НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Наскальная живопись связана со слуховыми иллюзиями?

29 Октября 2014 г.

neandertalets

Странное поведение звуковых волн, которое первобытные люди воспринимали как сверхъестественные явления, могло стать причиной создания древнейших произведений искусства — наскальной живописи в пещерах, петроглифов в каньонах и подобных Стоунхенджу мегалитов. К такому выводу пришел американский ученый Стивен Уоллер.

"Древние мифы объясняли эхо, доносившееся из пещер, как ответы духов на слова людей. Возможно, наши предки создавали наскальные рисунки в ответ на эхо, веря, что пещеры и каньоны населяют сверхъестественные существа", — рассказал Уоллер.

Отражающиеся от поверхности звуковые волны создают иллюзию, будто кто-то отвечает человеку из-под толщи камня. Эхо хлопков в ладоши звучит как стук копыт, отмечает Уоллер, отчего древние люди могли воспринимать шум из глубин пещеры как движение стада копытных.

"Во многих культурах древности гром воспринимался как топот копыт богов, так что вполне возможно, что изображения тех же существ наносили на стены пещер. Эту гипотезу подтверждают данные акустических измерений: наскальную живопись чаще всего находят в зонах самого сильного эха", — заявил ученый.

Далее, характерный рисунок интерференции звуковых волн от двух флейт создает иллюзию звуковых "теней", падающих от гигантских камней, пишет Lenta.ru. Такой же странный звук возникает, если играть на флейте в центре Стоунхенджа, выяснил Уоллер. Ученый напомнил, что многие мегалиты в Великобритании получили прозвища "Камней дудочников": по легенде, древние волшебники своей игрой на флейте заставили девственниц танцевать в круге и превратили их в камень.

Наконец, Уоллер подчеркнул, что уникальный звуковой ландшафт памятников доисторической эпохи не менее важен, чем их внешний облик, и требует серьезных усилий по его консервации.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!