НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Эпоха Жилкиной

13 Апреля 2024 г.

Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.

Эпоха Жилиной

В годы Великой Отечественной войны работала в иркутских «Окнах ТАСС», выступала со стихами в школах, сельсоветах, госпиталях. В 70-­х избиралась депутатом районного и городского советов. Последние годы жила в Москве. Первые произведения были опубликованы в сборнике, изданном Иркутским литературно-художественным объединением в 1925 г. Первый сборник стихов «Верность» вышел в Улан-Удэ в 1943 г. Сотрудничала в журналах «Сибирские огни», «Будущая Сибирь», альманахах «Переплав», «Стремительные годы», газетах «Восточно-Сибирская правда», «Советская молодёжь» и других.

Мне, как литературному редактору, часто приходится знакомиться с будущими книгами до их публикации. Но этот случай особый, поскольку довелось прочитать уже подготовленную музеем истории Иркутска к изданию «летопись судьбы» Елены Викторовны Жилкиной под названием «Созвездия лет».

Структура книги, выстроенная на воспоминаниях, письмах, статьях, рецензиях и интервью, то есть на документальной основе, носит хронологический характер, начиная с 20­х годов 20­го века, когда в Иркутске активно действовало литературно-художественное объединение (ИЛХО), пришедшее на смену «Барке поэтов».

Известно оно, прежде всего, тем что «из его недр» вышли ставшие знаменитыми поэты Иосиф Уткин, Михаил Скуратов и Джек Алтаузен. К тому времени, когда в ИЛХО появилась Елена Жилкина, его основные лидеры уже отправились «покорять» столицу, но их творческие порывы успешно подхватила начинающая молодёжь. В 1925 году вышел коллективный сборник ИЛХО «Стихи», отметив вхождение в литературу А. Балина, Е. Жилкиной, И. Молчанова, В. Непомнящих, Н. Хребтовского и др.

Именно с истории ИЛХО в изложении Бориса Жеребцова, Михаила Скуратова и Василия Трушкина начинается книга «Созвездия лет», вводя читателя в атмосферу тех лет. Отмечен этот период и в воспоминаниях Е. Жилкиной: «Иркутск – мой родной город и, естественно, что в памяти живут и поныне мои друзья тех далёких лет – одарённые люди, по призванию вошедшие в советскую литературу в начале тридцатых годов».

А вот как она писала о В. Непомнящих: «Мой однокурсник по университету, связанный со мной постоянной любовью к стихам. Колоритный внешне, коренастый крепыш-сибиряк, он обладал необычно тонкой душой и умением дружить... На глазах вырастал Василий в настоящего поэта, накопившего за короткое время немало прекрасных поэтических строк... Он и был живым и ярким представителем сибирской деревни первых лет революции, а не только писал о ней. Так формировались и наши взгляды на жизнь и своё будущее, а родниковой чистотой и свежестью строчек поэта мы дышали, как дышат люди разряженным воздухом».

С большой теплотой вспоминала Елена Жилкина и других своих «однополчан», ряд которых постигла трагическая судьба в годы репрессий, с особым уважением отметив Исаака Гольдберга: «Тогда для нас, только начинающих свою литературную дорогу, он был образцом поведения. Это, пожалуй, была настоящая школа воспитания, где в каждом воспитывался вкус к общественной деятельности, причём, совершенно бескорыстной, построенной на одном энтузиазме... А уж участие в жизни каждого из нас, конечно же, перерастало, так называемые, «литературные рамки»... Помню, в минуты душевных смятений, – а ими богата молодость! – мы шли к нему домой, двери которого всегда были открыты для нас. Он был прост, чужда была ему и тень зазнайства и высокомерия – держался без амбиций, как равный с равными, – вот в чём была жизненная мудрость этого уже созревшего и признанного мастера художественного слова».

И далее: «Зимой тридцать пятого года в Иркутске собрались делегации Читы, Бурятии и Красноярска на первую писательскую конференцию. Всех нас, делегатов этой конференции, объединяла мысль, точно сформулированная незадолго до этого события писателем Исааком Гольдбергом, делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей СССР, в „Заметках делегата“, опубликованных в журнале „Будущая Сибирь“: „Переделывать мир словом – вот глубокая и основная задача, которую ставит перед собой советская литература. Переделывать словом мир – вот идеал художественного творчества, к которому стремится советский писатель“.

Позднее я старалась в меру своих сил передать эти уроки доброты и человечности своим питомцам, для кого литература была не игрой, не средством к существованию, а душевной и жизненной необходимостью».

Такими они и были – поэты и прозаики созидательных предвоенных лет.

* * *

В годы войны вышла первая, «маленькая, на жёлтой шершавой бумаге», книжка стихов Елены Жилкиной «Верность», названная по одноимённому стихотворению (приведу только первые три строфы):

Когда тебя послали в бой,

– Прощай, – сказал мне, уходя.

Но где б ты ни был, дорогой,

Я буду около тебя.

Ты потеряешь счёт шагам.

В июльский полдень зной жесток.

Тогда к твоим сухим губам

Я поднесу воды глоток.

В землянку мёрзлую войдя,

Как в жизнь твою – подругой вновь,

Тебе согрею сердце я

Теплом полузабытых слов...

Кроме того, её стихи, обращённые к воинам, публиковались в газетах и порой получали вот такие отклики:

«19/XI 1942 года.

Уважаемая тов. Жилкина!

На днях я и все наши фронтовики читали в армейской газете Ваше стихотворение, посвящённое нам. Очень понравилось, в особенности последние слова:

Пускай трудна дорога боевая,

И дней суровых много впереди,

Я на прощанье, крепко обнимая,

Скажу тебе: иди!

Хотелось бы получить ещё подобное этому. И я даю слово, что пошлю по получении от Вас, также стихотворение, посвящённое Вам. Отпишите, как Вы работаете, и для меня и моих товарищей будет одним из лучших Ваших подарков.

Надеюсь, что ответите...

Матвеев Николай Александрович».

* * *

Через год после войны Елену Жилкину настигла трудно объяснимая опала.

Татьяна Жилкина (дочь): «После недоброй памяти ждановского постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» в августе сорок шестого года, когда маму заклеймили как „сибирскую Ахматову“ и перестали печатать, она осталась без работы, а мы с ней ещё и без жилья. В приютившей нас „халупе“, но с большой русской печкой на берегу Набережной Ангары, мы нашли „крышу над головой“. „Халупа“, как я помню, закрывалась согнутым большим гвоздём вместо ключа. Дверь её ничем не отличалась от сарайной на первом этаже в деревянном полуразрушенном двухэтажном доме, напоминающем горьковское „Дно“… Редкие уроки по литературе и русскому языку, что давала моя мама ранним зимним утром на иркутской обувной фабрике рабочим перед началом смены, не спасали нас. Мы голодали… И тогда она принимает, как оказалось, единственно верное решение. Оставив меня с бабушкой, которая последний год ещё была жива, она летом сорок седьмого года уезжает с геологической экспедицией в Восточные Саяны, чтобы работать там на промывке камней или, так называемым, коллектором».

Далее в книге публикуются главы «Саянских записей» по впечатлениям этой экспедиции, по прочтении которых хочется сказать: жаль, что Елена Викторовна не отдала дань ещё и художественной прозе.

В 50–60­е годы начались творческие поездки литераторов на «стройки века». Участвовала в них и Елена Жилкина.

В «Созвездиях лет» приводится её рассказ о себе во время выступления перед строителями Братска:

«Я принадлежу к старшему поколению иркутских поэтов. Сибирь – моя родина, с которой связана вся жизнь. Мне кажется, что нет ничего лучше на свете, чем Сибирь и сибиряки. Отсюда понятно, как горжусь я всеми её преобразованиями и достижениями, известными сейчас всему миру. На мой взгляд, патриотизм не может быть беспредметным: чувство любви к родным местам должно выражаться в желании сделать что-то полезное, нужное для дорогих мест. В своей жизни я написала несколько книг и в каждой отводила страницы для воспевания того, что мне дорого на моей земле...

Затем работа корреспондентом в молодёжной газете, поездки по родному краю и встречи с людьми помогли пристальней взглянуть на окружающую жизнь и отразить всё это в поэзии. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю этих людей, согревающих по-настоящему сердце».

* * *

Способны согревать сердце и многочисленные высказывания о Елене Жилкиной её друзей, собранные в книге.

Марк Сергеев: «Дружеская любовь и привязанность к Елене Жилкиной со стороны тех, кто некогда делал и делает сейчас первые шаги в литературе, – тема особого разговора. Невозможно не упомянуть, что вот уже несколько десятилетий Елена Викторовна занимается труднейшей работой, которую принято у нас называть «воспитанием подрастающей смены». Среди иркутских литераторов немного отыщется таких, которые не считали бы себя её учениками... Её уроки – это не только и не столько школа мастерства, но прежде всего пример трудолюбия, честности, несуетности, бескорыстия. Александр Вампилов сделал когда-то на своей книге „Старший сын“, подаренной Елене Жилкиной, такую надпись: „Елене Викторовне, из рукава которой мы все вылетели, – с благодарностью“. В этих полушутливых словах – дань глубокой признательности и любви».

Завершу обзор словами Анатолия Кобенкова: «Елена Викторовна на небе – там, где была почаще, нежели на земле.

Я понял это сегодня, сообразив, что в течение всего века, почти сто лет, она была среди нас лишь затем, чтобы заглушить своим щебетом нашу жестокость, наши глупости, нашу мелочность.

Хорошо, что щебет этот остался в её книгах, в воздухе нашего города, нашего времени, уходящего века.

Грустно думать о том, что многие громкие голоса погасли – уже не слышны, хорошо удивляться тому, что безрассудный щебет „иркутской ахметовки“ всё слышнее и слышнее...»

Есть в «Созведиях лет» и страницы, связанные с личной жизнью Елены Викторовны Жилкиной, приводятся письма мужчин к ней, но цитировать здесь любовные излияния я считаю излишним.

Всё выше сказанное лишь малая часть того, что я почерпнул из подготовленной музеем истории Иркутска книги о Елене Жилкиной. Хочется надеяться, что эта работа найдёт достойное финансирование, достаточное для того, чтобы издание имело ещё и достойный полиграфический вид. И ещё одно пожелание. Пусть эта книга положит начало серии, так же разносторонне раскрывающей «летопись» творческих судеб других наших земляков.

  • Расскажите об этом своим друзьям!