НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Встань, расправь спину и иди!»

24 Августа 2015 г.

samovar

В прошлом году в бывшей коммунальной квартире на Васильевском острове открылся музей "20 лет после войны". Он посвящен бытовой культуре Северной столицы в первые послевоенные десятилетия. Коллекционер Наталья Баландина развенчала стереотипы о советских людях, рассказала об утраченной дворовой культуре, о заветной мечте женщин иметь три платья из ситца, о чувстве стиля и о том, почему в россиянках живет "мировая скорбь".

— С чего началось ваше увлечение коллекционированием?

— До выхода на пенсию я преподавала в колледже металловедение и термическую обработку металлов. Моя работа вообще не была связана с коллекционированием, но я всегда интересовалась искусством, читала книги, потом начала собирать советский фарфор — послевоенные образцы, поскольку они тогда не были дорогими. Почему фарфор? Дело в том, что он отразил целую эпоху, когда вся тяжесть жизни лежала на плечах женщин. Мужчин после войны почти не осталось, и представительницы прекрасной половины человечества строили дома, дороги, выращивали скот, пахали и косили — делали всю тяжелую работу. И этих каменщиц, сварщиц, асфальтоукладчиц изображали на хрупком фарфоре.

Со временем я задумалась над тем, какой была повседневная жизнь женщины послевоенных лет — какое платье она носила, какое пальто, обувь, шляпку, какой косметикой пользовалась, какими духами. Ведь даже по флаконам можно было прекрасно восстановить все, что делалось в нашей стране в послевоенное время.

Моя коллекция становилась все шире, к ней добавились предметы быта — посуда, полотенца, постельные принадлежности. Надо сказать, что друзья по колледжу очень мне помогли. Они отыскивали сохранившиеся дома, еще от бабушек, вышивки, стаканы, рюмки, чашки и плошки — и приносили мне. Это стало основой моей коллекции. Остальное я покупала. Правда, если лет 10 назад таких вещей было довольно много и они были достаточно дешевы, то сейчас все, что касается советского послевоенного быта, — модный бренд, и стоит дорого. Поэтому сейчас я, скорее, пополняю коллекцию тем, что мне дарят.

1

— Как возник музей?

— Когда коллекция стала большой, я начала проводить мини-выставки в музеях, библиотеках и участвовать в конференциях. Это началось примерно 4 года назад. Потихоньку я стала вливаться в музейное сообщество. А когда вышла на пенсию, моя дочь, по профессии музеевед, предложила открыть свой семейный музей. Нам нужно было помещение. Но у нас была квартира на Васильевском острове — бывшая коммуналка. Мы здесь раньше жили. Соседи решили выехать, мы выкупили у них две комнаты и решили, что откроем здесь музей. Он существует с 23 августа 2014 года.

— В музее одна из комнат стилизована под коммунальную — интерьер сохранился в первозданном виде?

— Это комната, в которой жила моя мама. Многие вещи в ней уже были, часть мы докупили, что-то нам приносят в подарок. Мы купили этажерку — в 60-е ее выбросили — считалось мещанством, когда у тебя дома этажерка. Приобрели круглый дореволюционный стол, поскольку люди в ту эпоху собирались за таким по вечерам, и это их объединяло. А сундук, кровать, комод, книжные шкафы — то, что было в нашей семье.

2

— Насколько современная молодежь, которая приходит в ваш музей, представляет, какой была жизнь того времени?

— Для некоторых посетителей абсолютное откровение, что после войны были изящные, красивые вещи. У многих складывается впечатление, что люди ходили в полурваных сапогах, подшитых валенках, в лучшем случае — в тулупах и ватниках. Причем все было грязное и засаленное. Когда посетители видят прекрасные музыкальные пудреницы, упаковки духов — красиво расписанные ручной работы коробки, выложенные внутри шелком или бумагой, которая напоминала бархат; предметы, которые нам присылали из Германии, Чехословакии, Китая, они удивляются. Поражаются тому, как сохранились ароматы парфюма за 50 лет. Люди вспоминают вещи из своего детства — флакончики, игрушки, посуду, ощущают запах бабушкиной сумки...

Многие удивляются, как в маленьких комнатах, всего 10 кв. метров, умудрялись жить по пять человек — папа и мама, ребенок, бабушка, да еще какой нибудь племянник, который приехал поступать в университет и которому не хватило общежития. И считалось еще, что это были хорошие условия для послевоенного времени. Ведь люди тогда ютились и на чердаках, и в землянках, и в бараках. А в нашей квартире даже нет сквозных комнат, значит, не приходилось устанавливать ширмы, также у нас было центральное водоснабжение.

Вообще я всегда поражалась, как люди могли оставаться людьми в крайне тяжелых материальных условиях. Когда недоедали, не допивали, не из чего было шить новое платье. Моя мама, будучи студенткой пединститута, вспоминала, как на лекции преподаватель говорила: "Настанут времена, когда каждая советская женщина сможет иметь три — четыре платья из ситца". Все были так поражены, что это время настанет. "Неужели у меня будет три платья?" — недоумевала она. У многих тогда было только одно. Одежду приходилось перешивать из вещей ее мамы, обувь подбивать. Но девушки все же умудрялись хорошо и со вкусом одеться. Сохраняли чувство собственного достоинства. На фотографиях 60-х годов женщины выглядят очень изящно — платья, сумочки, перчатки...

3

4

— Можно ли говорить о том, что люди были более сплоченными, чем сейчас?

— Конечно, даже при всех разборках, которые любят показывать в коммунальных квартирах, люди помогали друг другу и были очень сплоченными. Все знали своих соседей. Кто когда родился, пошел в первый класс, женился. Людей объединяла и дворовая культура. Двор был продолжением коммунальной квартиры, "закрытым помещением". Там бабушки вязали коврики. Мужчины стучали в домино или играли в шашки, шахматы. Мальчишки играли в войну или гоняли в футбол. Девочки играли в дочки-матери. Малыши возились в песочнице. Тут же сушилось белье, а могли и стирать, если в доме не было маленькой прачечной. Все друг друга знали, помнили, какой Ванька кому выбил окно, играя в мяч. Когда вчера Маша вернулась, стуча каблучками, со свидания.

Дворовая культура не афишировалась, потому что замкнутых вещей не должно было быть. Тем не менее в книгах и фильмах эта тема затрагивается. Вот, к примеру, в одной из книг, которая есть в нашей коллекции, показан дворник, который выходит со шлангом, поливает цветы, и все его знают по имени и отчеству... Много сейчас кто знает дворника по имени и отчеству? С уважением относились и к управдому.

Сейчас дворовая культура полностью утрачена. А в новых районах понятие "двор" вообще отсутствует. Люди, которые живут в одном доме, не знают соседей. Темпы жизни изменились, как и ее восприятие.

5

— Помогают ли такие выставки, как ваша, выстроить диалог поколений, почувствовать связь времен?

— Да, за счет того, что во многих семьях какие-то предметы сохранились. Ребенок вспоминает, что видел дома, приходит сюда и видит, что можно к этому предмету добавить — приставить, создав композиционную группу. Так он расширяет свой кругозор. Например, понимает, что к фарфоровой чашечке была розеточка, куда можно положить варенье (сегодня эта традиция утрачена), или щипчики, которыми можно отщипнуть маленький кусочек сахара. Или железные формы для выпекания, ступки, которые сейчас заменили миксеры... У детей формируется взгляд на то, каким было убранство стола в ту эпоху, как выглядела комната, какие книги читали школьники и взрослые. Им интересно посмотреть на механических медвежат, пудреницу, которая играет футбольный марш, и многое другое.

6

— Значительная часть экспозиции посвящена жизни женщины в послевоенный период — ее увлечениям, любимым духам, предметам макияжа. Как изменился облик современных женщин и всегда ли эти отличия бросаются в глаза?

— Сейчас мода едина для всех, независимо от того, мужчина ты или женщина, молодая девушка или пожилая дама. И многие дамы напоминают телепузиков — комбинезон, теплые брюки, куртка на синтепоне с капюшоном. Все одеты одинаково.

В 50-60-е было больше эстетики, поэтизации. Дефицит, недостаток денег оставляли возможность для творчества и фантазии, потому что иногда из двух небольших кусочков женщина должна была сшить платье, подумать, где у нее будет кокетка, кармашки, рукавчики. Она много занималась рукоделием — украшала все, начиная от себя, детей, и заканчивая домом.

Кроме того, в России утрачена культура посещения театра, музея. Раньше этому предшествовала длительная подготовка — нужно было подобрать прическу, нарядное платье, туфли, перчатки, связку бус, кулон, брошку и так далее. Сейчас в театр идут мимоходом. Шла мимо — билет купила — и в зал. Независимо от того, маленький это театр или Мариинка.

— Вы стильно и молодо выглядите. Есть ли у вас какой-то рецепт, как женщина в возрасте может "держать марку"?

— На самом деле, мне уступают место в метро. И это ужасно. Я даже стараюсь, когда вижу, что мест нет, встать куда-нибудь в уголок и отвернуться — не дай бог кто-нибудь предложит сесть. Я это не люблю. И даже когда мне уступают, спрашиваю: "Я что, так плохо выгляжу?" Мне говорят: "Нет, не плохо, но вы садитесь". Но я отвечаю, что не сяду: "Во-первых, вы говорите, что я хорошо выгляжу, во-вторых, еду я не до Парижа. Поэтому постою".

Я не люблю, когда женщина в возрасте не ухожена. И так уже старость — вроде бы человек некрасивый и больной. Но ты встань, распрями плечи. Пойди в магазин и купи себе модное платье. Подбери к нему что-то, что есть дома — бижутерию, сумочку, шляпку, шарфик. Это могут быть и золотые украшения, и комбинация из разных аксессуаров. Ведь еще великая Коко Шанель говорила, что надо уметь комбинировать дорогие изысканные вещи и недорогую бижутерию. И в этом она совершенно права. Я считаю, что каждая женщина в возрасте может себе позволить даже на пенсию купить одно или два платья в год или модную блузку, футболку.

7

— На западе пожилые люди могут спокойно носить молодежные вещи, одеваться в стиле хиппи или New Look. То есть каждый человек, независимо от того, сколько ему лет, может одеваться, как угодно. И никто на него косо не посмотрит. У нас, почему-то все иначе.

- Все дело в том, что наши женщины очень закомплексованы. Вероятно, давление советской власти сказывается — они хотят выглядеть неэффектно, как все. В 60-е выбросили в магазин одни туфли — значит, все мы должны их носить. Норковая шапка в моде — каждая хочет такую. Не дай бог на тебя обратят внимание и скажут: "Что это ты туфли на шпильках надела?!" Этот страх выделиться в толпе живет в нашей женщине.

Мы все-таки клоны. Советская черта. И сейчас женщины после 50 абсолютно все похожи друг на друга. Ты не увидишь у нее какой-то цветок, который она может приколоть, или ободок, который она наденет на прическу. Ну выделись ты из толы, не будь как все. Зачем тебе бриджи и шорты, как у всех? Придумай что-то свое. Пофантазируй немного. Даже возьми старую допотопную нарядную сумочку из 60-х. Если дама наденет красивую шляпку, возьмет красивую сумочку, в нашей стране на нее, может, посмотрят, как на даму со сдвигом. Но она не будет походить на других. У нее будет своя изюминка. Вторая еще что-то наденет, третья — еще что-то — и все улыбнутся при этом — тогда мы будем совершенно другим обществом.

— Одежда — это, разумеется, важно. Но как повлиять на внутреннее ощущение женщины в возрасте? Некоторые активны и хотят узнавать новое, посещать театры и музеи, всевозможные курсы. Но многие предпочитают сидеть дома или возиться на даче — им кажется, что уже не до веселья.

- В русской женщине живет мировая скорбь. Посмотрите на какую-нибудь пассажирку общественного транспорта — уголки губ опущены вниз. Глаза смотрят, как буравчики. Брови сведены. Мировые проблемы, видимо, поглощают ее. Хотя на самом деле женщина, наверное, думает: "Я закатала пять банок огурцов, завтра надо еще три".

Я всегда думаю — улыбнись, посмотри на людей, открой пошире глаза, и сразу лицо у тебя внутренне будет светиться. Ну забудь ты про банки с огурцами. Забудь про тележку, которую тебе надо тащить из магазина! Но, к сожалению, такое сосредоточенное, глубокомысленное выражение лица практически у всех женщин.

— Говорят, это наша национальная особенность. Русские не улыбаются, потому что не хотят показаться неискренними. Счастье и душевная теплота — это для друзей. На людях надо быть серьезным. Собственно, поэтому иностранцы считают нас мрачными.

— Мы все говорим на одном языке. Мы должны быть контактными и более открытыми. Это не значит, что надо быть рубахой-парнем — рот до ушей и бесконечно радостный вид. Но приветливость на лицах быть должна — ее, к сожалению, нет.

Мне нравится, как люди выглядят за границей — у них всегда приветливое выражение лица, они улыбаются. И если ты обращаешься к ним с каким-то вопросом, даже не зная языка, они всегда постараются тебе помочь. И нет у них наших "глаз-буравчиков" и сосредоточенных лиц. Но я согласна с вами — у нас, видимо, рекламировалось, что надо быть серьезным, нельзя улыбаться. Помните, барон Мюнхгаузен устами Олега Янковского говорил в фильме: "Умное лицо — это еще не признак ума, господа". И дальше он говорил: "Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица". А у нас, к сожалению, именно серьезное лицо считают признаком ума. Мол, улыбнусь — за дурака примут. Это же касается одежды.

Ну и нельзя сбрасывать со счетов наши стереотипы о счастливой жизни. Обратите внимание — что считается престижным, важным, социально значимым? Ты должен иметь, помимо квартиры, машину, гараж и дачу. Если нет этих пунктов, значит, ты не совсем полноценный член общества. Согласны со мной?

— Да. Есть такое представление.

— Если машина, дача и гараж есть, тогда жизнь удалась, и все хорошо сложилось. А у нас, например, с мужем, хотя мы были достаточно состоятельными людьми, нет ни машины, ни гаража, ни дачи. Но я всегда говорю: "Я не клон, я выделяюсь из других". Зато у меня есть музей — я потратила на него все свои сбережения. И такого музея ни у кого нет, я занимаю только свою нишу. И я могу жить, так, как хочу. У меня может не быть машины, но я буду равноправна, более того, я могу не иметь крыши над головой — просто с тележкой жить, как некоторые люди в Испании, если мне так нравится.

Проблема людей в возрасте заключается еще в том, что они часто начинают ныть — то болит, се болит. Но никому нет до этого дела. Встань, расправь спину и иди. Болит колено — полечил дома, сходил в поликлинику, медленно, но иди. Но у нас часто все это отражается, в том числе на женщинах. Она не оденется, не обуется хорошо, а будет ходить и стонать. Мало ли, что у меня болит, могу я стоять или нет. Нужно, например, на "Ночь музеев" предлагать всем "Красную Москву" с 18:00 до 23:00, значит, буду. И буду стоять на каблуках.

— Дело ведь еще и в занятиях, которые мы для себя выбираем.

— Конечно, и все, что делаешь не только для себя, а на благо кого-то, дает дополнительные силы. Нельзя жить только для себя — закатывать огурцы или полоть грядки и думать о том, что как хорошо — у меня 10 банок, а у соседа всего восемь. У человека пропадает интерес к жизни, и это съедает его изнутри.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!