[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/repin как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. 
Илья Ефимович Репин – талантливейший художник-реалист XIX века. Его картины – это грандиозные творения, которые пережили своего создателя. 5 августа 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения этого великого русского живописца.
Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Талант к живописи проявился рано, и первые навыки владения кистью Репин получил в топографической школе, где учили и чертить, и рисовать, а потом обучался у местного иконописца. Выполнив несколько заказов на роспись церквей, Илья Репин на заработанные деньги поехал в Петербург, чтобы учиться дальше. В 1863 году Репин поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил её.
Бурлаки
Первый колоссальный успех молодого художника связан со знаменитой картиной, появившейся на выставке в марте 1873 года: «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях. Было это в 1868 году. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». В один из погожих летних дней художник Савицкий уговорил Репина отправиться с ним на этюды. Они плыли вверх по Неве на пароходе в весёлой компании, и тут молодой художник впервые в жизни увидел бурлаков, тянущих барку. Сцена эта, когда «люди впряжены вместо скота», поразила его, и он тут же решил писать эскиз. Но для этого Репин вложил в картину несколько лет напряжённого труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Замысел картины изменился в ходе работы, действие было перенесено на Волгу. Репинские бурлаки – это не серая безликая масса, а портретная галерея ярких индивидуальностей. Каждый из них – это характер, личность, жизненная философия, биография. Вот, к примеру, как рассказывает Репин в своих воспоминаниях о любимом герое картины – Канине: «...Да что все романы и все истории перед этой фигурой!.. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб, это не простак...Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протёртыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение. Много лет спустя я вспоминал Канина, когда передо мной в посконной, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде с сохой за лошадью Лев Толстой». Законченная картина потрясла всех – и друзей, и недругов художника и сразу выдвинула Репина в первые ряды лучших русских живописцев. Полотно увидели в Петербурге, Москве, на всемирной выставке в Вене. Но отношение к себе она вызвала совсем неоднозначное. Например, ректор Петербургской Академии художеств отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства». Министр, оскорблённый видом «этих горилл, наших лапотников», настаивал, чтобы руководство Академии внушило «этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрёпанные онучи на показ Европе на всемирных выставках...».
Лучшие работы
Окончив академию, Репин, как лучший выпускник получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и в Италию. Первой работой художника после возвращения в Россию был «Крестный ход». Репин был мастером в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни. Картину можно разглядывать часами, замечая всё новые детали. В 1882 году начался самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять – двенадцать лет Репин создал большинство своих наиболее известных произведений. В 1885 году Репин завершил одну из самых известных своих картин «Иван Грозный и сын его Иван». Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решённая только двумя фигурами. «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное». Консервативная часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать её в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.
Борцы с самодержавием
Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвящённых революционной тематике. Это картины «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста» и другие. В центре образов – борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчуждённый от окружающей его человеческой среды. Самое значительное произведение на революционную тематику «Не ждали». Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отражённых на лицах революционера и членов его семьи. Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов, художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют портреты. За каждым изображением стоит незаурядная личность. Грабарь справедливо замечал, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем». Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта.
В «Пенатах»
После Октябрьской революции, когда Финляндия обрела независимость, художник оказался отъединённым от России в своих «Пенатах» – даче в местечке Куоккала на Карельском перешейке. В 1922–1925-м годах Репин создал едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу, которая находится сейчас в Художественном музее Принстона в США. Несмотря на приглашения, исходящие с самого высокого уровня (в 1926 году ему написал сам Ворошилов), Илья Ефимович так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями. Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства. Репин оставил в наследство не просто картины, а целые миры: мир Российской империи с нуждой и бесправием в «Бурлаках» и «Крестном ходе», мир далёкого прошлого в «Иване Грозном», мир борцов за свободу в «Отказе от исповеди», «Сходке революционеров», мир творчества и высокой мысли в портретах писателей, композиторов и художников. Илья Ефимович скончался в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Чуковский в 1937 году выпустил сборник мемуаров художника и статей об искусстве под названием «Далёкое близкое», неоднократно затем переиздававшийся.
{gallery}TXTS/2014/repin{/gallery}
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Таким был Ножиков
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
-
Самостоянье человека – залог величия его
Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
-
На изломе
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
-
Мы бережно храним их имена
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
-
«Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
-
Железнодорожники в тылу и на фронте
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
-
«Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
-
«Тихий Дон» навсегда
120 лет назад родился Михаил Шолохов.
-
Как воевали наши деды
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
-
«Дорога долгая была»
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
-
Его судьба – театр
15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
-
Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
-
И снова май, девятое число...
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
-
И победителей судят. (Рассказ)
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
-
В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
-
Дед Осип. (Рассказ)
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
-
Чародей военных песен Арсений Долматовский
5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
-
Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
|