Христос воскресе, радость моя! |
25 Октября 2013 г. |
Исидор Мошнин – отец Прохора – был богат, имел несколько строительных предприятий и кирпичных заводов. Человек он был неординарный, образованный. Так, задумал построить в Курске по чертежам известного уже в то время зодчего Растрелли каменный собор. К сожалению, не довелось ему довести начатое дело до конца. Когда нижняя часть храма с престолом во имя святого Сергия была готова, болезнь скрутила Исидора так, что умер он в одночасье, не успев подрастить младшего сыночка Прохора, и не доведя дело до конца. Однако, вдова его Агафия не бросила начатое мужем святое дело и в течение 15 лет продолжала руководить строительством. Агафия не имела никакого образования, но хорошо знала Божий закон и правила доброго христианского поведения. Она постоянно водила младшего сына на богослужения и Прохор с детства полюбил Храм Божий. Однажды при посещении строящегося семьёй Мошниных Сергиево-Казанского храма на месте ранее сгоревшего храма Преподобного Сергия Радонежского маленький Прохор семи лет от роду поднялся с матерью на леса, оступился с карниза колокольни и упал с такой большой высоты. Мать в ужасе сбежала вниз, думая, что сынок разбился насмерть. Но с непередаваемым удивлением увидела, что мальчик спокойно лежит на земле. И это ли не было великим чудом?! В юном возрасте Прохор опять тяжело заболел и никто даже не мог подумать, что он выздоровеет. Но произошло второе чудесное знамение. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, пообещавшую исцелить его. Сон оказался правдивым. Он сбылся. Прохор принял решение Крепло день ото дня в душе Прохора решение – посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине. И мать, видя такое его рвение, благословила любимого сына на путь монашеского отречения от мира. Благословил на этот путь Прохора и всеми почитаемый в Курске юродивый. Часто и старый и малый беседовали. Юродивый рассказывал о благочестии уединённой жизни, которую сам вёл среди горожан. И когда юноша в 18 лет объявил матери о своём твёрдом решении уйти в монастырь, она не стала возражать – благословила и дала ему медное распятие, которое Прохор носил до конца жизни своей на груди… В один прекрасный день Прохор с пятью товарищами, которые, как и он решили оставить мир, отправился в Киев. И стали обходить отроки святые Киевские места. Узнали от здешнего люда, что вблизи города, в Китаевской пустыни, спасается затворник Досифей, который имел дар прозорливости. Вот к нему и пришёл Прохор за советом, куда идти. Досифей указал ему на Саровскую пустынь, и сказал во след: «Гряди, чадо Божие, в Саров и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там ты земное странствие…» На речке Сарове, притоке Оки, в Тамбовской губернии стоял монастырь Саровский. Здесь возвышались развалины прежнего татарского города. Монастырь был основан в XVII веке, а в 1764 году стал «пустынью», т. е. в нём в дремучем лесу, окружавшем его, было допущено отшельничество. Прохор Мошнин прибыл сюда 20 ноября 1779 года накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Было ему 19 лет от роду. Настоятельствовал в монастыре старец Пахомий, который и принял Прохора в число послушников, отдав на учение опытному в духовной жизни старцу Иосифу. У него молодой послушник нёс сначала келейное послушание, затем общие братские – в хлебне, в столярне, в просфорне; был пономарём, будильщиком, поднимал братию на рассвете к богослужению. Когда находилось время, свободное от молений и богослужений, Прохор уходил в лес, где предавался размышлениям и молитве, читал с великим усердием творения великих отцов – Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Лествичника, сборник руководств «Добротолюбие». Через два года своего пребывания в Сарове (1780 г.) Прохор тяжело заболел. Болезнь мучила его три года. Полтора года послушник не вставал с постели. И опять ему явилась Божья Матерь. Жезлом коснулась его тела и Прохор начал опять быстро поправляться. Встав на ноги, стал собирать деньги на церковь, строившуюся при монастырской больнице. Пешком ходил он по окрестным городам и монастырям. Соорудил для алтаря церкви престол из кипарисового дерева. Годы шли. Прошло уже 8 лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. В 1786 г. в августе он был пострижен в иноки с именем Серафим. Имя своё вновь рукоположенный оправдал полностью. В переводе на русский Серафим означает пламенный. Ушёл в пустынь На тридцать четвёртом году жизни Серафим стал иеромонахом. В 1794 году получил от своего наставника разрешение оставить монастырь – уйти в пустынь. Уединённая жизнь привлекала его. Болезнь ног донимала ужасно, но среди густого леса он сумел выстроить на холме небольшую келью без окон в пяти вёрстах от монастыря. Речка говорливая огибала холм. Нашёлся и небольшой клочок земли, пригодный для огорода и пчельника. Питался Серафим одним чёрствым хлебом, который доставлялся ему в определённые сроки, овощами, которые сам выращивал и приготовлял. Впоследствии преподобный отказался и от овощей, стал питаться одной горькой травой – «сниткой», т. е. снытью. По нескольку дней в неделю, в особенности по средам и пятницам, он вообще ничего не ел. Но тем не менее рубил дрова, читал, предавался молитве, размышлял. Не было у него в келье освещения, иногда даже огня в самые суровые зимы. И одежды тёплой у старца не было, а ту, которая имелась, он носил и зимой, и летом. Одежда была очень простой. Шерстяная камилавка на голове, один и тот же белый холщёвый балахон и на нём медный крест – благословение матери. Спал он мало – лишь очень короткое время и прямо на голом полу. Но тем не менее летописи говорят, что «лицо его было радостно и светло, как у ангела». Летом, в самую сильную жару он собирал мох с болот для удобрения огорода. Мошкара его заедала, а он говорил: «Страсти упраздняются страданием и скорбями, добровольными или посланными и Промыслом Божием». Лесные звери приходили к его келье и окружали его, принимая еду прямо из рук. В этом же лесу жили и другие отшельники, так что такое пустынножительство в Сарове не было чем-то необыкновенным. Известно из летописи, что тысячу ночей преподобный простоял на большом камне в лесу, непрестанно молясь и взывая – «Боже, милости буди мне грешному!». На день он возвращался к келье и опять простаивал на камне, лежавшем вблизи, с утра до вечера. Известны и драматические события из жития преподобного Серафима. В лесу много разного люда обитало. Скрывались и разбойники. Слышали они, что к Серафиму часто приходят богатые посетители и решили ограбить его келью. Однажды, когда он работал в лесу, два разбойника напали на него. Случилось это 12 сентября 1804 года. Ему было тогда 46 лет. В руках Серафим держал топор, и ему ничего не стоило защититься, но он предпочёл терпеть и получил сильные удары. В ответ на требование денег и угрозы преподобный опустил топор на землю, сложил крестообразно руки на груди и сказал: «Я ни от кого не беру денег, делайте, что вам нужно». Злодеи били обухом его же топора, связали и пинали уже лежащего ногами. Бросили. Он был в бессознательном состоянии. Разбойники всё перерыли в избёнке, ничего не нашли. Убежали. Очнулся Серафим перед рассветом, полумёртвым, добрался через несколько дней до обители. Монахи пригласили врача. Раны его доктор признал смертельными. Неделю жизнь его находилась на грани смерти. И опять он удостоился видения Божией Матери. И выздоровел при отсутствии медицинской помощи (он от неё отказался). И только через 5 месяцев Серафим оказался в состоянии вернуться в своё уединение к обычному образу жизни. После полученных увечий он навсегда стал ходить согнувшись, постоянно опираясь на палку, на свой рабочий топор или мотыгу. Злодеев вскоре поймали, но Преподобный простил их, решительно заявив, что уйдёт из обители и вообще покинет край, если с ними что-нибудь сделают. С 1825 года Серафим возвратился в монастырь. После окончания затвора принимал многих посетителей из мирян. Он уже имел дар прозорливости и исцеления от болезней. Знатные люди посещали его, в том числе и Александр I. Ко всем приходящим к нему он обращался со словами: «Радость моя!», в любое время приветствовал словами: «Христос воскресе!» Чудеса исцеления Став «всяческим для всех», преподобный Серафим не совсем отказался от уединения; время от времени он удалялся в новую «пустыньку», построенную ближе к монастырю и к источнику, вода которого, по его молитве совершала чудесные исцеления. Слава о святом старце быстро распространилась по всей России. Целыми днями он утешал несчастных, наставлял толпы людей, приходивших к нему за советом, без устали выслушивал всевозможные жалобы. На все вопросы, даже самые неожиданно-странные, он отвечал с одинаковой простотой, с добродушной улыбкой, часто не без юмора. Много людей стекалось к отцу Серафиму, прося помощи, совета и исцеления. Приходили и бедные, и богатые. Так, из села Елизарьева приехала однажды женщина просить за своего занемогшего супруга. Старец в тот день вообще не принимал, но неожиданно вышел к ней, благословил её мужа, дал святой воды. О прозорливости старца рассказывала княгиня Колончарова. Пропал у неё брат. Никто не мог сказать, где он. Старец посоветовал княгине поставить свечку за упокой. Сказал, что брат её умер. Через несколько дней пришло письмо, где говорилось о смерти брата. Посетителей бывало иногда по тысяче в день, а он к концу дня не проявлял никаких признаков утомления, также приветливо встречал последних, как и первых, говорил им всё те же слова: «Христос воскресе, радость моя», потом показывал икону Божией Матери «Умиление», которая всегда была с ним, и добавлял: «Вот радость всех радостей». Прошло ещё пятнадцать лет. Всё это время Серафим проводил в частичном затворе – никуда не выходя из своей кельи. Когда же вышел, то стал помогать живущим в пустыне трудиться. В 1825–1826 годах стараниями Серафима в 25 вёрстах от Саровской обители возник женский Дивеевский монастырь, о котором святой предсказал, что это будет единственная в России женская лавра. Одна из сестёр, Матрона, потеряла веру и хотела сбежать из монастыря. Серафим же прознал про это и пригласил её придти в свою дальнюю пустынь, что находилась в лесу. Когда она пришла, то увидела старца Серафима, кормящего с руки медведя. Хотела Матрона рассказать о чуде другим сёстрам, но старец запретил, сказав, что об этом можно сказать только через 11 лет, когда он умрёт. Так и вышло. Когда через 11 лет один из монахов писал икону святого Серафима, матушка Матрона подошла к нему и попросила написать рядом с Серафимом медведя и рассказала о чуде, которое видела в пустыне. А чудеса продолжались. Совсем незадолго до кончины отец Серафим исцелил от слепоты четырёхлетнюю девочку, окропив ей глаза из своего лесного источника. Это было последнее чудо исцеления, явленное преподобным при его жизни. Рассказов об исцелениях благодаря молитвам отца Серафима сохранилось много. За полгода до смерти старец стал прощаться со многими. Говорил: «Мы не увидимся более». После этого стали замечать, что жизнь в нём угасает, но дух его по-прежнему и даже более прежнего продолжал бодрствовать. Угодников будем чтить С любовью относясь ко всем людям, Преподобный был непримирим к врагам веры — особенно к иудейским сектантам и масонам. Рассказывают, что в 1825 г., незадолго до декабристского восстания, к нему обратился за благословением масон, по-видимому, Пестель. Но св. Серафим на него яростно закричал, как на самого величайшего преступника и отступника от Христа: «Гряди откуда ты пришел», — и прогнал его прочь. По рассказам очевидца, страшно даже было смотреть на старца в это время. Жизнь «батюшки Серафима» приходила к концу. Давно уже он изготовил себе гроб, выдолбленный в дубовом стволе. Он начинал чувствовать, что силы уходят… 1 января 1833 года, в воскресенье, отец Серафим умер в своей келье, стоя на коленях пред иконой Божией Матери.
|
|