НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Космический Прокофьев

29 Декабря 2015 г.

prokofev sergey

На заседании попечительского совета Мариинского театра в Кремле Владимир Путин предложил посвятить 2016 год Сергею Прокофьеву. Президент поручил Министерству культуры провести торжества на государственном уровне, отметив, что творчество и масштаб личности Прокофьева сейчас не получают заслуженного внимания. Грядущее 125-летие должно заполнить образовавшийся пробел.

01«Культура» побеседовала с художественным руководителем и главным дирижером Госкапеллы России Валерием Полянским — активным пропагандистом творчества Прокофьева. В репертуаре маэстро многие сочинения композитора, а в послужном списке — немало прокофьевских записей. Последнее десятилетие отмечено двумя яркими премьерами: операми «Война и мир» и «Семен Котко».

Полянский: Прокофьев — величайший русский композитор XX столетия, и вряд ли кто-либо другой может сравниться с ним по творческому многообразию. Для него не существовало жанровых границ: балеты, оперы, симфонии, оратории, концерты, романсы, песни — многосторонность удивительная. Его талант настолько универсален, что охватывал все сферы чувств, от героического эпоса до нежнейшей лирики. Именно Прокофьев сыграл огромную роль в развитии русской и советской композиторской школы.

культура: Прокофьева называли новатором музыкального языка. В чем проявлялось это новаторство?

Полянский: В совершенно необычном мелодизме — широком, динамичном, пластичном, красочном. При этом без всякой абстрактности, произведения его наполнены эмоциями — богатыми и сочными. Мир Прокофьева — что-то запредельное, космическое. Каждой мелодии, каждому образу, каждому эпизоду он находил созвучия оркестровых красок. С только ему присущим блистательным владением оркестром как инструментом. Прокофьеву трудно подражать, его невозможно копировать.

культура: Как зародилась Ваша любовь к Прокофьеву?

Полянский: Она перешла от моих учителей Бориса Куликова и Геннадия Рождественского. До сих пор бережно храню пластинки с записью прокофьевских симфоний в исполнении БСО под управлением Геннадия Николаевича — его подарок. Практическое прикосновение к музыке Прокофьева началось с Первой и Пятой симфоний, с Третьего фортепианного концерта. Посчастливилось дирижировать этими произведениями на прокофьевских фестивалях в советские времена.

культура: Не было в Вашей творческой жизни такого сезона, что прошел без Прокофьева. И все-таки «Иван Грозный» — история особенная. Вы записали всю музыку к кинофильму как монументальную ораторию.

Полянский: Картину видел много раз, с детских лет обожал ее, восторгался Николаем Черкасовым в заглавной роли. Видеоряд, сама история, слова, диалоги были главным в восприятии. Музыка звучала не первым планом. Когда удалось собрать, расшифровать весь мелодический ряд, восстановить порядок номеров, то произведение сложилось в масштабную ораторию. В «Иване Грозном» композитор соединил православную русскую музыку с собственной. Казалось бы, несопоставимые пласты, но чередование оказалось равнозначным, и произведение выстроилось целостно — и по музыкальной форме, и по смыслу. Словно герои раскрыли свои страдания, распахнули души.

В наших планах, еще до объявления Года Прокофьева, значилось исполнение «Ивана Грозного». Надеюсь, удастся, ведь повод двойной: год композитора совпадает с Годом кино. Правда, прокофьевская музыка трудна — и не только для исполнителей, но и для восприятия непросвещенного слушателя.

02культура: Однако Вы немало и с удовольствием ездите по малым городам и даже решились на эксперимент в Торжке, когда исполнили оперу «Война и мир» под открытым небом. Как приняла аудитория сложный язык Прокофьева?

Полянский: Торжок для меня — сказка, хотя долго ассоциировался только с «пушкинскими» пожарскими котлетами. Попали туда случайно. Представляете, горожане впервые увидели симфонический оркестр и услышали живое звучание. Это XXI век! Страшная несправедливость. На одном из концертов случилось ЧП — на целый час погас свет, но ни один человек из зала не ушел. Люди так внимательно слушали, что я решился на эксперимент: на косогоре в костюмах исполнить «Войну и мир», практически без купюр. Поставили ряды, сцена получилась красивой, «украшенная» фасадом сталинского дворца культуры с колоннами. Публика слушала с большим удовольствием. Картины толстовско-прокофьевского Русского мира разворачивались на фоне нескольких церквей и удивительной природы — впечатление незабываемое. Быть может, я не прав, но опыт показывает: чем дальше от столицы, тем у людей больше пытливого интереса и жажды к серьезной музыке.

культура: Не только эпическую «Войну и мир» — Вы исполнили еще и подзабытую нынче прокофьевскую оперу «Семен Котко».

Полянский: Я застал спектакль «Семен Котко» Бориса Покровского в Большом театре, где работал в молодые годы. Сильнейшее впечатление произвели и сама музыка, и постановка, и певцы. Постановка казалась недосягаемой вершиной.

культура: Драматические события на Украине в 1918 году оказались актуальными, да и Прокофьев родом из Донецкой области...

Полянский: Работая над оперой, я понимал ситуацию, когда рушится жизнь небольшого села. Солдат, вернувшийся с фронта домой, попал в пекло новой бойни. Революция, Гражданская война, немецкая интервенция, но в музыке нет никакой политизации, она искренна. Типажи, выведенные Прокофьевым, — оригинальные, откровенные, запоминающиеся. В Большом театре артисты рассказывали, как тяжело учили музыку, а потом разговаривали друг с другом цитатами из этой оперы. То же самое случилось и у нас — поначалу трудно давалось, а со временем материал стал родным, и мы заговорили музыкальными фразами. В этом и заключается талант композитора.

культура: Есть ли у Прокофьева произведения, которые сейчас устарели, потеряли актуальность?

Полянский: Прокофьевская музыка словно приподнимает исторические события, делает их вечными и бессмертными. Например, кантаты «Здравица», посвященная Сталину, «К 20-летию Октября», оратория «На страже мира». Темы и сюжеты, ставшие основой, многократно пересмотрены, а музыка столь самобытна, что остается востребованной. «Песни наших дней» — изумительно современное сочинение, как и «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным».

03
С.С.Прокофьев и С.М Эзейнштейн во время работы над музыкой к фильму "Иван Грозный"

культура: Для композитора годы Великой Отечественной оказались плодотворными. Военные мотивы в его произведениях для Вас важны?

Полянский: Я играл прокофьевскую сюиту «1941 год» с ее наэлектризованностью, ощущениями битвы, стресса, горя, трагедии — все есть в этой музыке. В торжественности Пятой симфонии, посвященной Победе, прорывается страшная боль потерь. В «Войне и мире», несмотря на то, что речь идет о другом времени, передано особое величие души русских солдат, их любовь к Отечеству. Прокофьев и создавал свою оперу-эпопею на сюжет Толстого во время Великой Отечественной. О фронтовой атмосфере, братстве, внутреннем благородстве бойцов я знаю по рассказам воевавшего отца. Они для меня перекликаются с великой военной эпохой Прокофьева.

04
С.Прокофьев и М. Ростропович. Москва,1952

культура: Год Чайковского сменился Годом Прокофьева. Ваше отношение к подобным акциям?

Полянский: Отношусь, конечно, положительно. Беспокоит то, что концертные организации ориентируются в основном на кассовые сборы. Не лишним в данном контексте оказались бы помощь в организации, финансирование от Минкульта. Такие работы, как «Война и мир» или «Семен Котко», требуют немалых вложений. А где их взять?

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!