НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

ЗАРЕКАЮСЬ!..

12 Апреля 2012 г.

alt

 

Рассказ, никем не подписанный, прочитала в православном календаре за 2010 год.

«Как я пил!.. Внучка уговаривала: «Деда, отдай бутылочку, возьми булочку». Я её успокаивал: «Да я совсем не пьяный». Вчера я одной женщине полку для книг до дома донёс, со стеклом. И не разбил. Она такая чудная. Я ей говорю: «Мне нужен стакан». Она отвечает: «У меня нет стакана». Я говорю: «Зато у меня есть. Стакан складной. А ты мне денег дай на стакан»… Такая она чудная, что не знает, сколько денег надо дать, чтобы налить в стакан. Зато я знаю.

Так вот и жил, и считал, что нормально. Все так живут, от стакана к стакану, от бутылки к бутылке.

От дочери ушёл муж. Сказал, что не может жить с пьяницей. А какой я пьяница? Нигде не валяюсь, на ногах хожу. Однако начало меня трясти. Зубы начали стучать, ужас напал. Откуда-то громовой голос услыхал. Он кому-то говорил: «Пропащий ты человек!» Оглядываюсь – ни души! И вдруг дошло – так это ж про меня. Куда бы спрятаться? Смотрю – церковь. Просидел до утра, потом сутки и ещё сутки. Думал о своей жизни. Потом домой пошёл.

Когда вернулся, мои женщины так обрадовались, словно я воскрес.

Я спрашиваю: «Кому молились за меня?» Говорят – иконе Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Втроём на коленях стояли. С тех пор в рот не беру спиртного».

Что ж за икона такая, к которой с молениями о помощи обращаются сотни и тысячи? В православной русской литературе нет никаких упоминаний о ней. И только у И. С. Шмелёва, из его повести «Неупиваемая чаша», вышедшей в свет в 1918 году, стало известно в России об этом образе Божьей матери. Именно Шмелёв с потрясающей болью, скорбью от беспробудного греха – пьянства – представил в своей ужасающей наготе этот порок. Вывернул его наизнанку.

Явление первообраза иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» произошло впервые ещё в 1878 году.

Исторические данные более точны и говорят, что на протяжении многих веков икона эта находилась в Высоцком монастыре и почиталась православным народом как чудотворная.

Серпухов. Высоцкий мужской монастырь

Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усилить оборону и в первую очередь прикрыть важнейший путь со средней Оки к Москве, проходивший через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу, рядом с полноводной Окой, «христолюбивый князь Володимир Андреевич» решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, – «бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину».

В уделе князя Владимира Андреевича в Радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному Старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место и благословить строительство. По заснеженным дорогам, пешком, пришёл преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов. Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название Высокое и находилось на берегу реки Нары, неподалёку от впадения её в Оку. Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Её Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы».

Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел руки к небу и произнёс молитву на основание обители. И ныне эта молитва ежедневно возносится братией монастыря.

Так, в декабре 1373 года на Высоком был основан монастырь, и стал он именоваться Высоцким.

В 1380 году на Куликовом поле русское войско одержало великую победу над Золотой Ордой. По возвращении с битвы благоверный князь Владимир Андреевич, прозванный в народе Храбрым и Донским, воздвиг в честь воинов белокаменный собор.

В своё время при храме было создано Александро-Невское братство трезвости и совершались здесь молебны с чтением акафиста.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

altВ Покровском храме обители имеется чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая чаша». И сейчас здесь день и ночь горит неугасимо лампада, как символ молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, курящих, наркоманов – всех страдающих недугами телесными и душевными.

Народ хранит много историй об образе иконы. Впервые явление первообраза произошло в 1878 году.

Рассказывают, что один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всё, что находил в доме, дошёл до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги. Однажды увидел он необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, там есть икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Но он не сразу отправился в путь. Когда старец явился ему в третий раз, несчастный пьяница пошёл уже на четвереньках. Добрался он до города Серпухова. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли икона с изображением чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу? Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая чаша». В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама – строителя этого монастыря. Новообретённый образ был перенесён в храм, и перед ним совершён молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, но самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стен обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из самых дальних мест. Одержимые пьянством, а также их родные и близкие стремились вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную милость.

В советское время после закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928–1930 годы епископ Мануил (Лемешевский) восстановил почитание святыни этой обители, которое к тому времени постепенно приходило в забвение. По просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, и все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, и молебные служения прекратились.

Почитание иконы возобновилось лишь в конце 1980 годов. Начала действовать и древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году. Наступил 1990 год.

Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенёс служение «Неупиваемой чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всём мире икону, где Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, младенец Христос – стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила свою икону благодатию, которая с первых же дней подаётся всем с верою и надеждою приходящим к ней.

Образу приписывают многочисленные исцеления. Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.

Икона стала всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II икона впервые была внесена в Православный церковный календарь. И это явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» распространены во всём православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах.

Поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа не иссякает.

Матерь Божия, воздев свои пречистые руки, молит Сына своего и Бога за всех грешников, всех хочет спасти и призывает к неиссякаемому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

* * *

А я вновь возвращаюсь к гениальному творению русского писателя Ивана Шмелёва «Неупиваемая чаша». Прочтите! И вас потрясут до глубины души заключительные аккорды повести. Боль, скорбь от беспробудного греха – пьянства предстанут в своей ужасающей наготе. Вывернут душу наизнанку. И спросить захочется – за что ж тебе, Россия-матушка, «счастье» такое выпало? – пить и не напиваться, меры не знать? Сколько сердец сломлено, сколько семей порушено?! А дети родятся? Их воспитать как? Правда, иногда удаётся прорасти семенам и ввысь подняться над пороками и мерзостью. Да редко такое бывает. Чаще всего идут чада по стопам родительским и тогда уж воспитывают их колонии да тюрьмы. Беда российская. Горе неутешное.

С надеждою великою взирают на икону страждущие. Ждут избавления от пьяного недуга. Вот и великий писатель боль свою обнажил.

«Возликовала Высоко-Владычная обитель и пошла молва по всей округе, и стали неистощимо притекать к «Неупиваемой чаше» многое множество: в болезнях и скорбях, в унынии и печали, в обидах ищущие утешения. И многие обрели его…

… Когда празднуется в Высоко-Владычном монастыре престол – день памяти Рождества Богородицы – тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. Из-за сотен вёрст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких, беснующихся, кричащих дикими голосами мужиков звериного образа… Во время крёстных ходов падают под икону на землю изболевшиеся душой, ищущие радостного утешения. И исступлённо кричат, взирая на светлый лик, подсказанное: «Зарекаюсь».

Молитва ко Пресвятой Богородице ради Ея иконы «Неупиваемая чаша»

«О, Премилосердная Владычице! К твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не презри, но милостиво услыши нас – жён, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матерее своея. Церкви Христовой, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадях своих слёзы проливающих, жён, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.