НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-20-06-27-49
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных...
2025-07-01-10-18-32
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и...
2025-07-01-09-36-58
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
2025-07-01-10-24-11
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002...
2025-07-09-22-48-19
Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.

Миры Ильи Репина

01 Августа 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/repin как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

repin


Илья Ефимович Репин – талантливейший художник-реалист XIX века. Его картины – это грандиозные творения, которые пережили своего создателя. 5 августа 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения этого великого русского живописца.

Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Талант к живописи проявился рано, и первые навыки владения кистью Репин получил в топографической школе, где учили и чертить, и рисовать, а потом обучался у местного иконописца. Выполнив несколько заказов на роспись церквей, Илья Репин на заработанные деньги поехал в Петербург, чтобы учиться дальше. В 1863 году Репин поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил её.


Бурлаки


Первый колоссальный успех молодого художника связан со знаменитой картиной, появившейся на выставке в марте 1873 года: «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя.
О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях. Было это в 1868 году. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». В один из погожих летних дней художник Савицкий уговорил Репина отправиться с ним на этюды. Они плыли вверх по Неве на пароходе в весёлой компании, и тут молодой художник впервые в жизни увидел бурлаков, тянущих барку. Сцена эта, когда «люди впряжены вместо скота», поразила его, и он тут же решил писать эскиз.
Но для этого Репин вложил в картину несколько лет напряжённого труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Замысел картины изменился в ходе работы, действие было перенесено на Волгу. Репинские бурлаки – это не серая безликая масса, а портретная галерея ярких индивидуальностей. Каждый из них – это характер, личность, жизненная философия, биография.
Вот, к примеру, как рассказывает Репин в своих воспоминаниях о любимом герое картины – Канине: «...Да что все романы и все истории перед этой фигурой!.. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб, это не простак...Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протёртыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение. Много лет спустя я вспоминал Канина, когда передо мной в посконной, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде с сохой за лошадью Лев Толстой».
Законченная картина потрясла всех – и друзей, и недругов художника и сразу выдвинула Репина в первые ряды лучших русских живописцев. Полотно увидели в Петербурге, Москве, на всемирной выставке в Вене. Но отношение к себе она вызвала совсем неоднозначное. Например, ректор Петербургской Академии художеств отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства». Министр, оскорблённый видом «этих горилл, наших лапотников», настаивал, чтобы руководство Академии внушило «этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрёпанные онучи на показ Европе на всемирных выставках...».


Лучшие работы


Окончив академию, Репин, как лучший выпускник получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и в Италию. Первой работой художника после возвращения в Россию был «Крестный ход». Репин был мастером в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни. Картину можно разглядывать часами, замечая всё новые детали.
В 1882 году начался самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять – двенадцать лет Репин создал большинство своих наиболее известных произведений.
В 1885 году Репин завершил одну из самых известных своих картин «Иван Грозный и сын его Иван». Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решённая только двумя фигурами. «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное».
Консервативная часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».
Картину купил Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать её в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.


Борцы с самодержавием


Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвящённых революционной тематике. Это картины «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста» и другие. В центре образов – борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчуждённый от окружающей его человеческой среды. Самое значительное произведение на революционную тематику «Не ждали». Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отражённых на лицах революционера и членов его семьи.
Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов, художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи.
Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют портреты. За каждым изображением стоит незаурядная личность. Грабарь справедливо замечал, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».
Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта.


В «Пенатах»


После Октябрьской революции, когда Финляндия обрела независимость, художник оказался отъединённым от России в своих «Пенатах» – даче в местечке Куоккала на Карельском перешейке. В 1922–1925-м годах Репин создал едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу, которая находится сейчас в Художественном музее Принстона в США. Несмотря на приглашения, исходящие с самого высокого уровня (в 1926 году ему написал сам Ворошилов), Илья Ефимович так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями.
Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства. Репин оставил в наследство не просто картины, а целые миры: мир Российской империи с нуждой и бесправием в «Бурлаках» и «Крестном ходе», мир далёкого прошлого в «Иване Грозном», мир борцов за свободу в «Отказе от исповеди», «Сходке революционеров», мир творчества и высокой мысли в портретах писателей, композиторов и художников.
Илья Ефимович скончался в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Чуковский в 1937 году выпустил сборник мемуаров художника и статей об искусстве под названием «Далёкое близкое», неоднократно затем переиздававшийся.

{gallery}TXTS/2014/repin{/gallery}

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».