НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Христос воскресе, радость моя!

25 Октября 2013 г.

alt

В 1754 году (по другим данным – 1759 г.) в г. Курске жена богатого именитого купца Исидора Мошнина Агафия родила второго сына. Назвали мальчика Прохором в честь одного из семи диаконов первоначальной церкви.

Исидор Мошнин – отец Прохора – был богат, имел несколько строительных предприятий и кирпичных заводов. Человек он был неординарный, образованный. Так, задумал построить в Курске по чертежам известного уже в то время зодчего Растрелли каменный собор.

К сожалению, не довелось ему довести начатое дело до конца. Когда нижняя часть храма с престолом во имя святого Сергия была готова, болезнь скрутила Исидора так, что умер он в одночасье, не успев подрастить младшего сыночка Прохора, и не доведя дело до конца. Однако, вдова его Агафия не бросила начатое мужем святое дело и в течение 15 лет продолжала руководить строительством.

Агафия не имела никакого образования, но хорошо знала Божий закон и правила доброго христианского поведения. Она постоянно водила младшего сына на богослужения и Прохор с детства полюбил Храм Божий.

Однажды при посещении строящегося семьёй Мошниных Сергиево-Казанского храма на месте ранее сгоревшего храма Преподобного Сергия Радонежского маленький Прохор семи лет от роду поднялся с матерью на леса, оступился с карниза колокольни и упал с такой большой высоты. Мать в ужасе сбежала вниз, думая, что сынок разбился насмерть. Но с непередаваемым удивлением увидела, что мальчик спокойно лежит на земле. И это ли не было великим чудом?!

В юном возрасте Прохор опять тяжело заболел и никто даже не мог подумать, что он выздоровеет. Но произошло второе чудесное знамение. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, пообещавшую исцелить его. Сон оказался правдивым. Он сбылся.

Прохор принял решение

Крепло день ото дня в душе Прохора решение – посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине. И мать, видя такое его рвение, благословила любимого сына на путь монашеского отречения от мира.

Благословил на этот путь Прохора и всеми почитаемый в Курске юродивый. Часто и старый и малый беседовали. Юродивый рассказывал о благочестии уединённой жизни, которую сам вёл среди горожан. И когда юноша в 18 лет объявил матери о своём твёрдом решении уйти в монастырь, она не стала возражать – благословила и дала ему медное распятие, которое Прохор носил до конца жизни своей на груди…

В один прекрасный день Прохор с пятью товарищами, которые, как и он решили оставить мир, отправился в Киев.

И стали обходить отроки святые Киевские места. Узнали от здешнего люда, что вблизи города, в Китаевской пустыни, спасается затворник Досифей, который имел дар прозорливости. Вот к нему и пришёл Прохор за советом, куда идти.

Досифей указал ему на Саровскую пустынь, и сказал во след: «Гряди, чадо Божие, в Саров и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там ты земное странствие…»

На речке Сарове, притоке Оки, в Тамбовской губернии стоял монастырь Саровский. Здесь возвышались развалины прежнего татарского города. Монастырь был основан в XVII веке, а в 1764 году стал «пустынью», т. е. в нём в дремучем лесу, окружавшем его, было допущено отшельничество.

Прохор Мошнин прибыл сюда 20 ноября 1779 года накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Было ему 19 лет от роду.

Настоятельствовал в монастыре старец Пахомий, который и принял Прохора в число послушников, отдав на учение опытному в духовной жизни старцу Иосифу. У него молодой послушник нёс сначала келейное послушание, затем общие братские – в хлебне, в столярне, в просфорне; был пономарём, будильщиком, поднимал братию на рассвете к богослужению.

Когда находилось время, свободное от молений и богослужений, Прохор уходил в лес, где предавался размышлениям и молитве, читал с великим усердием творения великих отцов – Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Лествичника, сборник руководств «Добротолюбие».

Через два года своего пребывания в Сарове (1780 г.) Прохор тяжело заболел. Болезнь мучила его три года. Полтора года послушник не вставал с постели. И опять ему явилась Божья Матерь. Жезлом коснулась его тела и Прохор начал опять быстро поправляться. Встав на ноги, стал собирать деньги на церковь, строившуюся при монастырской больнице. Пешком ходил он по окрестным городам и монастырям. Соорудил для алтаря церкви престол из кипарисового дерева.

Годы шли. Прошло уже 8 лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. В 1786 г. в августе он был пострижен в иноки с именем Серафим. Имя своё вновь рукоположенный оправдал полностью. В переводе на русский Серафим означает пламенный.

Ушёл в пустынь

altНа тридцать четвёртом году жизни Серафим стал иеромонахом.

В 1794 году получил от своего наставника разрешение оставить монастырь – уйти в пустынь. Уединённая жизнь привлекала его. Болезнь ног донимала ужасно, но среди густого леса он сумел выстроить на холме небольшую келью без окон в пяти вёрстах от монастыря. Речка говорливая огибала холм. Нашёлся и небольшой клочок земли, пригодный для огорода и пчельника.

Питался Серафим одним чёрствым хлебом, который доставлялся ему в определённые сроки, овощами, которые сам выращивал и приготовлял. Впоследствии преподобный отказался и от овощей, стал питаться одной горькой травой – «сниткой», т. е. снытью. По нескольку дней в неделю, в особенности по средам и пятницам, он вообще ничего не ел. Но тем не менее рубил дрова, читал, предавался молитве, размышлял. Не было у него в келье освещения, иногда даже огня в самые суровые зимы. И одежды тёплой у старца не было, а ту, которая имелась, он носил и зимой, и летом. Одежда была очень простой. Шерстяная камилавка на голове, один и тот же белый холщёвый балахон и на нём медный крест – благословение матери. Спал он мало – лишь очень короткое время и прямо на голом полу. Но тем не менее летописи говорят, что «лицо его было радостно и светло, как у ангела».

Летом, в самую сильную жару он собирал мох с болот для удобрения огорода. Мошкара его заедала, а он говорил: «Страсти упраздняются страданием и скорбями, добровольными или посланными и Промыслом Божием».

Лесные звери приходили к его келье и окружали его, принимая еду прямо из рук.

В этом же лесу жили и другие отшельники, так что такое пустынножительство в Сарове не было чем-то необыкновенным.

Известно из летописи, что тысячу ночей преподобный простоял на большом камне в лесу, непрестанно молясь и взывая – «Боже, милости буди мне грешному!». На день он возвращался к келье и опять простаивал на камне, лежавшем вблизи, с утра до вечера.

Известны и драматические события из жития преподобного Серафима.

В лесу много разного люда обитало. Скрывались и разбойники. Слышали они, что к Серафиму часто приходят богатые посетители и решили ограбить его келью.

Однажды, когда он работал в лесу, два разбойника напали на него. Случилось это 12 сентября 1804 года. Ему было тогда 46 лет. В руках Серафим держал топор, и ему ничего не стоило защититься, но он предпочёл терпеть и получил сильные удары. В ответ на требование денег и угрозы преподобный опустил топор на землю, сложил крестообразно руки на груди и сказал: «Я ни от кого не беру денег, делайте, что вам нужно».

Злодеи били обухом его же топора, связали и пинали уже лежащего ногами. Бросили. Он был в бессознательном состоянии. Разбойники всё перерыли в избёнке, ничего не нашли. Убежали.

Очнулся Серафим перед рассветом, полумёртвым, добрался через несколько дней до обители. Монахи пригласили врача. Раны его доктор признал смертельными. Неделю жизнь его находилась на грани смерти.

И опять он удостоился видения Божией Матери. И выздоровел при отсутствии медицинской помощи (он от неё отказался).

И только через 5 месяцев Серафим оказался в состоянии вернуться в своё уединение к обычному образу жизни. После полученных увечий он навсегда стал ходить согнувшись, постоянно опираясь на палку, на свой рабочий топор или мотыгу.

Злодеев вскоре поймали, но Преподобный простил их, решительно заявив, что уйдёт из обители и вообще покинет край, если с ними что-нибудь сделают.

С 1825 года Серафим возвратился в монастырь. После окончания затвора принимал многих посетителей из мирян. Он уже имел дар прозорливости и исцеления от болезней. Знатные люди посещали его, в том числе и Александр I. Ко всем приходящим к нему он обращался со словами: «Радость моя!», в любое время приветствовал словами: «Христос воскресе!»

Чудеса исцеления

Став «всяческим для всех», преподобный Серафим не совсем отказался от уединения; время от времени он удалялся в новую «пустыньку», построенную ближе к монастырю и к источнику, вода которого, по его молитве совершала чудесные исцеления. Слава о святом старце быстро распространилась по всей России. Целыми днями он утешал несчастных, наставлял толпы людей, приходивших к нему за советом, без устали выслушивал всевозможные жалобы. На все вопросы, даже самые неожиданно-странные, он отвечал с одинаковой простотой, с добродушной улыбкой, часто не без юмора. Много людей стекалось к отцу Серафиму, прося помощи, совета и исцеления. Приходили и бедные, и богатые.

Так, из села Елизарьева приехала однажды женщина просить за своего занемогшего супруга. Старец в тот день вообще не принимал, но неожиданно вышел к ней, благословил её мужа, дал святой воды.

О прозорливости старца рассказывала княгиня Колончарова. Пропал у неё брат. Никто не мог сказать, где он. Старец посоветовал княгине поставить свечку за упокой. Сказал, что брат её умер. Через несколько дней пришло письмо, где говорилось о смерти брата.

Посетителей бывало иногда по тысяче в день, а он к концу дня не проявлял никаких признаков утомления, также приветливо встречал последних, как и первых, говорил им всё те же слова: «Христос воскресе, радость моя», потом показывал икону Божией Матери «Умиление», которая всегда была с ним, и добавлял: «Вот радость всех радостей».

Прошло ещё пятнадцать лет. Всё это время Серафим проводил в частичном затворе – никуда не выходя из своей кельи. Когда же вышел, то стал помогать живущим в пустыне трудиться.

В 1825–1826 годах стараниями Серафима в 25 вёрстах от Саровской обители возник женский Дивеевский монастырь, о котором святой предсказал, что это будет единственная в России женская лавра.

Одна из сестёр, Матрона, потеряла веру и хотела сбежать из монастыря. Серафим же прознал про это и пригласил её придти в свою дальнюю пустынь, что находилась в лесу. Когда она пришла, то увидела старца Серафима, кормящего с руки медведя. Хотела Матрона рассказать о чуде другим сёстрам, но старец запретил, сказав, что об этом можно сказать только через 11 лет, когда он умрёт. Так и вышло. Когда через 11 лет один из монахов писал икону святого Серафима, матушка Матрона подошла к нему и попросила написать рядом с Серафимом медведя и рассказала о чуде, которое видела в пустыне.

А чудеса продолжались. Совсем незадолго до кончины отец Серафим исцелил от слепоты четырёхлетнюю девочку, окропив ей глаза из своего лесного источника. Это было последнее чудо исцеления, явленное преподобным при его жизни.

Рассказов об исцелениях благодаря молитвам отца Серафима сохранилось много.

За полгода до смерти старец стал прощаться со многими. Говорил: «Мы не увидимся более». После этого стали замечать, что жизнь в нём угасает, но дух его по-прежнему и даже более прежнего продолжал бодрствовать.

Угодников будем чтить

С любовью относясь ко всем людям, Преподобный был непримирим к врагам веры — особенно к иудейским сектантам и масонам. Рассказывают, что в 1825 г., незадолго до декабристского восстания, к нему обратился за благословением масон, по-видимому, Пестель. Но св. Серафим на него яростно закричал, как на самого величайшего преступника и отступника от Христа: «Гряди откуда ты пришел», — и прогнал его прочь. По рассказам очевидца, страшно даже было смотреть на старца в это время.

Жизнь «батюшки Серафима» приходила к концу. Давно уже он изготовил себе гроб, выдолбленный в дубовом стволе. Он начинал чувствовать, что силы уходят…

1 января 1833 года, в воскресенье, отец Серафим умер в своей келье, стоя на коленях пред иконой Божией Матери.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.