Приехали мы в конце рабочего дня. Нас встретил староста Александр, проводил до церкви, показал все помещения. Здание оказалось деревянным, со вторым этажом для клироса. Внутри пахло деревом и ладаном. У меня оказался с собой набор отвёрток, вручили ещё ножовку, рубанок. Маша тоже не сидела без дела, засучив рукава, занялась уборкой в церкви – мыла окна, полы. Я приступил к обустройству церковной лавки. Необходимо было сделать полки для церковной утвари и литературы. Работа спорилась быстро, особенно под рассказы старосты Александра. Ближе к девяти вечера всё, что наметили, мы закончили. В лавке можно было уже расставлять книги, ставить ящики под свечи и другую церковную утварь. Огляделись – помещение благоухало чистотой, всё было вымыто, всё блестело. И какое-то особенное настроение и состояние души создалось. Хотелось всему свету дарить добро и тепло. Мы стали часто бывать в церкви святых Апостолов Петра и Павла. Видели, что после службы у всех прихожан возникала особая духовная радость, из храма все выходили просветлённые, с улыбками на лицах. А настроение шло от отца Алексия – настоятеля прихода. Умеет он находить путь к каждой душе, укрепляет веру. Открыли здесь и церковно-приходскую школу. Ну это же чудесно! Педагоги здесь православные. Главная цель для них – увлечь детей, показать им красоту православия, и его многообразие. Говорят на уроках о христианской культуре, об искусстве, о великих русских художниках, о полотнах на библейские сюжеты. В библиотеке, пускай ещё не такой большой, как в других храмах, но уже подобрана литература и для каждого находится душевное чтение. Формы творческой работы весьма интересны – вышивка, вязанье, шитьё, выжигание. Есть и уроки кулинарии. И хор маленький поёт тропари и величания по большим праздникам. И молитвы простые учат, и рассказы о святых слушают. Так постигается и прививается у детей христианская нравственность, и даётся представление о том, каким должно быть их мировоззрение. И возможно много времени пройдёт и станут они взрослыми, но вспоминать будут с благодарностью эту церквушку, где зажгли в них огонёк веры." Сердце, жаждущее бога Великий старец, наш современник (1910-2006 гг.) Иоанн Крестьянкин сказал: «наступают такие дни…когда храмов открывается даже больше, чем можно найти молящихся. Но не будем спешить радоваться. Ведь часто это только видимость, ибо внутри уже нет духа христианского, духа любви…» Вот и отец Алексий (Яковлев) служит молебны о возрождении храма. Бывает холодно, студёно. Но это прихожан не останавливает. Идут они в храм. Потребность есть духовная и душевная. (Родной город отца Алексия – Иркутск. Здесь он родился и учился. Сначала в Иркутском Государственном университете. В 1992 году осознал себя христианином, и в 1993 г. принял решение стать священнослужителем. До этого преподавал в одной из школ Иркутска историю и обществознание (до 1999 г.). Работал слесарем-сборщиком в цехе сборки на машиностроительном заводе. Преподавал церковнославянский язык в Православной женской гимназии. Закончил заочные Высшие Богословско-Пастырские курсы (1999-2004гг.). В 2002 г. был рукоположен во диакона. В декабре 200 4г. назначен ответственным за восстановление Петропавловского храма г. Иркутска). С сентября 2005 г. отец Алексий по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима ведёт беседы в своём приходе на духовные темы для всех желающих. Из слушателей этих бесед и сложился Приход. На сайте Петропавловского храма можно прочитать так называемый «Духовный хлеб» от отца Алексия на каждый день. И как не согласиться с этими сентенциями. Они тронут душу каждого порядочного человека. Ведь они идут от сердца. Вот некоторые из них: - Обязанность без любви делает человека раздражительным, - Ответственность без любви делает человека бесцеремонным, - Справедливость без любви делает человека жестоким, - Правда без любви делает человека критиканом, - Воспитание без любви делает человека двуличным, - Ум без любви делает человека хитрым, - Власть без любви делает человека насильником, - Богатство без любви делает человека жадным. Святой Ефим Сирин когда-то сказал: «Господь ищет не монаха или мирянина, не учёного или простеца, не богатого или бедного, а только сердце, жаждущее бога, исполненное искреннего произволения быть верным ему». Холодно, студёно бывает, но отец Алексий служит, и люди идут к нему в эту маленькую церквушку и верят, что возродится на этом месте храм святых Апостолов Петра и Павла. * * * Прошло 30 лет с начала возрождения в России православных церквей. Возвращено много святынь, икон, церковной утвари. И верить хочется, и крикнуть - «Кончилось царство хамово».
|