ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Переводчица с детского

Изменить размер шрифта

 

«Наша Таня громко плачет...», «Идёт бычок, качается...» — наверное, нет семьи, где не знали бы наизусть эти строчки и бабушки, и внуки. Агния Львовна Барто стала любимым автором для многих поколений детей. 17 февраля 2016 года исполнилось 110 лет со дня её рождения.

В феврале 1906 года в семье ветеринарного врача Льва (Лейба) Николаевича Волова родилась дочь, которой дали имя Гетель. Агнией она стала позже. Семья Воловых была интеллигентной и вполне обеспеченной. Мать Агнии занималась домашним хозяйством. Начальное образование Агния получила дома, отец любил Льва Толстого и учил дочь читать по детским книжкам знаменитого автора.

Девочку отдали в балетную студию, она усердно занималась, но кроме этого ей нравилось писать стихи. Агния, как её подруги-гимназистки, увлекалась Ахматовой и поэтому первые вирши десятилетней поэтессы были полным подражанием своему кумиру.

Для детей

После гимназии Агния поступила в хореографическое училище, дальше закономерно следовала карьера в балете. Она продолжала сочинять стихи «в духе Ахматовой» и на выпускном вечере хореографического училища выступила со своим сочинением под названием «Похоронный марш». Черноглазая стройная девушка читала по музыку Шопена, взволнованно, с пафосом, но реакция слушателей была неожиданной: многие, включая наркома просвещения Луначарского, с трудом сдерживали смех. А позже Луначарский предложил юной балерине попробовать писать что-то весёлое, например, стихи для детей.

Много лет спустя Агния Барто с иронией говорила, что начало её писательской карьеры было довольно оскорбительным: ведь в юности очень обидно, когда тебя, как кажется, не принимают всерьёз.

Не сразу Агния Барто последовала совету Луначарского. Год она танцевала в балетной труппе, затем работала в магазине. Отец болел, мать была домохозяйкой, а пайки давали только работающим. Так Агния стала кормилицей семьи.

В 1925 году восемнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — «Китайчонок Ван Ли».

Барто-Щегляевы

В середине тридцатых Агния Львовна уже стала очень популярной. Слава пришла к ней довольно быстро, но не добавила ей смелости — Агния была очень застенчива. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Она была доброй, неконфликтной и её действительно любили. Но юная поэтесса умела и постоять за себя. Маршак относился к Барто покровительственно и поучал её. Но однажды, доведённая до белого каления его придирками, Барто сказала: «Знаете, Самуил Яковлевич, в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником — не желаю». После этого её отношения с мэтром испортились на много лет.

Карьера детской писательницы не мешала личной жизни Агнии. Первый её брак был очень ранним – с поэтом Павлом Барто. Она родила сына Эдгара (Гарика), но в двадцать девять лет ушла от мужа к мужчине, которого любила до конца жизни. Хотя фамилию Барто поэтесса сохранила. Её мужем стал известный учёный-энергетик, а позже академик Щегляев, и, как его ещё называли, «самый красивый декан СССР».

Во втором браке Агния Львовна родила дочь Татьяну, ей посвящён известный стишок «Наша Таня громко плачет...». Муж-академик был человеком весёлым и не обижался на то, что в некоторых кругах был более известен как муж Барто и папа «той самой Тани».

В доме Щегляевых-Барто часто бывали писатели, музыканты, актёры, учёные. И хотя репрессии тридцатых годов не коснулись Агнии Львовны, она десятки лет помогала семьям репрессированных знакомых: доставала дефицитные лекарства, находила хороших врачей.

Она близко дружила с Фаиной Раневской и Риной Зелёной и в 1940 году, перед самой войной, написала сценарий комедии «Подкидыш».

Большую часть войны Агния Барто провела с мужем в эвакуации на Урале, в Свердловске. Агнии Барто было необходимо общаться с детьми – ведь именно у них она черпала сюжеты для свих стихов, а свердловские подростки работали на оборонных заводах. Чтобы сойтись с местными детьми поближе, Барто получила профессию токаря второго разряда. Кроме этого Агния Львовна ездила по детдомам, школам и госпиталям: читала стихи, ставила с детьми спектакли, сочиняла листовки.

Найти человека

В столицу Барто вернулась в 44-м. Все с нетерпением ждали окончания войны. 4 мая 1945 года сын Агнии Львовны Гарик вернулся домой раньше обычного и решил прокатиться на велосипеде. Казалось, ничего плохого не могло случиться с восемнадцатилетним юношей в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик ударился головой о бордюр и умер мгновенно.

Агния Львовна, погружённая в своё горе, не ела, не спала и не разговаривала. В День Победы Агния Барто не выходила из дома, великий праздник прошёл мимо неё.

Со временем писательнице пришлось взять себя в руки: у неё была дочь, муж, её читатели. А потом появилось ещё одно дело: соединение разрушенных войной семей.

В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Поэму Агния Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. А после выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с её дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет. В 1965 году радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Ищу человека», основанную на воспоминаниях маленьких потеряшек.

«Ребёнок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках?». Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу семей. Это работа полностью захватила Агнию Львовну и частично вернула душевный покой.

В её собственной жизни всё складывалось благополучно: муж продвигался по карьерной лестнице, дочь Татьяна вышла замуж и родила внуков. О них и для них Барто тоже сочиняла стихи.

Но, не смотря на это, у писательницы появился панический страх за близких. Ей всегда казалось, что случится что-то страшное. Поэтому все близкие обязательно звонили Агнии Львовне по нескольку раз в день и сообщали, что всё хорошо.

Барто по-прежнему много ездила по всему миру, побывала даже в США. Её считали одним из самых дипломатичных и добрых писателей своего времени. Агния Львовна была «лицом» любой делегации: она умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала.

«Я вас люблю...»

В 1970-м умер её муж, Андрей Владимирович. Последние несколько месяцев он провёл в больнице, Агния Львовна оставалась с ним.

Она пережила мужа на одиннадцать лет. Всё это время не переставала работать: написала две книги воспоминаний, более сотни стихов.

Её не стало 1 апреля 1981 года.

Творческая судьба Агнии Львовны сложилась очень счастливо и удачно: она никогда не конфликтовала с властями и была любима читателями. «Я вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда вы порвались – я вас склеила», – такие детские письма приходили к ней. Агния Львовна всегда говорила, что главными её учителями были дети. Она слушала детскую речь везде, где могла – сидела на детских площадках, в классах. А потом рождались такие живые стихи. «Переводчица с детского» – так называла сама себя Агния Барто.

  • Расскажите об этом своим друзьям!