НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Массовая профессия — учитель

26 Мая 2015 г.

teacher1

В последнее время я слышу от разных вокруг-образовательных людей слова о том, что «учитель – массовая профессия». Смысл этой внешне констатирующей фразы в нынешнем контексте такой: учителя – это болото. Серая, безликая масса, плохо образованная, нетворческая, косная. Ей нельзя доверять. Ее нельзя развить. Ей нельзя давать свободу. От нее нужны страховка и гарантии. Страховка – в ограничивающих постановлениях и в выставлении планки под рост этой массе.

Концепция филологического образования от АССУЛ, как огня, боялась вариативности. Жесткий список, единство и тотальность контроля – вот ее основа. Потому что с выбором и творчеством масса не справится. Лучше уж брести одной колеей под неусыпным надзором.

Закон о единых учебниках – о том же. «Пускай эти учителя хотя бы смогут обеспечить ребенку прохождение одного, единого, одинакового учебника – в каждой школе страны». Не до пирожных с такими учителями, не до крема с виньетками – серый хлеб пусть печь научатся. По одному рецепту (названо это почему-то «золотым стандартом образования» -- кажется, все-таки эпитет перепутали, он именно серый).

Все эти меры призваны нейтрализовать вредные эффекты «массовости» учительства.

Другие подходы к вытаскиванию учительства из этого состояния в эпоху кризиса оказываются слишком дорогими. Или многоступенчато-сложными. Или рассчитанными на долгую перспективу. Короче говоря, бессмысленными с точки зрения вокруг-образовательных людей.

Ну как, например, повысить качество педобразования – не на бумаге, а в реальности? Как заманить в педвузы лучших абитуриентов и преподавателей? Как перестроить программы обучения? Как обеспечить продуктивную практику? Подходы ищутся – но дело это не быстрое, с набиванием всяческих шишек.

Как улучшить систему повышения квалификации? Она порядком обветшала, но в ней работает так много людей, накатано столько методик – как отказаться от ненужного, если это так мило сердцу и привычно?

Как мотивировать учителя в самой школе? Создавать условия для роста? Возможно ли это без снижения нагрузки? И возможно ли снижение нагрузки в нынешних финансовых условиях?

Это навскидку только три области примеров – но уже достаточно, чтобы побиться-побиться головой и отойти, махнув рукой. Сказав: «Болото». И принявшись за те меры, с которых мы начали разговор.

Но ведь эти меры, построенные на недоверии к учителю, на попытке сделать ставку на программу, учебник или контроль, обойти учителя взглядом и вперить его во что-то новое в надежде спасения – только ухудшат ситуацию с этой самой «массовостью». Фигура человека в образовании остается и будет оставаться центральной, несмотря на все новые информационные технологии. Образование и происходит тогда, когда человеческая мысль сталкивается с другой человеческой мыслью, когда пробегает искра между человеком и человеком и возникает пламя. У нас есть все ресурсы, обо всем можно прочесть в интернете, все увидеть, услышать – но ресурсы эти лежат мертвым грузом, пока не возникло желание, жажда поиска, не появился мотив, пока не начался диалог.

Человек в образовании – это тот, кто умеет этот мотив, запрос формировать, кто организует вокруг себя среду, творческий бульон, в котором все кипит и булькает. Это и есть главная задача учителя.

А что предлагают авторы последних концепций и законопроектов? Обойтись без учителя. Нейтрализовать его. Об(в)язать требованиями, чтоб не дышал и не двигался. Превратить учителей в зомби, одинаковых, выполняющих нужную функцию. Ради торжества учета и контроля, ради возможностей управлять. Ну и, естессссно, ради спасения детей, в интересах детей, дети — наше всё...

Между тем, именно разнообразие программ и учебников играет заметную роль в повышении учительского уровня, в стимулировании к развитию – и эта роль станет очень заметна, когда от такого разнообразия откажутся. Станет заметна – но поздно. Знакомясь с разными программами – учитель уже движется вперед. Выбирая или даже испытывая недовольство от того, что в его школе выбрано вот это, учитель развивается. Пусть он зависим от того, что закупила в библиотеку школа – но он присматривается к коллегам из других школ, он листает в магазине другой учебник, он задает вопросы и глухо ропщет – это тоже развитие. Поработав какое-то время по одной линии учебников, учитель решает менять ее – важный шаг в его росте. Нужно освежать подходы, менять планы уроков, нужно осваивать новое сцепление элементов программы – это развитие.

Когда учителю каждый год предлагают осваивать новые формы – заполнения электронных журналов, клеточек планирования, разных отчетностей – это не развитие. Это стагнация. Это мертвое царство. Навыки, которые приобретает учитель в процессе такого освоения, на самом деле не нужны ни ему, ни детям. Но ведь получается, что в освоении неживых форм он и проводит большую часть своей профессиональной жизни. Так учителем питаются вампиры – те, кто управляет образованием, те, кто выдумывает эти неживые формы ради удобства своего существования.

Один-единственный учебник и вмененная обязанность работать только по нему, безальтернативная программа с одним и тем же набором элементов и их последовательностью, забетонированные на долгое время неизменные подходы – все это будет неизбежно работать на сохранение массовой серости учителя.

Вариативность программ и учебников – инструмент борьбы с ней, стимул роста. И для многих нынешних учителей (а не только для избранных единиц) роль этой вариативности в собственном профессиональном развитии необыкновенно высока. Отменять ее – не только лишать поддержки этих учителей (а значит, и тех детей, что у них учатся), но и ставить жирный крест на тех, кто приходит в профессию сейчас и собирается прийти в будущем.

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!