НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Tygodnik Powszechny - о жизни российского офисного планктона

14 Декабря 2015 г.

Фильм «Пионеры-герои» — это картина о взрослых, чье детство закончилось вместе с крушением СССР. В нем мало подведения итогов и много ностальгии.

Тот, кто выращивал в банке пушистую плесень, рассказывал на утренниках стихи про советского вождя революции, тот, чью фантазию возбуждали легенды о черной «Волге», может воспринять фильм Натальи Кудряшовой как сентиментальное путешествие. Родившаяся в 1978 году режиссер из России подходит к своему дебюту именно так. Перемещаясь между закатом СССР и современностью, между детством и зрелостью, она создает очередную версию личной истории из цикла «как сложилась судьба одноклассников».

Этот фильм мог бы стать важным рассказом о поколении сегодняшних (не только российских) 30-40-летних. Собственно, все, что можно сказать о «Пионерах-героях» следует пропустить через сослагательное наклонение. История трех школьных друзей из Нижнего Новгорода, которые, повзрослев, делают карьеру в Москве, могла бы стать фильмом подведения итогов. Прежние пионеры, мечтавшие о том, чтобы изменить мир к лучшему, превратились в безыдейный, слишком рано перегоревший «офисный планктон», который лечит свою фрустрацию при помощи алкоголя и психотерапии. Катя, Андрей и Ольга (которую играет режиссер) — это классические сироты коммунизма. У них есть престижная работа на службе новой системе, но в душе они грустят о пионерской форме. Режиссер заставляет их постоянно возвращаться в прежние времена, а великолепные ретроспекции, переносящие зрителя в 1987 год, становятся главной движущей силой фильма. Терзания маленькой Кати, которая решила донести в милицию на дядю, гонящего самогон, или комичные приключения Ольги и Андрея, охотящихся за империалистическими «шпионами», выглядят более живыми, чем сцены из современности, и затмевают их. Их слабость, так же как и вялость самих героев, призвана подчеркнуть распространенное мнение, что при коммунизме жить было лучше, проще, а сама жизнь, на удивление, была более цветной. Как в ранних лентах Эмира Кустурицы, которые смягчают жестокую реальность фильтром детства.

«Пионеры-герои» могли также стать фильмом о геройстве, которое требует переосмысления в новых политических реалиях. Однако примеры гражданского «героизма» выглядят довольно механическими и плоскими: кто-то спасает тонущего, кто-то, рискуя жизнью, бросается на помощь ребенку во время теракта... Неужели российская действительность предлагает только такие экстремальные и редкие случаи, чтобы проявить героизм и отвагу? Возможно, режиссер выбирает эти ситуации сознательно, чтобы показать, что прежние пионеры настолько сильно пропитаны идей героического, что даже сейчас продолжают мечтать о зрелищных поступках и не замечают будничной плоскости геройства: в отношениях с близкими, в ответственной общественной или политической жизни.

У Кудряшовой можно обнаружить также попытку поколенческого психоанализа. Страдающая паническими атаками Ольга узнает от терапевта, что ее недуг может иметь сексуальную почву и уходит корнями в вытесненный из памяти детский опыт (первый оргазм случился у героини в детском саду, когда она воображала себя... партизаном). Коммунистическая идеология на службе эротических фантазий — это одна из самых любопытных и забавных линий в фильме, которую редко развивает кинематограф. Лишенные прежнего воображаемого мира прежние пионеры стали эмоциональными импотентами, приклеенными к компьютерам и вовлеченными в связи без будущего.

Лишь прошлое, слепленное из отживших мифов, легенд и образцов, позволяет представителям поколения российского офисного планктона сблизиться друг с другом. Даже бегство под крыло Православной церкви выглядит сегодня негативным жестом, пропитанным отчаянием. Возвращаясь в прошлое, Кудряшова фиксирует важный момент в биографии своего поколения: когда СССР трещал по швам, мир детей, вступавших в ряды пионеров, еще не омрачали сомнения. Так что режиссер оживляет поколенческие фантасмагории, одновременно не слишком хорошо понимая, каким языком описать себя в современности. Объяснение всего идеологическим сиротством и травмой 1991 года кажется не вполне убедительным. В ностальгии, конечно, много обаяния, но она также может стать отравленным колодцем. А из него охотно черпают вдохновение как герои фильма, так и сама Кудряшова. Хотя она должна знать и видеть больше персонажей, она тоже не решается всерьез посмотреть в лицо сегодняшней России.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!