ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

«Великая молчунья» или «Бриллиантовая балерина» СССР

Изменить размер шрифта

1 февраля 2019 года исполнилось 80 лет со дня рождения Екатерины Максимовой – великой балерины, наследницы принципов императорского балета с его сложной и точной техникой. Среди коллег у Максимовой было прозвище «Великая молчунья», так как она никогда не участвовала ни в каких склоках и интригах.

3101 24 1

Лучшая ученица

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в семье интеллектуалов: её дедушкой был русский философ Густав Шпет. В десять лет девочку отдали в Московское хореографическое училище. Педагоги сразу заметили феноменальный талант юной балерины и приглашали её участвовать в спектаклях Большого театра, когда она была ещё ученицей. Катя уже в четырнадцать лет выглядела как настоящая балерина: её детская угловатость сочеталась с женственной мягкостью и изяществом, но главным, что приковывало к ней взгляд, была лучезарность. Максимова испытывала счастье от танца и отдавала его своему зрителю.

Педагогом Максимовой, как и многих московских балерин предыдущего поколения (Майи Плисецкой, Суламифи Мессерер), была Елизавета Павловна Гердт, ведущий преподаватель женского классического танца. Строгая наставница была верна образованию, полученному ей самой в Императорском балетном училище. Максимова не была самой послушной и образцовой ученицей, но, несмотря на это, была одной из любимиц Гердт. Та редко кого-то хватила, однако талант Кати признавала всегда. Именно ей, ученице восьмого класса, Гердт доверила исполнить сложную главную женскую роль в балете «Щелкунчик». Она танцевала с Владимиром Васильевым, с которым встретилась в балетном классе, ей тогда было десять, а Володе девять. Екатерина Максимова рассказывала: «Мы с Володей учились в одном классе балетной школы... Потом нас обоих взяли в Большой театр, и там мы всю жизнь проработали бок о бок. Я не могу сказать, что мы влюбились друг в друга с первого взгляда. Мы долго ещё приглядывались друг к другу, познавали друг друга... Конечно, всякое было. Володя пользовался огромным успехом у женщин, у него были увлечения. Но так, наверное, проверялось что-то. И в конце концов настал момент, когда мы поняли: всё-таки я и он – это то, что надо каждому из нас».

Самые «умные ноги» в мире

Сразу после окончания училища юная балерина отправилась в свои первые гастроли в США. Успех был ошеломляющий: «Эта девочка способна растопить самые чёрствые сердца». Пресса назвала её маленьким эльфом.

В 1966 году Юрий Григорович поставил в Большом театре «Щелкунчика». Особенно трудные пассажи достались Максимовой, исполнительнице роли Маши. Григорович продумывал их в расчёте на «бриллиантовую» технику ног балерины. В финальном свадебном па-де-де играла челеста – инструмент, похожий по звучанию на звон колокольчиков. Максимова танцевала с точным, посекундным попаданием в такт, и казалось, что именно от движений балерины звенели и переливались бриллиантовые колокольчики. Это был новый уровень мастерства.

Китри-москвичка

Другой знаменитой ролью Максимовой в Большом театре была Китри в «Дон Кихоте». Она танцевала со скоростью вихря, буквально летала над сценой, не касаясь её поверхности. Максимова достигала эффекта полёта необычным образом: она стремительно делала сотню мелких шагов, высоких упругих прыжков и энергичных вращений, чем значительно увеличивала количество движений, предусмотренных балетмейстером Петипа. Зритель в зале этих движений не замечал, – сейчас их можно увидеть только на видеозаписи в замедленном режиме. У Максимовой не было страстного средиземноморского темперамента, как, например, у Майи Плисецкой или Суламифи Мессерер. Её Китри была стопроцентной москвичкой – бесстрашной, бесшабашной и раскрепощённой.

Серьёзное испытание.

В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» случилась трагедия. Партнёр не удержал Екатерину в сложной поддержке, она упала, но от удара выскочил позвонок. Травма оказалась сложной, балерине грозила полная неподвижность. Но помогли хорошие врачи, огромное упорство самой Максимовой и поддержка мужа, Владимира Васильева. Через некоторое время в жёстком корсете Катя начала репетировать Жизель под руководством Улановой. 10 марта 1976 года Максимова вернулась на сцену, и это был триумф. Зрители, присутствовавшие при этом, плакали и поздравляли друг друга.

Ещё одним тяжёлым переживанием для балерины стала невозможность иметь детей. Максимовой только спустя годы удалось смириться с этим.

Кино

Максимова всегда хотела сниматься в кино, но не умела совмещать работу в разных жанрах, считала, что если будет уделять время фильмам, то предаст профессиональный балет. Она пришла в кинематограф сравнительно поздно, лишь после того, как станцевала в Большом театре все возможные роли. Позднее творчество Максимовой осталось в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Сотворение мира», «Старое танго».

Когда известному итальянскому режиссёру Франко Дзеффирелли в 1982 году понадобились танцовщики-виртуозы в его новый фильм-балет «Травиата» для сцены корриды, он пригласил сниматься не настоящих испанцев, а тех, кто танцевал лучше них – Екатерину Максимову и Владимира Васильева. Очевидцы рассказывали, что сцену с танцовщиками сняли с первого – и идеального – дубля, хотя по балетным меркам артисты уже достигли пенсионного возраста.

Настоящая звезда

Екатерина Максимова и её супруг Владимир Васильев, блистательный танцовщик Большого театра, были настоящими звёздами СССР в широком смысле слова. Благодаря им и их выступлениям сформировалось такое важное понятие, как Bolshoi Ballet – визитная карточка Советского Союза в мире искусства.

Максимова вспоминала: «Я никогда не думала о пенсии. И уходила на неё лет десять. Всё говорила: это последний год, когда танцую, это последний мой спектакль. Но вдруг мне делали какое-нибудь интересное предложение, и я опять себя успокаивала: ну ладно, в конце концов, месяц или два ничего не решают. Так и крутилась, как белка в колесе... Мне многие говорили, что будет страшно уходить на пенсию: будет сниться, как я танцую, буду вспоминать о том, что потеряно. Но у меня этого не было. Может быть, потому, что я очень плавно перешла с самих танцев на их преподавание. Начала преподавать в ГИТИСе, когда ещё сама танцевала. Потом преподавала в Кремлёвском дворце. И вот тут я поняла, что и то и другое уже совмещать невозможно. Оказалось, что мои спектакли меня гораздо меньше интересуют, чем спектакли моих учеников. Думала: уйду на пенсию, хоть времени свободного побольше будет. А именно его мне сейчас больше всего не хватает. Я ничего не успеваю. Всё время куда-то бегу, всё время тороплюсь...»

Отдыхала Максимова в деревне Рыжевка Костромской области, где проводила с мужем отпуск, предпочитая среднерусскую природу любым фешенебельным курортам. Она очень любила собирать грибы, просто гулять по лесу. С удовольствием принимала гостей, сама для них готовила, изобретала особые закуски и салаты. Максимова считала друзей главным богатством своей жизни.

Великая балерина прожила 70 лет – 28 апреля 2009 года она умерла во сне. Её мама Татьяна Густавовна, войдя утром в комнату дочери, обнаружила её мёртвой. Владимир Васильев был в это время в Неаполе, где ставил спектакль.

Балет для Екатерины Максимовой был и оставался делом всей её жизни. «Иногда я его ненавижу и думаю: «Господи, зачем я стала балериной! Сколько прекрасных профессий на земле...» Мучений балет доставляет гораздо больше, чем радостей... И всё же это – моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое: я – балерина, и от этого мне уже никуда не деться. Но балет – не только моя профессия, это ещё и моя жизнь».

  • Расскажите об этом своим друзьям!