Люди доброй воли Иммануила Канта |
Алексей МОЛЧАЛИН |
08 Мая 2024 г. |
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле. В январе текущего года президент Путин назвал Канта великим мыслителем, чьи призывы жить своим умом актуальны и сегодня. А 22 апреля он обратился с приветствием к студентам Балтийского федерального университета имени Канта, к участникам и гостям Международного Кантовского конгресса «Мировое понятие философии». Это вызвало гневную реакцию канцлера Германии Олафа Шольца. На торжественной церемонии в честь 300-летия Канта того же 22 апреля (видимо, немного припозднившись) в Берлинско-Бранденбургской академии наук Шольц не удержался и выпустил горячий пар. Ответил ему пресс-секретарь калининградского губернатора Дмитрий Лысков: «Никто больше нашей страны и нашего региона не сделал для увековечивания памяти великого философа и его учения. Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны». На пике спора мы извлекли из редакционного портфеля текст одного из наших читателей. Славяне на родине КантаВ первые дни апреля 1945 года сотни сибиряков, в том числе иркутян, штурмовали столицу Восточной Пруссии крепость первого класса Кенигсберг и были награждены медалями «За взятие Кенигсберга». А в целом награжденных за эту операцию было семьсот шестьдесят тысяч человек. Согласно Карлу Марксу, пруссы – славянское племя; на Ялтинской конференции в вопросе, касающемся будущего раздела Германии союзниками, Сталин потребовал для СССР прусские Кенигсберг и Мемель. В том числе как незамерзающие балтийские порты. Мемель впоследствии стал литовской Клайпедой. Кенигсберг был изрядно разрушен бомбежками ВВС Великобритании, постаравшимися посильнее нагадить будущим хозяевам города. Взятие его советскими войсками внесло свою лепту в процесс разрушения, так что советскому народу пришлось отстраивать город заново, и его переименование в Калининград в таком случае логично. Русские войска уже бывали в этом городе, а именно при императрице Елизавете Петровне. Сам Иммануил Кант читал здесь лекции русским офицерам. Впоследствии Канта высоко оценил Ленин, что при штурме 1945 года помогло сохранить его могилу и руины Кафедрального собора, рядом с которым похоронен философ. В восемнадцатом веке он писал о мире без войн, и демилитаризация родного города была своеобразным подарком к его дате рождения 22 апреля 1724 года. Трехсотлетие Иммануила Канта в 2024 году начали отмечать в Калининграде заблаговременно. Европа в связи с этим не может не испытывать сильнейшую головную боль. Великий европеец с его нравственным императивом невольно оказался на службе России. А здесь текущий год объявлен Годом семьи. К примеру, Кант писал: «То, что мы видим так мало удачных браков, как раз свидетельствует о ценности и важности брака». Семью философ считал высочайшей ценностью человечества. У его родителей было одиннадцать детей, среди которых младший сын Генрих Кант стал евангелическим священником, служил в Курляндии. Внуки перебрались в Москву и на Урал. Советские газеты сообщали, что один из потомков, инженер Фидлер, был одним из авторов проекта и главным инженером на строительстве знаменитого завода «Уралмаш». Иммануила Канта при жизни сравнивали с величайшими умами планеты. Своими трудами он спасал основы человеческой морали. Не философы-предшественники, не его теоретические размышления послужили этому, а атмосфера родительской семьи. Отец и мать исповедовали пиетизм, созерцательное религиозное настроение благоговения. По словам самого Канта, он никогда не слышал от своих родителей ничего неприличного и не видел ничего недостойного. «Пусть говорят, что угодно, о пиетизме, – писал он, – но люди, относившиеся к нему серьезно, были люди почтенные. Они обладали наивысшим возможным для человека спокойствием, веселостью, внутренним миром, не смущались никакими страстями, не боялись никакой нужды, никаких преследований. Никакой вызов, никакая брань не смущали их внутреннего мира и не побуждали их к гневу и вражде. Словом, всякий наблюдатель невольно должен был уважать их». Мальчиком Иммануил Кант обнаружил почтительную наблюдательность и пытливость. Мать, гуляя с ним, постоянно обращала внимание сына на окружающую природу, поясняя свои слова цитатами из Библии, в которых восхваляется благость и премудрость Творца. Нравственное учение Канта имеет связь с первыми впечатлениями его детства. На семьдесят четвертом году жизни он писал, что может, относительно своего генеалогического дерева, похвастаться лишь одним, а именно: что и отец, и мать его были ремесленники, отличавшиеся честностью, нравственной пристойностью и образцовой порядочностью, не имея состояния, но зато и долгов, «и дали воспитание, которое, с моральной точки зрения, не могло не быть лучшим». По словам Канта, каждый раз, когда он вспоминал о том, чем обязан родителям с нравственной стороны, он чувствовал себя преисполненным трогательной благодарностью. «Я никогда не забуду своей матери. Она насадила и взлелеяла во мне первый зародыш добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она возбудила и расширила мои понятия, и ее поучения оказали непрерывное спасительное влияние на всю мою жизнь». Отец был шорником, и сын учился на его средства, а по смерти отца стал зарабатывать частными уроками. Априорное знание не требует доказательств. Термин «априори» ввел в повседневную и научную практику именно Кант. Например, все знают, что масло масляное. Но не все знают, что это он освободил от доказательств подобных вещей. Калининград отмечает трехсотлетие Канта с размахом. Мероприятия начались 22 марта, а 22 апреля их было, как минимум, семь. В кафедральном соборе – спектакль «Тайные правила Канта» в исполнении лауреата премии «Лавр», актера и драматурга Дмитрия Минченка. Спектакль рассказал о трех днях из жизни Канта, определивших историю мировой философии. Открылся Международный Кантовский конгресс, в день открытия состоялись выступления, доклады, совещания. Вечером конгресс переместился на Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды. Есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Философ галантного века, философ эпохи Просвещения, основоположник немецкой классической философии… эпитетов, возвеличивающих Иммануила Канта, множество. Историки философии нередко противопоставляют его воззрения теории любимца Гитлера Фридриха Ницше. Для последнего избранные – это особая каста, которую обслуживает большинство. Кант же считал, что народное образование и воспитание необходимо поднимать до уровня избранных. В этом он одновременно и последователь гуманизма, и человек, который сам поднялся к высотам науки из народных масс. Родившийся болезненным, так, что мать посчитала его умершим, сын, можно сказать, проявил волю к жизни, вдруг задышал. Своим педантическим методом Кант с ранних лет держал свое здоровье в узде и прожил 79 лет. Ему было чуть больше сорока, а он только стал помощником библиотекаря. У него была любовь, но он так и не женился, в этом случае горожане наверняка лишились бы возможности сверять часы по его выходам из дома. Свой собственный дом Кант заимел после пятидесяти. Тогда же и создал самый знаменитый труд «Критика чистого разума». Он обдумывал его десять лет, а писал пять месяцев. Он был убежден: каждый человек имеет достоинство. Пьяницу-слугу, протерпев его более сорока лет, уволил с ежемесячной пенсией из своих преподавательских средств. Он отрицал торжество «чистого разума», то есть разума, ищущего только выгоды. И все-таки Кант добрался до СибириНынешний юбилей российского философа прусского происхождения не является праздником всероссийского масштаба. Однако, иркутский народ-философ (именно такой народ провидел Кант) сам проявляет инициативу. В частности, директор большереченской библиотеки Татьяна Анварьевна Тарасова в связи с Годом семьи в России пригласила иркутских литераторов Александра Журавского и Татьяну Ясникову на творческую встречу для обсуждения основного труда Канта «Критика чистого разума». Разобраться с этим сочинением нелегко, но полезно для любого. По мнению философа, чистый разум не то, чем он кажется. Без практического опыта разум необоснован и бесполезен. Без разума опыт не может быть осмыслен. Большереченцев интересовала практика распознания истины о невидимых закономерностях и принципах, а также то общее, что имеют разум и опыт. Пространство и время, совокупный феномен философии калининградца, в Большой Речке очень неплохи. Это виды на полноводную и гордую Ангару, на смолистую тайгу и на переменчивое небо, суть время, регулируемое светилами. Время, по Канту, является формой созерцания. И действительно, повлиять на его ход не может никто. Также не поддаются влиянию «вещи в себе». Такой вещью является не только каждый объект, но и каждый из нас. Мы, по Канту, не можем быть познаны, и слава Богу. Великий философ мыслью упирается в непознаваемое, но не разводит руки в растерянности, а предлагает прочесть еще один свой знаменитый трактат – «Критика практического разума». Александр Журавский попросил большереченцев обратить внимание на этот труд больше в той части, где Кант говорит о врожденном эстетическом чувстве каждого и о врожденной нравственности, что называется категорическим императивом. У всякой знаменитости есть житейская сторона, и в этом случае можно обсудить ботинки и рост Канта: 158 см, худощав. Современник так писал об его одежде: «Кант был всегда одет очень опрятно, и его серьезное лицо, слегка склоненная набок голова, его размеренный, но не слишком медленный шаг привлекали почтительное внимание при его появлении. Светлый песочный цвет платья, который позже сменился более темным коричневым, не выделял его среди других жителей города; светлые тона всех оттенков соответствовали тогдашним вкусам. В теплые дни он по обыкновению того времени ходил без шляпы, держа ее пристегнутой золотой кнопкой к своей трости, слегка напудренный парик украшал его голову. Шелковые чулки и ботики также относились к обычному костюму обеспеченного человека. О ценности его обуви свидетельствует тот факт, что Кант собственноручно подписал пару своих новых ботинок, которые он отправил дворцовому советнику Блоку, смотрителю зеленых насаждений Дрездена, составлявшему коллекцию обуви известных людей». Неслучайно философ любил русскую пословицу ««Гостя встречают по одежке, а провожают по уму». У Канта были голубые глаза и блондинистые волосы. Он любил людей, и всякий день приглашал в свой дом на обед от трех (граций) до девяти (муз), то есть друзей, включая их жен. Один из школьных его товарищей и последователей в середине восемнадцатого века «занесет» кантинианство в Россию, оказавшись учителем детей в княжеской семье Волконских. Когда в Кенигсберг вошла русская елизаветинская армия, философ предоставил пансион нескольким любознательным молодым людям. Его прежде всего заинтересовало, оправдано ли такое понятие, как «национальный характер». В качестве подтверждения Кант приводит русскую армию. По его мнению, тот, кто видел русскую армию, точно знает, что национальный характер – это не химера: «все русские солдаты как будто из одной закваски, примерно одинаковые на лицо, такие бравые парни». Галантный философ, выросший в многодетной семье, словно образец для роли отца, настраивающего на добрый лад биение сердец. Именно ему принадлежит ставшее известным выражение «люди доброй воли». Но смогут ли умиротворить сегодняшнюю Европу кантинианские торжества в Калининграде? Они продолжатся до ноября и завершатся еще одной Международной научной конференцией в Балтийском федеральном университете имени Канта. Перерастет ли скромный почин большереченцев в нечто большее, пока остается только гадать. Философы утверждают, что жизнь образованных людей длиннее, поскольку помимо своего личного опыта они пользуются опытом других людей, как близких, так и дальних. Читайте Канта, долгожители сегодняшние и будущие!
|
|