НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Александр Печерский — человек, поднявший на восстание Собибор

22 Февраля 2019 г.

22 февраля 1909 года родился Александр Печерский, организатор восстания в лагере смерти Собибор. В побеге из лагеря приняли участие больше 400 человек из примерно 550, находившихся там. Выжить из них удалось совсем немногим...

2202 pecherskii

Строки биографии

Александр Аронович Пече́рский (1909—1990) родился в еврейской семье в Кременчуге на Полтавщине. Его отец был адвокатом. В 1915 году семья переехала в Ростов-на-Дону, где Александр окончил семилетку и музыкальную школу. Получив аттестат, устроился электриком на паровозоремонтный завод. Окончил Ростовский университет. Незадолго до начала войны руководил театральными и музыкальными кружками художественной самодеятельности.

В первый день войны 32-летнего Печерского как действующего командира (младшего лейтенанта) призвали в армию. В сентябре 1941 года он был аттестован на фронте как техник-интендант второго ранга, что соответствовало званию лейтенанта; служил в штабе 596-го артиллерийского полка 19-й армии.

В октябре 1941 года был ранен в окружении под Вязьмой, попал в плен, где переболел сыпным тифом, сумев это скрыть (больных пленных расстреливали).

В мае 1942 года с четырьмя другими заключенными пытался бежать, беглецов поймали и отправили в штрафной лагерь в Минск. Там выяснилось, что Печерский — еврей, и его с другими военнопленными той же национальности отвезли в «лесной лагерь» под Минском, где бросили в переполненный «еврейский подвал».

«Лишь на пятый-шестой день, когда бо́льшая часть загнанных сюда людей погибла и трупы были вынесены из подвала, можно было прилечь на пару часов, и то только на боку. Мы валялись на голой сырой земле. Мы не могли отличить дня от ночи, потеряли счет времени», — вспоминал Печерский.

Спустя десять дней в этом подвале, в августе 1942 года его отправили в «рабочий лагерь» СС, в котором находились около 500 человек из Минского гетто, а также евреи-военнопленные.

Спустя месяц Печерского вместе с другими отправили в построенный в Польше лагерь смерти Собибор. Там 14 октября 1943 года он организовал восстание заключенных.

Узники лагеря смогли ликвидировать 12 эсэсовцев и 38 охранников-украинцев и вырваться на свободу. Большинство из тех, кто бежал, и все, кто остался, погибли.

Из примерно 550 заключенных рабочего лагеря не участвовали в побеге 130 человек. Около бежавших 80 узников умерли сразу (многие подорвались на минном поле у лагеря), еще 170 человек были пойманы и убиты в ходе развернутой немцами поисковой операции.

Спустя неделю после побега Печерский с несколькими бывшими советскими военнопленными вступил в партизанский отряд имени Щорса, где был подрывником до освобождения Белоруссии от фашистов. Его отряд пустил под откос два немецких эшелона.

После соединения с отрядами красноармейцев Печерского арестовали и отправили в штрафбат — штурмовой стрелковый батальон в составе 1-го Прибалтийского фронта. 20 августа 1944 года при наступлении на город Бауцк он был ранен осколком в бедро. По одним данным, после боя он был реабилитирован как «искупивший вину кровью». По другим, в его деле разобрались до этого, и ранение он получил уже как полноправный боец.

После ранения четыре месяца провел в госпиталях и был демобилизован в звании капитана.

С окончанием войны Печерский работал администратором в Театре музыкальной комедии Ростова-на-Дону. В 1945 году написал книгу «Восстание в Собибуровском лагере», отпечатанную небольшим тиражом.

В 1948 году в ходе «борьбы с космополитизмом» Печерский потерял работу. После этого вплоть до смерти Сталина в 1953 году никуда не мог устроиться. В то время он научился вышивать и продавал свои изделия на рынке.

Затем Печерского взяли на машиностроительный завод Ростсельмаш, где он был рабочим, затем бригадиром. В 1962 году он выступил свидетелем обвинения на процессе одиннадцати охранников лагеря Собибор (суды над бывшими охранниками проходили в 1962—1965 годах в Киеве и Краснодаре).

Александр Печерский умер 19 января 1990 года на 81-м году жизни.

Подвиг, о котором мало кто знал

Александр Печерский стал организатором единственного успешного восстания в немецких лагерях смерти. В побеге из Собибора приняли участие больше 400 человек из примерно 550, находившихся в трудовом лагере. Выжить из них удалось совсем немногим: около 250 погибли при побеге или были вскоре пойманы и казнены. До освобождения Польши от фашистов еще около 90 бывших узников Собибора были выданы немцам местными жителями или убиты коллаборационистами. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания.

В Советском Союзе подвиг Печерского не был широко известен: советская пропаганда не выделяла отдельно тему холокоста, делая упор на то, что гитлеровцы истребляли граждан всех национальностей.

После войны Печерский вел тихую, неприметную жизнь. Лев Симкин, написавший о нем книгу «Полтора часа возмездия», рассказывал: «Он был самый обыкновенный, типичный советский человек, очень далекий от соображений национальной самоидентификации. Евреем его быть заставляли — сначала немцы, а потом обстановка послевоенного антисемитизма в СССР. Но мысль об эмиграции Печерскому даже в голову не приходила. Хотя жена, Ольга Ивановна, говорила ему: давай уедем, там ты будешь герой, там ты сможешь все рассказать. Но он считал, что здесь его родина и рассказать о Собиборе он должен здесь.

— Окружающие знали про его биографию?

— Близкие, конечно, знали. Остальные — нет. Уже когда вышла книжка, мне позвонил знаменитый юрист Михаил Матвеевич Бабаев и попросил экземпляр. Оказывается, они были знакомы. После войны Бабаев работал в Ростове-на-Дону председателем районного суда, а Печерский был у него народным заседателем. Я спросил у Бабаева, как вел себя Печерский на процессах. Как все, говорит, обычный "кивала". Про прошлое его никто ничего не знал — так, заурядный человек, рабочий. Но что-то, сказал Бабаев, в нем чувствовалось очень нерядовое, очень значительное».

Из воспоминаний

— О лагере Собибор: «Борух был старый лагерник, один из немногих, кто находился здесь уже в течение года. Его работа заключалась в сортировке вещей, снятых с убитых. Он много знал, и от него нам стало известно, куда исчезают наши товарищи и как это делается.

Простыми словами, как будто речь идет об обыденных вещах, он рассказывал, и мы, только что прибывшие сюда, но уже достаточно пережившие, слушали его с содроганием.

...В первом лагере, куда нас отсортировали, расположены мастерские: сапожные, портняжные, столярные. Здесь же находятся два дома для немецких офицеров.

Как только вас отделили и привели сюда, остальных увели во второй лагерь. Вам повезло. Обычно туда направляют всех прибывших, никого не оставляют.

Из первого лагеря имеется проход во второй лагерь, куда гонят основную массу прибывших лагерников. Там им приказывают положить привезенные с собою узлы и раздеться, чтобы идти в "баню". У женщин отрезают волосы. Все делается тихо и быстро. Потом происходит сортировка и упаковка их вещей.

А людей отправляют в третий лагерь, в так называемую "небесную дорогу". В третьем лагере истребили уже около полумиллиона евреев.

Женщины идут вместе с детьми в одних нижних рубахах. За ними, на расстоянии ста шагов, под усиленной охраной, идут совершенно голые мужчины. Вот там, недалеко от места, откуда виден дым, и находится "баня".

Там имеются два здания: одно для женщин и детей, второе — для мужчин. Внутреннее устройство этих помещений я сам не видел, но рассказывали, кто знает. На первый взгляд, там устроено все так, как положено быть в бане: краны для горячей и холодной воды, бочки для мытья... Как только люди входят в "баню", за ними немедленно запирают двери и сверху начинают спускаться густые, темные клубы дыма. Раздаются душераздирающие крики. Но продолжается это недолго. Вскоре крики переходят в клокотание, хрип, люди, задыхаясь, корчатся в предсмертных судорогах. Матери собственным телом пытаются прикрыть детей. "Банщик" следит через маленькое окошечко в потолке за ходом "процедуры". Пятнадцать минут — и все кончено. Тогда открывается пол, и мертвые тела вываливаются в вагонетки, заранее подготовленные в подвальном помещении "бани". Нагруженные вагонетки выкатывают из подвала. Все делается быстро и организованно, по последнему слову немецкой техники. Тела складывают в определенном порядке, обливают горючей жидкостью и поджигают».

О девушке, встреченной в лагере (там же): «Люка вынула из-за пазухи мужскую верхнюю рубаху и дала мне.

— Зачем это? — спросил я.

— Надень.

— Я ведь в рубахе.

— Надень.

— Зачем?

— Саша, прошу тебя, надень. Она принесет тебе счастье.

— Люка, любимая, не надо, это суеверие. Да и некогда мне.

— Нет, ты наденешь! Ты должен! — заупрямилась она и стала стягивать с меня пиджак.

— Если не хочешь сделать это ради меня, то сделай это ради своей дочери. Ты говоришь, что она тебе дороже всего на свете, так сделай это ради нее. В этой рубахе ты пройдешь через все опасности. А если ты пройдешь, то и мы будем жить.

Я быстро надел рубаху и положил конец разговору. Улыбкой радости засияло лицо девушки. Она меня поцеловала в губы и поспешно выбежала из барака.

Французский еврей, работавший вместе со мной и наблюдавший эту сцену, подошел ко мне и серьезно сказал:

— Не смейся над рубахой. Это счастье. Люка принесла тебе счастье».

Эту рубашку Печерский сохранил и после войны.

Polit.ru

Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории

...И много других публикаций на эту тему

  • Расскажите об этом своим друзьям!