НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Зачем отказываться от гуманитариев

28 Сентября 2015 г.

chemistry

Сообщение о том, что японские университеты откажутся от гуманитарных дисциплин, взволновало отечественные социальные сети, и понятно почему. Наше образованное сообщество давно состоит из двух тайных и непримиримых партий: технарей и гуманитариев. При этом партийный состав понимается расширительно: к технарям относятся не только инженеры и программисты, но также представители точных и естественных наук, а к гуманитариям — все те, кто не попал в категорию технарей. И дело здесь не только в самоопределении — сталкиваются принципы и нормы, цели и ценности, художественные вкусы и стили жизни. Наш интеллигент отождествляет себя либо с высокой миссией научно-технической революции, либо с высокой миссией исправления человека и общества. Первые любили в школе математику и теперь питаются центробежной энергией экспансии внешних форм. Вторые с куда большим удовольствием писали сочинения по литературе, и нынче их ведет центростремительная сила погружения в человеческую бездну. Сегодня антикварный конфликт физиков и лириков воспроизвелся в обновленной глобальной версии.

Если присмотреться внимательнее, то окажется, что в современном технологичном мире никакого конфликта как раз нет. Напротив, есть взаимное проникновение и синергия технического и гуманитарного принципов. Возьмем, к примеру, нынешних технократов — вся их деятельность заточена под то, чтобы удовлетворить человеческие, слишком человеческие запросы. Поэтому они тотально психологичны: рынок информационных технологий, телекома, медиакоммуникаций, интернета, гаджетов, 3D, виртуальной реальности и искусственного интеллекта — все это невозможно без тщательнейшего изучения человеческих реакций, без детально прописанных маркетинговых стратегий. Про другое флагманское научное направление — биотехнологии — можно и не говорить: генная инженерия, фармакология, трансплантация, протезирование, разработки в области неограниченного продления жизни — это, вообще-то, сфера отныне весьма гуманитарная. Или возьмем нечто предельно далекое от гуманитаристики — теоретическую физику. Разбираясь с проблемами микромира и происхождения вселенной, физики превращаются в абсолютных гуманитариев. Они заимствуют не просто гуманитарный стиль — чистую художественность с ее метафорами. Черные дыры, кротовые норы, темная материя, темная энергия, струны — прямо-таки поэтический лексикон. Да, еще, конечно же, Большой взрыв — он обязательно пишется с прописной буквы, как Бог и Родина, это понятие сакрализовано, вполне в духе церковной традиции.

С другой стороны, классические гуманитарные дисциплины становятся почти неотличимы от технических. Учебники и исследования по экономике, социологии и психологии наполнены не размышлениями и медитациями, а формулами, схемами, диаграммами, таблицами и прочей инфографикой. Все предельно рационализовано, формализовано, систематизировано и классифицировано. Структурализм и постструктурализм доминируют в филологии, философии и историографии: не нравятся структуры, займись системным анализом и знаковыми системами. Или психоанализом, или шизо-анализом, или дискурс-анализом, или каким-нибудь еще мета-онто-транс-анализом. Сложность «слишком человеческого» в гуманитарных науках сегодня сводится к построению строгих и стройных логических конструкций, таких понятных точно-научному уму и таких далеких от подлинного хаоса человеческой природы. Сам термин «хай-хьюм», появившийся по аналогии с хай-теком и обозначивший высокие технологии управления массовым сознанием и коллективным бессознательным, показывает глубоко технократическую природу нынешних гуманитарных изысканий.

Однако вернемся к японцам. Они, конечно, сугубые прагматики и понимают, что дух, он, конечно, веет, где хочет, но надо-таки развивать реальный сектор, материальное производство, чей продукт не виртуален, а нагляден, ощутим и хорошо тиражируем. Именно индустриальный инженерный подъем сделал Японию в свое время одной из ведущих экономик мира. Гуманитарное же производство глобальных смыслов и лекал, образов и образцов — то есть тех самых нематериальных активов, которые по идее и должны составлять фундамент постиндустриального общества, сегодня монопольно принадлежит вполне определенному государству и континенту, и соревноваться с ним в этом бессмысленно. Да и не подпустят они никого к этому жреческому производству — во всяком случае, до поры до времени.

Наше возлюбленное отечество далеко от этих сложностей. Тот кризис науки и образования, который мы сегодня наблюдаем, заставляет нас думать, скорее, о сохранении, удержании, сбережении того немногого, что еще живет и дышит. И в этом смысле есть повод для сдержанного оптимизма: все-таки, научная школа колоссальная, традиция — одна из сильнейших в мире, как в технической, так и в гуманитарной сфере. Живы еще хранители научного наследия, их мало, и они быстро уходят, но пока все же есть. Страсть к познанию, изобретению и одухотворению в нашем народе как будто неистребима, но так же есть и старинная традиция убивать эти прекрасные качества на корню.

Если же говорить совсем всерьез — «начерно, шепотом» — при всей внешней абсурдности что-то осмысленное в идее отказа от гуманитарного образования все же есть. Слишком дискредитировало оно себя за последнее время, слишком для многих стало маскировкой и оправданием отсутствия каких-либо вменяемых знаний и умений. Слишком комфортно и соблазнительно ничего не делать, занимаясь вместо активной творческой и интеллектуальной работы пустым схематичным начетничеством, тем более когда результат подобных трудов размыт и неочевиден. Возможно, знанию о человеке время от времени нужно отдыхать и очищаться от наносного и поверхностного. А тем временем сам разговор о физиках и лириках надо переформулировать. Физики и метафизики — так как-то солиднее. Аристотелю бы понравилось.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!