НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

От строгой церемонии царских похорон отступили при прощании с Петром III

По инф. cyrillitsa.ru   
29 Сентября 2021 г.

Правила похорон русских царей всегда были жестко регламентированы. Социальное положение и власть возвышали их над обычными людьми, поэтому даже стандартные правила прощания, которые предписывала православная церковь, не всегда соблюдались. Но самое большое удивление у очевидцев вызвали похороны Петра III - там отклонение от правил было слишком большим.

От строгой церемонии царских похорон отступили при прощании с Петром III

Допетровская традиция

Как пишет в книге «Печальные ритуалы императорской России» М. Логунова, особенностью похорон допетровского периода являлось спешное захоронение тел. На протяжении XIV-XVII вв. старались хоронить на следующий день после кончины. На традиции спешного погребения в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа XVI-XVII столетиях» указывал и Н. Костомаров. Однако историк подчеркивал, что соблюдалось правило «24 часов» обычно летом. Оно и понятно – без бальзамирования тело усопшего просто нельзя было оставлять на жаре надолго.

Зимой с погребением не спешили. Если по каким-то причинам похороны откладывались, тело простого человека «во избежание зловония» выносили на ледник. Гроб с телом знатного и богатого покойника оставляли в церкви. Как пишет Н. Костомаров – «иногда дней на восемь». Самой распространенной причиной отсрочки похорон становилось ожидание приезда родственников или важных гостей. Так, на похороны князя Юрия Васильевича Дмитровского в 1472 году ждали Ивана Третьего. Пока он не прибыл из Ростова, тело Юрия стояло в церкви.

Сроки погребения царей после XVII века

При изучении более позднего траурного церемониала М. Логунова пришла к выводу, что правило «24 часов» при погребении царей сохранялось на протяжении всего XVII века. Хоронили не позже следующего дня после кончины, а если царь скончался после полуночи, то в тот же день. Так, царь Алексей Михайлович, почивший в 1676 году в ночь с 29 на 30 января, был похоронен 30 января. Умершую 3 июля 1704 года Софью Алексеевну похоронили 4-го. Федора Алексеевича похоронили также на следующий день после смерти – 28 апреля 1682 г. Одним из последних представителей династии Романовых, которого похоронили на следующий день, стал старший брат и соправитель Петра I Иоанн Алексеевич. Скончался он 29 января 1696 года, а был погребен 30 января.

Как пишет М. Логунова, обязательной была традиция выпуска специальной грамоты, которая оповещала о смерти и похоронах царя, а также о восшествии на престол преемника. Так, 30 января 1676 года стольнику во Владимир, воеводе Хованскому и донским казачьим атаманам направили грамоты о кончине Алексея Михайловича и воцарении его сына, Федора Алексеевича. В 1682 году 28 апреля донские казаки и атаманы получили грамоту о смерти Федора Алексеевича и вступлении на престол Петра Алексеевича. По ней войскам приказывалось «учинить царю верность присяги».

Миф о 40 днях

Однако во многих источниках встречается информация, что с XVII века русских правителей хоронили на 40 день. Это утверждение основано на данных Н. Костомарова, который писал, что «тело государя шесть недель стояло в домовой церкви в гробу». И каждый день, кроме воскресенья, над царским телом служили панихиду.

М. Логунова предполагает, что Н. Костомаров взял факт о 40-дневном ожидании погребения из трактата дьяка Григория Котошихина. Но при сравнении этого источника с другими сохранившимися документами возникают обоснованные сомнения – могло ли царское тело не предаваться земле 6 недель? Не исключено, что для подготовки склепа и могилы, а также для прибытия духовенства и важных гостей требовалось какое-то время, но вряд ли 40 дней. Столько ждать было просто нельзя из-за невозможности сохранить тело с помощью бальзамирования.

И всё же в истории погребения русских царей была ситуация, когда правителя хоронили даже не через 40 дней, а спустя месяцы. Речь идет о скончавшемся 19 декабря 1825 года в Таганроге Александре I. Кортеж с царским телом выехал из Таганрога лишь через 40 дней после смерти, а прибыл в Царское село – только в начале марта 1826 г. Столь длительная транспортировка, по мнению отдельных историков, и является причиной погребения царя в «залитом оловом» гробе.

От строгой церемонии царских похорон отступили при прощании с Петром III

Место, панихиды и «дневание»

При анализе исторических источников более вероятной кажется версия «24 часов». По обычаю петровского времени Романовы в день смерти (максимум – на следующие сутки) «смертные останки» переносили из Кремлевского Дворца в Архангельский собор (если хоронили царя или царевича) или в Вознесенский монастырь (если речь шла о погребении царицы или царевны).

В «Собрании древностей российских» Н. Новикова описаны похороны сына Алексея Михайловича. 16-летний царевич Алексей Алексеевич умер в 7 утра 17 января 1670 года, а на следующий день в 4 часа его тело на санях доставили в Архангельский собор. В храме гроб установили в центре, а после отпевания «заложили в землю» и накрыли плитой.

Перед погребением обязательно совершали панихиду. Ее служили после похорон ежедневно в течение 40 дней. При этом существовала традиция «дневания», когда 12 бояр, окольничих, думных дьяков и стольников «охраняли» захоронение.

Форс-мажоры

В редких случаях приходилось отходить от строго церемониала царских похорон. В книге «Тайны дома Романовых» В. Балязин упоминает о похоронах умершего 6 июля 1762 года «при невыясненных обстоятельствах» Петра III.

В качестве места погребения была выбрана Александро-Невская лавра, а не Петропавловский собор. Ночью с 7 на 8 июля царское тело доставили в Александро-Невскую обитель, где оно «стояло в гробу до 10 числа». Царя положили в скромный гроб, в мундире без орденов и шпаги. На руках царя были надеты длинные кожаные перчатки. В караул поставили несколько солдат и младших офицеров.

Шедшие проститься с императором люди поражались не только скромному убранству и небольшому караулу, но и «черному лицу царя». В результате удушения и большой потери крови лицо императора действительно было очень темным. Петра III отпели в Благовещенской церкви и сразу же предали земле рядом с Анной Леопольдовной. Во время похорон не было ни оружейного салюта, ни колокольного звона. Еще одно существенное отступление от правил произошло уже в конце 1796 года. В декабре по распоряжению Павла I «убиенного царя» перезахоронили рядом с Екатериной II в Петропавловском соборе. Как пишет в книге «Император Всероссийский Павел I Петрович» А. Семенова, впервые в истории была проведена «сокоронация» – Его Величество Павел I «возложил на гроб родителей» императорскую корону. Посмертным венчанием родителей он аннулировал результаты дворцового перевода 1762 года и реабилитировал покойного отца. По свидетельствам очевидцев, оба гроба стояли в соборе «для поклонения» 2 недели. И только потом венценосную чету предали земле.

Какими бы ни были похороны – скромными или пышными, почившему человеку уже все равно. Вся обрядовость и ее соблюдение ведь важны живым людям. А о покинувших этот прекрасный мир нужно сохранять, говорят, добрую память. Только все ли достойны доброй?

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!