Светлая личность Сибири |
10 Ноября 2011 г. |
По словам Ивана Барсукова (1804 г.) – библиографа-литературоведа и историка), достижение групповых целей.ала совместной работы дать понять участникам занятий, что именно от них ож и историка - «Иркутск – самый красивый город во всей Сибири – расположен на правом берегу величественной реки Ангары, которая так быстра, что жестокие морозы, свойственные тамошнему климату, покрывают её исковерканным льдом не ранее января, а бывают годы, что всю зиму переправляются через Ангару на плашкоутах… На левом берегу Ангары, в пяти верстах от Иркутска, на заметном возвышении – как бы смотрит на город, красуется Вознесенский монастырь со своими золотыми крестами и главами. В нём открыто почивает в нетлении, благоухая, прославленный чудотворениями святитель Иннокентий в великолепной серебряной раке». Двести шестьдесят лет сияли над Ангарой маковки и золочёные кресты изукрашенных церквей, пределов Вознесенского монастыря. (Мужской монастырь Вознесения Господня и Иннокентия епископа Иркутского был образован в 1669 году. Это был первоклассный монастырь, отстоящий от центра города всего в четырёх-пяти верстах (сейчас улица Полярная), разрушен был новыми властями до основания в 1930 году). Сибиряки любили это намоленное место и особо почитали своего святителя. И вера их в чудотворную силу Иннокентия так велика была, что убеждены были, если при проезде мимо монастыря не отслужить молебен преподобному чудотворцу, то на пути непременно случится какое-нибудь несчастье. Открытие мощей святителя Иннокентия совершилось в царствование императора Павла. Сенаторы Ржевский и Леватов, ревизовавшие Иркутскую губернию, донесли государю о нетленных мощах и чудесах святителя, который преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября ещё в 1731 году в седьмом часу утра. Погребён был святитель в пещере под деревянной церковью Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1764 году, когда начали ремонтировать церковь, обнаружили, что тело, одежды и гроб святителя (хотя прошло уже тридцать три года со дня его погребения) сохранились нетленными и прославились многими чудесами. Жители Иркутска стали просить об открытии мощей святителя. Народное почитание останков началось в конце XVIII века. В последних числах сентября 1800 года епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений числом более ста. Государь потребовал от Святейшего синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года доложил результаты Синоду. 1 декабря 1804 года Святейший синод с высочайшего соизволения объявил: «Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя». Мощи святителя были открыты 19 января 1805 года; 16 февраля того же года перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. В 1921 году мощи были вскрыты и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были найдены в 1990 году далеко от Иркутска в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска. Всё это произошло благодаря усилиям и молитвам священства и верующих, в числе которых был и А. Д. Сирин (известный профессор, доктор философских наук), который выступал на первых Иннокентьевских чтениях. Слова А. Д. Сирина тогда произвели на многих очень сильное впечатление: «…Святитель, Петром I направленный, но так и не попавший в Китай в 1720-е годы, и ныне стоит на страже земли Иркутской. И высшим Промыслом предопределено ему и в будущем защищать нас от набирающего силу огромного Китая...» До революции поток паломников к мощам святителя Иннокентия был настолько велик, что для приезжающих было построено две гостиницы при Вознесенском монастыре. В честь святителя стали открываться храмы, например – в Красноярском и Хабаровском крае, в Приамурье его именем стали называть селения. Открылось много воскресных школ при церквях. Иннокентьевский храм в Хабаровске Так, в 1869 году начальство Хабаровского поста решило начать постройку Нового Храма. В 1870 году на берегу реки Барри (позже Чардымовки) была воздвигнута первая деревянная церковь, названная Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия – покровителя Сибири и Дальнего Востока. Средства дали купцы Т. А. Слугин и В. Ф. Плюснин. И уже в 1870 году архиепископ Камчатский и Благовещенский Вениамин совершили освещение новопостроенного храма в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Первые жители Хабаровска верили, что нарекая свой храм в честь святителя, они вручают военный пост его небесному покровительству. В XIX–XX веках Иннокентьевская церковь, являясь духовным центром Хабаровска, играла немаловажную роль в общественной жизни города. Так, с конца XIX века при храме с соизволения Великого князя Александра Михайловича Романова и его супруги Ксении Александровны действовала обитель милосердия, включавшая в себя общину сестёр милосердия, богадельню и бесплатную лечебницу. С 1899 года при церкви была открыта церковно-приходская школа. С 1930 года началось в церкви разрушение. Невосполнимые утраты понёс храм в 1964 году – разрушено пятиглавие куполов, колокольня, уничтожены фрески. И только с 1992 года храм начал возрождаться. Восстанавливали его десять лет. В 2005 году произошло знаменательное событие – железнодорожным крестным ходом из Иркутска привезли в храм икону с нетленными мощами святителя Иннокентия. Хабаровчане считают этот храм своим духовным центром. Ещё в 1898 году на страницах газеты «Приамурские ведомости» можно было прочитать такие замечательные строки – «…образ храма, как образ дорогого сердцу человека всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провёл под его сенью». Предки святителя Иннокентия Дворянский род Кульчицких или Кольчицких, от которого происходит святой Иннокентий, с давних пор существовал в Галиции, Литве, на Волыни и других местах Украины. В середине XVII столетия родители и некоторые родные святителя переехали в Черниговскую губернию. В 1663 – 1667 годах в Московском малороссийском приказе упоминается переводчиком Григорий Кольчицкий (иногда встречается в документах и такое написание фамилии. В своих донесениях Синоду ещё до получения епископства и сам святитель подписывался так: «Иеромонах Иннокентий Кольчицкий»). Кольчицкий был писарем у Кочубея. Он вместе с Кочубеем свидетельствовал об измене Мазепы. Пострадал за правду и был сослан в Архангельскую губернию, но после того, как измена Мазепы была доказана, был возвращён из ссылки с честью для рода. Святитель Иннокентий родился между 1680 и 1682 годами (точная дата нигде не указана). Родители старались дать сыну самое наилучшее образование и воспитание. При крещении назвали его Иоанном. В житии и чудесах святителя Иннокентия, напечатанных в Иркутске около 1877 года, в рукописи, хранившейся в Иркутском Вознесенском монастыре, сказано: «Когда пришёл он в возраст, то отдан был во град Киев в училище, для обучения преподаваемым там наукам. Потом там же, в Киевской Академии, обучался словесным наукам: риторике, философии и богословию и иностранным наукам: латинскому, греческому и польскому». Было Иоанну 12–13 лет, когда поступил он в Киевскую коллегию. Высокие чувства и мысли, благие цели и намерения не оставляли его души во всё время обучения: фира, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – низшие классы коллегии - были пройдены с блеском и похвалой ревностным учеником. В 1701 году Пётр I за процветание науки в коллегии приказал переименовать её в Академию. Так будущий святитель в высших классах обучался риторике, философии и богословию уже в Академии. Родители Иоанна скончались ещё до окончания им курса в Академии и стал воспитывать его дядя. Ещё в юности Иоанн горел желанием всецело посвятить себя служению Святой Церкви. И в 1708 году, вероятно, архимандрит Иоасафа (Кроповский), который был настоятелем Лавры, ввёл его в отряд подвижников монашества, и он принял имя Иннокентий, и был рукоположен во иеромонаха. Назначение во флот В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской славяно-греко-латинской академии. С 1714 года он являлся префектом той же академии. Преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В числе наиболее образованных иноков по указу Петра I в 1719 году его вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. С конца 1720 года иеромонах Иннокентий исполнял должность наместника Александро-Невской лавры. (Окончание следует)
|
|