Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
С 16 по 22 февраля в Россию снова приходит Масленица — самый веселый и «прожорливый» народный праздник. «Блин не клин, брюха не расколет» — гласит русская поговорка. Братские славянские народы с этим полностью были согласны. Македонцы говорили: «Нажрался, как в Масленицу». Белорусы доказывали эти тезисы не словом, а делом: обвязывали брюхо лыком и ели, пока оно не порвется (не брюхо — лыко)... А еще уверяли: в последний день праздника подкрепиться надо семь раз — по числу недель грядущего поста. Хорваты цифру оспаривали — считали, что трапезничать необходимо девять раз. Словенцы настаивали на числе десять, а поляки и вовсе утверждали: сколько раз собака махнет хвостом, столько раз и ешь... В общем, ограничения не приветствовались — таким образом «обеспечивалась» сытая жизнь в будущем.
На первом месте стояли, конечно же, блины. Вовсе не потому, что напоминали по форме солнце, как принято считать. Блины у славян всегда были поминальной едой. И масленичные не исключение. Первый блин, испеченный в праздник, клали на слуховое окошко — «для душ родительских». А в последний масленичный день — Прощеное воскресенье — ходили на кладбище. По дороге ничего не произносили, лишь на могиле начинали говорить с умершими — просили прощения. И непременно жертвовали усопшим их еду — блины. Назад возвращались также молча. Вот вам и жизнерадостная Масленица — с культом предков в придачу.
Поминальная обрядность — неотъемлемая часть любимого в народе праздника. Который носил явно выраженный магический характер — на протяжении недели действия крестьян были направлены на то, чтобы способствовать плодородию земли, заодно и размножению всего живого. А без покойников в этом деле никуда. Умирая, человек становился частью земли и соответственно «влиял» на плодородие. Вот и надо было его всячески умилостивить, «накормить» блинами, иногда «напоить» водкой, а то пошлет обиженный покойник неурожай, и помирай с голоду.
С идеей плодородия связан и обязательный атрибут праздника — чучело, или Масленица. Встреча и проводы куклы были главными событиями торжества. Делали ее к началу широкой Масленицы — к четвергу. Сначала торжественно «встречали» — то есть водили по всей деревне с шутками-прибаутками. Кое-где в роли Масленицы мог выступать и человек — например, пьяный мужик, наряженный в женскую одежду и увешанный бубенцами. После «встречи» о виновнице торжества на несколько дней забывали. Пока в воскресенье не наступала пора «проводов», которые превращались в настоящий фарс. Рядом с чучелом могла идти наряженная в попа баба, размахивающая импровизированным «кадилом» и выкрикивающая «Аллилуйя!» За ней следовала толпа крестьян — воющих, плачущих, хохочущих. Такая «похоронная» процессия направлялась за пределы деревни, где куклу сжигали, топили или весело разрывали на части — под всеобщее ликование и смех. Так бесславно и погибала Масленица.
Над разгадкой этого ритуального «убийства» мучилось не одно поколение ученых. Какие только гипотезы не выдвигали — будто Масленица являла собой до смерти надоевшую зиму, и за это ее сжигали, то есть прогоняли. Или же олицетворяла саму смерть, которую крестьяне «побеждали». На самом деле в Масленице видели средоточие растительной силы земли, как то доказал главный отечественный фольклорист Владимир Пропп. И таким образом включил нашу героиню в комплекс верований об умирающем и воскресающем божестве растительности.
В античности с богами, отвечающими за плодородие, поступали так же — сначала ритуально «убивали» (топили, разрывали), чтобы те могли «воскреснуть». Только после этого природа «оживала».
Схожим образом поступали с Масленицей, дабы стимулировать весеннее возрождение. Кстати, куски растерзанного чучела или пепел куклы разбрасывали по полям — Масленица должна была «возродиться» в растительности. Подобным образом ежегодно «воскресал» Осирис в Древнем Египте. Жрецы лепили его статую из земли, глины и семян: бог считался ожившим, когда зерна прорастали.
О культе растительности говорят и прочие атрибуты праздника. Например, западные славяне в масленичные дни прыгали — чем выше, тем внушительнее будут посевы. Либо танцевали, приговаривая: «Дай бог, чтобы у вас репа такая большая была». Считалось, кто не пляшет, у того и урожая не будет. Русские крестьяне водили хороводы — с той же целью. Или качались на качелях — тут тоже следовало взмыть повыше. Прочие праздничные действа также были направлены на стимулирование земли — катание по ней, скатывания с горок и даже драки. Бока друг другу мяли «не из одного удовольствия и потехи», а для хорошего урожая. Бились не только мужики — например, на Нижегородчине бабы лупили друг друга, чтобы лен уродился...
Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.