НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Христов воин

25 Августа 2011 г.

alt

«Свята Русь – по множеству угодников, воссиявших на земле русской. От Крещения Руси и до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где-либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую».

Святитель Иоанн (Максимович)

 

Некоторые из известных сподвижников обладали незаурядным даром слова. Их писания, дошедшие до наших времён и ставшие известными по их собственным письменным трудам, поучениям, рассказам, проповедям, особенно ценны тем, что мы осознаём и осознали, что слова этих людей никогда не расходились с делом, а «запечатывались» всей их прожитой жизнью.

Я вновь возвращаюсь к Оптинской Пустыне, ибо Оптинские старцы, составившие великую славу всей Руси, отличались совершенно исключительной глубиной духовной жизни, личной святостью, даром прозорливости. И хотя заботились они, прежде всего, о духовном очищении и спасении, приходившим к ним, но постоянно помогали людям в их житейских делах и невзгодах, находили выход из самых безысходных положений, кроме того, обладали даром исцеления и чудотворения.

К концу 17-го – началу 18 веков переводилось большое количество произведений западного лжемистического направления, которые были просто враждебны православию, необходима была наша святоотеческая литература.

Оптина Пустынь явилась в этот период противовесом всему происходящему, маяком для многих писателей и философов, в частности и Пушкину, и Лермонтову.

Глубокообразованные Оптинские старцы при поддержке митрополита Московского Филарета начали переводить с греческого и славянского на русский язык и печатать творения и жития выдающихся отцов церкви как древних, так и более современных. Напечатанные книги рассылались академиям, семинариям, библиотекам. И чтение этой недоступной до сих пор аскетической литературы становилось доступным всем духовно настроенным русским людям. Явление этих книг – огромное событие.

Особая заслуга принадлежала, конечно, таким подвижникам Оптинским, как отец Моисей и отец Антоний. Некоторые книги печатались по-славянски. Издательство это началось в середине 19 века. Библиотека, созданная отцом Моисеем, насчитывала в этот период уже около 5000 книг.

Все четырнадцать старцев Оптинских заслуживают особого почтения и уважения. Все они вызывают глубокое чувство восхищения своими житейским подвигами, но сегодня хочу рассказать о старце Амвросии. Это о его чудесах много говорят и рассказывают, как однажды, например, он отправил смертельно больному бутылку со святой водой и болезнь отошла. Но самое большое чудо – это его переводческие работы. Но об этом чуть позже.

Сынок родился

Двадцать третьего ноября 1812 года к священнику села Большая Липовица Тамбовской губернии съехалось много гостей. Большая суматоха стояла во дворе отца Фёдора. Народ толпился и в доме, и перед домом.

В семье священника, у его сына, Михаила Фёдоровича, и жены, Марфы Николаевны, Гренковых ожидалось прибавление – вот-вот сноха должна была разродиться. По деревенским поверьям отвели роженицу в баню вместе с повитухой и другими опытными и знающими помощницами.

У Михаила Фёдоровича – пономаря этой же Липовецкой церкви – уже было три сына и четыре дочери, но и восьмого ждали. Бабки деревенские, глядючи на живот Марфы, напророчили уже давно, что сынок будет. Так оно всё и вышло – Александр Михайлович родился.

Бойким, смышлёным и весёлым рос мальчишка. С удовольствием и рано начал учиться, читать по обычаю того времени по церковнославянскому букварю, часослову и псалтырю. Баловным больно был, за что его и недолюбливали. А он просто в силу своего резвого характера не мог по струнке ходить, как требовалось в строгой патриархальной семье. По праздникам Саша вместе с отцом пел и читал на клиросе.

В двенадцать лет отдали мальца в первый класс Тамбовского духовного училища, а после окончания поступил он в духовную семинарию. Учился очень хорошо, память имел отличную. Один из товарищей вспоминал: «Бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь заданные уроки, он же (Саша Гренков) и мало занимается, а придёт в класс, станет наставнику отвечать, – точно как по писаному, лучше всех».

Но после семинарии Александр не пошёл ни в Духовную академию, ни в священники. Вроде не спешил определить себя к какому-либо конкретному делу, как бы ожидая проявления особого призвания.

Молодой человек устроился в одну помещичью семью учителем, затем стал преподавать в Липецком духовном училище. Авторитет завоевал здесь быстро. Товарищи и сослуживцы полюбили Гренкова за весёлый характер, доброту, остроумие.

Однажды он простудился и тяжело заболел. И надежды на выздоровление никакой не было. И тогда Александр дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Выздоровел, но ещё четыре года никак не мог покончить с миром. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились у него укоры совести. Молился истово. Однажды, будучи в Липецке, гулял в лесу и, стоя на берегу ручья, явственно услышал в журчанье быстрой воды слова: «Хвалите Бога! Хвалите…»

В 1839 г. принял Гренков решение ехать на богомолье в Сергиеву Лавру. В этой же Тамбовской епархии, в селе Троекурове проживал известный в то время затворник – отец Илларион. Александр заехал к нему за советом и старец дал ему указание: «Иди в Оптину – ты там нужен».

Снарядив кибитку, Александр Михайлович вместе со своим товарищем по семинарии отправился на богомолье в Лавру поклониться иегумену земли Русской – Сергию.

…Прошло ещё какое-то время. Никак не мог Гренков решиться порвать с миром. Но после одного вечера в гостях, где было очень весело, шумно, многолюдно, когда вернулся домой, опять вспомнился ему данный Богу обет. Вот тут почувствовал он особое раскаяние и решил всё-таки бежать в Оптину без родительского разрешения, и даже не попрощавшись, ибо опасался, что уговоры ближних поколеблют его.

Благослови, батюшка

В Оптиной Александр застал самый расцвет монашества. Прибыл он в обитель 8 октября 1839 года, оставил извозчика в гостином дворе и сразу же поспешил в церковь, а после литургии – к преподобному старцу Льву: «Благослови, батюшка, на жительство в монастыре». Старец благословил и попросил переписать книгу с новогреческого «Грешных спасение», где речь шла о борьбе со страстями (впоследствии перевод книг на русский язык и станет его главным делом).

В апреле 1840 года Александра зачислили, наконец, в число братства и одели в подрясник. Некоторое время он был келейником у преподобного старца Льва и его чтецом, но и дел других никаких не чурался. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пёк булки.

В ноябре 1840 года перевели Гренкова в скит, где целый год был помощником у повара. Часто стал бывать у преподобного Макария – то благословляться относительно кушаний, то «ударять» к трапезе. При этом он всё время говорил со старцем о своём душевном состоянии.

Старец Лев полюбил молодого послушника. В конце жизни своей он сказал отцу Макарию: «Передаю тебе его из полы в полу, владей им как знаешь».

В 1842 году брат Александр стал келейником старца Макария, был пострижен в мантию и наречён Амвросием в честь Амвросия Македонского, а через два года рукоположили его в иеромонахи.

К сожалению, здоровье преподобного Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. В сильный холод поехал он для посвящения в Калугу. Опять простудился, что отразилось на его внутренних органах. С тех пор он никогда уже и не поправится по-настоящему. Но никогда он не унывал и частенько говаривал: «Монаху полезно болеть…»

Из-за болезни Амвросий вынужден был выйти за штат и стал числиться на иждивении обители как инвалид. Он еле передвигался, не мог совершать литургию. Не выносил холода. Задыхался. Пищу употреблял только жидкую и очень мало. В таком количестве, какое мог съесть трёхлетний ребёнок.

Не взирая на такое своё состояние, после некоторого отдыха старец возобновлял напряжённый труд – и так до глубокого вечера. Несмотря на крайнюю болезненность, день он всегда заканчивал вечерними молитвами.

Отец Амвросий остался в полном послушании у старца Макария, так как на него была возложена очень важная миссия – переводческая работа, приготовление к изданию святоотеческой литературы. Для этого дела отец Амвросий жертвовал своим коротким отдыхом. А вокруг себя он объединил духовно устремлённых интеллектуальных людей. Но все они, кроме литературных отношений, разговоров, дебатов пользовались и духовным руководством старца.

Игумен Марк рассказывал: «Сколько я мог заметить, отец Амвросий жил в это время в полном безмолвии или вёл душеполезные беседы в своей хибарке и вне её ограды».

Вставал старец в 4 часа утра для слушания утреннего правила. Затем принимал доклады келейников, причём так долго, что те едва держались на ногах, а сам старец временами лежал почти без чувств. После правила старец испрашивал прощение «елика во всём, в чём согреши словом, делом или помышлением» и благословляя отпускал келейников, что бывало нередко уже в полночь.

Но как он мог в изнеможении сил принимать толпы людей и отвечать на десятки писем? Как ? Мудрость старца простиралась далеко. Вникните, как он говорил о значении слова: «Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно может ранить и убивать, и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать». И он лечил словом.

Часто прихожане задавали ему неизменный вопрос: как жить? В таких случаях старец благодушно отвечал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем».

Как и все старцы Оптинские, отец Амвросий следовал учению православной церкви. И всё это проявлялось в издании в Оптинской Пустыни ряда творений святых отцов древности, затем в постоянном обращении к опыту, урокам и заветам святоотеческих писаний, в устных наставлениях ученикам и в обширной переписке. Переводных писаний за ним числится много, но самое главное – «Лествица», бесценное сокровище для духовного руководства.

Автор «Лествицы» преподобный Иоанн Лествичник жил в VII веке. Родовитым и образованным человеком слыл он в Константинополе. В 16 лет он оставил мир и поселился на горе Синайской. Сорок лет прожил в пустыне Фолу. Переписывал книги и читал. Оставил нам своё знаменитое сочинение «Лествица», поэтому и получил прозвание Лествичник.

В книге своей представил 30 видов добродетелей как ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству и через это – к блаженству.

«Не устрашайся, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твоё терпение.

… Путь спасения – нелёгкий путь, и всем без исключения приходится бороться и воевать за свою душу. Без искушений и трудностей не обходился никто. Самым великим подвижникам ведомы были моменты тяжёлой борьбы, испытаний и уныния.

… Ведь проще всего махнуть на всё рукой и идти широким пагубным путём. Так тяжело порой бывает, немилыми кажутся самые дорогие люди, хочется от всех бежать. А господь призывает к другому. Господь призывает к терпению».

Преподобный старец Амвросий «скорбел и болезновал душою о всём дорогом ему Отечестве и о благочестивых царях русских». Главным предметом его переживаний было ослабление православных устоев в жизни российского общества.

Слава о благочестивом и мудром старце шла далеко. Со всех концов России стекались к хибарке преподобного Амвросия бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Толстой, В. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, М. Н. Погодин, Н. М. Страхов и др. Отец Амвросий принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. Советы его нужны были многим.

Писатели, учёные, художники – все находили радушный приём и получали то, что исцеляло или укрепляло их душу, показывало смысл деятельного служения во славу Божию и для пользы своего народа.

По благословению Амвросия в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино, была устроена женская Казанская пустынь, в которую принимали неимущих и больных женщин, а также бездомных детей. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло уже более 500 человек.

И хотя старец Амвросий преподавал общее благословение, но принимал поодиночке и мужчин, и женщин, сохраняя тайну исповеди.

О всех чудесах, связанных с именем и деяниями старца, рассказывать можно много. Что касается исцелений, то им не было числа. Эти исцеления он всячески прикрывал. Прозорлив был отец Амвросий. Один из посетителей – иконостасных дел мастер – рассказывал: «Ехать надо было в Оптину за деньгами, необходимыми для строительства иконостаса, за довольно крупной суммой. Торопился я к заказчикам. А у старца народу в тот день тьма была. Не успевал к нему на беседу, а он сам вдруг вызвал, да продержал почти до ночи и ночевать велел. И на следующую ночь опять оставляет. И три ночи так меня оставлял. На утро третьего дня говорит: «Ну, теперь пора тебе ко двору, ступай с Богом! Бог благословит! Да по времени не забудь Бога поблагодарить». Удивился я его словам. Ничего не понял.

Только через два года позвал меня священник к умирающему. Прихожу, а тот как заплачет: «Прости мой грех! Я ведь тебя убить хотел… Когда ты из Оптиной запоздал на трое суток. Под мостом тебя три ночи подряд ждали. Да Бог тебя спас».

Без преувеличения можно сказать, что прославление преподобного Амвросия в год тысячелетия Крещения Руси и причисление его к лику святых и ещё целого сонма преподобных старцев Оптинских дают нам убеждение и веру, что Оптинская Пустынь и сейчас является настоящим училищем благочестия и веры.

Именно в Шамордино встретил час своей кончины старец Амвросий – великий молитвенник земли Русской, который при жизни исцелял, наставлял, призывал к покаянию.

Вспомним лишь некоторые наставления святого Амвросия:

– Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь…

– Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправить своё сердце.

– Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

– Читайте «Отче наш», но не лгите: «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…»

– Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

– Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт.

– Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

– Кто уступает, тот больше приобретает.

– Не люби слушать о недостатках других – у тебя будет меньше своих

– Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем моё почтение

– Господь дал молитву, общую для всех, совместив в этой молитве все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Только надо заботиться, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца нашего к Богу.

***

… Шёл дождь. Тысячная процессия сопровождала почившего старца Амвросия из Шамордино в Оптину Пустынь. Шёл проливной дождь, но свечи не гасли. Останавливались около каждой деревни и служили молебен. Уход старца Амвросия – христова воина за православие – из жизни был всероссийским горем для всех христиан. Память об этом великом молитвеннике земли Русской не угаснет. Случилось это 10 октября 1891 года.

(По материалам Свято-Введенской Оптиной Пустыни. «Преподобные старцы Оптинские. Житие и наставления», 2002 г.; Советы и пророчества Оптинских старцев. – М: Издательский дом «Фавор XXI», 2003 г.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.