ЗАРЕКАЮСЬ!.. |
12 Апреля 2012 г. |
Рассказ, никем не подписанный, прочитала в православном календаре за 2010 год. «Как я пил!.. Внучка уговаривала: «Деда, отдай бутылочку, возьми булочку». Я её успокаивал: «Да я совсем не пьяный». Вчера я одной женщине полку для книг до дома донёс, со стеклом. И не разбил. Она такая чудная. Я ей говорю: «Мне нужен стакан». Она отвечает: «У меня нет стакана». Я говорю: «Зато у меня есть. Стакан складной. А ты мне денег дай на стакан»… Такая она чудная, что не знает, сколько денег надо дать, чтобы налить в стакан. Зато я знаю. Так вот и жил, и считал, что нормально. Все так живут, от стакана к стакану, от бутылки к бутылке. От дочери ушёл муж. Сказал, что не может жить с пьяницей. А какой я пьяница? Нигде не валяюсь, на ногах хожу. Однако начало меня трясти. Зубы начали стучать, ужас напал. Откуда-то громовой голос услыхал. Он кому-то говорил: «Пропащий ты человек!» Оглядываюсь – ни души! И вдруг дошло – так это ж про меня. Куда бы спрятаться? Смотрю – церковь. Просидел до утра, потом сутки и ещё сутки. Думал о своей жизни. Потом домой пошёл. Когда вернулся, мои женщины так обрадовались, словно я воскрес. Я спрашиваю: «Кому молились за меня?» Говорят – иконе Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Втроём на коленях стояли. С тех пор в рот не беру спиртного». Что ж за икона такая, к которой с молениями о помощи обращаются сотни и тысячи? В православной русской литературе нет никаких упоминаний о ней. И только у И. С. Шмелёва, из его повести «Неупиваемая чаша», вышедшей в свет в 1918 году, стало известно в России об этом образе Божьей матери. Именно Шмелёв с потрясающей болью, скорбью от беспробудного греха – пьянства – представил в своей ужасающей наготе этот порок. Вывернул его наизнанку. Явление первообраза иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» произошло впервые ещё в 1878 году. Исторические данные более точны и говорят, что на протяжении многих веков икона эта находилась в Высоцком монастыре и почиталась православным народом как чудотворная. Серпухов. Высоцкий мужской монастырь Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усилить оборону и в первую очередь прикрыть важнейший путь со средней Оки к Москве, проходивший через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу, рядом с полноводной Окой, «христолюбивый князь Володимир Андреевич» решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, – «бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину». В уделе князя Владимира Андреевича в Радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному Старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место и благословить строительство. По заснеженным дорогам, пешком, пришёл преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов. Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название Высокое и находилось на берегу реки Нары, неподалёку от впадения её в Оку. Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Её Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы». Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел руки к небу и произнёс молитву на основание обители. И ныне эта молитва ежедневно возносится братией монастыря. Так, в декабре 1373 года на Высоком был основан монастырь, и стал он именоваться Высоцким. В 1380 году на Куликовом поле русское войско одержало великую победу над Золотой Ордой. По возвращении с битвы благоверный князь Владимир Андреевич, прозванный в народе Храбрым и Донским, воздвиг в честь воинов белокаменный собор. В своё время при храме было создано Александро-Невское братство трезвости и совершались здесь молебны с чтением акафиста. Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» В Покровском храме обители имеется чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая чаша». И сейчас здесь день и ночь горит неугасимо лампада, как символ молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, курящих, наркоманов – всех страдающих недугами телесными и душевными. Народ хранит много историй об образе иконы. Впервые явление первообраза произошло в 1878 году. Рассказывают, что один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всё, что находил в доме, дошёл до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги. Однажды увидел он необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, там есть икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Но он не сразу отправился в путь. Когда старец явился ему в третий раз, несчастный пьяница пошёл уже на четвереньках. Добрался он до города Серпухова. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли икона с изображением чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу? Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая чаша». В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама – строителя этого монастыря. Новообретённый образ был перенесён в храм, и перед ним совершён молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, но самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина. Скоро эта благая весть вышла за стен обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из самых дальних мест. Одержимые пьянством, а также их родные и близкие стремились вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную милость. В советское время после закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928–1930 годы епископ Мануил (Лемешевский) восстановил почитание святыни этой обители, которое к тому времени постепенно приходило в забвение. По просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, и все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, и молебные служения прекратились. Почитание иконы возобновилось лишь в конце 1980 годов. Начала действовать и древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году. Наступил 1990 год. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенёс служение «Неупиваемой чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всём мире икону, где Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, младенец Христос – стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила свою икону благодатию, которая с первых же дней подаётся всем с верою и надеждою приходящим к ней. Образу приписывают многочисленные исцеления. Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Икона стала всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II икона впервые была внесена в Православный церковный календарь. И это явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» распространены во всём православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. Поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа не иссякает. Матерь Божия, воздев свои пречистые руки, молит Сына своего и Бога за всех грешников, всех хочет спасти и призывает к неиссякаемому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся. * * * А я вновь возвращаюсь к гениальному творению русского писателя Ивана Шмелёва «Неупиваемая чаша». Прочтите! И вас потрясут до глубины души заключительные аккорды повести. Боль, скорбь от беспробудного греха – пьянства предстанут в своей ужасающей наготе. Вывернут душу наизнанку. И спросить захочется – за что ж тебе, Россия-матушка, «счастье» такое выпало? – пить и не напиваться, меры не знать? Сколько сердец сломлено, сколько семей порушено?! А дети родятся? Их воспитать как? Правда, иногда удаётся прорасти семенам и ввысь подняться над пороками и мерзостью. Да редко такое бывает. Чаще всего идут чада по стопам родительским и тогда уж воспитывают их колонии да тюрьмы. Беда российская. Горе неутешное. С надеждою великою взирают на икону страждущие. Ждут избавления от пьяного недуга. Вот и великий писатель боль свою обнажил. «Возликовала Высоко-Владычная обитель и пошла молва по всей округе, и стали неистощимо притекать к «Неупиваемой чаше» многое множество: в болезнях и скорбях, в унынии и печали, в обидах ищущие утешения. И многие обрели его… … Когда празднуется в Высоко-Владычном монастыре престол – день памяти Рождества Богородицы – тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. Из-за сотен вёрст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких, беснующихся, кричащих дикими голосами мужиков звериного образа… Во время крёстных ходов падают под икону на землю изболевшиеся душой, ищущие радостного утешения. И исступлённо кричат, взирая на светлый лик, подсказанное: «Зарекаюсь». Молитва ко Пресвятой Богородице ради Ея иконы «Неупиваемая чаша» «О, Премилосердная Владычице! К твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не презри, но милостиво услыши нас – жён, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матерее своея. Церкви Христовой, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадях своих слёзы проливающих, жён, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь».
|
|