НА КАЛЕНДАРЕ

Золотой век Зои Богуславской

По инф. biographe.ru   
04 Мая 2024 г.

Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.

Золотой век Зои Богуславской

Фото ru.m.wikipedia.org

Детство и юность

Писательница родилась в Москве 16 апреля 1924 года. Отец Зои Борисовны – известный ученый-кибернетик, автор соответствующих монографий, научных работ и учебных пособий.

С ранних лет Зоя увлекалась искусством. Ее главным детским увлечением были театр и литература. Интересно, что Богуславская долгое время планировала связать свою профессиональную биографию с актерством, но потом любовь к литературе победила. Писать рассказы, пьесы девушка начала еще в школьные годы. Зоя с удовольствием писала материал, который в дальнейшем использовался на литературных вечерах и в драмкружках.

После окончания школы Богуславская поступила в ГИТИС, где она обучалась на театроведческом факультете. Спустя год после окончания вуза девушка попыталась стать профессиональной актрисой. Однако вскоре она отказалась от этой затеи. Богуславская сначала обрадовалась, когда ей удалось поступить в театральный вуз, но потом поняла – это не ее. Зоя Борисовна признавалась, что ей не нравится повторять что-то несколько раз, она не смогла бы годами играть одну и ту же роль.

В дальнейшем Богуславская поступила в Институт истории искусств, защитила диссертацию. В 1951 году писательница опубликовала свою первую критическую рецензию. После окончания университета девушка устроилась работать редактором в издание под названием «Советский писатель». Одновременно с этим она преподавала в Московском театральном училище, руководила отделом литературы в комитете по Государственным и Ленинским премиям.

Творческая биография

Широкую известность Богуславская получила благодаря статьям «Девушкой можно быть раз в жизни», а также «Брижит Бардо – последняя суперстар». Последняя статья впервые появилась в «Литературной газете», после чего публикация была перепечатана во многих европейских газетах и журналах.

Благодаря успеху первых публикаций Богуславская стала известной писательницей. Ее славу укрепили рассказы и повести «Защита», «700 новыми». Вскоре Богуславская представила роман под названием «Американки».

В 1960-х годах Зоя Борисовна продолжила писать статьи о кинематографе и театре, а ее самыми известными работами той поры принято считать монографии о Вере Пановой и Леониде Леонове. В 1967-м состоялся дебют писательницы в художественной литературе. Богуславская опубликовала повесть под названием «И завтра», которая впервые появилась в журнале «Знамя». Практически сразу повесть была переведена во Франции.

Примерно в это время Богуславская становится создателем и руководителем Ассоциации женщин-писательниц сначала в России, а потом открывает подобную организацию и в Париже. Писательница была принята в исполком Русского ПЕН-центра, занималась редакторской работой.

Богуславская свободно говорит на французском, немецком и английском языках. Писательница часто выступала в российских и зарубежных университетах, на форумах, книжных ярмарках. Одно время Зоя Борисовна была приглашенным писателем в нью-йоркском Колумбийском университете.

С приходом 70-х Богуславская продолжила заниматься творчеством. Проза писательницы печатается в самых популярных советских журналах той поры – в «Юности», «Знамени», в «Новом мире». Среди читателей оглушительной популярностью пользовались произведения писательницы – «Близкие» и «Наваждение».

Занималась Богуславская и театрализованными повестями, написанными в диалоговой форме. Это такие произведения, как «Обещание» (спектакль был запрещен), а также «Контакт» (повесть была поставлена в театре имени Евгения Вахтангова). Литературные критики той поры утверждали, что творчество Богуславской достаточно близко к так называемой трифоновской прозаической школе. Последователи этой литературной традиции открывали совершенно новые стороны жизни человека нашего времени. Однако среди литературоведов находились и лица, которые обвиняли писательницу в излишней аполитичности, в зацикливании на духовной жизни людей.

В 1991 году писательница основала проект первой независимой премии под названием «Триумф». Стать лауреатом данной премии мог деятель любого вида искусств. Жюри проекта возглавили самые видные люди искусства той поры – О. Табаков, Э. Климов, Ю. Башмет, В. Спиваков и многие другие. Вскоре появился и одноименный Фонд, который также возглавила Богуславская.

Постепенно Фонд Богуславской расширялся и охватывал новые стороны жизни общества. В 2010-м была впервые вручена премия, которая до сих пор присуждается молодым ученым за вклад в мировую науку.

В 1998 году в печати появился двухтомник писательницы под названием «Зазеркалье». В данное издание помещены самые важные произведения Богуславской. В двухтомнике можно найти 52 личных фотографии писательницы.

Далеко не всегда творчество Богуславской вызывало исключительно хвалебные отзывы рецензентов. Некоторые из работ писательницы даже были запрещены цензурой. Самые популярные рассказы и повести Зои Борисовны неоднократно переводились на японский, итальянский, французский, английский и другие языки. К примеру, во Франции были переведены четыре повести Богуславской.

Большой популярностью пользуется цикл эссе Богуславской под названием «Невымышленные рассказы». Зоя Борисовна успела встретиться с самыми видными деятелями искусств прошлых лет – она встречалась с Марком Шагалом, Владимиром Высоцким, Лайзой Миннелли, Аркадием Райкиным и многими другими. Этим встречам и посвящены эссе Богуславской.

Литературные критики сходятся во мнении в том, что повести «Окнами на юг» и «Близкие» можно назвать первыми произведениями о так называемых новых русских. Многие из эссе писательницы вызвали повышенный интерес не только со стороны читателей, но и всего профессионального литературного сообщества. Настоящим бестселлером стал роман «Американки», который даже получил премию.

Богуславская – не только успешный литератор, но и организатор многочисленных культурных проектов. Она организовывала фестивали искусств в Париже, в Москве, в Тольятти. Писательница становилась инициатором концертов, авторских вечеров и других культурных мероприятий.

В профессиональной биографии писательницы нашлось место и кинематографу. По ее книге даже было снято несколько фильмов в Америке. Также Богуславская занималась документалистикой. Она приложила руку к созданию нескольких документальных картин о Владимире Высоцком, Белле Ахмадулиной.

Личная жизнь

Богуславская несколько раз была замужем. Первым мужчиной в ее личной жизни стал актер Георгий Новиков. Замуж Зоя Борисовна впервые вышла в 19 лет.

Вторым супругом писательницы стал российский ученый, доктор технических наук Борис Каган. От этого брака она родила сына Леонида. Леонид Богуславский – успешный бизнесмен, совладелец таких компаний, как Озон.ру и Яндекс.

Третьим супругом Зои Борисовны стал известный поэт Андрей Вознесенский. Брак двух литераторов продлился 46 лет, до самой смерти именитого поэта. В память о третьем супруге писательница и ее сын основали премию под названием «Парабола». Название для премии было выбрано не случайно – так называется один из первых стихотворных сборников Вознесенского. Также Богуславская в память о почившем супруге открыла в российской столице Центр Вознесенского.

В настоящее время Богуславская является одним из самых уважаемых и популярных деятелей искусств в России.

По инф. biographe.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!