«Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова |
По инф. biographe.ru, lgz.ru |
26 Октября 2024 г. |
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий. Фото lgz.ru Будущий автор знаменитых произведений родился 18 октября 1894 года в городе Режица (сейчас переименован в Резекне и входит в состав Латвии) в зажиточной еврейской семье. Отец Юры Насон Аронович (в русифицированном варианте – Николай Аркадьевич) Тынянов по профессии был врачом. Переехав в Витебскую губернию из Бобруйска, он познакомился с будущей супругой Софьей Эпштейн, уроженкой белорусского местечка Докшицы Минской губернии. Когда Тынянову-младшему исполнилось десять лет, семья перебралась в Псков, где мальчик поступил в городскую гимназию. Интересный факт: это учебное заведение для многих других известных людей – математика Владимира Брадиса, поэта Антонина Ладинского, писателя Вениамина Каверина. Окончив гимназию с серебряной медалью, юноша стал студентом филологического отделения Петроградского университета. При этом особый интерес у молодого человека вызывали лекции по физике, биологии и химии. Дипломная работа Юрия была посвящена теме дружбы Пушкина с Кюхельбекером. Изучение биографий знаменитых людей так увлекло выпускника, что вскоре он начал заниматься этим профессионально. Известный литературовед и педагог Семен Венгеров уговорил талантливого воспитанника остаться в стенах альма-матер в качестве преподавателя. Уже через два года после окончания университета Тынянов занял место в профессуре Института истории искусств. В литературное наследие Юрия Тынянова вошло несколько десятков больших и малых прозаических сочинений, очерков и научных статей. Настоящая писательская слава к автору пришла в 1924 году, когда в печать вышла его книга «Кюхля», повествующая о поэте-декабристе и близком друге Александра Пушкина Вильгельме Кюхельбекере. О самом же Александре Сергеевиче писатель создавал целую эпопею, которую, к сожалению, закончить так и не успел. Великому русскому литератору Александру Грибоедову Юрий Насонович посвятил свой труд «Смерть Вазир-Мухтара». По мнению доктора филологических наук Лидии Гинзбург, произведение о Грибоедове получилось не историческим, а «истерическим», а вот современный писатель-публицист Дмитрий Быков назвал книгу «гигантским стихотворением в прозе». В «Смерть Вазира-Мухтара» автор заложил множество метафор и цитат: под образом Грибоедова был зашифрован сам создатель, за фигурой Фадея Булгарина скрывался друг Тынянова Виктор Шкловский, а Персия подразумевала Россию. «Смерть Вазир-Мухтара» (1928) – главное творение Тынянова-беллетриста. Скептические отзывы критиков-современников, а также Александра Солженицына («Тынянов не доработал характера. Духовно высокого Грибоедова-писателя мы так и не увидели») возникают на основе сравнения романа с исторической беллетристикой ХIХ века, в которой главное – характер и психология. Между тем Тынянов продолжает иную линию – орнаментальной модернистской прозы ХХ века (Андрей Белый), основа которой не сюжет/фабула и характер, а метафора, композиционный стык, лирическая ассоциация. Иным, чем у критиков и Солженицына, было мнение Максима Горького: «Грибоедов – замечателен, хотя я не ожидал встретить его таким. Но вы показали его так убедительно, что, должно быть, он таков и был… А если и не был – теперь будет». В советской исторической прозе «Смерть Вазир-Мухтара» так и осталась уникальным, штучным созданием. Впрочем, не только исторической. Романы Тынянова стали поводом для тоже уникального культурного явления. В 1961 году бывший лагерник, будущий беглец из СССР Анатолий Белинков публикует в советском издательстве антисоветский трактат, замаскированный под критико-биографический очерк «Юрий Тынянов». В 1965 году книга даже выходит вторым изданием. Роман Тынянова становится для Белинкова размышлением о семнадцатом, тридцать седьмом, пятьдесят шестом годах – и так далее до его современности. Поэтому в финале главы о «Смерти Вазир-Мухтара» появляются и упоминания современников Тынянова, и просто прямая речь: «Тынянову кажется, что диктатура пролетариата не во всем является той свободой, которую ждала и искала дореволюционная интеллигенция, склонная видеть в глубокой заботе о ее духовном перевоспитании лишь новые порабощения. Лирическая интонация романа Тынянова связана не с приемом, а с жанром. Жанр «Смерти Вазир-Мухтара» – лирика. «Смерть Вазир-Мухтара» – это не только исторический роман о Грибоедове, но и трудное, полное сомнений повествование о себе и о своем времени». Сочиняя малую прозу, писатель чаще всего использовал выдуманных героев. Например, персонаж подпоручика Киже появился в повести благодаря одному из исторических анекдотов. В 1936 году Юрий Насонович переехал в Москву, где вошел в группу создателей литературного цикла «Библиотека поэта». После смерти Максима Горького литератор стал ее руководителем. К началу Великой Отечественной войны еще довольно молодой Тынянов был уже на инвалидности. Рассеянный склероз и, как следствие, проблемы с передвижением затрудняли научную и литераторскую деятельность автора, но он не сдавался и продолжал трудиться. Женился Юрий Насонович единожды, через два года после окончания университета. Супругой литератора стала Лея Качановская, младшая сестра его друга и однокашника Льва Зибера, ставшего известной фигурой в области вирусологии. Помимо этого, Тынянов подружился с его младшим братом, который известен как автор «Двух капитанов» Вениамин Каверин. Лея подарила Юрию единственную дочь Инну, прожившую долгую и плодотворную жизнь. В литературном мире она известна как талантливая переводчица прозаических и поэтических произведений португальского и испанского языков. Давняя болезнь, осложненная пневмонией, стала причиной смерти Тынянова 20 декабря 1943 года. Илья Эренбург по возвращении с похорон Юрия сказал: «Тынянов был не ко двору и не ко времени. Газеты даже не сообщили о его смерти». Похоронили Юрия Насоновича на Ваганьковском кладбище Москвы. Супруга литератора пережила его всего на несколько месяцев и упокоилась рядом. По инф.
|
|