НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-1-
С 1 сентября в России вступит в силу обновленный список заболеваний и патологий, с которыми нельзя садиться за руль.
-telegram-whatsapp-
Больше всего преступлений в России с использованием соцсетей и мессенджеров совершаются через зарубежные Telegram и WhatsApp.
2025-07-23-01-56-01
Ему было 76 лет. Недавно Осборн дал прощальный концерт в родном Бирмингеме вместе с Black Sabbath, одним из основателей которой он был. У него была болезнь Паркинсона.
2025-08-05-19-09-28
Народный артист РСФСР Юрий Назаров заявил в беседе с изданием «Абзац», что получает около 70 тысяч рублей пенсии.
2025-08-06-10-46-43
Экстравагантный "бизнесмен-христианин" Герман Стерлигов анонсировал открытие в России... невольничьего рынка. Шокирующее объявление он опубликовал в Telegram.

Как ориентировались летчики до изобретения навигационных приборов?

По инф. Парламентской газеты   
24 Марта 2021 г.

Как лётчики раньше прокладывали маршруты в полёте? Конечно же, ориентировались в воздухе по земным объектам. И это было ох как непросто.

24 марта в России отмечают День штурманской службы ВВС России. В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

Специальные службы в военной авиации — метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая — появились во время Первой мировой войны.

В то время ещё не существовало точных приборов, которые помогали лётчикам прокладывать маршрут, находясь в полёте. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой лётчику направление дальнейшего полёта. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полётов, следить за исправностью навигационного оборудования самолётов и аэродромов, а в случае необходимости — ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолётов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолётах с развитием техники всё чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы вооружённых сил РФ внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем отечественной штурманской службы.

В 1933 году он стал главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 1940-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

Сегодня, по данным Минобороны, в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысяч штурманов различных родов авиации. Основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Еще интересно:

По инф. Парламентской газеты

  • Расскажите об этом своим друзьям!