Красный день, точка отсчета |
07 Ноября 2013 г. |
Попытка заслонить Седьмое ноября Четвертым, несмотря на все старания государственной агитмашины, так и не удалась. И это нормально. Придуманное в кабинетах празднество неспособно заменить годовщину события, из которого выросла вся наша сегодняшняя жизнь. В нынешнем году День народного единства отмечался в девятый раз. И в девятый раз подряд Седьмое ноября не будет выходным. Срок достаточный, чтобы узнать, смог ли новый праздник взять верх над старым. Предпраздничный опрос фонда "Общественное мнение" показал, что 41% россиян считает Октябрьскую революцию более важным и более значимым для России событием, чем освобождение Москвы от польско-литовских войск в начале XVII века. Противоположного мнения придерживаются 20%. Среди молодежи расклад другой, но тоже выразительный: четверть — за 7 ноября, четверть – за 4-е, а половина затрудняется с ответом. То есть даже те, кто вовсе и не помнят советскую эпоху и при этом подвергаются сейчас наибольшему пропагандистскому нажиму, скорее растеряны, чем согласны с официальной точкой зрения. Более того. Самая высокодоходная часть опрошенных (составляющая одну шестую от общего их массива) тоже разделилась пополам в пропорции 35% к 35%. Хотя, казалось бы, уж кто–кто, а богатые должны были постараться забыть социалистический переворот как кошмарный сон. Но даже они не хотят от него отмежеваться. После этого уже не удивляет расклад ответов на вопрос о том, какое из двух событий должно отмечаться как государственный праздник: за 7-е высказались 29% опрошенных, за 4-е – 15%, за обе даты разом – 28%. И это при том, что 4 ноября уже много лет отмечалось как официальный праздник и было выходным днем, а годовщина Октября по официальной классификации являлась просто памятной датой. Впрочем, ничего странного в этом нет. Странно было бы, если бы новый праздник прижился. Взятие Москвы Вторым земским ополчением Минина и Пожарского в 1612 году – очень давняя история, последствия которой в сегодняшней жизни трудно разобрать даже специалисту-историку. Это событие — не более, хотя и не менее значительное, чем многие другие, в статус главных праздников не возведенные (к примеру, Полтавская победа, без которой немыслима империя Петра Великого, или церковная реформа патриарха Никона, ставшая подлинным идеологическим переворотом). Четвертое ноября было выбрано в качестве всенародного торжества исключительно по причине своего календарного соседства с Седьмым ноября и только ради того, чтобы его затмить. Вдобавок, выбрав исторический сюжет, власти оказались совершенно неспособны хоть как-то увязать его с современной нашей действительностью. Почему именно этот день – день народного единства? Что такое единение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в переводе на язык сегодняшних реалий? Это братание князя-рюриковича (т.е., выражаясь по-нынешнему, большого начальника в машине с мигалкой) и обычного городского торговца (т.е. простого менеджера по продажам) — по сегодняшним понятиям, это совершенно фантастическая история. В последнее время праздник народного единства стараются дополнительно раскрасить еще и в монархические тона, хотя избрание Романовых на царство произошло не в ноябре 1612-го, а в начале 1613-го. Не говоря уже о том, что заслуги этого семейства в изгнании интервентов, мягко говоря, неоднозначны. Впрочем, на то и история, чтобы ее, в случае очередной государственной потребности, так или иначе пересочинить. Но что "исправить" уж никак невозможно, так это полное равнодушие к старой династии. Всякий интерес к ней был безвозвратно потерян сразу же после ее свержения в марте 1917-го, и в современной России так и не возродился. Хорошо это или плохо, но таковы настроения людей. Ничего удивительного, что искусственно внедренное и неудачно оформленное торжество легко и быстро вырвалось из государственных рук. Четвертое ноября сразу и, кажется, навсегда сделалось корпоративным праздником русских этнических националистов. Национализм набирает обороты, и конкурировать с ним худосочные казенные декламации на исторические темы заведомо не могут. Зато Седьмое ноября продолжает жить. Стоит вспомнить, что еще до того, как понизить статус этого праздника, его пытались перелицевать, дав в 1996 году новое название: "День согласия и примирения" — "в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества". Замысел был такой же несуразный, как потом с Днем единства. Кто с кем должен был мириться? Видимо, революционная Россия с самодержавной, красная с белой. Прямо как в Испании, где в 1970-е примирились политические наследники обеих сторон гражданской войны 1936 – 1939 годов. Сейчас Народная партия (вышедшая из франкистского Национального движения) и Испанская социалистическая рабочая партия (которая была главной силой республиканского лагеря в гражданскую войну) соревнуются на выборах, сменяют друг друга у власти — в общем, нормально сосуществуют, пускай и без особой любви. Вот только в Испании было кому с кем мириться. Даже на пике своего могущества генералиссимус Франко говорил о "двух Испаниях" — и они существуют до сих пор: в каждой семье отлично помнят, на чьей стороне были дедушки или прадедушки в гражданскую войну. А "двух Россий" нет. Очень плохо, но это так. Белая и, тем более, царистская Россия были планомерно уничтожены советским режимом. Дело не только в том, что в 1937-м один из главных ударов террора направили против всех разновидностей "бывших". Чистка человеческой памяти была, пожалуй, еще более истребительной. Людей принуждали "забывать" собственное прошлое, фальсифицировать свои биографии, писать выдумки в анкетах, обманывать детей и внуков. И дело было сделано. Корни досоветской России обрублены. Историю заставили начаться заново — в октябре 17-го года. "Примиряться" друг с другом у нас просто некому. Ведь все поголовно происходят из одной эпохи – из советской. Наших коммунистов и антикоммунистов, националистов и космополитов, дворян (которых при царизме было не больше одной сотой, а сейчас, кажется, уже большинство граждан) и тех, кто даже сегодня не отрекается от рабоче-крестьянского происхождения — всех этих столь разных с виду людей объединяет октябрь 1917-го. Это трагедия, но одновременно и точка отсчета для всех нас. Насаждаемый сверху культ Белого движения не прижился вовсе не потому, что белые были хуже красных, а потому, что красные победили полностью и безвозвратно. И ультраправый философ-эмигрант Иван Ильин, которого почему-то так любит цитировать президент Путин, никогда уже не станет своим. И Деникин никогда не победит Буденного. И об Александре Невском будут знать не по повести, написанной церковным книжником, а по советскому фильму Сергея Эйзенштейна. Седьмое ноября – действительно праздник, общий для всех. И народ инстинктивно это чувствует, сопротивляясь всем начальственным попыткам его переименовать, отменить или подменить. Его не смыть, даже если очень хочется. Праздник со слезами на глазах. Зато всерьез и надолго.
Тэги: |
|