ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Каждый второй не интересуется историей родной страны

Изменить размер шрифта

vopros

Вот несколько любопытных цифр, позволяющих оценить уровень научной грамотности граждан современной России. Абсолютное большинство из нас — 87% уверены, что Земля вращается вокруг Солнца, 77% догадываются, что центр земного шара очень горячий, и 71% знает, что континенты Земли медленно движутся уже миллионы лет и продолжат свое движение.

Однако лишь 32% понимают, что работа лазера связана с фокусированием световых, а не звуковых волн. 33% знают, что антибиотики убивают только бактерии, но не вирусы. И так же 33% признают наличие генов в любых, а не только в "генетически модифицированных" растениях. Наконец, только 36% справедливо полагают, что пол ребенка определяют гены отца.

shkola 31 08

Таковы данные всероссийского социологического исследования, проведенного в ноябре 2014 года сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ ВШЭ) под руководством Константина Фурсова и Валентины Поляковой. Опрошено по всей стране 1670 человек в возрасте старше 16 лет.

Существенная часть вопросов — как раз те, на которые получены приведенные выше ответы — являет собой "международный блок". Их задают социологи жителям США и Западной Европы.

"Идея измерения научной грамотности уходит корнями к 1960-м годам и почти одновременно появляется и в Америке, и в Европе, — рассказал Констатнтин Фурсов корреспонденту "Росбалта". — Связано это с желанием самих ученых и государственных органов, которые финансируют их исследования в разных странах, донести до обывателя значимость достижений науки и техники. И выяснить, насколько люди понимают, как работает научный метод, как наука объясняет мир, какие факты она устанавливает".

Одним из пионеров таких исследований выступил американский социолог Джон Миллер, продолжающий ныне активную работу в Институте социальных исследований Университета штата Мичиган. Он и предложил небольшой, но емкий набор вопросов, а точнее "вопросов-утверждений", требующих ответа "да" или "нет" и основанных на школьной программе физики и биологии.

Таким образом, можно спорить "а почему именно лазер, и почему гены отца", в определенной мере это дело вкуса, но все же опорные точки эти позволяют замерить уровень научной грамотности каждого жителя развитой страны. Анкета была принята на вооружение социологами Америки и Европы, и с конца 1970-х годов такие опросы проходят регулярно, примерно раз в два года (а начало положено, конечно, раньше), в США и ведущих европейских странах. Финансируются они государством, а то и повыше уровнем — так, вопросник включен в регулярное исследование "Евробарометр", проводимое на уровне Еврокомиссии.

Наша страна присоединилась к международному проекту с опозданием лет на 20, по вполне объяснимым причинам. Сам Константин Фурсов подключился к исследованию в 2009 году и руководит им с 2012-го.

"У нас есть материалы с 1995 года,- рассказал ученый. — Опросы начали проводить, когда при Министерстве образования был создан Центр исследований статистики науки (ЦИСН). В его стенах этим занялись Ольга Шувалова и нынешний директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг. Работали в очень тесной корреспонденции с международными коллективами, адаптировали "Евробарометр" под отечественные реалии, Джон Миллер неоднократно приезжал в СССР и Россию и помогал. Во ВШЭ исследование "переместилось" в 2002 году вместе с коллективом. Теперь мы проводим опросы с временным лагом в 2-3 года".

Научная грамотность россиян в достаточной мере сходна с американской и европейской: что называется, краснеть нам не приходится. В России несколько лучше знают "физику", тогда как на Западе — "биологию". Это объяснимо: в советском и российском образовании традиционно более серьезный упор делался на физику и математику, и не так сильно — на биологию, с которой в жизни старших поколений вообще были некоторые проблемы, пресловутая "лысенковщина".

Российские социологи задали отечественной аудитории немало собственных вопросов. Они формулируют задачу последнего исследования как "анализ вовлеченности населения России в проблемы развития науки, технологий и техники".

"Подавляющее большинство опрошенных (84%) заявили, что наука и техника делают нашу жизнь более легкой и комфортной, — рассказал Константин Фурсов. — Вместе с тем, развитие науки и технологий неизбежно несет в себе определенные риски, что осознается и рядовыми гражданами. Например, 77% опрошенных считают, что достижения науки и техники могут иметь непредвиденные последствия, опасные для человеческого здоровья и окружающей среды".

Так, в анкету были включены вопросы о готовности респондента посадить у себя на огороде генно-модифицированные овощи, а также о том, одобряет ли он или она использование стволовых клеток.

Менее 4% ответивших выразили готовность сажать ГМО-овощи, еще около 7% готовы сочетать их с обыкновенными. Использование эмбриональных стволовых клеток безусловно одобрили и "скорее, одобрили" около половины ответивших респондентов. И лишь около четверти высказались "резко против" и "скорее, против".

Что из этого следует? Здесь, пожалуй, самый "нетривиальный" момент. Социологи предполагают, что и применение генной инженерии в сельском хозяйстве (пресловутые ГМО), и стволовые клетки в принципе несут благо человечеству при условии надлежащего с ними обращения. И соответственно, сопротивление общества этим научным благам вызвано недостатком просвещения (подобно тому, как в прошлые века русские крестьяне сопротивлялись картофелю).

В целом, около двух третей опрошенных в России заявили, что их интересуют научные открытия и изобретения. Однако лишь половина из этих двух третей подтвердила свой интерес чем-то реальным: "люди смотрят научно-популярные передачи, читают онлайн- и оффлайн-источники, обсуждают эти вопросы со знакомыми, ходят в музеи и т.д".

Некоторая разница с Западом проявилась вот в чем: в России около 23% респондентов посещали за последний к моменту опроса год научно-технический музей, фестиваль, планетарий, зоопарк или ботанический сад. В Великобритании эта доля почти в три раза выше (67% по данным за аналогичный период), а в США – в два с половиной раза выше (58% по данным за 2012 год).

"В целом можно говорить о том, что интерес (или его отсутствие) к науке, технике и технологиям является результатом социализации и элементом стиля жизни, — отмечают Фурсов и Полякова.

Ну а что же со знаниями из области истории? Например, касающихся ее наиболее значимых для страны дат. Почти все россияне (96%) помнят, в каком году закончилась Великая Отечественная война, 77% — когда произошли Октябрьская революция, 65% — год распада СССР и 65% — дату первого в истории человечества космический полета, совершенного Юрием Гагариным. А вот с годом Бородинской битвы 49% определиться не смогли. Куликовской битве повезло еще меньше – лишь 16% опрошенный помнят эту веху, это же количество участников опроса ФОМ, который проинтервьюировал 1500 человек от 18 лет и выше, смогло назвать год Крещения Руси.

Примечательные результаты дал соцопрос, призванный определить уровень исторических познаний студенческой молодежи, проведенный в 2014-2015 годах специалистами Московского гуманитарного университета в ряде московских вузов. Социологи опросили студентов разных курсов, обучающихся по специальностям в основном социального и в меньшей степени гуманитарного профиля. Всего опрошен был 2051 студент восьми столичных вузов.

Как оказалось, подавляющее большинство опрошенных (78%) берут свои исторические знания из учебников, однако 60,1% еще используют для этого и Интернет, а 45,4% — фильмы и сериалы. И как представляется, это вполне объясняет полученные ответы интервьюируемых. Так, формальные и тестовые вопросы, ответы на которые можно почерпнуть из учебника, для большинства участников опроса труда не составили. Так, например, 75,5% знакомы с понятием "норманнская теория". К полководцам и флотоводцам XVIII века 62% отнесли в первую очередь А.В. Суворова. Знают даже то, преемником Лжедмитрия I на царстве был Василий Шуйский и что после Северной войны был заключен Ништадтский мир. Не обошлось, правда, без мифов. В число держав-победительниц в Первой мировой войне Россию включили 42,2% опрошенных. Один из популярнейших мифов советской эпохи — о кукурузе как основной сельскохозяйственной культуре в период правления Хрущева до сих пор господствует в массовом сознании. Этой версии придерживаются 67,4%.

Сами участники студенческого опроса, врочем, иллюзий насчет своих знаний не питают: 41,7% признались, что со школы относятся к истории с безразличием, 47,9% признают, что пока знают историю недостаточно, хотя и изучают ее. Ну а 27% полагают, что вообще не знают историю. Грустно, зато честно.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!