НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Великая молчунья» или «Бриллиантовая балерина» СССР

31 Января 2019 г.

1 февраля 2019 года исполнилось 80 лет со дня рождения Екатерины Максимовой – великой балерины, наследницы принципов императорского балета с его сложной и точной техникой. Среди коллег у Максимовой было прозвище «Великая молчунья», так как она никогда не участвовала ни в каких склоках и интригах.

3101 24 1

Лучшая ученица

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в семье интеллектуалов: её дедушкой был русский философ Густав Шпет. В десять лет девочку отдали в Московское хореографическое училище. Педагоги сразу заметили феноменальный талант юной балерины и приглашали её участвовать в спектаклях Большого театра, когда она была ещё ученицей. Катя уже в четырнадцать лет выглядела как настоящая балерина: её детская угловатость сочеталась с женственной мягкостью и изяществом, но главным, что приковывало к ней взгляд, была лучезарность. Максимова испытывала счастье от танца и отдавала его своему зрителю.

Педагогом Максимовой, как и многих московских балерин предыдущего поколения (Майи Плисецкой, Суламифи Мессерер), была Елизавета Павловна Гердт, ведущий преподаватель женского классического танца. Строгая наставница была верна образованию, полученному ей самой в Императорском балетном училище. Максимова не была самой послушной и образцовой ученицей, но, несмотря на это, была одной из любимиц Гердт. Та редко кого-то хватила, однако талант Кати признавала всегда. Именно ей, ученице восьмого класса, Гердт доверила исполнить сложную главную женскую роль в балете «Щелкунчик». Она танцевала с Владимиром Васильевым, с которым встретилась в балетном классе, ей тогда было десять, а Володе девять. Екатерина Максимова рассказывала: «Мы с Володей учились в одном классе балетной школы... Потом нас обоих взяли в Большой театр, и там мы всю жизнь проработали бок о бок. Я не могу сказать, что мы влюбились друг в друга с первого взгляда. Мы долго ещё приглядывались друг к другу, познавали друг друга... Конечно, всякое было. Володя пользовался огромным успехом у женщин, у него были увлечения. Но так, наверное, проверялось что-то. И в конце концов настал момент, когда мы поняли: всё-таки я и он – это то, что надо каждому из нас».

Самые «умные ноги» в мире

Сразу после окончания училища юная балерина отправилась в свои первые гастроли в США. Успех был ошеломляющий: «Эта девочка способна растопить самые чёрствые сердца». Пресса назвала её маленьким эльфом.

В 1966 году Юрий Григорович поставил в Большом театре «Щелкунчика». Особенно трудные пассажи достались Максимовой, исполнительнице роли Маши. Григорович продумывал их в расчёте на «бриллиантовую» технику ног балерины. В финальном свадебном па-де-де играла челеста – инструмент, похожий по звучанию на звон колокольчиков. Максимова танцевала с точным, посекундным попаданием в такт, и казалось, что именно от движений балерины звенели и переливались бриллиантовые колокольчики. Это был новый уровень мастерства.

Китри-москвичка

Другой знаменитой ролью Максимовой в Большом театре была Китри в «Дон Кихоте». Она танцевала со скоростью вихря, буквально летала над сценой, не касаясь её поверхности. Максимова достигала эффекта полёта необычным образом: она стремительно делала сотню мелких шагов, высоких упругих прыжков и энергичных вращений, чем значительно увеличивала количество движений, предусмотренных балетмейстером Петипа. Зритель в зале этих движений не замечал, – сейчас их можно увидеть только на видеозаписи в замедленном режиме. У Максимовой не было страстного средиземноморского темперамента, как, например, у Майи Плисецкой или Суламифи Мессерер. Её Китри была стопроцентной москвичкой – бесстрашной, бесшабашной и раскрепощённой.

Серьёзное испытание.

В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» случилась трагедия. Партнёр не удержал Екатерину в сложной поддержке, она упала, но от удара выскочил позвонок. Травма оказалась сложной, балерине грозила полная неподвижность. Но помогли хорошие врачи, огромное упорство самой Максимовой и поддержка мужа, Владимира Васильева. Через некоторое время в жёстком корсете Катя начала репетировать Жизель под руководством Улановой. 10 марта 1976 года Максимова вернулась на сцену, и это был триумф. Зрители, присутствовавшие при этом, плакали и поздравляли друг друга.

Ещё одним тяжёлым переживанием для балерины стала невозможность иметь детей. Максимовой только спустя годы удалось смириться с этим.

Кино

Максимова всегда хотела сниматься в кино, но не умела совмещать работу в разных жанрах, считала, что если будет уделять время фильмам, то предаст профессиональный балет. Она пришла в кинематограф сравнительно поздно, лишь после того, как станцевала в Большом театре все возможные роли. Позднее творчество Максимовой осталось в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Сотворение мира», «Старое танго».

Когда известному итальянскому режиссёру Франко Дзеффирелли в 1982 году понадобились танцовщики-виртуозы в его новый фильм-балет «Травиата» для сцены корриды, он пригласил сниматься не настоящих испанцев, а тех, кто танцевал лучше них – Екатерину Максимову и Владимира Васильева. Очевидцы рассказывали, что сцену с танцовщиками сняли с первого – и идеального – дубля, хотя по балетным меркам артисты уже достигли пенсионного возраста.

Настоящая звезда

Екатерина Максимова и её супруг Владимир Васильев, блистательный танцовщик Большого театра, были настоящими звёздами СССР в широком смысле слова. Благодаря им и их выступлениям сформировалось такое важное понятие, как Bolshoi Ballet – визитная карточка Советского Союза в мире искусства.

Максимова вспоминала: «Я никогда не думала о пенсии. И уходила на неё лет десять. Всё говорила: это последний год, когда танцую, это последний мой спектакль. Но вдруг мне делали какое-нибудь интересное предложение, и я опять себя успокаивала: ну ладно, в конце концов, месяц или два ничего не решают. Так и крутилась, как белка в колесе... Мне многие говорили, что будет страшно уходить на пенсию: будет сниться, как я танцую, буду вспоминать о том, что потеряно. Но у меня этого не было. Может быть, потому, что я очень плавно перешла с самих танцев на их преподавание. Начала преподавать в ГИТИСе, когда ещё сама танцевала. Потом преподавала в Кремлёвском дворце. И вот тут я поняла, что и то и другое уже совмещать невозможно. Оказалось, что мои спектакли меня гораздо меньше интересуют, чем спектакли моих учеников. Думала: уйду на пенсию, хоть времени свободного побольше будет. А именно его мне сейчас больше всего не хватает. Я ничего не успеваю. Всё время куда-то бегу, всё время тороплюсь...»

Отдыхала Максимова в деревне Рыжевка Костромской области, где проводила с мужем отпуск, предпочитая среднерусскую природу любым фешенебельным курортам. Она очень любила собирать грибы, просто гулять по лесу. С удовольствием принимала гостей, сама для них готовила, изобретала особые закуски и салаты. Максимова считала друзей главным богатством своей жизни.

Великая балерина прожила 70 лет – 28 апреля 2009 года она умерла во сне. Её мама Татьяна Густавовна, войдя утром в комнату дочери, обнаружила её мёртвой. Владимир Васильев был в это время в Неаполе, где ставил спектакль.

Балет для Екатерины Максимовой был и оставался делом всей её жизни. «Иногда я его ненавижу и думаю: «Господи, зачем я стала балериной! Сколько прекрасных профессий на земле...» Мучений балет доставляет гораздо больше, чем радостей... И всё же это – моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое: я – балерина, и от этого мне уже никуда не деться. Но балет – не только моя профессия, это ещё и моя жизнь».

  • Расскажите об этом своим друзьям!