Русская баба в 15 пословицах по версии польской прессы |
08 Декабря 2014 г. |
«Женщина перестала бояться слова "извращение" — и тем самым вконец испугала многих мужчин, потянувшись к тому, о чем они когда-то разговаривали между собой только в мужской бане. (...) Победит ли российская женская сборная мужскую, сказать трудно, но надо признать, что на пороге оргазма женщины научились произносить слово ЕЩЕ твердым голосом», — писал Виктор Ерофеев. Но это лишь литература. Если кто-то путешествует по России в компании иностранцев, а разговор не слишком клеится, самое надежное — завести small talk о российских мужчинах и женщинах. Женщины: Афродиты востока, которые могут с улицы войти сразу на разворот любого журнала. Румяные, в идеально сидящих платьях и на шпильках (на которых с грацией передвигаются по любой поверхности), с безукоризненным макияжем, подчеркивающим их красоту. А вдобавок скромные, умные и тактичные в разговорах. Мужчины: ботинки модели «хоббит», прическа кронштадтского матроса, джинсы и кожаные куртки, позаимствованные у героев Балабанова. Курят сигареты за 35 рублей. Чаще всего не такие уж глупые, но агрессивные и доминирующие, страдающие манией величия. Вопрос наивных иностранцев обычно звучит так: для кого же это чрезмерная забота о внешнем виде? Ответ прост: для этих не слишком изящно выглядящих мегаломанов, которых в России на 10 миллионов меньше. Пословица №1: У бабы волос долог, да ум короток Англоязычный интернет трещит по швам от сайтов, на которых россиянки ищут любовь своей жизни или «хотя бы» мужа за границей. Эти порталы сделали россиянкам (впрочем, как белорускам и украинкам) дурную рекламу в мире. Они закрепили образ прекрасных, но дешевых, отчаявшихся и нищих пиявок (или — проституток) с Востока, которые охотятся за толстыми кошельками с валютой. Половина страниц — это фальшивки с фотографиями моделей и платной регистрацией, где меньше, чем за 10 долларов можно купить сборники советов в духе «Шокирующая правда: какой секс любят русские женщины?». Однако из-за таких сайтов американцы, англичане или французы воспринимают россиянок как существа, которые готовы выйти замуж за кого угодно, лишь бы вырваться из бедной страны. Многие российские женщины на самом деле ищут партнера за границей, таков социологический факт. В последние несколько десятков лет появилось множество брачных контор, соединяющих пары на линии Россия — Запад. Только главный мотив, движущий россиянками — это демографические диспропорции, а не бедность или ненависть к собственной стране. На 1159 женщин у них приходится всего 1000 мужчин, при этом в возрастной группе старше 40 лет это соотношение составляет 10 к 1. Единственный регион, где живет больше мужчин — Чукотка с населением 90 тысяч человек. Если в СССР недостаток тестостерона было легко объяснить ГУЛАГами, потерями в гражданской и Великой отечественной войнах, то уже со второй половины XX века действительность можно выразить черной шуткой: на свет появляется больше мальчиков, чем девочек (100 к 106), чтобы, когда они вырастут, их могло больше умереть. Чаще всего в нищете, от сердечного приступа, рака, СПИДа, из-за водки, сигарет, неосторожности на работе или просто в результате самоубийства (в шесть раз чаще, чем женщины). Средняя продолжительность жизни россиянок — 75 лет, а россиян — 63. В случае последних ситуация выглядит хуже только в самых бедных, охваченных войной странах Африки, а также Туркменистане, Афганистане и Йемене. Однако половая несимметричность объясняет не все. Количество одиночек по обе стороны баррикады сходно: 17,6 одиноких женщин и 17,2 миллиона одиноких мужчин. Если вычесть лесбиянок, старушек, вдов, патологические группы (например, наркоманок), страдающих психическими заболеваниями и женщин, которые не могут найти себе спутника жизни по другим причинам, видно, что по меньшей мере несколько миллионов дам осознанно не вступают в устойчивые отношения с противоположным полом, что довольно жестко подытожила Ирина Журавлева из Федеральной службы государственной статистики: «Женщины никогда не хотели выходить замуж за пьяниц, чтобы потом переживать боль расставания и делить недвижимость». А если добавить гастарбайтеров, число потенциальных женихов станет еще на несколько миллионов больше... Диспропорции более заметны в крупных городах. В Москве живут более трех миллионов одиноких женщин, что, по словам цитировавшегося выше Ерофеева, в контексте консервативной революции Путина приводит к комическому эффекту: «Многие европейские социологи считают, что Москва — столица лесбийской любви. После ночи, проведенной на дискотеке, им некуда и не с кем пойти, поэтому они уходят друг с другом. Это здесь очень популярно. Появляются уже первые научные работы на эту тему». Так что в одиночестве россиянок переплелись дефицит, половой перевес, ожидания, трагическая история, свободная воля и суровая действительность. Пословица №2: Бей бабу молотом — будет баба золотом Попытки ухватить сущность русской женщины предпринимались уже много раз, особенно в художественной литературе. Героини Александра Пушкина — верны, добродетельны, романтичны и сильны одновременно. У Николая Некрасова жены декабристов оставляют светские салоны, чтобы отправиться вслед за своими мужьями в Сибирь. Грушенька и Соня Федора Достоевского страдают рядом с пережившими тяжелые испытания мужчинами, чтобы они могли родиться заново. Анна Каренина была первой женщиной, которая пожертвовала семьей ради личного счастья. Позднее героинями, воплощавшими образ современной русской женщины, становились революционерки (Максим Горький), рабочие (литература на службе социализма) и узницы лагерей (Варлам Шаламов, Александр Солженицын). Русскую стихию не раз пытались вписать в женский образ. «Россия — это женщина», — звучит расхожее клише. В рамках этой условной парадигмы Россия должна была бы выступать как матрона — преисполненная любви, но властная и жестокая (например, как символичная бабушка Лида из книги «Похороните меня за плинтусом») или женщина с драматичным опытом, терроризируемая своими или чужаками. Польские интеллектуалы обожают цитировать фразу Дмитрия Мережковского о том, что «Россия очень женственна, но у нее никогда не было мужа. Ее насиловали татары, цари, большевики. Единственным мужем для России могла бы быть Польша. Но Польша была слишком слабой». При этом искусство — отдельно, а общество — отдельно, что трагикомическим образом воплощают в себе русские пословицы. Еще раз Ерофеев: «Пословицы раздавили женщину как человека. Она стала предметом насмешек и унижения. Она потеряла вдобавок и статус женщины. Она превратилась в бабу, то есть определилась презрительным словом, непереводимым на большинство иностранных языков. Весь корпус русской народной мудрости пропитан издевательским женоненавистничеством». Не следует забывать и о сильно укоренившемся в российском народе насилии внутри семьи. Станислав Цат-Мацкевич (Stanislaw Cat-Mackiewicz) писал: «Битые и беззащитные люди вымещали злобу на еще более беззащитных существах. Битый мужик бил свою жену, битая жена мужика — своего ребенка. Семейная жизнь в России жестка и болезненна». Но есть еще третий, самый важный, уровень — государственная власть. Тема женщин напоминает о сформулированной в 90-х годах Юрием Пивоваровым и Андреем Фурсовым концепции российской системы. Система складывается из трех элементов: лишние люди, власть и популяция. В интервью, которое Пивоваров дал Филипу Мемхесу (Filip Memches), он объяснял: «Мы описали ее [власть] как моносубъект, то есть единственный субъект, присутствующий в российской истории. Второй элемент — это популяция: население, лишенное общественной самостоятельности, не играющее значительной роли в историческом процессе. Мы встретились с обвинениями в распространении русофобских стереотипов, но таков результат трезвого наблюдения». В особенности XX век, когда вообще можно начинать говорить о «женском вопросе» в России, показывает, что россиянки были (и остаются?) лишь объектом политики очередных лидеров. Пословица №3: Курице не быть петухом, а бабе мужиком Сразу после революции большевики поставили себе целью создать нового человека. «Решение женского вопроса» (такая формулировка существовала в партийном лексиконе) означало вначале коммунистическое воспитание, а затем — увеличение активности женщин в борьбе за социализм. Чтобы переломить пассивность россиянок, были созданы специальные «женсоветы» для работы с женщинами, руководительницей которых стала первая в мире женщина-министр Александра Коллонтай. В ходе строительства нового государства Ленин заявил, что ни одна власть не сделала и половины того, что советская за несколько месяцев после революции. С формальной точки зрения он был прав. Конституция 1918 года гарантировала равенство прав мужчин и женщин и наделяла последних избирательным правом (в то время в мире так было лишь в трех государствах). Женщины смогли сохранять свою фамилию, а вопросы признания отцовства и алиментов были переданы под юрисдикцию соответствующих органов. Были разрешены аборты, упрощена процедура развода (его можно было получить даже по почте), беременные женщины получили платный отпуск, а законно- и незаконнорожденные дети были уравнены в правах. В 1920-е годы значительно выросло число женщин с высшим образованием, а одновременно уменьшилось количество неграмотных. За это пришлось заплатить большую цену. Помимо того, что многие права остались исключительно на бумаге, произошла политизация личной жизни. Партия вошла в роль мирской церкви, устанавливая новые моральные нормы для женщин и их семей. 20-е годы XX века были вступлением к контролю личной жизни сталинским государством. В 1930-е годы СССР вошел в фазу «тотальной андрогинии». Женский вопрос сочли решенным, теперь нужно было привлечь женщин к воплощению в жизнь пятилетних планов и заставить их рожать детей. Исследовательница из Стэнфордского университета Дороти Эткинсон (Dorothy Atkinson) писала: «От женщины ожидали, что она будет работать на заводе, как машина, а дома рожать, как корова». Чтобы это сделать, государство взяло на себя воспитание детей, поддерживало миграцию девушек из деревни в города и занялось их трудоустройством на фабрики и в колхозы. Символичным стало появление женщин в мужских профессиях: шофера, тракториста, машиниста. Одновременно произошел отказ от сексуальной революции предыдущего десятилетия. Был ограничен доступ к абортам и противозачаточным средствам, а также усложнена процедура развода. Все для того, чтобы увеличить естественный прирост населения, что, впрочем, не удалось. Помимо этого благодаря коммуналкам произошла тотальная коллективизация и установлен контроль над семейной жизнью. Личная сфера исчезла. Жители коммуналок делали все вместе, одновременно донося друг на друга. Пословица №4: Скачет баба задом и передом, а дело идет своим чередом Хотя сейчас «хрущевки» вызывают ироническую улыбку, после сталинской эпохи они означали возвращение к автономии семьи, интимности и, по крайней мере, относительной свободе в воспитании детей. Правда, молодые семьи по финансовым причинам продолжали жить с родителями, а дедушки и бабушки из-за того, что у родителей не было времени, занялись внуками, россияне освободились от коллективного существования. В период правления Никиты Хрущева произошла также частичная либерализация, например, вернулось право на аборты, хотя чтобы отбить желание их делать, операция проводилась без наркоза и обезболивающих средств. В хрущевский и брежневский период государство ввело программу помощи для матерей-одиночек, разведенных и беременных женщин. Это был не только элемент политики повышения рождаемости, но и нового идеологического проекта в мире «работающей матери». В 1970-е годы обратились к новой пропаганде, призванной склонить женщин менее активно участвовать в общественной жизни и продвигающей традиционную роль матери, чтобы «вернуть женщин в семью». Но поскольку они не могли и не хотели отказываться от работы, им приходилось трудиться вдвое больше, чем мужчинам (работа + дом + дети), из-за чего у них оставалось меньше времени на профессиональное развитие. Впрочем, наступление концепции «работающей матери» шло в паре с акцией «антифеминизации мужчин». Помимо попыток отвлечь их от алкоголя и нездорового образа жизни, был провозглашен массовый культ мужественности. Превозносились герои Великой Отечественной войны, продвигались образцы настоящей мужественности и мужской дружбы, разрешили даже показывать голливудских ковбоев. Пропаганда призывала мужчин повышать квалификацию и хранить верность в браке. Одновременно они стали особо охраняемыми существами: ответственность за их физическое и душевное здоровье была возложена на женщин как хранительниц здоровой семьи. Шея должна была уже не только вертеть головой, но и думать за нее. Пословица №5: Знай, баба, свое кривое веретено В период перестройки политика была переориентирована в сторону традиционного разделения мужских и женских ролей и поощрения россиянок к возвращению домой. Еще в конце 1970-х им позволили то, что называют сейчас part-time job. Что было еще важнее, появились специальные семейные консультации, где супругам давали бесплатные советы, а в школах начались уроки семейной жизни. Также возросла роль психологов, рассказывающих, что нужно каждому полу для создания здоровой семьи (подразумевалось: как остановить лавину разводов и падение рождаемости). Политику СССР периода перестройки лучше всего иллюстрируют слова из выступления Горбачева 1987 года: «Мы упустили из виду специфические права и потребности женщины, связанные с ее ролью матери, хозяйки семьи, ее незаменимой функцией по воспитанию детей. У женщины, занятой на стройке, на производстве, в сфере обслуживания, в науке, поглощенной творческой работой, просто не стало хватать времени на самые житейские дела (...). И оказалось, что многие беды (...) связаны с ослаблением семейных уз. Вот какой парадокс произошел, хотя у нас и было (...) стремление во всем уравнять женщину с мужчиной. Но это упущение, которое стало как бы продолжением достоинств общества, мы начали исправлять в ходе перестройки. И потому сейчас у нас остро и страстно обсуждается в печати (...) вопрос о том, как в полной мере вернуть женщине ее истинно женское предназначение». Пословица №6: Пришла смерть по бабу, не указывай на деда В 90-е годы прошлого столетия произошла настоящая трагедия. Государство прекратило существование, по сути, переложив все свои прежние функции на мужчин. А они, в свою очередь, из-за экономической ситуации, не были в состоянии выдержать такой груз. Они начали пить и умирать гораздо чаще, чем до краха СССР. И женщины дорого за это заплатили. Увеличилось количество проституток на улицах, матерей-одиночек (только 12% отцов платили алименты), изнасилований и убийств на сексуальной почве. Жертвами ликвидации или реструктуризации госпредприятий становились в основном женщины (в 1995 году они оставляли 70% безработных), 65% браков распадались. Кроме того по закону 1992 года женщинам младше 35 лет запретили работать в сельском хозяйстве и животноводческой отрасли, если на предприятиях использовались пестициды или ядовитые химические вещества. Moscow Times писала: «Министр труда перевел часы назад (...), подав сигнал женщинам: останься дома, воспитывай детей, заботься о хозяйстве и оставь работу мужчинам». О политике эры Владимира Путина написано уже много. Кратко можно сказать, что это продолжение борьбы с «проклятой проблемой» снижения естественного прироста населения. В последние 10 лет просемейная политика выросла до впечатляющих размеров. В частности, было введено единовременное пособие при рождении ребенка в 13,7 тысяч рублей, материнский капитал (около 430 тысяч рублей), губернаторские и региональные выплаты, платный отпуск по уходу за ребенком до 4,5 лет, которым могут воспользоваться, в том числе, отцы или законные опекуны (на эту цель в этом году было выделено 470 миллионов рублей). Также было возведено несколько тысяч детских садов, хотя их все еще недостает. К этому следовало бы добавить «консервативную революцию», хотя в настоящий момент сложно сказать, что она будет означать, и как она связана с самими женщинами. Пословица №7: Не нашла баба мужика, вышла за чурбака Однако отложив в сторону образ женщин в литературе, народное женоневистничество и инструментальный подход государства, следует в первую очередь задать вопрос, чем занимаются современные россиянки, чего они хотят, почему они побеждают и получат ли они наконец полную самостоятельность. Если взглянуть через призму западных стандартов, кажется, что нет худшего места для жизни женщины, чем Россия. Больше министров женского пола можно найти в Иране, лишь 37% готовы видеть женщину на посту президента, в конституции нет пункта о равноправии полов, а в рейтинге самых богатых и влиятельных женщин мира нет ни одной россиянки, тогда как в мужских списках Путин, Лавров и олигархи чувствуют себя отлично. Проблема только в том, что сами россиянки по этому поводу не страдают и не увлекаются западным феминизмом. Пословица №8: Собака умней бабы: на хозяина не лает Присутствие россиянок в политике высшего звена выглядит неутешительно: несмотря на надежды, которые в 1993 году вызвали 11% голосов, полученных партией «Женщины России», и ее попадание в Думу, сейчас в нижней палате парламента всего 14% женщин. И ситуацию вовсе не улучшает тот факт, что председателем Совета Федерации стала самая влиятельная, по мнению СМИ, российская женщина — Валентина Матвиенко. Можно лишь язвительно добавить, что у коммунистов Геннадия Зюганова, которые громче всех требуют равноправия, ссылаясь при этом на славное советское прошлое, есть всего одна женщина-депутат. Больше всего их у «Единой России» — целых 19%. Из 32 министров лишь две — женщины. Первая — это вице-премьер Ольга Голодец, которая была когда-то правой рукой Михаила Прохорова, а потом подчиненной Юрия Лужкова и Сергея Собянина. В нынешнем правительстве она входит в число самых высокооплачиваемых сотрудников и владеет двумя квартирами и дачей в Италии и Швейцарии. Вторая — это министр здравоохранения Вероника Скворцова, занимающая этот пост уже шестой год. Это типичная представительница российской интеллигенции: владелица скоромной московской квартиры площадью в 38 кв. метров, в свободное время занимающаяся исследованиями новых способов лечения инсульта. Во время заседаний правительства она дважды оказывала первую помощь. Хуже выглядит обстановка в администрации президента, где женщин всего 4%. Говорят, что Путин не слишком большой сторонник идеи равноправия полов. Ольга Крыштановская из движения «Отличницы» вспоминает: «Я рассказала Путину о нашем женском объединении, эта идея ему не понравилась». Факты говорят сами за себя. После 2004 года был ликвидирован правительственный Комитет по делам женщин, а также Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при президенте. Последней кандидаткой на президентский пост была Ирина Хакамада. В 2004 году она получила 4% голосов. В интервью она много раз рассказывала о сложностях со сбором средств на кампанию, с которыми она как женщина столкнулась. Конечно, помимо принадлежности к женскому полу важную роль сыграло то, что бывшая партия женщин и феминистки сблизились с ненавистными обществу либералами из партии «Яблоко». В российской политике существует явление, унаследованное от СССР. С 1960-х годов большинство постов второго и третьего эшелона в министерствах занимали женщины, а в министерстве здравоохранения их было вообще 77%. Похоже выглядела ситуация в КПСС. Если Политбюро было заповедником серых костюмов, то среднее звено и околопартийные организации оставались открытыми. По разным данным, сейчас более 50% работников всех министерств — это женщины: сотрудницы среднего звена. Хотя на региональном и муниципальном уровне обстановка выглядит лучше, аналогичное явление повторяется и там. Пословица №9: Баба хвостом мелет, да никто ей не верит Если их нет в политике, то чем же в профессиональной сфере занимаются россиянки, если, по данным Всемирного банка, доля работающих женщин составляет 69%? Если в конце 1980-х в СССР работали 92% женщин, то сейчас они составляют 47% трудового рынка (33,7 млн.). Они преобладают в здравоохранении (85%), образовании (81%), банковской (78%) и бухгалтерской сферах (75%). Меньше всего их в энергетическом и добывающем секторе, сельском хозяйстве, областях, связанных с транспортом и недвижимостью. Зарабатывают они на 36% меньше, чем мужчины. Уже во времена СССР трамплином для улучшения своего положения в обществе становились для женщин вузы, отличавшиеся высоким уровнем подготовки. Преподаватель имел высокий статус и пользовался уважением. Этот механизм сохранился до сих пор. По числу профессоров и преподавателей женского пола Россия опережает даже Скандинавские страны. Говорят, правда, о том, что самые талантливые ученые-мужчины уехали за границу, но такой подход оскорбителен для женщин, которые с 1930-х годов стали существенной составляющей пользующейся уважением во всем мире русской как технической, так и гуманитарной интеллигенции. Проблема появляется тогда, когда мы подходим к структурам, принимающим решения: среди членов Российской академии наук всего 2% женщин. «Единственная публичная сфера в нашей стране, которую мужчины готовы уступить женщинам — это филантропия», — написала сотрудница РБК-ТВ Алина Евстигнеева. Это правда: в неправительственном секторе России они занимают доминирующую позицию. 80% в петербургских НКО составляют активистки, так же выглядят пропорции в количестве директоров обоих полов крупнейших некоммерческих организаций страны. При этом не стоит забывать, что большинство из них трудятся не с 9 до 17, а их сотрудницы не получают зарплаты из заграничных грантов. Они работают по принципу волонтерства после основной работы. Пословица №10: Баба плачет — свой нрав тешит Процесс обретения россиянками самостоятельности помимо науки и филантропии заметен в бизнесе. Хотя, как и в Польше, женские организации справедливо жалуются на низкие заработки, сексуальные домогательства и то, что работодатели не хотят брать на работу женщин 25-30 лет, опасаясь, что они решат завести ребенка, однако экономический рост и свободный рынок путинской эпохи позволили женщинам строить карьеру независимо от мужской власти. В июне этого года были обнародованы результаты исследования, проведенного консалтинговой и аудиторской компанией Grant Thornton, которое показало, что Россия занимает первое место в мире по числу женщин топ-менеджеров (43%). Далее идут Латвия, Индонезия, Филиппины и Литва. По поводу этих цифр могут возникнуть некоторые сомнения, так как многие бизнесмены переписывают компании на своих жен и любовниц (хотя это не только российская практика), а парикмахерская с одним сотрудником или интернет-магазин по продаже экологических продуктов уже делает женщину топ-менеджером. Это совпадает со статистическими данными, которые показывают, что почти половина малых предприятий находится под управлением женщин, а средних — «всего» 22%. В крупных их почти нет. Однако этот показатель остается очень многообещающим, так как он демонстрирует, что россиянки берут дела в свои руки. Открывая собственные фирмы, даже как индивидуальные предприниматели, они постепенно превращаются в соль малого российского бизнеса. Об их доминировании в этом секторе говорят уже сейчас: не только из-за цифр, но и из-за их инициативности, мобильности, эластичности, открытости, хорошего знания иностранных языков. Кроме того, как объяснить результаты исследования PricewaterhouseCoopers, из которых следует, что 60% финансовых директоров в бизнесе — это женщины? Этих позиций никто не переводит на родственников и не наследует, их получают благодаря квалификациям, полученным знаниям и опыту. Успех женщин в бизнесе привел к тому, что социологи (уже лет 15) стали описывать отдельные типы российских бизнесвумен, которые изменили общественную структуру всей страны. Вот три из них. Женщина-предприниматель, около 36 лет, с хорошим образованием (экономика или гуманитарные дисциплины), замужем, один или двое детей (исследования показывают, что россиянки, имеющие детей, добиваются в бизнесе больших успехов). Она много работает (62 часа в неделю), не боится риска и ответственности. Зарабатывая около 40 тысяч рублей в месяц, она становится главой семьи. Предпочитает метод коллективного управления. Женщина-исполнитель, 32 года, высшее техническое образование, замужем, есть дети, часто живет с родителями. Она недовольна своей зарплатой (почти половина семейного бюджета), поэтому работа ей, скорее, мешает, не дает заниматься домашними обязанностями. Пользуется бесконфликтным методом управления. Женщина-директор, 32 года, часто разведена и бездетна. Прекрасно образована, постоянно повышает свою квалификацию. Живет работой и хорошо зарабатывает. Преобладает мужской стиль управления. Пословица №11: Бабы каются, девки замуж собираются Об успехах россиянок в бизнесе следует говорить вслух, как минимум, по трем причинам. Во-первых, чаще всего пишут только о самых богатых дамах, вдобавок, часто получивших состояние от супруга. В новостях мелькают Елена Батурина — жена Юрия Лужкова, которую вместе с мужем обвиняют в мошенничестве; Полина Дерипаска Nowa Europa Wschodnia глава «Forward Media Group» и жена Олега Дерипаски — одного из богатейших людей в мире; или Дарья Жукова — директор популярной художественной галереи «Гараж» — партнерша Романа Абрамовича. Реже говорят о богачках, которые создали состояние с нуля, например, о Наталье Касперской, владелице компании InfoWatch, Белле Златкис — зампреде Сбербанка, Ольге Дергуновой — президенте Microsoft в России и члене правления Банка ВТБ. Но было бы лучше, если бы о наследственных богачках и self-made women не говорили вообще, потому что они никаким образом не отражают реальных перемен, происходящих в обществе. А реальная перемена состоит в том, что менеджеры-женщины — это в России немногочисленный средний класс и самая мобильная группа. Во-вторых, эта тема заслуживает обсуждения, так как в образовании и карьере россиянки видят путь к независимости, и более того, этот взгляд на мир передается и мужской части населения. 64% россиян считают, что женщине нужно образование и хорошая работа, и только 27% видит для нее перспективу благосостояния в обеспеченном муже. Сейчас 55% молодых россиянок имеют диплом вуза, а 40% говорят, что хотят работать, даже если их муж будет прекрасно зарабатывать. В-третьих, помимо обретения россиянками независимости это явление означает еще одно: увеличение российского потенциала развития. Макроэкономист Наталья Орлова из Альфа-Банка говорит: «Женщины в России пытаются заниматься бизнесом принципиально, соблюдать его правила, не использовать личные контакты. Из этого можно было бы сделать вывод, что они менее коррумпированы, но я бы не говорила о настолько прямой связи». Конечно, возлагать на россиянок надежды на моральное оздоровление государства было бы наивно, но ощущение того, что успех связан с тяжелым трудом, а не только толстым конвертом и соответствующими связями — это огромный социальный капитал. Пословица №12: Женское сердце что котел кипит Из многочисленных социологических исследований, проводившихся в России, вырисовывается следующий образ желаний и психологического состояния россиянок: самое важное для них — это семья, и если они чувствуют себя в ней счастливыми (а чаще всего это так), то не замечают вокруг себя несправедливостей и не ощущают дискриминации. Они считают, что семейные отношения должны опираться на любовь, обладают романтической натурой и питают нереалистичные ожидания. Они готовы любить мужчин, с которыми завязали отношения, если те будут мягкими, уступчивыми, справедливыми, верными, воспитанными, обеспечивать семью и заботиться о ней. Гораздо больше сексуальных возможностей российские женщины ценят интеллект. Они беспокоятся за безопасность детей. Когда они перестают беспокоиться, работать, стирать и убирать, тогда они смотрят телевизор, гуляют или встречаются со знакомыми. Но на это у них остается совсем мало времени, потому что домашние и профессиональные обязанности отнимают 76,3 часа в неделю. Если они проводят на работе 40 часов, то больше 5 каждый день уходит на уборку, готовку, покупки и заботу о детях. Если спать 6 часов и тратить 2 часа, чтобы попасть на работу и обратно, на себя останется 180 минут. Однако женщин это не огорчает: если их семейная жизнь складывается удачно, они не жалуются. Поэтому россиянок ни сейчас, ни потом не соблазнит феминизм. Хорошо бы только это понять нам. Они, конечно, мало о нем знают, но инстинктивно чувствуют, что он не улучшит их статус. На современном этапе их жизни и исторического развития России им нужен в первую очередь достаток, ответственный и любящий муж и (после коммунистическо-капиталистических экспериментов) — спокойствие. Они не думают про женскую революцию, впрочем, на это слово у них аллергия. Термин «равноправие полов» тоже звучит для них немного зловеще: они достаточно о нем наслушались за весь советский период, а потом в 90-х. Исследовательница из Стэнфордского университета Лиза Стандстром (Lisa Sundstrom) описала отношение россиянок к феминизму так: «Россиянки считают, что феминистические организации состоят из радикально настроенных одиноких женщин, возможно, лесбиянок. Они трактуют феминизм как унификацию полов, стирание различий между ними в духе советской идеологии. Одновременно они считают женские нефеминистические организации продолжателями женсоветов, частью номенклатуры, и полагают, что те не заинтересованы в решении реальных проблем женщин». Пословица №13: Баба на базар серчала, а базар того и не примечал «Реальные проблемы женщин» — это суть дела, потому что феминистки полностью оторваны от общества и, главное, от российских женщин. Основная причина этого кроется в том, что иностранные распределители грантов поддерживают проекты, которые плохо соотносятся с действительностью. Лиза Стандстром отмечает: «Для них центры гендерных исследований или кризисные центры гораздо важнее, чем организации, которые учат женщин новым навыкам на рынке труда. Американские распределители грантов, самые крупные в России, поддерживают действия сверху вниз, вместо того, чтобы требовать обратного. В 1990-е упор делался на организацию конференций для НКО, развитие их инфраструктуры, то есть networking, рассылки, сайты». Хуже того, только 20% женских организаций сотрудничает с образовательными институтами и только 23% принимает участие в какой-нибудь благотворительной деятельности! Остальные ограничивают свою работу внутренними встречами, тренингами и исследованиями. Между россиянками и женскими организациями или стоит стена непонимания, или они вообще друг о друге не знают. Кроме того с 2011 года феминизм в России приобрел лицо Pussy Riot. Девушки, одетые в желто-фиолетовые маски, предлагающие скандинавскую общественную модель, выкрикивающие в храме Христа Спасителя «срань Господня» и «Богородица, стань феминисткой» — это, пожалуй, худшее, что можно было сделать для феминизма. Агрессия Pussy Riot никогда не склонит их соотечественниц в феминистическую сторону. Наоборот: вместо борьбы за права женщин они увидят в нем простое хулиганство и авантюризм. Поэтому всего 6% россиян поддержали группу, а 41% почувствовали к ней сильную антипатию. И хотя два года лагерей все сочли слишком суровым наказанием, 86% граждан хотели, чтобы девушек каким-то образом наказали. Пословица №14: Сорок лет — бабий век, сорок пять — баба ягодка опять Слова цитировавшегося в начале статьи Ерофеева следует понимать или шире или с некоторой осторожностью. Россиянки, действительно, отличаются большой сексуальной активностью (хотя в этом году Россия упала с первого на третье место), но российские женщины остаются настроенными консервативно. Они ожидают увидеть протянутую крепкую руку, выходя из автобуса, а их мужчина должен хорошо управляться с молотком, а заодно быть решительным и заботливым. В отличие от француженок или шведок россиянка не предложит отправиться в постель после первого свидания. Шахматы женско-мужских игр длятся у нее гораздо дольше. Ведь она хочет семейного счастья, поэтому гораздо тщательнее проверяет кандидатов. А оргазм подождет. Но россиянки потребовали другого ЕЩЕ. Это «еще» означает, что они не хотят, чтобы к ним относились, как предмету, стремятся получить достойное вознаграждение за свой тяжкий труд, и не приемлют, чтобы государство учило их, как воспитывать детей. Последнее уже удалось. Второе — по крайней мере наполовину. Что касается первого, если Фурсов и Пивоваров правы, то они или останутся предметом или превратятся в моносубъект. А раз, как писал Некрасов, они способны коня на скаку остановить, то почему бы и не историю России? А если не получится? Пословица №15: Баба с возу, кобыле легче.
|
|