«Пришел ко мне Буратино и говорит...» |
24 Февраля 2015 г. |
Этого художника знал каждый советский ребенок. Ведь именно им придуман озорной Буратино в полосатом колпачке, а также сделаны знаменитые рисунки к «Волшебнику Изумрудного города» Александра Волкова. В Год литературы «Культура» решила заглянуть в гости к одному из старейших детских иллюстраторов — Леониду Владимирскому. Культура: Неизбежный вопрос: как появился образ главного героя сказки Алексея Толстого? Владимирский: Все просто! Когда Буратино узнал, что я буду рисовать картинки, пришел ко мне и говорит: «Художник, сделай мне, пожалуйста, курточку не коричневую, а красную». Я говорю: «Но в тексте именно коричневая». Он отвечает: «Ну и что, хочу поярче». Я согласился. А Буратино не унимается: «И колпачок красный». Возражаю: «Нет, это никак нельзя, в книге три раза сказано — белый». Буратино закапризничал: «А я тогда с тобой водиться не буду». Что же делать? Но я хитрый. Решил угодить и писателю, и герою. Нарисовал белый колпачок, а по нему пустил красные полоски. Не знаю, как Алексей Толстой, но Буратино остался доволен. И маленькие читатели тоже. Такой образ легче запоминается — он веселее. И потом, полосатый колпачок похож на чулки, которые носили в XIX веке в Италии. Отсылка к предку Буратино — Пиноккио? Владимирский: Совершенно верно. Кстати, в детстве у меня «Приключений Буратино» не было — потому что Толстой их еще не написал. Я ведь очень старый. Когда работал на студии «Диафильм», узнал, что Алексей Николаевич сделал кадроплан для диафильма по своей сказке. Я отправился в архивы, все нашел. И нарисовал диафильм: там Буратино уже в полосатом колпачке. А потом пришел к Сергею Образцову в театр и говорю: «Посмотрите на моего героя. У Вас он ужасно некрасивый — со ртом до ушей. А я создал симпатичного Буратино». Тот отвечает: «Неправильно. Весь смысл в том, что вот такой уродец может быть хорошим, добрым». Говорю: «Я хочу, чтобы он сразу нравился детям». Этим мои иллюстрации и отличаются. И еще — у моего Буратино мимика живая. Казалось бы, он деревянный, а я решил, что дети все равно забывают об этом. Как Вы познакомились с Волковым? Владимирский: «Приключения Буратино» оказались успешными. Кстати, по сути, это был первый советский комикс: 128 картинок с коротким текстом. И я понял — мне нравится иллюстрировать. Так здорово: сам себе хозяин, только автор рядом, а больше никого. Пошел в библиотеку и попросил что-нибудь интересное. Мне дали маленькую книжку с черно-белыми иллюстрациями — «Волшебник Изумрудного города». Прочел — и стал искать Волкова. По чудесному стечению обстоятельств он оказался моим соседом. Я жил в Малом Гнездниковском переулке, а он рядом — в Большом. Побежал к нему. Вижу — симпатичный такой старикан. Волков мне тоже обрадовался. Сели в такси, поехали в новое издательство «Советская Россия». Нас приняли на ура. Пока я рисовал картинки, Волков дописал еще где-то треть текста. А потом пошли письма... Дети выстраивались в очереди в библиотеках. Одна девочка даже прислала Волкову переписанную от руки книжку. Мы, говорит, с подружками ее сделали, а я картинки перерисовала. У внучки Волкова, Калерии, наверняка она где-то хранится. Мы, конечно, обрадовались — приятно. И Волков предложил: «Слушайте, столько откликов! Давайте работать дальше». Я согласился. Вот так он написал — а я нарисовал продолжение. Над какой из книг Волкова было интереснее работать? Владимирский: Над «Волшебником», конечно. И еще над «Урфином Джюсом». Ведь там совсем новый герой, придуманный Александром Мелентьевичем. Я читал Фрэнка Баума. Надо отдать должное — он большой фантазер. Но Волков интереснее. У него все строится на взаимовыручке: Элли помогает героям, а они — ей. Книжка очень добрая, а это главное для детей. Вы как-то говорили, что даже злодеев старались изобразить симпатичными, чтобы не пугать юных читателей... Владимирский: Обязательно. У меня в мастерской для напоминания висел лозунг: «Ха-ха-ха, какой страшный!» А с кого рисовали персонажей? Владимирский: Например, когда иллюстрировал русские народные сказки, просил позировать жену. А поскольку я ее люблю, то и рисунок с ней — самый любимый. Вы со Светланой Ковальской, тоже художницей, в этом году отмечаете 30-летие семейной жизни. Если не секрет, как познакомились? Владимирский: Ко времени нашей встречи у нее умер муж, у меня — жена. Как-то поехал в пансионат на Клязьму. Пришел на танцы. Смотрю: маленькая симпатичная женщина на высоченных каблуках: двигается весело, азартно. Я-то люблю медленные танцы, например танго. Познакомились, неделя прошла увлекательно. И вдруг она пропала. Как Золушка с бала, даже туфельки не оставила на высоком каблучке. Ну, я загрустил: думаю, где же искать буду. Поехал домой. Поднимаюсь в метро по эскалатору — навстречу Светлана. Мы обрадовались, обнялись и больше не расставались. Были в жизни еще чудесные совпадения? Владимирский: Да, много. Например, встреча с Чарли Чаплиным. Это случилось под Новый год, 31 декабря 1960-го. Я летел в Австралию и пошел по салону с кинокамерой — хотел снять Индийский океан. Смотрю — знакомый человек: хотя, казалось бы, откуда ему взяться в самолете, следующем из Сингапура в Джакарту? Спрашиваю: кто это? Мне говорят: Чарли Чаплин. Я сказал руководительнице нашей небольшой группы, она договорилась — и мы все подошли к нему. Нам кричали: что вы делаете, самолет перевернете! Я дал Чаплину блокнот, и он нарисовал автопортрет буквально несколькими штрихами: глаза, котелок, усы. С тех пор тоже стал так себя изображать — очки, шевелюра. Научил он меня. Осенью грядет Ваш юбилей — 95 лет. В чем секрет долголетия? Владимирский: Хотите анекдот? Приходит репортер к старичку и говорит: — Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось дожить до таких лет? — Я не пил, не курил, с женщинами был аккуратен. А в это время за стенкой — крики, шум, ругань... Репортер: — Слушайте, что это такое? Старичок: — А, не беспокойтесь, это мой старший брат. Так вот, я не пью и не курю. Хотя дело, конечно, не в этом. Главное, во-первых, быть оптимистом и никогда не унывать. А во-вторых, чтобы рядом был друг. Это очень важно.
|
|