НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Чему учат современную молодежь?

10 Июля 2015 г.

child books

В соседней Финляндии начат один из самых радикальных экспериментов в образовании. С 2020 года страна обещает отказаться от изучения по отдельности, например, математики, химии и физики, сведя их к единому обзорному уроку «наука». Исчезнет целостное изучение географии и некоторых других предметов, которые растворятся в так называемых «темах». К примеру, тема «Европа», помимо местной географии, включает языки, экономику и историю.

Считается, что у финнов одна из лучших систем образования в мире. Стало быть, можно предположить, что именно там, как в своеобразной лаборатории, отрабатываются «наиболее передовые» подходы к образованию, которые затем будут внедряться повсеместно. И со стопроцентной уверенностью — в России тоже. Поэтому неплохо бы загодя понять, какого именно человека станет готовить на выходе «модернизированная» школа.

Послушаем самих финнов. К примеру, руководитель по развитию Хельсинки Паси Силандер в интервью The Independent: «Сейчас нам нужно просвещение разного уровня, чтобы мы могли подготовить людей к работе в жизни. Молодые люди пользуются продвинутыми компьютерами. Раньше в банках работало много служащих, которые постоянно считали, но сейчас все кардинально изменилось. Мы должны осуществить изменения в системе образования, которые нужны индустрии и современному обществу».

В переводе на понятный язык это означает примерно следующее. Современное образование, в отличие от классического, не ставит своей целью подготовку людей с системными академическими знаниями, позволяющими при дальнейшем, более углубленном изучении определенного направления реализовать себя в самых разных областях. «Индустрии и современному обществу» нужны узкие специалисты, напоминающие «юниты» в компьютерных играх: «человек-лесоруб», «человек-строитель», «человек-солдат» и т.д. — в точности как у муравьев. Причем, чем уже и глубже специализация, тем больше вероятность, что данный товар на рынке труда будет куплен.

Соответственно банковскому служащему математика не требуется — достаточно уметь нажимать правильные кнопки на компьютере, который сам все посчитает и куда надо запишет. А какому-нибудь «человеку-официанту» из «Макдоналдса» и вовсе довольно лишь читать и писать, даже считать не надо: главное, знать, какой значок на клавиатуре обозначает то или иное арифметическое действие. А что Земля круглая — это ему зачем? Отсюда и новый подход: ясно, что, изучая комплексно предмет «наука», фундаментального понимания по каждой области знаний не получишь, в лучшем случае вершков нахватаешься. Но большего и не требуется.

Другая решаемая внедрением финской модели задача — сегментирование знаний. Выращиваемый «гомо функционалис» должен получать достаточно полный объем самой разнообразной информации, но по четко очерченной тематике. Сегментированное обучение позволяет сколь угодно широко манипулировать реальностью, формируя в сознании обучаемого нужную картину мира. Например, преподавая тему «Европа» вне контекста мировой истории, легко убедить, что промышленный рывок Запада объясняется развитием демократии и достоинствами рыночной экономики, а отнюдь не колониальным ограблением большей части остального мира.

Неправильно было бы, однако, сводить все к чисто экономическим интересам работодателей. Одним из базовых условий социального контроля является постоянное нарастание разрыва в знаниях между основной массой общества и теми, кто принадлежит к правящим элитам или близок им. Не секрет, что элиты на Западе, в отличие от «муравьев», готовят как раз по классической системе, чтобы разрыв нарастал и его невозможно было преодолеть. В итоге достигается оптимальная управляемость «низов»: система имеет больше контроля над человеком, чем даже он сам над собой.

Может возникнуть резонный вопрос: как же сочетается сознательная дебилизация человечества с тотальным насаждением компьютерной грамотности едва ли не с пеленок? Очень даже сочетается. Особенно если вспомнить, как именно «реформировали» образование все последние десятилетия. Сначала, усадив молодежь за компьютер, ее отучили читать что-либо большее по объему, чем статья в «Википедии». Затем — представлять и осмысливать прочитанное. Создали «комиксное мышление» — когда реальность воспринимается в виде неких «фактов» без анализа и сопоставления. Далее ввели тестовую модель оценки знаний (пресловутый ЕГЭ), заменившую системность знаний набором определенной информации. И наконец, предложили простое решение проблемы, «как, не учась, стать умным»: достаточно войти в интернет и скачать любую нужную информацию. При этом, дискредитировав не только книги, но и любые СМИ, внушили молодежи, что именно Всемирная паутина — это «территория свободы», где есть любые знания и любые точки зрения.

Еще в конце 90-х в книге Барда и Зодерквиста «Нетократия» была изложена теория управления подсаженным на интернет человечеством через управление контентом. Надо ли говорить, что «узко специализированный» дикарь за компьютером — идеальный объект для такого рода управления?

По инф. Portal-kultura.ru

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!