"Каша в головах" |
18 Октября 2013 г. |
Кто мы, кем себя ощущаем, какими идеями живо российское общество? И у "простых людей", и у власти - "каша в головах". А вот ценностные установки у молодых людей и у тех, кому за шестьдесят сходятся... Так считает старший научный сотрудник Социологического института РАН, научный руководитель социологического центра "Мегаполис" Татьяна Протасенко.
— Мы хотим понять нынешнюю систему ценностей россиян, на что ориентируются, с кого берут пример...
— Это что, вроде кодекса строителя коммунизма? Я сразу должна сказать: мне все, что было в СССР, мягко говоря, не нравится, и я не испытываю никакой ностальгии. Я вообще не понимаю, как мы тогда жили. Практически все, о чем я мечтала и чего хотела, я получить не могла. Но это мой личный опыт. Почему я об этом сразу говорю — потому что социология содержит значительный компонент субъективизма. Это проявляется и в гипотезах, ложащихся в основу исследований, и в постановке вопросов, и в интерпретациях. Так что, мне кажется, тут лучше сразу обозначить систему взглядов, позицию и честно признать: мой анализ в определенной степени субъективен. Субъективизму подвержены не только исследователи, но и те, кто нам отвечает. В ходе опросов зачастую видно, что люди говорят неправду о своих действиях, стремясь соответствовать общественным ожиданиям. Скажем, когда мы проводили опросы перед последними выборами президента, мы видели, что часть интеллигенции утверждает, что не будет голосовать за Путина, потому что интеллигенция же должна быть оппозиционной. Но по косвенным вопросам было видно, что они будут голосовать именно за Путина. А с некоторыми группами населения была обратная картина. В восьмидесятые годы, еще до Перестройки, мы проводили опрос, в котором затрагивались ценности ленинградцев. И на первый план, помнится, выходили пожелания "чтобы не было войны", "за мир во всем мире" и т.д. Особенно ярко это было видно у рабочих. Но это было просто идеологическое клише. А вот у интеллигенции на первом плане были, как ни странно, и тогда уже материальный достаток, семья, друзья… То есть обыденные повседневные ценности. — А вам не кажется, что у нас сильно изменились именно эти повседневные ценности? — Нет, не думаю. Их просто перестали скрывать, они вышли на поверхность, потому что не стало единой идеологии. Помните фразу – "в СССР секса нет". Секс, конечно, был, но в реальной жизни. А в публичном пространстве, в СМИ, был запрет на тему секса. Так и в отношении многих других тем и ценностей. Вместо идеологии теперь и у верхов, и у низов каша в голове, все перепутано. Поэтому про идеологию и ценности вообще говорить трудно. У нас есть позиции людей по некоторым вопросам, а не следование единой системе ценностей — правой или левой. В то же время, обыденная жизнь сильно изменилась. Возможности улучшения жилищных условий, возможности отдыха, покупки вещей стали совершенно иными. К нам пришло потребительское общество во всем своем изобилии. И ряд социологов считают, что у нас нет особенно высокой политической и гражданской активности именно потому, что люди пока еще не удовлетворили своих потребительских желаний. Отсюда и покупка ненужных вещей, закредитованность. Европа пережила этот бум в 1970-е годы, а к нам это пришло только сейчас. Тут, правда, надо оговориться, что это касается таких городов, как Петербург и другие миллионники. В провинции, конечно, тем более в сельской местности, все более сложно и, честно говоря, не очень изучено. — Но кроме потребительских инстинктов должно же быть в обществе что-то еще, консолидирующая система ценностей, выходящая за рамки слогана "покупай, покупай, покупай"?
— Я работаю сейчас в программе "Консолидация", которая как раз изучает, чем может быть консолидировано общество. Так вот, появляются многочисленные новые формы поведения: от флэш-мобов до волонтерства и благотворительности. И если в сфере потребления мы отстаем от Европы, то тут мы на равных с европейскими странами. Я знаю, например, что волонтерские группы помогали ветеранам с переездом и обустройством на новых местах, когда им массово давали жилплощадь несколько лет назад. — То есть все-таки прослеживается движение от эгоизма к альтруизму? — Мы просто проходим естественные фазы общественного развития. Насытимся потреблением — начнем искать другие стимулы для жизни. Ничего странного, необычного или уж тем более драматичного не происходит. В начале 1990-х был период, когда Европа массово помогала России по линии гуманитарной помощи. Так вот, это была не только помощь — люди еще и избавлялись от массы не нужных им вещей. Сейчас и мы в Петербурге к этому пришли. По всем опросам переполненность квартир разнообразными вещами — это просто бедствие. Люди покупают и не знают потом, куда все это девать. Так что ничего у нас особенного нет, нормальный путь развития, как у всех. — А человеческие качества? Многим кажется, что люди стали менее доброжелательны, более агрессивны друг к другу. — Нет, я категорически против этих утверждений. На чем это основано? Человеческая природа неизменна. Можно сказать, что несколько более агрессивными стали пожилые люди, оказавшиеся в новых условиях, которые они не понимают и зачастую не принимают. Скандалы в общественном транспорте, например, затевают нередко пожилые люди. Они более нетерпимы. Хотя, конечно, по опросам люди поддерживают мнение, что уровень агрессии вырос. Но это в общем виде, а в чем конкретно эта агрессия? Я этого не вижу. — Агрессия на дорогах, например, очень высока — отсюда и количество аварий. — Ну так раньше просто машин столько не было. Высокий градус агрессии виден только в отношении к мигрантам. Такого раньше действительно не было. Тут очень много раздражения накоплено. Стали анклавы появляться, где приезжие живут по своим правилам, и другие люди чувствуют себя там неуютно. Один мой знакомый пришел в общеобразовательную школу неподалеку от своего дома, думая записать туда ребенка, и у него завуч поинтересовалась, знает ли ребенок азербайджанский язык — а то у них кругом азербайджанские дети. И этот человек, коренной петербуржец, испытал культурный шок. — А вы видите различия в системе ценностей у людей разных возрастных групп? — Тут есть один очень интересный факт: сходятся ценностные установки у молодых людей и у тех, кому за шестьдесят. То есть молодежь воспринимает ту критику настоящего, которая исходит от старшего поколения, при этом старшее поколение идеализирует и мифологизирует жизнь в СССР, и это принимается молодыми людьми на веру. Например, отношение к Америке как к врагу демонстрируют именно эти возрастные группы — пожилые и молодежь. И это лишь одно совпадение, их на самом деле много, именно ценности совпадают. Отсюда и тяготение молодежи к социализму. — У нас недавно была дискуссия на тему "Герой нашего времени". Вы видите таких героев? — Ну, это какой-то советский подход. У каждого человека свои образцы. — Почему же? У всех стран есть свои герои, люди, на которых можно равняться, отчасти мифологизированные. Они необходимы любой нации.
— Если опираться на результаты опросов в России, в которых определяются самые популярные персоны, самые влиятельные люди и т.п., то на первых позициях очень часто оказывается, например, Алла Борисовна Пугачева. На нее даже готовы равняться, и не только в свете ее последних достижений. Так что "героев" много. Но чаще всего это раскрученные медийные персоны. Что меня волнует в контексте героев и героизма, так это место, которое занимает у нас в общественном сознании Великая Отечественная война. Людей все время отбрасывают в прошлое! А ведь на самом деле многое там было неоднозначно. Я с большим опасением отношусь к идее о единственном учебнике истории, боюсь, что там будет только часть правды. — Но построением мифов занимаются все страны. Мы анализировали учебники истории в Украине, Белоруссии, Казахстане — там такое понаписано, многое просто не соответствует историческим фактам. Да и в европейских учебниках есть весьма сомнительные, субъективные вещи.
- Поэтому я и стою на той точке зрения, что если хочешь научиться думать и рассуждать, рассматривай разные варианты событий, разные мнения, высказанные разными авторами. Сравнивай, анализируй. Единомыслие отучает человека не только думать, но и принимать ответственные решения. Да и не существует никакого единомыслия. Это, кстати, хорошо видно по результатам опросов общественного мнения – нет таких ситуаций и событий в любой сфере жизни, к которым люди относились бы одинаково. — Коснемся вопроса о семейных ценностях. Как вам кажется, что с ними происходит? — Как показывают наши последние опросы, сегодня в семью стали часто включать не только ближайших родственников, но более широкий круг людей. Знаете почему? Потому что для большого количества людей семья — это эмоциональный психологический тыл, который стал очень важен. Значение понятия "родной человек" в последнее время выросло. И прежде всего это стало очень важно для мужчин, особенно во времена экономического кризиса, который они чисто психологически переносят хуже, чем женщины. Секс, дети как ценности семейной жизни идут уже следующими пунктами. Может быть, потому, что эти радости можно получить и "на стороне". — Писатель и культуролог Андрей Столяров сформулировал главную заповедь современной России следующим образом: "быть успешным и не попасться". Вы с этим согласны?
— Коррупция среди проблем, волнующих население, во второй десятке. Прежде всего людей волнуют проблемы повседневной жизни – мигранты, ЖКХ, проблемы транспорта, медицины, уровня жизни… Коррупция привычна. Все что-то нарушают. Так что формула "быть успешным и не попасться" похожа на правду жизни. Люди относятся к нарушениям спокойно, это у нас в менталитете. Самое главное тут быть убежденным, что ты воруешь меньше, чем сосед и власть. Ты просто берешь совсем немножко сверху, чуть-чуть. — А как вы относитесь к мнению, что у нас не любят успешных людей? — Да, это абсолютная правда. Особенно если вдруг сосед, такой же, как ты, взял и "поднялся". Люди этого совершенно не выносят. Это тоже отличает нас от Запада. — Но как же можно строить с такой установкой свободный рынок? — Нам столько надо менять! А наши власти топчутся на месте: шаг вперед, два шага назад. Каша в головах — и избирателей, и представителей власти. При этом зачастую наши "правые" исповедуют те ценности, которые приняты на Западе у "левых", у социалистов. И наоборот. Главный мой тезис по поводу ценностей нашего общества сводится к тому, что нам нужно думать прежде всего о сегодняшнем дне, жить сегодняшним днем. При этом не забывая, конечно, историю и стараясь планировать будущее. Но главное – здесь и сейчас.
Тэги: |
|