НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Пришел ко мне Буратино и говорит...»

24 Февраля 2015 г.

buratino

Этого художника знал каждый советский ребенок. Ведь именно им придуман озорной Буратино в полосатом колпачке, а также сделаны знаменитые рисунки к «Волшебнику Изумрудного города» Александра Волкова. В Год литературы «Культура» решила заглянуть в гости к одному из старейших детских иллюстраторов — Леониду Владимирскому.

Vladimirskiy1Культура: Неизбежный вопрос: как появился образ главного героя сказки Алексея Толстого?

Владимирский: Все просто! Когда Буратино узнал, что я буду рисовать картинки, пришел ко мне и говорит: «Художник, сделай мне, пожалуйста, курточку не коричневую, а красную». Я говорю: «Но в тексте именно коричневая». Он отвечает: «Ну и что, хочу поярче». Я согласился. А Буратино не унимается: «И колпачок красный». Возражаю: «Нет, это никак нельзя, в книге три раза сказано — белый». Буратино закапризничал: «А я тогда с тобой водиться не буду». Что же делать? Но я хитрый. Решил угодить и писателю, и герою. Нарисовал белый колпачок, а по нему пустил красные полоски. Не знаю, как Алексей Толстой, но Буратино остался доволен. И маленькие читатели тоже. Такой образ легче запоминается — он веселее. И потом, полосатый колпачок похож на чулки, которые носили в XIX веке в Италии.

Отсылка к предку Буратино — Пиноккио?

Владимирский: Совершенно верно. Кстати, в детстве у меня «Приключений Буратино» не было — потому что Толстой их еще не написал. Я ведь очень старый. Когда работал на студии «Диафильм», узнал, что Алексей Николаевич сделал кадроплан для диафильма по своей сказке. Я отправился в архивы, все нашел. И нарисовал диафильм: там Буратино уже в полосатом колпачке. А потом пришел к Сергею Образцову в театр и говорю: «Посмотрите на моего героя. У Вас он ужасно некрасивый — со ртом до ушей. А я создал симпатичного Буратино». Тот отвечает: «Неправильно. Весь смысл в том, что вот такой уродец может быть хорошим, добрым». Говорю: «Я хочу, чтобы он сразу нравился детям». Этим мои иллюстрации и отличаются. И еще — у моего Буратино мимика живая. Казалось бы, он деревянный, а я решил, что дети все равно забывают об этом.

Как Вы познакомились с Волковым?

Владимирский: «Приключения Буратино» оказались успешными. Кстати, по сути, это был первый советский комикс: 128 картинок с коротким текстом. И я понял — мне нравится иллюстрировать. Так здорово: сам себе хозяин, только автор рядом, а больше никого. Пошел в библиотеку и попросил что-нибудь интересное. Мне дали маленькую книжку с черно-белыми иллюстрациями — «Волшебник Изумрудного города». Прочел — и стал искать Волкова. По чудесному стечению обстоятельств он оказался моим соседом. Я жил в Малом Гнездниковском переулке, а он рядом — в Большом. Побежал к нему. Вижу — симпатичный такой старикан. Волков мне тоже обрадовался. Сели в такси, поехали в новое издательство «Советская Россия». Нас приняли на ура. Пока я рисовал картинки, Волков дописал еще где-то треть текста. А потом пошли письма... Дети выстраивались в очереди в библиотеках. Одна девочка даже прислала Волкову переписанную от руки книжку. Мы, говорит, с подружками ее сделали, а я картинки перерисовала. У внучки Волкова, Калерии, наверняка она где-то хранится. Мы, конечно, обрадовались — приятно. И Волков предложил: «Слушайте, столько откликов! Давайте работать дальше». Я согласился. Вот так он написал — а я нарисовал продолжение.

buratino

Над какой из книг Волкова было интереснее работать?

Владимирский: Над «Волшебником», конечно. И еще над «Урфином Джюсом». Ведь там совсем новый герой, придуманный Александром Мелентьевичем. Я читал Фрэнка Баума. Надо отдать должное — он большой фантазер. Но Волков интереснее. У него все строится на взаимовыручке: Элли помогает героям, а они — ей. Книжка очень добрая, а это главное для детей.

Вы как-то говорили, что даже злодеев старались изобразить симпатичными, чтобы не пугать юных читателей...

Владимирский: Обязательно. У меня в мастерской для напоминания висел лозунг: «Ха-ха-ха, какой страшный!»

strana oz

А с кого рисовали персонажей?

Владимирский: Например, когда иллюстрировал русские народные сказки, просил позировать жену. А поскольку я ее люблю, то и рисунок с ней — самый любимый.

Вы со Светлclownаной Ковальской, тоже художницей, в этом году отмечаете 30-летие семейной жизни. Если не секрет, как познакомились?

Владимирский: Ко времени нашей встречи у нее умер муж, у меня — жена. Как-то поехал в пансионат на Клязьму. Пришел на танцы. Смотрю: маленькая симпатичная женщина на высоченных каблуках: двигается весело, азартно. Я-то люблю медленные танцы, например танго. Познакомились, неделя прошла увлекательно. И вдруг она пропала. Как Золушка с бала, даже туфельки не оставила на высоком каблучке. Ну, я загрустил: думаю, где же искать буду. Поехал домой. Поднимаюсь в метро по эскалатору — навстречу Светлана. Мы обрадовались, обнялись и больше не расставались.

Были в жизни еще чудесные совпадения?

Владимирский: Да, много. Например, встреча с Чарли Чаплиным. Это случилось под Новый год, 31 декабря 1960-го. Я летел в Австралию и пошел по салону с кинокамерой — хотел снять Индийский океан. Смотрю — знакомый человек: хотя, казалось бы, откуда ему взяться в самолете, следующем из Сингапура в Джакарту? Спрашиваю: кто это? Мне говорят: Чарли Чаплин. Я сказал руководительнице нашей небольшой группы, она договорилась — и мы все подошли к нему. Нам кричали: что вы делаете, самолет перевернете! Я дал Чаплину блокнот, и он нарисовал автопортрет буквально несколькими штрихами: глаза, котелок, усы. С тех пор тоже стал так себя изображать — очки, шевелюра. Научил он меня.

Осенью грядет Ваш юбилей — 95 лет. В чем секрет долголетия?

Владимирский: Хотите анекдот? Приходит репортер к старичку и говорит:

— Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось дожить до таких лет?

— Я не пил, не курил, с женщинами был аккуратен.

А в это время за стенкой — крики, шум, ругань...

Репортер:

— Слушайте, что это такое?

Старичок:

— А, не беспокойтесь, это мой старший брат.

Так вот, я не пью и не курю. Хотя дело, конечно, не в этом. Главное, во-первых, быть оптимистом и никогда не унывать. А во-вторых, чтобы рядом был друг. Это очень важно.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!