[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/repin как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. 
Илья Ефимович Репин – талантливейший художник-реалист XIX века. Его картины – это грандиозные творения, которые пережили своего создателя. 5 августа 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения этого великого русского живописца.
Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Талант к живописи проявился рано, и первые навыки владения кистью Репин получил в топографической школе, где учили и чертить, и рисовать, а потом обучался у местного иконописца. Выполнив несколько заказов на роспись церквей, Илья Репин на заработанные деньги поехал в Петербург, чтобы учиться дальше. В 1863 году Репин поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил её.
Бурлаки
Первый колоссальный успех молодого художника связан со знаменитой картиной, появившейся на выставке в марте 1873 года: «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях. Было это в 1868 году. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». В один из погожих летних дней художник Савицкий уговорил Репина отправиться с ним на этюды. Они плыли вверх по Неве на пароходе в весёлой компании, и тут молодой художник впервые в жизни увидел бурлаков, тянущих барку. Сцена эта, когда «люди впряжены вместо скота», поразила его, и он тут же решил писать эскиз. Но для этого Репин вложил в картину несколько лет напряжённого труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Замысел картины изменился в ходе работы, действие было перенесено на Волгу. Репинские бурлаки – это не серая безликая масса, а портретная галерея ярких индивидуальностей. Каждый из них – это характер, личность, жизненная философия, биография. Вот, к примеру, как рассказывает Репин в своих воспоминаниях о любимом герое картины – Канине: «...Да что все романы и все истории перед этой фигурой!.. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб, это не простак...Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протёртыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение. Много лет спустя я вспоминал Канина, когда передо мной в посконной, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде с сохой за лошадью Лев Толстой». Законченная картина потрясла всех – и друзей, и недругов художника и сразу выдвинула Репина в первые ряды лучших русских живописцев. Полотно увидели в Петербурге, Москве, на всемирной выставке в Вене. Но отношение к себе она вызвала совсем неоднозначное. Например, ректор Петербургской Академии художеств отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства». Министр, оскорблённый видом «этих горилл, наших лапотников», настаивал, чтобы руководство Академии внушило «этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрёпанные онучи на показ Европе на всемирных выставках...».
Лучшие работы
Окончив академию, Репин, как лучший выпускник получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и в Италию. Первой работой художника после возвращения в Россию был «Крестный ход». Репин был мастером в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни. Картину можно разглядывать часами, замечая всё новые детали. В 1882 году начался самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять – двенадцать лет Репин создал большинство своих наиболее известных произведений. В 1885 году Репин завершил одну из самых известных своих картин «Иван Грозный и сын его Иван». Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решённая только двумя фигурами. «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное». Консервативная часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать её в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.
Борцы с самодержавием
Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвящённых революционной тематике. Это картины «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста» и другие. В центре образов – борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчуждённый от окружающей его человеческой среды. Самое значительное произведение на революционную тематику «Не ждали». Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отражённых на лицах революционера и членов его семьи. Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов, художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют портреты. За каждым изображением стоит незаурядная личность. Грабарь справедливо замечал, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем». Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта.
В «Пенатах»
После Октябрьской революции, когда Финляндия обрела независимость, художник оказался отъединённым от России в своих «Пенатах» – даче в местечке Куоккала на Карельском перешейке. В 1922–1925-м годах Репин создал едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу, которая находится сейчас в Художественном музее Принстона в США. Несмотря на приглашения, исходящие с самого высокого уровня (в 1926 году ему написал сам Ворошилов), Илья Ефимович так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями. Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства. Репин оставил в наследство не просто картины, а целые миры: мир Российской империи с нуждой и бесправием в «Бурлаках» и «Крестном ходе», мир далёкого прошлого в «Иване Грозном», мир борцов за свободу в «Отказе от исповеди», «Сходке революционеров», мир творчества и высокой мысли в портретах писателей, композиторов и художников. Илья Ефимович скончался в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Чуковский в 1937 году выпустил сборник мемуаров художника и статей об искусстве под названием «Далёкое близкое», неоднократно затем переиздававшийся.
{gallery}TXTS/2014/repin{/gallery}
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Хочу напомнить
Сегодня в нашем «Перевале» необычная стихотворная страничка. Она посвящена не лирике, как обычно, а суровой прозе жизни. Хотя и в стихах. Но злободневных. Или, как писали раньше в советской прессе, «на злобу дня».
-
Талант без границ
155 лет назад родился Александр Куприн.
-
Невыдуманные истории
Нашего постоянного автора Виктора Калинкина нет особой нужды представлять читателям «Моих годов». Он уже неоднократно отмечался со своими «произведениями малых форм» и в «Перевале», и в специальных литературных полосах «Окно «Перевала». Это хорошо запомнившиеся читателям и получившие их восторженные отклики рассказы «Сирота», «Юркина любовь» и другие. Сегодня мы представляем его новые произведения из серии «Невыдуманные истории».
-
«Сложно и понятно»: вспомним Юрия Трифонова
Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
-
Выборы и жизнь
«Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и неполная.
-
Диктатура – развал – диктатура
«Американские горки» российской истории.
-
«Обаяние просто… космическое»
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
-
Ночь с Вампиловым у печки
Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
-
Маэстро женских грез
5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
-
Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет life.ru
-
70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
-
«Я тебя никогда не забуду»
Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
-
Память о войнах как источник новых войн?
Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
-
Русский Шерлок Холмс
Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
-
Девятнадцатый против двадцатого
Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
-
О холокосте и антисемитизме
Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
-
Без царя в голове
Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
-
«По волне моей памяти…»
20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
-
Не повторяя путь отца
Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
-
Притяжение «Маленького принца»
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
|